Коротко
Учит что пусть и последний мерзавец, но всегда остаётся человеком, что человечность достойна того, чтобы только одно покаяние перекрыло все преступления последнего. Но при этом сериал пропагандирует и безнаказанность: злодеи злодействуют злодейски и при этом преподносятся как совестливые, любящие и достойные люди, что является привлекательным, но извращённым и вредным примером для подражания.
Подробно
Рецензия на все шесть сезонов сериала.
«- Зачем Вы этим занимаетесь, разве вам мало денег?
- Потому что я занимаюсь богоугодным делом», слова преступника и лжеца Сола Гудмана.
Сериал «Лучше звоните Солу» выступает предысторией популярного сериала «Во все тяжкие». Оба произведения являются криминально-драматической драмой, в которой зрителя искусно влюбляют в преступников и мерзавцев. Соответственно, предыстория во многом зиждется на ностальгии зрителя по персонажам, почти все из которых погибли в оригинальном сериале. Авторы искусно манипулируют временем так, что главного героя «Во все тяжкие» Уолтера Уайта, расчётливого убийцу, обманщика, производителя и продавца наркотиков, показывают только в финальной серии, поддерживая таким образом интерес зрителя.
Отмечу сразу, что, как и подобает хорошо выполненным, но растлевающим произведениям, в «Лучше звоните Солу» ложь искусно переплетена с правдой. По сути, в сериале только один положительный персонаж, которого можно и нужно ставить в пример, это Мануэль Варга, отец Начо, принципиальный, честный, законопослушный мужчина, зарабатывающий трудом своих рук и горячо любящий своего сына, за весь фильм он единственный, кто не опорочил своё имя и не влез по уши в преступность. Тем не менее авторам удаётся показать человечность каждого персонажа, пусть и мерзавца, что может вызвать у зрителя ложное чувство милости, закрыв глаза на то, что герои произведения были виной смертей десятков, а может и тысяч людей.
В своей рецензии я ставлю задачу вывести на чистую воду обман авторов сериала посредством описания портретов и мотивации главных героев произведения, после чего станет очевидно, что первые научают зрителя закрывать глаза на преступления и зло, выдают убийц за мучеников, а обманщиков и мошенников за жертв, развивая тем самым у смотрящего толерантность к преступному образу жизни, извращённые представления о чести, мужестве и семейности, прививают нездоровую совесть.
В сериале четыре главных героя: Джеймс Макгилл, он же «Сол Гудман», Кимберли Уэкслер, Майк Эрмантраут и Игнасио Варга, он же «Начо». Первые двое относятся к мошеннической ветке сериала, наполненной юмором и оригинальными авантюрами, в то время как двое оставшихся относятся к ветке криминальной, со множеством убийств, перестрелок, душещипательных и пугающих ситуаций. Ветки переплетены между собой так, что зритель постоянно находится в тонусе: его то смешат, то напугают.
Джеймс Макгилл – краеугольный персонаж сериала. Несмотря на то, что из всей четвёрки к нему испытываешь меньше всего симпатий и в целом за ним скучно наблюдать, в финале наконец объясняют его важность. Согласно посылу авторов, именно благодаря Джеймсу/Солу Уолтер Уайт смог сотворить драматические поступки, приведшие к смертям не только честных и самоотверженных защитников закона, но и умножить число тех, кто так или иначе пострадал от его наркотиков. Джеймс – бесхребетный обманщик и мошенник, по сериалу его постоянно мучает совесть, но он всегда возвращается к злодеяниям. Нам показывают, что, с одной стороны, он самоотверженно помогает брату, которого все оставили; бросил все силы на помощь обманутым пенсионерам, жертвуя даже своим лицом ради одной из них; идёт на смертельный риск ради своих подельников, но брата он в конце концов подставляет, становясь опосредованно причиной его смерти; пенсионерами он занимался скорее из циничных целей, а подельникам он помогал, чтобы в конце концов снова втянуть их в проблемы.
Кимберли Уэкслер – большую часть сериала любовница Сола, но ближе к концу они женятся. Ради острых чувств иногда участвует в его авантюрах. Преимущественно положительный персонаж, так как быстро из циничного адвоката, защищающего интересы капитала, становится защитницей людей, неспособных себе позволить высококвалифицированную защиту своих прав в суде, причём помогает им за бесценок. Всё бы ничего, если бы не её неоправданная злоба к Говарду Хэмлину – бывшему начальнику её и Сола, из-за чего приличный человек погибает в безвестности и бесчестии.
Майк Эрмантраут – бывший полицейский и персонаж в целом ломающий реалистичность сериала. Дело в том, что Майк на все руки мастер: дом построит, за внучкой приглядит, совет даст, кого нужно застрелит, в рукопашном бою не проиграет, тактик, стратег, мотиватор – за что ни возьмётся, всё в лучшем виде сделает. При качествах, которые бы ему позволили быть начальником охраны президента, в начале сериала он трудится оператором шлагбаума. Вероятно, это странное решение было принято, чтобы показать его печаль и самобичевание, связанные со смертью сына, в которой он себя винил. Майк наиболее совестливый герой повествования. С одной стороны, именно совесть является главным мотиватором этого персонажа, не позволяя ему сложа руки смотреть на плохо выполняемую работу и стращание слабых. С другой – любовь, которую он испытывает к внучке. Тем не менее это не мешает ему встать в основе охранения наркобизнеса, по сути став соучастником в растлении и доведении до смерти тысяч людей.
Игнасио Варга – в начале сериала незначительная фигура, занимающаяся рэкетом, грабежами и разбоем, но к середине повествования развивающаяся до полноценного персонажа со своей сюжетной веткой. Начо – плохой сын хорошего отца, вместо того чтобы помогать родителю в собственном магазине мягкой мебели, якшается с наркомафией, чем в итоге и ставит жизнь отца на край от гибели. Отец – тот персонаж, благодаря которому становится возможным раскрытие человечности Игнасио.
У описанных выше героев есть важная черта – в конце сериала каждому из них дают искупление. Игнасио первый в этом ряду, ради жизни отца он совершает самоубийство, отведя тем самым подозрения от одного из преступников и так выполнив уговор. Тем не менее это не перекрывает его преступления в отношении наркотиков, соучастии в смерти невинных. Кроме того, если в рамках сериала можно закрыть глаза на фон его самоубийства, то с точки зрения реальности его поступок ничего не стоил. Дело в том, что противники Игнасио так и не утолили желание мести, а те, кто должен был защитить папу Начо, не смогли бы это сделать, не подставившись. И так, Начо погиб ни за что.
Кимберли единственная, чьё раскаяние не только было действительно, но и принесло пользу. Во-первых, из чувства стыда она оставляет труд адвоката, хотя позже и помогает людям дальше в консультации. Во-вторых, она в итоге рассказывает супруге Говарда правду о гибели мужа, перед этим подав в полицию признательное показание. Таким образом, Ким не только проливает кровь покаяния в своих преступлениях, но отдаётся на милость человеческого правосудия.
Оправдание Майка в сериале происходит в интимном разговоре, когда тот на вопрос «Что бы хотел изменить в своей жизни?» ответил, что только одну минуту – когда первый раз в жизни принял взятку. Майк до последнего считал, что именно это было причиной гибели его сына, а именно сначала падение отца, а потом и отпрыска. Соответственно, тем самым он расписывался в том, что не хотел бы всего того, что происходит, но всё также работать в полиции, и чтобы его сын мог брать с него незапятнанный пример. Тем не менее это никак не умаляет того, что Эрмантраут так и остался организатором и защитником наркотрафика. За два сериала он защитил двух невиновных, но соучастником в скольких смертях стал и подсчитать невозможно. Эрмантраут напоминает «голубого» воришку из «12 стульев»: вроде совестливый и симпатичный человек, но на деле дрянь дрянью.
Джеймса до последних минут в сериале представляют как мерзавца, но в итоге и ему дают возможность оправдаться. Узнав, что Ким подала бумаги в полицию, он фактически опровергает себя на пожизненное заключение только чтобы обезопасить Ким от слепого правосудия. Тем не менее это ещё один акт самопожертвования Сола в повествовании, который так и не стоил ему жизни, хотя и дороже всего обошёлся. При этом всём мы всё также видим мерзавца, который ни коим образом не отказался от своих злодеяний и не проявил и толики сожаления о том, что помогал сотням преступников, в том числе наркомафии.
«Лучше звоните Солу» — пример душевредного современного развлекательного творчества, когда в угоду прибыли и рейтингам людям подают легкоусвояемую, но порочную пищу, отравляющую ум и сердце. Этот сериал невозможно рекомендовать для семейного просмотра и тем более для просмотра детьми, т. к. он долог, персонажи сложные, а развязка подаётся буквально в последних двух сериях. Попытка оправдания героев сериала (с оговоркой на Кимберли) не увенчается успехом, потому что, несмотря на их покаяние, ни один из них не понёс должного наказания, что, учитывая непомерную величину их злодеяний, суть умышленное преступление авторов сериала. Как «Во все тяжкие», так и «Лучше звоните Солу» я не рекомендую к просмотру в силу того, что вред от них значительно перевешивает возможную пользу.