Учит, что лучше простой быт на родине, чем медные трубы и злато на чужбине; что дружба и знакомства дороже денег; что профессионализм и чадородие не противостоят друг другу. Учит, что чудеса могут быть в жизни каждого, но в жизни смиренных они повсеместны.
«Мимино» – грузинская комедия и сказка для взрослых с классическим сюжетом о герое, который отправился в странствие и вернулся целостным. Главная мысль фильма, что человек может быть счастливым только на родине, раскрывается посредством картинок печали, возникающих в душе героя, тянущих его обратно в противовес карьерному успеху. Фильм наполнен событиями, ряд из которых почти неосуществим в жизни (например, фантастическая встреча Валико и Нугзара, а также встреча Валико и Волохова), что вкупе с детским поведением некоторых героев прямо указывает, что произведение не нужно смотреть как документальное, но как сказку, рассчитанную на людей, которые больше не дети умом, но чисты и непосредственны сердцем. Зритель преодолевает сказочное путешествие вместе с героем фильма Валико (Мимино), попадает с ним в притчевые ситуации и, предположительно, как и он, должен перемениться.
Я выделяю в фильме три основных нравственных темы: упомянутую выше, что человек может быть счастливым только на родине, и темы дружбы и семьи.
1. Первая тема, как ни странно, но актуальна для Грузии. Так, Грузинская Православная Церковь много лет как убеждает своих чад не покидать отчизну и порицает тех, кто зарабатывает на стороне. В фильме этот вопрос обостряется на примере Валико и Нугзара. Как мы помним, последний – это грузин, покинувший родину и работающий в Москве, бесхребетный лжец и прелюбодей. Своего обострения ситуация достигает на словах Нугзара, когда он осуждает Валико, дескать, он не достоин имени «грузина». Немного позже, когда мерзавца выведут на чистую воду, нам станет ясно, что на самом деле он подлец и соблазнитель, и что именно он недостоин именоваться «грузином». Зрителю несложно сопоставить, что падение нравов и отъезд с родины как-то связаны.
Апогеем этой темы становится душещипательный разговор Валико с мужчиной из Тель-Авива, когда в результате ошибки телефонистки Валико общается с грузинским эмигрантом. Уроженец Кутаиси Исаак, услышав голос земляка, просит его поговорить с собой, от печали по родине в итоге расплакавшись. Валико не кладёт трубку, пока у него не кончатся деньги, и вынужден в итоге идти пешком из города до аэропорта. Вероятно, это было последней каплей в решении героя вернуться в родные края.
2. Тема дружбы наиболее развита в фильме. Нам показывают отношения Валико и пса Зарбазана, потом Валико и Рубика, в конце тема дружбы раскрывается на примере Волохова со своим сослуживцем, которого он сказочным образом путает с отцом Валико. Пожалуй, главное, что мы можем вынести из этих примеров, это то, что дружба – это необязательно взаимопонимание, т. к. Валико и Рубик постоянно спорят, а о единомыслии с псом и речи быть не может. Дружба в «Мимино» – это взаимопомощь искренняя, жертвенная, в ущерб себе. Особенно красиво раскрывается эта тема под конец, когда скромность и смирение Валико открывают ему дорогу в большую авиацию.
3. Тема семьи главным образом раскрывается на примере Рубика и Светланы (адвоката). Так, мы видим, что Рубик не только купил подарок сыну, но и заботится о его качестве. Позже Рубик интересно рассуждает о воспитании, когда говорит, что Комарова хорошо, что не пришла, потому что воспитанные женщины по ресторанам с малознакомыми мужчинами не встречаются.
Светлана являет нам пример молодой матери. Мало того что она выучилась на достойного адвоката, будучи ещё беременной, так мы видим и поддержку семьи, интересно, что со стороны мужской её части.
Из отрицательного в фильме отмечу традиционные для советского кино спиртные напитки и курение.
Отдельного внимания достойны известные слова Мимино о Ларисе Ивановне. Я считаю, что их нельзя рассматривать вне концепции самого фильма, как добродушной комедии-сказки о тоске по дому и искренней дружбе. Так мы видим, что в фильме нет пошлости и разврата, потому что аудитория фильма – в первую очередь люди с открытым детским сердцем, которая не различит в словах человека, не лучшим образом говорящего по-русски, ещё и из глубинки по сюжету, чего-то недостойного.
Итого «Мимино» – это фильм, где языком притч людям рассказывают о вечных ценностях: дружбе и семейности, любви к отчизне. Детям, на мой взгляд, фильм не будет интересен, а со старшеклассниками можно и обсудить, например затронув темы о разрушительности блуда, о том, что ценности человека не в деньгах и признании, а в родных и друзьях, что великодушие – это не только когда помогаешь близким, но и ближним, а смирение открывает пути неведанным нам образом.
Сцены застолья с танцами.