Чему учит (коротко)
Учит, что жизнь преступника не соответствует христианской нравственности и ведёт к деградации личности, вплоть до того, что само тело восстаёт против преступника (рак, заболевания памяти и т.п.). Но в тоже время, являясь лицемерной картиной, путает зрителя и подспудно подталкивает к тому, что казалось бы осуждает.
Мнение цензора (подробно)
«Они мои друзья, но при этом и шакалы».
Рецензия на все с 1 по 6 сезоны.
The Sopranos – популярный криминально-драматический сериал, повествующий примерно о 8 годах жизни мафиозной итало-американской группировки. Центральной фигурой повествования является главарь криминального объединения Тони Сопрано, на втором плане уже его семья и товарищи. В первую очередь сериал драматический, так что на первом плане следует рассматривать не жестокость и нравственную деградацию героев повествования, а как мне видится, проблему верности, которая раскрывается как на семейном, так и дружеском уровнях в произведении. Кроме того, будучи развлекательным сериалом, т.е. не преследующим прямых воспитательных функций, произведение является и сложным, потому что персонажи в нём неоднозначные, живые, что затрудняет конечную нравственную оценку.
В первую очередь рассмотрим образ главного героя. Тони Сопрано – ведущий персонаж, и по сериалу так сложилось, что прочие мужские герои в той или иной мере идентичны ему, т.е. похожи в своих ярких чертах, так что Тони в некотором роде олицетворяет их всех и, разобрав его, мы отчасти даём оценку и остальным. Тони – жестокий и сладострастный человек, в котором семейность сочетается с блудом, а дружба с убийством друзей, и всё это сопровождается псевдорелигиозностью. Он безжалостно расправляется с жертвами в целом, с предателями и должниками, независимо от того, в каких отношениях с ними был. Он говорит своей дочери, что беды в её отношениях с любовниками связаны с блудом, при этом сам известен как легендарный бабник. При этом он уверен, что на мужской части его семьи лежит проклятье панических атак из-за грехов отцов; как и его друзья, он уверен, что наследует ад, боится этого, укоряет себя, предупреждает товарищей о том, что видел «ту сторону», но не меняет свою жизнь – до самого конца сериала Тони остаётся прелюбодеем и убийцей.
Во-вторых, уже рассмотрим идею верности. Сначала может показаться, что сериал вообще центральной темой имеет проблему супружеских измен, то, как они влияют на брачные отношения, разрушают семьи, травмируют детей и наносят душевные травмы самим супругам. Но оказывается, что сериал и о дружбе, т.к. немало времени посвящено терзаниям героев, вынужденных убить своих друзей, ведясь бесчеловечными представлениями о чести.
Касательно супружества. В сериале только один персонаж олицетворяет идеал супружества (с оговоркой на Хэша) – это Бобби. В отличие от прочих мужчин он единственный, кто не изменяет своей жене. Когда она погибает, нам показывают его искреннюю боль и переживания за недосказанное, позже он её долго оплакивает, хотя на него уже положила глаз порочная Дженис. Тони же, как и прочие его товарищи, ведётся правилом, что у мужчины обязательно должна быть любовница. По их убеждению, настоящий мужчина всегда в браке, но любовница при этом также необходима. Замечу, что подобный взгляд распространён в жизни, допустим мне приходилось слышать, что «хороший левак укрепляет брак». В контексте этой темы интересна серия, где Тони начинает заботиться о престарелой любовнице своего уже мёртвого отца. С одной стороны, он отдаёт дань памяти отцу, т.к. эта женщина была ему как вторая жена, с другой - он благодаря ей узнаёт многое об отце, что было от него естественно сокрыто. Поначалу восхищаясь элегантностью этой престарелой дамы, её чувством вкуса, он располагается к ней, но в итоге раскрывается её хладнокровность и безразличие к нему, что её интересуют в первую очередь деньги. Мало того, она случайно раскрывает детали случая, которого он не мог понять в детстве, что, когда его мама находилась на смертном одре в больнице, отец не прибыл к ней, потому что был с любовницей – с женщиной, которая только была бы рада, если бы умерла его мама, родительница двух детей.
Касательно дружеской верности. Как и подобает криминальным произведениям, важной их частью являются рассуждения о чести. Их герои, находясь в ситуациях опасных для жизни таким образом особенно относятся к дружбе, считая её священной, но в силу товарно/денежных отношений и проблем, связанных с тюремным заключением, их представления о дружбе претерпевают значительные деформации, например, в сопоставлении с христианскими ценностями, которые хоть и лживо, но исповедуют герои сериала. Соответственно сериал иллюстрирует оба примера «честного» и «бесчестного» поведения: человек поступает честно и сидит в тюрьме 20 лет, он никого не предаёт, а с другой стороны, человек тут же соглашается на сделку с правоохранителями; с одной стороны человек берёт в долг 200 000$ и раз в неделю отдаёт с них процент за задержку в 2 000$, в то время как другие должники пытаются улизнуть, прикрываясь дружбой. В сериале в случае со вторыми понятия дружбы нивелируются и применяются методы как к внешним. При этом авторы показывают, что это неправильно, т.к. Тони иногда начинает мучиться воспоминаниями, и его терзает совесть за убитых собственными руками друзей.
Внимательный зритель сериал может воспринимать как картину, показывающую противоестественность и инфернальность отношений в преступных сообществах. С одной стороны мы видим, как люди держатся друг за друга, но с другой Тони сам говорит, что его друзья — это шакалы, готовые разделаться с ним, если он проявит слабость. Видим, как люди вдохновенно говорят о семейности, а с другой стороны, на примере Тони, спят с любовницами своих хотя и мёртвых, но друзей. Нам показывают, что дружба их таковой не является, а сами они ведутся своими страстями, и всё это под маской благородства. Сериал также показывает деградацию личности преступников, например, после убийства родственника Тони в итоге признаётся, что ничего не чувствует, убив его, и тяготится тем, что ему приходится притворяться окружающим в обратном. Интересно, что из тех, кто был с Тони с первой серии, остаётся в конце всего двое подельников, иногда даже, казалось, что новых персонажей вводят только чтобы убить чуть позже.
Но при обыденном развлекательном просмотре картина открывается иная. Эротика, пьянство, наркотики, блуд, матерщина, живодёрство и всё это с персонажами, из которых ни один не вызывает сочувствия. Также по себе заметил, что, будучи человеком мирным вдруг почувствовал позывы агрессии в рамках обыденной жизни. Предполагаю, что весна здесь не при чём, а именно неочевидное и продолжительное влияние картин жестокости в сериале с социопатом в главной роли.
Итого, считаю сериал The Sopranos деструктивным произведением, отравляющим сердца людей картинами порока. Прикрываясь с одной стороны обличительными примерами преступной жизни, которым человек со здоровой совестью не подумает подражать, с другой стороны подспудно предлагает соблазнительные образы преступного времяпрепровождения и образа мысли. Например, Тони убивает наркомана, оправдываясь тем, что наркоманам нельзя доверять, что это люди без чести и уже в следующей серии употребляет наркотики с любовницей этого же наркомана, утверждая потом, что это ему сильно помогло в осознании чего-то важного. Считаю просмотр данного сериала потерей времени и не советую никому.
Любимый сериал
Показательный сериал своего времени: много разговоров, томный экшен. Играют хорошо, например переходить на современное российское кино (2024 г.) после это сериала мне было невозможно.