Коротко
Учит, что праздник без питейного — не праздник. Учит, что празднику приличествуют шум и суета, а также чудачества и обжорство. Учит, что чудеса бывают, но для этого нужно упиться до беспамятства. Примером для подражания показывает двух серых людей, живущих блудом, способных одним днём вытереть ноги о своих любовников и бросить всё ради человека из ночного приключения.
Подробно
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — советская комедийная драма для взрослых в поджанре новогоднего чуда, горячо любимая как в СССР, так и в сегодняшней России. Успех картины, отметившийся фантастическими просмотрами у советских граждан и по сей день вызывающий отклик, очевидно, вызван талантом съёмочной группы и режиссёра, которые смогли сделать кинокартину «продолжением стола». Так мы видим, что в фильме красные и пьяные рожи, и у зрителя; в фильме стол ломится от яств и питейного, и у зрителя; в фильме пьянство сопровождается страстными выходками и дебошем, и у зрителя; и т. д. вплоть до того, что как в фильме герои живут серой жизнью с нелюбимыми людьми, так, видимо, и зритель. Таким образом, рассматриваемый фильм — это не просто любимое произведение тысяч людей, набившее оскомину, но и зеркало жизни, показывающее падение и несчастье отдельного человека, так и целого общества.
Далее проведём краткий нравственный анализ произведения, его идей, с последующим выводом.
Необходимо отметить, что если в жанре «Рождественского чуда» герой произведения претерпевает внутренние перемены, допустим, он отказывается от греха жадности и обращается к добродетели щедрости, то «Ирония судьбы» нам показывает нечто иное. Во-первых, в фильме нет «внешнего» чуда, как, например, вмешательства сил духовных, но всё ограничивается случаем, когда герою просто повезло, что в Ленинграде есть квартира аналогичная, как у него в Москве, да ещё с точно такой же личинкой замка; во-вторых, и главное, герои фильма не меняются к лучшему, всё, что нам показывают, это как если бы две счастливых собаки однажды встретились, да и влюбились друг в друга. Но люди же не собаки — люди не строят отношения одним днём. Тем не менее в душе зрителя это находит отклик, что говорит о том, что человеку, во-первых, близки проблемы героев, а во-вторых, он бы и сам рад, чтобы однажды, в результате «чуда» (вероятно, необыкновенной пьянки), всё бы само собой решилось. Вероятно, что даже так, чтобы больше нелюбимая жена просто покинула квартиру, а вместо неё приехала прекрасная знакомка одной ночи.
Особого внимания требует рассмотрение образов праздника в фильме, а точнее его отмечания. Так мы видим, что люди, во-первых, находятся в предновогоднем кураже: радуясь свободному времени, они улыбаются, шутят, смеются, общаются и для улучшения качества всего этого много пьют алкогольного. Во-вторых, мы видим чудачества, некие выходки, на которые бы человек в обычное время не решился, которые по идее хоть и не должны быть спровоцированы алкоголем, но в фильме таковы. В-третьих, мы видим, что герою благоволит удача, ведь не многим бы так повезло с квартирой. В-четвёртых, мы видим образы изобилия — столы ломятся от яств. В-пятых, мы видим алкоголь как важный элемент достижения экстаза — выхода из себя, возможно, даже усиления своих чувств и способностей, в силу того, что алкоголю свойственно ослаблять естественные нравственные барьеры.
С горечью в сердце необходимо констатировать, что предложенные в фильме примеры отмечания праздника глубоко деструктивны. Во-первых, в глаза бросается, что во всех примерах так или иначе присутствует алкоголь, вещество, которое ослабевает контроль человека над собой. Во-вторых, половина примеров направлена на бесконечное раздражение человека, на то, чтобы он осуетился, перестал быть собранным, внимательным. В-третьих, мы видим гору еды, но её некому есть, что наводит нас на мысль о чревоугодии. Особо отметим, что при глубинном рассмотрении мы можем предположить, что авторы, может быть несознательно, но имели в виду, что для достижения чуда в жизни человека ему необходимо выйти из себя, стать, если хотите, менее телесным, с тем чтобы силам духовным было легче им управлять, направлять. Но тогда возникает вопрос: к каким таким силам обращается человек, если при этом он пьянствует, обжорствует, ссорится, блудит?
Таким образом, проводя параллель с близким фильму жанром чуда Рождественского, мы видим тревожные разногласия. Там, где Рождественскому чуду приличествует внимание и сосредоточенность как к своему внутреннему человеку, так и к окружающим событиям, персонажи фильма спешат, шумят, поступают опрометчиво, ругаются. Если в ожидании первого человек часто ограничивает себя в питании и зрительных образах, то здесь мы видим, что герои буквально жрут как свиньи и опиваются до беспамятства. Если в первом случае человек бережёт время для особых, неспешных бесед, одухотворяющих душу песен, а сэкономленные деньги раздаёт нищим, то в фильме мы видим, что внутренняя сокровенная радость праздника подменена внешней шумной пустотой и мимолётными красками, озвученная грустными песнями. И всё это по замыслу авторов приводит к «чуду», которое осчастливливает человека, который и палец о палец не ударил — само собой. С этим «чудом», к сожалению, нога в ногу идёт и чужое несчастье, когда, казалось бы, ни в чём неповинные люди, возможно, искренне влюблённые, одной ночью становятся униженными, оскорблёнными и оказываются никогда ненужными, может быть, кроме тех случаев, когда требовалось утолить свою похоть.
Итого, на мой взгляд, фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» невозможно смотреть без слёз. С одной стороны, в нём нам показывают глубоко несчастных людей, которые сами не любят и выстраивают пустые отношения, живут серыми буднями, а день Нового года всё это выводит наружу. Нам показывают слабых и никчёмных людей, которые суетятся и не способны остановиться, а чтобы почувствовать радость, они вынуждены прибегать к ещё более разгоняющему их зелью, на короткое время выбивающее их из сулящей холодом обыденности. Нам показывают, как эти блудники, бросив своих любовников, сходятся вместе, и авторы выдают это за «чудо», повод для чаяний. И что самое ужасное – всё вышеописанное находит отклик в сердцах зрителя. По большому счёту «Ирония судьбы» это хорошо снятый фильм для маргиналов, людей, живущих плотью, для которых «чудом» является бесконечный процесс поглощения пищи и бесконечная же череда смены любовников. О таковых давно сказано, что они живут в мире, где всё «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». За время новогодних празднеств фильм «Ирония судьбы» показывают по телевизору не меньше десятка раз, что свидетельствует о нём как о лакмусовой бумажке общества, показывающей истинные его ценности и надежды. Считаю этот фильм невозможным к просмотру здоровым человеком, так как последнего будет преследовать непроходящее чувство омерзения от бесконечных пьяных рож, неуважения к личностям людей и ложных образов праздника, приводящих ни к чему, кроме как к унынию.