Учит, что зло побеждается сообща и если возможно малой кровью, то посредством благочестивой хитрости. Учит, что жестокость приводит к последствиям, затрагивающим всех ближних. Преподносит дурной образ мужчины-отчима и нетрадиционный для своего времени образ женщины-карьеристки. Главный герой сериала – деструктивная личность, которой невозможно подражать.
Ключ к пониманию сериала кроется в названии и в политических взглядах автора книги, которую и экранизировали. «Ondskan» в переводе со швейцарского обозначает «зло». Автор романа же журналист Ян Гийу бывший советский шпион, работавший на КГБ в Швейцарии и очевидно симпатизировавший коммунизму. Таким образом «Зло» в названии фильма в первую очередь обозначает социум, в котором элита, занявшая своё место в результате финансирования вышестоящих органов, обладает правом на насилие, которым активно пользуется чтобы поддержать свою комфортную жизнь.
Это является прямой отсылкой к фашизму, истоки которого традиционно видят в том, когда капиталист прибегает к помощи радикальных сил, ради удержания своей власти, в то время как правительство страны не способно его больше поддерживать и в свою очередь только радо, что элита переняла инициативу. Кроме политической повестки фильм уделяет внимание таким явлением как домашнее насилие, место женщины в обществе и проблеме методов борьбы с диктатурой.
По исторической части и проблеме насилия сериал аккурат идёт с современной феминистской повесткой. Отчим главного героя – белый мужчина, ветеран войны, официант, домашний деспот, убийца и психологический тиран. Каждый вечер он порет ребёнка до крови, с одной стороны, чтобы держать его в узде, а с другой чтобы контролировать жену, которой ещё и запретил работать, дабы от его труда завесила вся семья. Когда пасынок переезжает по месту учёбы, то рукоприкладство начинается уже в отношении женщины.
Господин Ян писал свой роман как автобиографический, положив в основу пережитое с отчимом, а потом и в частной школе, так что по этой части мы видим иллюстрацию действительности его времени, по-хорошему которая ещё мягкая по сравнению с тем, что помнит история. Тем не менее сегодня, к несчастью, описанная картина идёт рука об руку с мейнстримом, цель которого унизить мужчину, придать женщине не свойственные от природы качества, а также отказаться от традиционных систем семейного домостроительства. Так, в последней трети сериала вдруг появляется карьеристка и подруга матери, говорящая ей, что мужа нужно бросать и вернуться в профессию. Не будем ригоричны и скажем, что ситуация реалистичная, и выход из неё показан здравый, но показали бы тогда приличный образ мужчины-защитника, но его нет.
Основная же часть повествования посвящена раскрытию методов борьбы с диктатурой, в чём сериал придерживается правового, мирного урегулирования, а не братоубийственной революции. Сериал иллюстрирует что элита будет сопротивляться своему свержению, прибегая как к физическому насилию, так и запугиванию, манипуляциям, пользуясь имеющейся у неё законной власти, при этом сторона им противящаяся аналогичные действия не может применять, т.к. на правовом уровне она не имеет права на насилие. Таким образом для последней только один способ, минуя большую кровь, разрешить проблему – это взять репутационный верх на общей площадке, в сериале это спорт, или дождаться, пока сторона противника допустит правовое нарушение, чем и пользуется герой в конце. К сожалению, таковая победа показана неубедительной. Происходит deus ex machina – ни Эрик по факту пользуется преимуществом, а его мама, вернувшаяся в юриспруденцию.
Главное же, на что следует обратить внимание, это реализм в сериале. Ян Гийу писал персонажа романа с себя, а когда ему было 16 лет, он нападал на слабых, занимался воровством и вымогательством. В сериале это и жестокость окружающих его людей красочно поданы: кровь на стенах и её лужицы на земле, пробивание головы штофом уксусницы, ошпаривание кипятком и последующие оставление на холоде. Более же всего впечатляет игра молодого Исака Калмрота, от вида и речей которого в фильме пробирает дрожь: картины насилия, которые он представляет своим жертвам оставляют очень тяжёлое чувство. Впечатление от главного персонажа повествования в итоге неоднозначное: с одной стороны это волевой человек, меняющий жизнь к добру и желающий, чтобы всем было комфортно заниматься своим делом, с другой - это малолетний преступник с садистскими наклонностями. Почти весь сериал зритель вынужден смотреть на сцены насилия, в отношении которых главный герой беззащитен, а с другой стороны, даже их дополняет.
И так по окончании просмотра видно, что произведение делает акцент на визуализации жестокости, угнетающего бессилия и конечной апатии, отчасти даже взывая к низменным чертам души зрителя, чем к главному – мысли о том, как изменить себя и мир вокруг себя. Сериал видится как незрелое произведение, ориентированное на людей с сознанием школьников: видящих вокруг только врагов и в конце концов от собственного бессилия прибегающих к взрослым, чтобы они решили за них их проблемы. Ориентированному на чувственные впечатления зрителю сериал скорее всего понравится, но тому, кто задумывается над тем, что смотрит - нет. Главный персонаж сериала вписан в картину безнадёжности и по факту не является положительным. Альтернативой же ему может служить портрет набожного мужчины из песни «Иван бородатый», который даёт отпор напавшим на него разбойникам, проявляя мужество и великодушие, отрывок:
…
«Что ж, разбойнички, идите,
Людей и Бога не гневите,
В делах добрых утверждайтесь,
На путь греха не возвращайтесь.
…
По пыльной дороге,
Не ведая тревоги,
Мужик едет богатый –
Иван Бородатый!
Ох, жизнь его не проста:
Чёрно-бела полоса,
Торговая дорога –
Он богатеет в Бога!».
Сериал затягивает и хорошо проработан в связках сюжета, но есть проблемы в части плохо подобранных актёров и чёткости символизма м/у тем что комментариями голоса третьего плана и происходящим.