Коротко
Голливудский боевик имеет как положительные, так и отрицательные посылы. Главная мысль фильма - что жизнь человека - самая большая ценность, и именно её нужно защищать, бороться на неё, избегать войны всеми способами. Но попутно, между строк вплетены и отрицательные посылы.
Подробно
В самом начале фильма у Джона были приёмные родители. Они, судя по всему, люди не бедные, они его содержали, он ни в чём не нуждался. Но всё равно он добывал себе деньги преступным путём. А именно, воровством с чужих банковских карт. Это никак не порицалось, наоборот, показали, что удачно украл - это победа! А на что тратил краденое? На развлечения! При этом имел неряшливый внешний вид, смахивая на панка. Хоть его приёмные родители Тодд и Джаннель Войт были глуповаты и инфантильны, но они предоставили ему всё. Кушай, Джонни, учись в школе, мальчик, одевайся опрятно. А ведь по сюжету фильма, Джон в будущем должен возглавить сопротивление! А для того, чтобы что-то возглавить, просто необходимо образование! А для этого надо учиться! Но учёбу Джона не только не показали, но даже ни разу не упомянули!
Хотя, судя по тому, какой он образ жизни вёл, с учёбой у него были большие не лады! Конечно, в этом можно было бы обвинить его приёмных родителей - они не следили за его учёбой, относились к воспитанию, спустя рукава. Но ведь не предполагалось, что и родная мать Джона будет учить его в школе. И как беглянка собиралась дальше жить, воспитывать сына, имея проблемы с законом? Скорее всего, она в розыске. В таких условиях Джон точно не получит должного образования.
Очень похоже, что Джаннель - приёмная мать вкалывала, добывая деньги, а её муж Тодд, просто жил за её счёт - ни разу не показали, чтобы он трудился, а Джаннель хотя бы по дому хлопотала. Джаннель пыталась научить Джона чему-то хорошему, хотя бы аккуратности, а Тодду приёмный сын был вообще как пустое место! Он совершенно не принимал никакого участия в воспитании подростка. Вот и посыл: женщины-добытчицы, сильные, ответственные, а мужчины глупые, ленивые, слабые, инфантильные, безответственные. Джон унизил Тодда перед своим панковатым приятелем, а горе-папаше было всё равно - лишь бы в телевизор уставиться и мирно пить пиво из банки - это инфантилизм и лень.
А Джон что? Зачем же учиться в школе, если хочется гулять, играть, развлекаться? Это тоже никак не порицалось! Вот и пропаганда преступного (Джон воровал) и праздного образа жизни!
Всякое бывает - с родными родителями могло случиться что угодно, ребёнок мог осиротеть. Да, бывает, что ребенку приходится жить в приёмной семье. Но приёмные родители, раз уж взяли на воспитание, должны заменять родных во всём. Они должны содержать, заботиться, воспитывать, учить чему-то! А Тодд и Джаннель вовсе не способны на это. Спрашивается: А зачем взяли тогда? Да просто в США платят хорошее пособие за то, что семья берёт на воспитание сироту. Похоже, Тодд и Джаннель взяли Джона именно по этой причине, а вовсе не для того, чтоб вырастить, сделать из него человека! Здесь можно поставить галочку "алчность", а вот галочки "презрительное отношение к институту семьи" всё равно не должно стоять! Потому что, как ни крути - они приёмные родители! А настоящая, родная мать Джона - вовсе не предала сына. Она его очень любила, ради Джона была готова пожертвовать чем угодно! Главное, чтоб он научился выживать в тяжёлых условиях, был сыт, одет, обут. Сделала всё, чтобы защитить сына! И не прекращала это делать даже когда глупые злые люди навели свои порядки.
Джону для воспитания очень не хватало отца! Родной отец погиб. Тодд на эту роль не годился. Мать делала отчаянные попытки найти подходящую кандидатуру, но оказалось, что лучший кандидат на роль отца - робот! Посыл: мужчины не способны воспитывать детей! Вообще, в этом фильме был персонаж - положительный мужчина, примерный семьянин, не извращенец, жене не изменял, детей воспитывал в соответствии с правильными семейными ценностями! Но фильм дал понять, что в жизни таким нет места, ибо хороший герой - мёртвый герой. В общем, фильм несёт в себе феминистические посылы: мужчины не способны воспитывать детей, быть хорошими бойцами. Хороший боец - либо женщина (Сара), либо робот, но никак не мужчина.
Терминатор тоже добыл себе преступным путём всё, что ему было необходимо: мотоцикл, одежду, оружие, просто отобрав у других. Деньги на звонок по телефону-автомату тоже можно добыть, конечно же, разбив его. А заработать? Не, не слышал. И всё это показано было с позиции - вот какой молодец, крутой парень! И ведь именно таким его зритель и видит весь фильм.
Несомненно, фильм имеет и положительные смыслы. Учит целеустремлённости, преданной дружбе, даже мудрости! Сара во многих сценах давала очень философские рассуждения о сути бытия, осуждала тех, кто создаёт оружие массового поражения, несущее смерть! Общий посыл фильма, что жизнь человека - это самая большая ценность, какими бы люди ни были: хорошими или плохими, решительными или инфантильными, умными или глупыми, добрыми или злыми! Учит, что сколько роботов ни совершенствуй, люди всё равно более ценны! Учит, что нельзя во всём полагаться на компьютеры, роботов и другую технику. Техника существенно улучшает условия жизни, но она была, есть, и будет - инструмент, машина, а не замена всего живого на свете! Именно поэтому фильм посмотреть стоит! И ещё посыл, что война всегда и везде, во все времена - это бедствие, которого нужно всеми способами избежать!
Подытожим. Фильм несёт отрицательные посылы:
- пропаганду преступного образа жизни
- пропаганду праздного образа жизни, потребительства
- инфантилизма
- феминизма
- алчности
- безответственности
- лени
Положительные посылы:
- ценить дружбу
- ценить жизнь человека
- не полагаться на технику во всём
- силу воли, целеустремлённость
- война - это бедствие, избегай войны
Есть сцены с употреблением ядов. Сара смачно курила и пила текилу. Тодд пил пиво перед телевизором.