Учит стойкому отвращению к греху прелюбодеяния и иллюстрирует тлетворность алкоголизма. Несмотря что сюжет ориентирован на зрелых людей, картина снята в благочестивом ключе, что делает её доступной для старшеклассников.
«Осенний марафон» – это советская драма, раскрывающая реалии жизни прелюбодеев. Сюжет крутится вокруг мужчины в зените своей молодости, если хотите, уже переходящей в осень жизни, запутавшегося и разрывающегося между двумя женщинами – законной женой и любовницей. Последнее искусно показано в фильме так, что мы видим, как герой повествования Андрей Бузыкин буквально бегает по городу с места на место, опаздывая то в одном месте, то уже в третьем, что, как мы видим, и отображено в названии картины.
По моим меркам, этот фильм стоит в одном ряду с произведением Балабанова А.О. «Про уродов и людей» (1998 г.) – это невероятно тяжёлые, страшные в честности своих картин противоестественной жизни фильмы. Во время всего просмотра не веришь происходящему, не понимая, почему человек не разрывает порочный круг. Но что не менее страшно, что есть люди, узнающие себя в персонажах фильма: в супруге Бузыкина и его любовнице, а также в нём самом. Мало того, прелюбодеи-мужчины недовольны тем, что герой похож на них, а любовницы сетуют, что изменник в конце не бросает жену.
В целом для понимания сюжета достаточно написано в начале – он несложный. Но для полноты рассмотрим героев фильма и подведём итог.
1. Бузыкин Андрей Павлович.
Главное, что бросается в глаза при взгляде на этого героя – почему он ведёт себя как тряпка 2/3 фильма? Он не может сказать «нет» и не говорит однозначное «да»; говорит, что больше не пожмёт руки Шаршавникову, и тут же жмёт. Ситуация меняется ближе к концу, когда у Бузыкина наконец кончается терпение на фоне выходок Харитонова. Тогда-то мы видим решительного Андрея Павловича, грубящего, расставляющего точки и показательно не жмущего руку Шаршавникову. Но от этого только тяжелее концовка. Мне неясно поведение этого героя, и, возможно, это потому, что он описан недостоверно, а именно нам показывают скромненького интеллигента, а не похотливого кабеля. Блудники же, как известно, ведутся похотью, вожделением к плоти, но не душе другого человека, и этого мы в фильме не видим. Вероятно, подразумевается, что зритель должен это домыслить, и в таком случае это скорее хорошо, чем плохо, потому что тогда фильм остаётся в той категории, когда его ещё можно смотреть со старшеклассниками. Второе, на что обращаешь внимание, это на лживость Андрея. Он лжёт везде и всем, даже по мелочам. Иногда кажется, что он уже путается в своих байках. В целом его поведение вредит не только брачным отношениям, но и на работе, за что он в личной беседе порицается начальником, а потом и наказывается, когда область его профессиональных интересов поручается другому человеку.
2. Нина Евлампиевна.
Супруга Андрея Павловича. Несмотря на малое время в фильме, полноценный и гармоничный персонаж. Так, за уделённое ей время мы чувствуем одиночество этой женщины и проникаемся сочувствием. Нина знает об измене мужа, но ради ребёнка терпит. Она пытается найти опору в дочери, но та не отвечает ей взаимностью, потому что, как и многие дети, ещё не понимает, как важно маме чувствовать себя нужной, пусть и через незначительные подарки.
3. Алла Ермакова.
Любовница Бузыкина. Во многом вызывающая симпатии женщина, как сказано: «К поцелуям зовущая, вся такая воздушная». Как и положено любовницам, женственная и пышущая плодовитостью молодка. Но на поверке отрицательный персонаж, проявляющая неуважение к супруге героя, называя её «эН.Е.», а также всячески соблазняя и манипулируя Андреем с целью отбить его себе. Важным для её раскрытия героем является Варвара Никитична, которая говорит слова, осуществляющиеся в жизни большинства любовниц: «Промурыжишь её до 40 лет, как меня мой, и бросишь». Дополняет её портрет холостой Евгений, который явно ей симпатизирует, но Алла отдаёт предпочтение Бузыкину, что окончательно характеризует её как нравственно глухую женщину.
Отдельно отметим, что авторы фильма предосудительно относятся к греху Бузыкина и Ермаковой, в целом показывая их недостойное поведение, а также посредством порицания и наказания Бузыкина на работе. Кроме того, в фильме есть поучительная сцена о вреде винопития, иллюстрирующая соблазнение человека и доведение его до беспамятства, что нескольким героям обходится потерей лица. Что интересно, при этом виновник события – пьяница Харитонов, показан как отталкивающая личность, хитрым и эгоистичным человеком.
Итого, фильм «Осенний марафон» — это острая и душещипательная драма на бессмертную тему тлетворности прелюбодеяния. Показывая отталкивающий быт блудника, иллюстрируя тайну его мерзкого сердечка, фильм создаёт стойкое отвращение ко всему, что с ним связано. Частично подпадая под жанр комедии, тем не менее уверен, что концовка фильма большинство честных зрителей приведёт в ужас и лишит дара речи. Таким образом, учитывая актуальность, силу подачи и, что важно, благочестивость картины (в фильме нет наготы, страстности, пошлых постельных сцен), считаю произведение обязательным для ознакомления и обсуждения со старшеклассниками.
Есть, но в отрицательном контексте спаивания непьющего человека с худыми последствиями как для него так и главного героя.