В фильме пропагандируется: - употребление алкоголя, - жестокость, агрессия, - подмена понятий добра и зла, - культ внешности, - культ денег, - презрение к материнству, - извращения, пошлость, - безрассудство, глупость, - свободные отношения, - сатанизм, фашизм, - дискредитация образа священнослужителя, - глупость, - бессовестность, бесстыдство. В то же время: - командность, взаимовыручка, - воля, - ответственность, - смелость.
Рассмотрим подробнее, в каких деталях можно заметить всё вышеперечисленное.
АЛКОГОЛЬ.
Сцены распития спиртного мы наблюдаем на протяжении всего фильма, причём, повторяются они довольно часто. К примеру, в первые 22 минуты фильма показано 3 сцены с алкоголем. Кроме того, каждый раз на этом делается акцент - главные герои то и дело отмечают элитность и качество того или иного напитка, упоминают также их марки, что является ни чем иным, как продакт плейсментом - рекламой. Отсюда делаем вывод, кем спонсировался данный фильм.
Ещё одна деталь: алкоголь здесь используется и как средство увеселения, и как обычное питьё за ужином, и как средство утешения. Что как бы указывает зрителю, в каких ситуациях он может пить.
ЖЕСТОКОСТЬ.
Сцен насилия и жестокости в этом фильме ещё больше, чем алкогольных сцен. То и дело зрителю приходится видеть многочисленные убийства из пистолета, изощрённые убийства с помощью потайного оружия - как, например, стреляющая ручка-паркер, лезвие в носке ботинка и т.д. Отдельно отмечу невообразимую сцену убийства методом расчленения вдоль туловища, а также многочисленные отсечения конечностей персонажем по имени Газель, у которой вместо ног - ножи/лезвия.
Здесь необходимо также сказать, что отнюдь не только отрицательные персонажи убивают в этом фильме, но и так называемые положительные. Разница лишь в том, что преступления, совершаемые "добром" преподносятся либо как совершённые во имя добра, либо вынужденные.
Кроме "банальных" сцен убийства (в этом фильме они не вызывают удивления), мы также можем наблюдать драки, стравливание людей между собой, в том числе, мужчин и женщин, матерей и их детей.
ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ.
Этот пункт в последнее время стал типичным для супергеройской тематики. Как известно, в фильмах о супергероях всегда есть протагонист и антагонист, добро и зло. Так вот, в данном фильме добро представлено зачастую аморальным, циничным, жестоким. Ну а зло - оно практически ничем не отличается. Разве что проявляет ещё большую агрессию и ведёт себя, как гопник, тогда как "добро" демонстрирует английские манеры, убивает хладнокровно, сдержанно и без лишней ругани.
Здесь настолько стёрты грани между добром и злом, что зритель едва ли может найти персонажа, которому мог бы сопереживать, с которым мог бы себя идентифицировать.
Наиболее совестливый персонаж фильма - Эггси, сын погибшего тайного агента Ланселота. В нём то и дело пытаются задушить голос совести и сострадание. Показательной в этом смысле является сцена с последним спецзаданием для потенциальных Кингсменов. Глава тайного агентства даёт приказ Эггси и его напарнице Рокси застрелить своих собак. Эггси единственный, кто не решается это сделать, на что босс отвечает саркастичным комментарием: "Хоть у Рокси есть яйца!". Далее, когда выясняется, что патроны в ружье были холостыми, Эггси уже сожалеет о своём "проступке".
КУЛЬТ ВНЕШНОСТИ.
Пропаганда внешнего лоска здесь связана с образом интеллигентной крутости, матёрости. То и дело подчёркивается значимость эксклюзивного джентльменского костюма и различных дорогих аксессуаров для шпиона. Кингсмен обязан обладать джентльменскими манерами, разбираться в элитном алкоголе и выглядеть аристократично.
КУЛЬТ ДЕНЕГ.
Главные действующие лица - непосредственно аристократы, миллиардеры, политики. Соответственно, большую часть времени на экране мы наблюдаем предметы роскоши, богатые интерьеры, недоступные среднестатистическому человеку. Кроме того, главный герой, являясь изначально гопником, постепенно превращается в джентльмена, со всей присущей ему аристократической атрибутикой. Внешний вид и материальное благосостояние здесь неразделимы и весьма важны. Все те, кто не относится к высшему классу, живут, согласно сценарию фильма, как быдло: они либо гопники, либо пьяницы, либо биороботы, лишённые критического мышления, либо продажные учёные...
ПРЕЗРЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ.
Выражается в грубых и пошлых комментариях относительно матери главного героя (который, кстати, позволяет это друзьям). Впрочем, и само поведение, образ жизни, а также отношение к ней мужа подтверждают мысль, что материнство и брак - это, скорее, способ скрасить одиночество, поднять самооценку.
ПРОПАГАНДА ПОШЛОСТИ И ИЗВРАЩЕНИЙ.
В фильме не так уж много пошлых сцен, но, пожалуй, самая яркая из них появляется в конце фильма, как рояль в кустах - уж очень неожиданный был сюжетный поворот (на деле же, как мне кажется, сценаристы решили сдобрить и без того кишащий вредными идеями фильм любовной сценой - в "лучших" традициях Голливуда). Похищенная скандинавская принцесса за своё спасение обещает главному герою столь популяризируемый в современном кинематографе вид сношения. Более того, зрителю показывают обнажённую часть тела принцессы.
Ещё один пошлый момент, отсылающий зрителя к соответствующим реакциям - шутка Мэрлина о "познании" девушки.
БЕЗРАССУДСТВО.
К проявлениям безрассудного поведения отношу угон машины и выполнение трюков на ней назло врагу, намеренное столкновение с полицейской машиной, что привело к заключению главного героя.
СВОБОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Описанная выше сцена с принцессой - не что иное, как пропаганда "свободной любви".
ПРОПАГАНДА САТАНИЗМА И ФАШИЗМА.
Не считая того, что такое количество бессмысленных кровопролитий, как в этом фильме - уже некий гимн сатане, также можно заметить прямую отсылку к дьяволизму. Галахад, который представляется зрителю положительным персонажем, позволяет себе шутить в храме, иронично воспевая всё то, с чем борется религия: содомия, аборты, разводы. И приправляет он свою шутку фразой: "Слава Сатане!".
("Это же просто шутка, сарказм!" - часто можно увидеть подобный комментарий от зрителей. Однако не будем забывать о механизме формирования терпимого отношения к отрицательному явлению посредством юмора. Шутка снимает напряжение, а следом и нивелирует негативное восприятие явления.)
К слову, чуть позже Галахад ввязывается в драку в храме и убивает всех прихожан.
Пропаганда фашизма тоже весьма завуалирована и прикрыта юмором.
Галахад просит главного героя изобразить официальное приветствие немецкого аристократа. Эггси, замешкавшись, "кидает зигу", показывая фашистское приветствие. И хотя Галахад совсем не это имел в виду, предполагалось, что реакция Эггси - смешная. А значит, зритель должен смеяться над совсем не весёлой символикой. Юному же зрителю, ещё не знакомому с ней, представляется возможность
познакомиться и перенять такие манеры. (А среди некоторых школьников, к примеру, уже сейчас распространён обычай в шутку изображать этот жест).
ДИСКРЕДИТАЦИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ.
Образ священнослужителя намеренно, на мой взгляд, искажён - с целью дискредитировать религию и вызвать к ней пренебрежение. Проповедник изображён фанатиком, не вполне адекватным человеком, полубезумцем, как и прихожане. Хотя из уст священнослужителя звучат правильные, по сути, речи: он осуждает людские пороки (содомию, разводы, аборты), которые, по его мнению, и являются причиной бед человечества. Однако, эта речь с амвона звучит слишком фанатично, истерично, и отталкивает. К тому же, сценаристы, дабы сделать проповедника экстремистом, добавили к его пламенной речи пару неприятных слов о евреях и афроамериканцах.
КОМАНДНОСТЬ, ВЗАИМОВЫРУЧКА.
Неожиданно, но сквозь фильм проскальзывает идея значимости коллективных усилий и взаимопомощи. И действительно, мы видим, что, сплотившись, команда потенциальных Кингсменов проходит через многие испытания, которые зачастую смертельно опасны. Также именно благодаря совместным и чётко спланированным усилиям агентам Кингсмен удаётся одолеть главного противника и спасти человечество от гибели.
Отдельно рассмотрим, развитию каких нравственных качеств может способствовать просмотр данного фильма. Некоторые пункты из первого списка будут соответствовать пунктам из второго, поэтому, чтобы не повторяться, укажу лишь связь между ними.
БЕССТЫДСТВО/БЕССОВЕСТНОСТЬ частично описаны в пункте о подмене понятий - сцена с убийством собаки. Также бессовестное поведение наблюдается у Артура, главы Кингсменов, когда он предаёт свою же организацию. На самом деле, бессовестность в этом фильме наблюдается часто - в каждой сцене убийства и прочих жестокостей. Но здесь этот пункт плавно перетекает в АГРЕССИВНОСТЬ. Под бессовестностью же я подразумеваю отсутствие чувства вины за содеянное, отсутствие правильной нравственности.
ЛЖИВОСТЬ и ХИТРОСТЬ не раз проявляются в поведении главного героя, Эггси, который, во-первых, склонен к воровству (угоняет автомобили, пытается украсть ручную гранату), во-вторых, умеет профессионально отвлекать внимание и обводить вокруг пальца (правда, по сюжету, он это осуществляет с пользой для дела - усыпляя бдительность врага). Впрочем, он и сам о себе заявляет, что ловкость рук - его конёк.
Лгут в этом фильме практически все: и аристократичные киллеры, и их антагонист - инфантильный миллиардер. Лгут друг другу, разумеется, потому что они враги. Но враньё присутствует также и внутри одной организации - в Кингсмене наставники обманывают своих учеников, озвучивают им ложные условия для выполнения заданий.
РАСПУЩЕННОСТЬ описана в пункте о пропаганде пошлости. Распущенно ведут себя скандинавская принцесса и сам главный герой (в финале).
ГЛУПОСТЬ. Едва ли не олицетворением глупости является главный злодей Ричмонд Валентайн, который, будучи взрослым мужчиной, одевается, как подросток, шепелявит и говорит при этом с подчёркнуто придурковатой интонацией (конечно, речь идёт об озвучке), сквернословит и отпускает плоские пошлые шутки ("Пойдём оскотиниваться!", "Лок - это как лох позорный?"). А также питается, как американский подросток - фастфудом.
Что же касается положительных черт героев, к таковым я отнесла СИЛУ ВОЛИ, СМЕЛОСТЬ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Главный персонаж - настоящий разведчик. Он умеет держать язык за зубами, не выдаёт своих даже под страхом смерти. Он не пугается трудностей, полон решимости бороться с ними - и он с успехом их преодолевает. Также он несёт ответственность за свою семью: он защищает мать, насколько может, защищает свою младшую сестру и заботится о ней.
- храбрости - взаимовыручке - помощи слабым, их защите - уважению к материнству - самоотверженности - честности - любви к искусству - любви к природе
Несмотря на название сказки, главным её героем является, на мой взгляд, отнюдь не Марья. Но обо всём по порядку...
Начну с описания действующих лиц, как в пьесе:
- Русский солдат - олицетворение русской души и совести, мужества, альтруизма;
- Иван, сын Марьи - храбрый мальчик, готовый столкнуться с любыми трудностями, чтобы отыскать мать;
- Марья-искусница - похищенная Водяным молодая рукодельница, олицетворение материнства и женственности;
- Водокрут - Водяной, владыка подводного царства, главный антигерой, олицетворение эгоизма, жадности, коварства;
- Алёнушка - внучка Водокрута, стремится к справедливости, правде;
- Придворные и слуги Водокрута, и другие второстепенные персонажи.
Первым в списке я поставила Солдата. Именно его первым видит зритель - он возвращается домой со службы, напевая песню о том, как он дорожит своей честью, ставит её выше жизни; о том, что не нужно бояться сильных, а слабым, напротив, нужно помогать. Животные и природа в лесу ему как бы вторят, понимают его и относятся к нему с уважением, как и он к ним. Зайцы повторяют его движения, эхо повторяет его слова, белок он приглашает разделить с ним трапезу. Можно с уверенностью сказать, что Солдат живёт в ладу с природой.
Далее Солдат встречает медвежат, которые приводят его к медведю, застрявшему в капкане. От них он узнаёт о зверствах, причиняемых Водокрутом, подводным царём. Затем Солдат встречает в лесу мальчика Ваню, который в одиночестве отправился искать свою матушку, похищенную Водокрутом. Мальчик обнаруживает такие черты характера, как храбрость, смелость, самостоятельность, ответственность - ведь поначалу он отказывается от помощи Солдата, утверждая, что "не в росте сила, а в храбрости", что ему вовсе неважно, что он маленький мальчик. Он "один у матери защитник". Солдат всё же убеждает его в своём желании помогать товарищам, и они вдвоём отправляются на поиски.
Третьим на "сцене" появляется Водокрут, принявший вид великана. Встретив Солдата с Иваном, он пытается их запугать силой, ведь у него огромное преимущество в росте и весе. Но слова, сказанные ранее Ванечкой, подтверждаются: "Не в росте сила". Солдат бьёт в свой барабан, и на этот стук отзывается барабанная дробь откуда-то издалека. Это его друзья - солдаты, готовые в любую минуту прийти ему на помощь, даже если они далеко. Это останавливает Водокрута, к тому же он не переносит шума. Поэтому он решается на "мирные переговоры", приняв человеческий рост.
Мужество Солдата, сила русской души и совести отчётливо отражаются в следующем диалоге:
- А ты ей (Марье) кто?
- Да я её и не видал!
- А чего ж тогда не в своё дело лезешь?!
- Я, ваше болотное величество, русский солдат! Нельзя мне спокойно жить, ежели дети тоскуют, а матери в неволе томятся.
Водокрут же наслаждается страданиями других - ему нравится, когда дети плачут, ведь от этого становится больше сырости, как он шуточно (или не шуточно) выразился.
Водокрут соглашается вернуть Марью в обмен на барабан Солдата, и уводит героев в своё подводное царство. Здесь он всячески пытается соблазнить Солдата роскошью, драгоценными камнями, слугами, ведь его собственное мерило богатства - это материальные блага и власть. Но Солдат равнодушен к такому богатству. Его богатство - это Правда:
- А это зачем? - спросил Солдат, глядя на драгоценные камни.
- Да как же, ведь ты небогат!
- Это как сказать, Величество! Русский солдат правдой богат.
Единственное, что привлекло внимание Солдата - гусли:
- Это наша вещичка, русская!
- Гусли-то отсырели, не играют.
- Ничего, для доброго дела заиграют, оживут.
Действительно, когда гусли попадают в руки Солдата, мы видим на них подвижные глаза, и рот-резонатор.
Живые гусли - это живая русская культура, которая способна действовать только во благо, и которая имеет огромное влияние над человеком. Именно поэтому Солдат сумел подчинить Водокрута и его свиту гуслям, заставившим тех плясать без остановки. Волшебные гусли заставили даже заговорить так называемого мудреца-молчуна, который молчал на протяжении всей сказки, набрав в рот воды, дабы не сболтнуть лишнего (чего такого лишнего он мог сболтнуть?)
Марью-искусницу зрителю показывают эпизодически. Сначала мы видим её страдания о сыне, то, как она искусно вышивала его портрет и плакала. На мгновенье ей почудилось, будто портрет ожил - не было ли это предзнаменованием скорой встречи с сыном?
Но к матери приставлена надсмотрщица - Тётушка-Непогодушка, которая то и дело насылает на Марью чары, погружает её в сон и забытьё, внушает ей: "Что воля, что неволя - всё равно".
Непогода в дальнейшем натравливает стихию на главных героев - вызывает грозу, ливень.
Ещё один интересный персонаж - Алёнушка, внучка Водокрута. Данная героиня демонстрирует зрителю удивительную тягу к справедливости и честности, в противоположность своему деду. Она помогает Ване отыскать мать среди созданных ею по указу деда клонов: от настоящей Марьи исходит живоё тепло.
Ваня находит свою мать, используя эту подсказку. Материнский инстинкт невозможно затмить никакими чарами, поэтому Марья реагирует на зов сына. То же самое случается и позднее, когда Водокрут пытается утащить Ивана через колодец. Всё ещё находясь под влиянием чар, Марья бросается на помощь сыну, с силой вытягивая его из колодца:
- Откуда силища такая у тебя?!
- За сына борюсь!
Примечательно в этом эпизоде то, что когда все вслед за матерью бросаются на помощь Ванечке, Солдат силой вытаскивает из колодца Водокрута - для него недостаточно спасения невинных, он хочет положить проблеме конец, а не спрятать её поглубже.
В этот момент чары Тётушки-Непогодушки рассеиваются - ливень прекращается, а солнышко выходит из-за туч. Сама Непогода превращается в ворону и оказывается съеденной котом.
С древних времён в русской культуре существует особое отношение к животным - с ними сравнивают князей в летописях, красных девиц и добрых молодцев - в сказках. К примеру, галками называли враждебных Руси половцев.
Так и здесь - кот, символ ловкости, ума, поедает ворону, символ гибели, беды.
Водокрут же под действием солнечного света тает, и от него буквально остаётся "одно мокрое место".
Солнце выступает здесь, разумеется, символом избавления, наступления новой счастливой поры.
Заканчивается эта победа над злом пиром, на который Солдат, с позволения Марьи, приглашает всех желающих. Завершается сказка также Русским Солдатом, к которому слетаются голуби (символ искренности, чистоты, любви, один из символов самой Руси). Солдат обращается с приглашением к зрителям, указывая, что для того, чтобы присоединиться к празднику, нужно лишь идти прямо.
Есть ли в этом "прямо" какой-то символизм? Может, он имел в виду, что нужно лишь быть честным и искренним, не сворачивать с истинного пути?