Сериал учит, что богатство имеет разрушительную силу на души людей, но человек в состоянии сопротивляться искушениям. Неприкрыто пропагандирует гомосексуализм.
«Падение дома Ашеров» — это искусно снятый мистический триллер, занимающий зрителя от начала до конца. В центре повествования порочная семья миллионера, члены которой начинают погибать при загадочных обстоятельствах, в чём участвует, больше как зритель, таинственная женщина.
Я разделяю сериал на два смысловых уровня: 1. Нравственно-социальный, где посредством ложной идеи о «правиле бумеранга» иллюстрируется, как преступления людей возвращаются им с умноженной силой. 2. Мистико-частная, в которой показывается постепенная деградация конкретного героя и последствия его преступлений. Рассмотрим каждый конкретно.
На первом уровне нам раскрывают каждого члена семьи. Мы видим, что в их среде треть содомиты, треть извращенцы поменьше и почти все алкоголики и наркоманы. Это богачи, паразитирующие на чужих идеях, расположенные к жестокости, равнодушные к жизни ближних. И вдруг на их роде начинает проявляться сумасшествие, начавшееся ещё у матери главы семейства - Родерика, в результате чего часть из них убивает себя в беспамятстве, а другая попадает в смертельные ситуации.
На этом уровне зрителя склоняют к мысли о «правиле бумеранга», распространённого в суеверной среде. Дело в том, что как язычникам древности (чит. Марк Аврелий), так и в авраамических религиях (чит. кн. Иова – самая ранняя датировка XVI в. до Р.Х.) известно, что греховность или добродетельность человека не влияют на количество и разрушительность несчастий в его жизни. Тем не менее, суеверному сознанию проще успокаивать себя мыслью о том, что справедливость настигает человека ещё при временной жизни несмотря на то, что провидение ясно показывает обратное.
Таинственная женщина в таком контексте как-раз выступает как дух-справедливости, мести и даже как «ангел-смерти». Перед каждой трагедией она говорит с членом семьи, кротко указывая на свой пророческий дар, завладевая его вниманием и потом уже ненавязчиво пытается остановить. Важно, что нам показывают, как параллельно она является и др. людям рядом с персонажами повествования, чтобы отвести их от опасности, видимо по причине того, что их мера вины ещё не исполнена, что конец их жизни ещё не пришёл. И особенно важно, что люди могут её не послушать, разделив участь виновника событий, тем самым нам показывают, что человек не является марионеткой духов или даже страстей, но в состоянии им сопротивляться.
Второй уровень сериала делает значительную смысловую надстройку к первому, показывая действительного героя повествования и что всё происходящее до определённого момента являлось «фильмом в фильме». Оказывается, что Родерик со своей сестрой заключили договор с неким азартным-духом итогом которого была неминуемая гибель всего рода ещё при жизни первого. Таким образом попытки таинственной женщины образумить детей сходящего с ума Родерика не отсрочивали их гибель, которая неминуемо бы настигла их в молодости в силу возраста отца, но должна была произвести перемену внутри их сердец, перемену от тьмы к свету, от греха к покаянию, с тем чтобы вероятно их посмертная участь, о которой в сериале ни слова, была бы легче.
На втором уровне мы также видим, что дети были малой иллюстрацией того, что ждёт отца впереди и больше половины сериала были сняты ради нелинейного повествования истории деградации того, кто мог прожить хоть и в бедности, но остаться у смертного одра человеком, а не чудовищем.
Как мне видится, большинство зрителей сериал будут смотреть с потугой, т.к. с первой серии начинаешь испытывать отвращение от количества сцен, показывающих быт извращенцев и в целом лиц, изувеченных богатством до неимоверной степени. Но ими всё не ограничивается т.к. в сериале есть три положительных персонажа: первая и последняя супруги героя, и его внучка Линор. К этому списку можно добавить супругу старшего сына героя Мореллу, но её персонаж недостаточно раскрыт для того, а её дочь Линор наоборот является иллюстрацией всего нравственно-положительного что есть в сериале. Основными чертами перечисленной выше троицы является честность, воля, совестливость и доброта, коим по большому счёту и посвящён сериал, ибо противопоставляется бездне печали и гордости, в которой пребывают прочие персонажи.
К большому сожалению, сериал прямо пропагандирует содомию, т.к. Огюст Дюпен, многие годы боровшийся с преступной семьёй и являющейся со всех сторон положительным героем, тем не менее выступает как главный образ, выводящий этот мерзкий грех из среды только чудовищ Ашеров. За компанию следует упомянуть и доктора Алессандру – любовницу одной из Ашеров, которая также проявляет положительные качества, но в силу педагогичности кинематографа не может расцениваться в созидательном ключе.
***
Отмечая зрелищность сериала и особенно захватывающее повествование невозможно закрыть глаза на его нравственную низость. Можно апеллировать к произведениям, идущим от противного как «Мастер и Маргарита» (альтернативно прозванное «Евангелием от сатаны») и рассматривать море грязи в нём представленное как необходимый фон для рассыпанного в нём прекрасного бисера, но одной из норм педагогики является важность лицезрения прекрасного, дабы освящать душу светлыми образами, в силу чего подобным произведениям лучше не иметь место в истории.
Опираясь на вышенаписанное, заключаю что фильм является примером деструктивного поведения, где положительные персонажи появляются как исключение и рекомендуется к просмотру – никому.
Внешне фильм хорош. Особенно отмечу отличный сценарий и игру некоторых актёров.