Учит, что блюз и связанный с ним магизм является важной частью культуры афроамериканцев; учит, что негры должны обособляться от белых и строить свои города; учит, что преступность допустима, если ты унижен. Кроме того, фильм наполнен сценами совокуплений, одна из которых просто вводит в недоумение своей бессмысленностью. Фильм является псевдоисторическим и путанным в собственном содержании.
«Хочешь жить? Отправляйся в Маунд-Байу и живи среди порядочных чернокожих».
«Грешники» – псевдоисторический фильм ужасов, снятый чернокожим режиссёром, с преимущественно чернокожими актёрами, для чернокожих. Как и подобает подобным фильмам, мы видим темы жестокого отношения к неграм в первой половине XX в., начиная от нарушения прав, до линчевания. Но проблема в том, что в данном фильме это выполнено бесталанно и выглядит как намешанное в кучу, отчего первая половина фильма смотрится просто как дурацкое кино, а вторая уже как сумасбродное, потому что переходит от псевдоистории к нездоровому фантазёрству. Итого фильм скорее в жанре артхауса и вообще не должен был быть кому-то известен. Тем не менее он вышел на большие экраны и даже наделал шума. В данной рецензии мы постараемся дать краткий нравственный разбор и исторический с подведением итога, стоит ли этот фильм смотреть детям и взрослым.
Сразу отметим, что, как было замечено выше, фильм суть набор тем, намешанных в кучу, отчего проследить логику повествования очень тяжело. В силу же бесталанности авторов в фильме также нарушены смысловые связи и есть противоречия, в результате чего возникают проблемы с выставлением конечной оценки.
Начнём с центральной темы сюжета, чтобы появилась хоть какая-то ясность. Сюжет строится вокруг магии вуду, где главный герой является харизматом – человеком с даром призывания духов. Но к его беде рядом оказывается ирландский вампир, для которого человек с таким даром является шансом, чтобы особым образом пережить своё прошлое, и он решает добраться до молодого человека.
Историчность повествования и ангажированность произведения.
Первое, что бросается в глаза, это что на 20 чернокожих приходится 1 белый актёр. Нам показывают, что чернокожие собирают хлопок, но нам не показывают, для кого и чтобы за ними следили, отчего складывается впечатление, что они трудятся на себя. Более того, когда герои приезжают в город, то там нет ни одного белого человека, но есть, например, семья китайцев. Негры предоставлены сами себе и совсем не похожи на тех забитых людей, которых мы видим в фильмах той эпохи, хотя бы в «Скованные одной цепью». Напомню, что время повествования фильма 1932 г., когда в некоторых англоязычных городах всё ещё были людопарки, где негров держали в клетках и посетители смотрели на них как на животных. Линчевание негров в то время было жестоким и поспешным, тем не менее нам показывают, как один из героев на улице стреляет из пистолета и ходит потом по ней совершенно безнаказанно. На весь фильм только один положительный персонаж с белым цветом кожи, в то время как все остальные куклуксклановцы и вампиры.
Идеи фильма и нравственное поведение.
В идейном плане фильм нельзя назвать воинственным или откровенно пропагандистским, тем не менее показанное может рассматриваться как пример для подражания. Первое, с чего начинает автор, и, возможно, главное – это мысль, что у афроамериканцев есть своя культура и, более того, она достойна того, чтобы отринуть христианство. Так, мы видим, что харизмат является сыном протестантского пастора, но авторы настойчиво его склоняют к тому, чтобы он и дальше увлекался блюзом, музыкой, корнями уходящей в практики вуду. Доходит до того, что нам показывают мистическую вакханалию, где под музыку юноши танцуют духи прошлого и даже будущего. Но ничего подобного не происходит в отношении христианства, так что даже молитва не помогает от вампира. Более того, авторы сталкивают культуры, показывая, как бы что есть «их культура», а есть «наша», на примере музыки, играемой во время танцев: негры танцевали под блюз, а вампиры уже под ирландский мотив слип-джиги, песни с неприличным содержанием (Rocky road to Dublin).
Следующие идеи, что выделяются на общем фоне, будет посыл, что негр должен жить среди негров, конечно, по причине того, что нарушаются его права, а не потому, что они расисты; и что в мире несправедливости униженным можно также опускаться до несправедливости, так что герои фильма – братья-преступники, начальный капитал заполучают нечестным трудом. Последнее уже противоречит идеям Мартина Лютера Кинга – «национального» героя чернокожих.
Из последнего вытекает и нравственный облик героев. Про винопитие и курение умолчу – их в фильме хоть отбавляй, зато производит особое впечатление развращённость происходящего. А именно в фильме происходит несколько сцен сексуального характера, где люди целуются не только в губы (сцена «альтернативного» удовлетворения женщины), интимных касаний и последующих совокуплений. Кроме того, в фильме это выражается и в диалогах, например когда белая женщина одному герою говорит с претензией, что его отношение изменилось к ней, хотя когда-то он очень жарко оказывал ей услуги орального секса.
Особняком стоит тема нечистой силы, но в ней авторы уже противоречат сами себе. Так, в начале нам показывают, что вампир – это уже и не человек, а нечто, что заняло тело человека и только что и живёт кровопролитием, а в конце фильма нам показывают обратное, что с вампиром можно даже договориться и тот будет честно исполнять слово. Тема вампиризма могла бы иметь хороший образный характер, но авторы всё спустили на корню.
Итого фильм «Грешники» мало того, что распутный, так ещё и пропагандирует магию, а происходящий в конце расстрел расистов «чёрным Рэмбо» является уже вишенкой на торте той псевдоисторической сказки, что придумали себе авторы. Снимать фильмы, посвящённые несправедливости – хорошо, но, как и всякое произведение, им прилично и быть хорошо исполненными, чтобы зритель не ломал голову над заложенным содержанием, с чем у данного фильма серьёзные проблемы. Противоречие идеям великого проповедника ненасилия Мартина Лютера с акцентом на обособленности делает фильм так и вообще преступным. К просмотру детьми фильм недопустим даже со взрослыми, а взрослым же этот фильм бесполезен.
Картинка и игра хорошие, но отвратительный сценарий и как следствие подача идей. Множество противоречий.