Коротко
С одной стороны, подаёт привлекательные и реалистичные образы христианского быта; выступает за семейность, материнство, за искреннюю и честную любовь. Но при внимательной оценке оказывается популистским и антицерковным произведением, подспудно осуждающим христиан и подающим им идеи противоречащие Преданию Церкви.
Подробно
«Страсти по Матвею» — это художественный фильм с православным фоном, посвящённый словам апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал, звучащий» (1Кор.13, 1). Фильм снят дружелюбно к православной традиции, но не соответствует заявленному возрастному цензу. Так что мы видим не только забавные реалии церковной жизни, но и картины в красках, показывающие что из себя представляет «совет нечестивых» (Пс. 1, 1). У данной картины я выделяю два смысловых уровня, второй из которых и главный, является неприемлемым для христианина и не более чем популистским вбросом авторов фильма, раскрытию чего и будет посвящена рецензия.
Главные действующие лица:
1) Матвей – поповский сын, семинарист. Основной движитель сюжета и по факту вторичный персонаж, т.к. совершенно безволен, и единственный из четырёх героев, кто не меняется к концу фильма. Матвеем сначала руководит отец, а потом и порочная женщина Агата: она подаёт ему пить, и он пьёт, курить, и он курит, предлагает покрасить волосы, и он подставляет голову, в конце концов обуреваемый блудом он бросается на неё, т.к. и для того ей был дан повод ранее.
2) Отец Феодор – священник храма, где алтарничает Матвей, на начало фильма разводящийся с супругой. Важный, хотя и плохо раскрытый герой, на примере которого зрителю подкидывают мысль о том, что брак ради священства не имеет под собой любви.
3) Агата – выпускница художественного вуза. Выступает как образ «порочной женщины», подобных которой чурается Церковь. Ярко раскрыта: никотин, алкоголь, блуд, андерграундная и нецензурная речь. Большую часть фильма вызывающе одета, выставляя на показ своё тело, сопровождая это вульгарным поведением (напр. сцена в машине, когда ногами машет, будучи в коротенькой юбчонке).
4) Роберт – любовник Агаты, самовлюблённый нарцисс, полностью разделяющий образ жизни своей пассии, которой и манипулирует. Вероятно, главный герой повествования, т.к. не единожды растёт над собой в течении фильма, значительно меняясь к концу, чего не скажешь о других лицах. К сожалению, плохо раскрыт и невыразительно сыгран.
По сюжету отец Матвея ставит сына в неординарную ситуацию – он должен жениться к концу месяца, чтобы продолжить священнический род, а заодно заполучить храм в денежном районе Москвы. Поясню что представители белого/женатого священства чтобы стать священниками должны жениться, что большая забота для учащихся семинарий, т.к. учиться недолго, а жениться лучше на 2-3 курсе, наблюдать за этим забавно и одновременно грустно, ибо поднимается проблема брака по расчёту. С недавнего времени, в связи с участившимися разводами в священнической среде, потенциальным жёнам подаётся присяга, где она расписывается в том, что имеет в виду сложности такового брака. Развод для священника трагедия, т.к. в Восточной Церкви запрещено второбрачие для священства, что иногда становится причиной ухода из сана. «Борьба за храмы» тоже не выдумка – даже во времена советских гонений храмы Москвы всегда были прибыльными, что позволяло комфортно жить священству, соответственно и по сей день некоторые пытаются прорваться или поставить «своих» в Москве. Благо недавно патриархией был поставлен ценз для священства и попасть в клир Москвы могут только окончившие магистратуру семинарий («академию» по старинке), а не удачливые лица в том числе из стран ближнего зарубежья, благодаря чему в Москве теперь действительно хорошие пастыри, а не засилье «чудаков», как говорят в академической среде.
Пытаясь угодить отцу, Матвей подпадает под влияние Агаты – женщины ведущей дурной образ жизни и находящейся в тяжёлой ситуации, – она беременна и боится в том признаться любовнику. Чтобы развеяться она увлекается Матвеем, сначала вовлекая его в свою неприличную жизнь, а потом и соприкасаясь с его.
И так мы подошли к первому, поверхностному смысловому уровню фильма. На этом уровне ключевым разговором является тот, где Матвей цитирует известные слова апостола: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится…», (1Кор.13, 4-8) что вызывает диспут с друзьями Агаты. Они заявляют ему что они-то как-раз живут по этим словам, а он и ему подобные окружили себя «правилами». Церковному человеку здесь очевидно, что на самом деле они понятия не имеют о смысле слов святого апостола и путают труд любви, со вседозволенностью проходящей влюблённости; что же ещё хуже, так это профнепригодность Матвея, который ни коим образом не только им этого не объясняет, но и сам даже не знает о чём речь.
Точка в этом диалоге ставится под конец фильма, когда Матвей кричит в глухие окна абортария, несчастной Агате что он понял о чём те слова, любит её и готов взять с ребёнком от другого мужчины (что станет для него каноническим препятствием ко священству). Исполнить эти слова ему не даётся, ибо его слышал Роберт и в нём происходит финальная перемена. Путь Роберта таков что от эгоиста, наблюдая за простотой Матвея, он больше и больше располагается к Агате. Благодаря алтарнику он видит на деле что значит «не превозноситься и не искать своего» в итоге поднимаясь к Агате и препятствуя совершению преступления по отношению к неродившемуся чаду. Оканчивается всё тем, что Агата с ребёнком на руках приходит в храм к Матвею попрощаться, после чего уезжает с Робертом.
В данной концовке мы видим посыл, что вера «не доказуется, а показуется» – Матвей в порыве сердца, делом показал Роберту, что значит любить, что стало причиной чуда – с одной стороны чуда рождения самого Роберта, как нравственного человека, а с другой рождения ребёнка. Перемены Агаты менее выражены, по сути, все они завязаны на Роберте – она принимает тот вид, который задаёт Роберт (что лежит в православной парадигме, но не светской). Отец Феодор, также будучи в курсе дел Матвея переосмысливает свой брак, это не спасает его от распада, но в финальной проповеди он произносит оду любви, предшествующее осознание которой видимо даёт его душе мир, который мы и видим по его лучистому лицу. Так что коротко эту концовку можно охарактеризовать как «любите друг друга и в вашей жизни будут чудеса».
Но основное послание авторов раскрывает себя в конце картины, в проповеди священника Феодора, когда звучат слова: «В нашей общине есть место для каждого», «Мы привыкли делить мир на своих и чужих». В этом контексте Агата – это не просто персонаж повествования, а образ целого общества людей, стоящих вне церковной ограды. Замечу, что, уже родив, Агата так и не одевает брачного кольца, что говорит либо о том, что она, зарегистрировав брак, частично, но осталась в рамках вне церковного мировоззрения, либо они вообще не в браке с Робертом. Я склоняюсь к последнему и в этом мы видим неприемлемый посыл, что в общину должны быть приняты и блудники. Тот же апостол говорит о том, что с таковыми и общения желательно избегать, а только вразумлять, держа на товарищеском расстоянии. К сожалению, в светском мире к блуду отношение терпимое, так что вынужден обратить внимание что в том же послании, где звучат слова о любви, есть и перечисление грехов к смерти (1Кор. 6, 9-10), где блуд стоит в одном ряду с «хищничеством» - кражами, разбоем. В Древней Церкви известны случаи, когда приход узнав кто пожертвовал им деньги на храм, сложившись по новой возвращал таковым преступникам их ценности, лишь бы не иметь с ними ничего общего.
Замечу, что слова отца Феодора, по моим наблюдениям, «очевидны» внецерковным людям, так что можно заключить, что они обращены к христианам, которые, по мнению первых, недостаточно толерантны. Таковым мало того, что их поминают на каждом вечернем богослужении в словах об оглашенных; им мало что о каждом таком христианин может молиться в вечернем правиле; мало что им не препятствуют во входе в храм и не распространяются долговременные прещения за тяжёлые грехи – они хотят, чтобы в церковное общество они были приняты со всем тем, с чем апостолы призывают бороться, как если бы то было нечто незначительное. Несколькими признаками присутствия человека в Границах Церкви является то, что человек причащается в нераскольничьей Поместной Церкви и находится с ней в единомыслии, очевидно, что ни Роберт, ни Агата в ней не состоят, так что даже под вопросом крещёные ли они. Последние погрелись у её свечи и… уехали, о большем фильм не говорит.
Итого, «Страсти по Матвею» произведение с отталкивающими картинами распутной жизни молодёжи столицы и с безвольным центральным персонажем только своим видом, подталкивающим людей к преображению. Авторы не дают весомых объяснений перемен людей, оставляя всё на откуп нетребовательного зрителя, что может навести его на ошибочную мысль - «главное, чтобы человек был хорошим», в которой не только под вопросом определение понятия «хорошо», но и обесценивается добродетель в принципе, т.к. вес она имеет лишь в том случае если заслуженная, если к ней приложен труд. На первый взгляд фильм показывает исключительность и благость церковных людей; призывает к материнству/отцовству, но при глубоком взгляде раскрывается одобрение антицерковного поведения и до бесконечности толерантного отношения ко греху. Оказывается, что главным героем повествования является зритель-христианин, которого авторы произведения тонко подводят к мысли о принятии беззаконий. Христианина не нужно учить быть доброжелательными с людьми, ибо сказано: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12, 18) и уподобляясь Богу они желают спасения каждому. Но сказано и «Наблюдайте, … чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца» (Евр.12, 15-16), что видимо не по нраву авторам некоторых фильмов. Считаю фильм «Страсти по Матвею» ещё одним бестолковым произведением современного кинематографа, где не только дурные идеи прививают, но так и не научились снимать, подменяя качеством картинки плохой сценарий и непроработанных персонажей.