Учит, что человек, не испытывавший свою веру, может быть лёгкой добычей еретиков и раскольников. Открытой концовкой путает зрителя догадками, уравнивая больше часа диалогов с болтовнёй. Пытается напугать зрителя тёмными комнатами и кровью, только усиливая уныние, а то и скуку.
«Еретик» – триллер с элементами ужасов, где повествование крутится вокруг миссионерок мормонов, которые попадают в дом-ловушку к пленителю и убийце. Много времени в фильме занимают разговоры, в которых злодей искушает девушек, заставляя сомневаться в своей вере, и, на мой взгляд, это самое интересное, что есть в фильме, но, к сожалению, авторы решили злоупотребить ужасами, так что в итоге получилось «ни рыба ни мясо».
Фильм может быть интересен людям, которые интересуются религиями, но вряд ли тем, кто в них разбирается. Дело в том, что аргументы мистера Рида (злодей фильма) легко развенчиваются и могут усомнить лишь неразборчивых людей. Аналогично и с выводом преступника, который легко развенчивается, если вывести его из теоретических измышлений. Рассмотрим же и первое, и второе.
Первым аргументом мистер Рид выводит девушек из равновесия, задав вопрос о мормонизме, дискредитирующий историю их секты. К удивлению зрителя, миссионеры не только не имеют необходимых знаний для ответа, но и теряют самообладание от вопроса, который мормонам должен задавать каждый встречный, что вкупе наводит на мысль о том, как они могли быть допущены к миссии. Затем он их искушает словами, что мормонизм не более чем осколок христианства, который в свою очередь откололся от иудаизма, после чего добивает историческими сводками на то, что тема воскрешения встречается во многих древних религиях. Так мистер Рид подходит к выводу, что, если в тройке основных монотеистических религий (иудаизм, ислам и христианство) прослеживается преемственность, и она вьётся аж с доисторических времён, то есть некая пра-религия, и мало того, он её воссоздал. Далее преступник путает девушек, создав мнимую дилемму с двумя дверьми, на которых написано «Вера» и «Неверие», но которые ведут в одно и тоже подвальное помещение, где он разыгрывает сценку с воскрешением пророчицы. Из последнего нам предлагается сделать вывод, что всякому человеку необходимы «чудеса», которые и сподвигают его к акту веры и выбору религии. Но Рид в конце концов вспоминает парадокс Чжуан-Цзы, в рамках которого человек не может знать, что правда, а что нет (кто кому снится: Чжуан-Цзы бабочке или бабочка Чжуан-Цзы – всё есть сон), тем самым возведя ситуацию в апофеоз, где человек сам себе судья. Вывод же мистера Рида банален – цель всех религий — это контроль, и он просто основал ещё одну религию, где женщины добровольно ему подчиняются.
Далее фильм усложняется элементами, которые можно толковать двояко: мистер Рид либо чудотворец и действительно научился воскрешать, либо безумец; сестра Пакстон сбежала, либо умерла. Но в целом это уже не имеет значения, потому что Рид не раскрыл дорогу к своим силам, если таковые и есть, но только показал путь, как во всём разувериться.
Таким образом, мы имеем основания, чтобы подчеркнуть положительную сторону фильма, что хоть и веру, но тоже нужно испытывать; что сомнения важная часть познания; что неиспытанный ненадёжен на своих путях; что малообразованных нечего подпускать к миссии. Но в целом фильм оказывается легковесным триллером, скорее путающим зрителя, чем помогающим в чём-то разобраться.
Итого «Еретик» — это развлекательный фильм, где посредством выводов критического богословия зрителя смущают измышлениями безумца, который якобы сделал открытие, но какое не сказал. Подвешенные выводы и смысловой тупик грозят тем, что человек, пошедший аналогичным путём, упрётся в гностицизм, суеверия и раскол. Сцены жестокости в фильме видятся бессмысленными, от чего ещё более отвратительные. Открытая концовка подталкивает к унынию. Разговоры в целом рассчитаны на нетребовательную публику. Считаю просмотр данного произведения пустой тратой времени и скорее вредным, чем полезным.
Картинка красивая, за диалогами интересно следить, но в конце концов возникает чувство камерности и навязывания ложных, несерьёзных идей.