Сериал пропагандирует множество различных извращений, маскируя это идеей женской дружбы, солидарности и силы. Хорошие качества, которые демонстрируются зрителю через образы героев: - юмор - способность к раскаянию, совестливость - оптимизм - взаимопомощь, взаимовыручка - уверенность в себе Плохие качества, которые видим в героях сериала: - лживость - распущенность, развращённость - эгоизм - жестокость - иррациональность в поведении - цинизм
Самое неприятное в данном сериале, по моему мнению, - это то, что каждый герой, который вначале был положительным, хорошим, постепенно портится с подачи сценаристов. И зрителю становится не с кем себя отождествлять (конечно, это вовсе не обязательно, но бессознательно это может происходить), некому симпатизировать.
Но в том-то и хитрость авторов. Зритель всё равно находит тех, кто ему импонирует. И в ходе этих сюжетных изменений свыкается с их (героев) новыми образами, постепенно научаясь принимать их недостатки. Таким образом, то, что было сначала неприемлемым для зрителя, становится допустимым, а затем и нормальным (технология "Окно Овертона" в действии).
Чтобы не быть голословной, приведу примеры. Прежде всего, главные героини сериала - 4 домохозяйки:
Линетт Скаво. Мать 4-х детей. Сетует на жизнь домохозяйки и многодетной матери. Жалеет о несостоявшейся карьере в сфере маркетинга. Ответственная, умная, уравновешенная.
Габриель Салис. Экс-модель, неверная жена, капризная и эгоистичная красавица, материалистка. С появлением детей нельзя назвать её образцовой матерью, учит детей своим моделям поведения.
Бри Ван Де Камп. Образцовая домохозяйка, истинная леди. Вдова, мать гея и девушки с пониженной социальной ответственностью (по удивительному стечению обстоятельств). Педантична, мстительна, в то же время религиозна.
Сьюзан Майер. Не образцовая домохозяйка. Изначально разведена и имеет дочь. Эмоциональна, иррациональна, не знает, чего хочет от жизни и от мужчин, с которыми выстраивает отношения. Её жизнь - это драма.
4 разных типажа. Наверняка найдутся те, кто узнает какие-то свои черты в этих личностях.
В сериале неоднократно повторяется идея того, что у ВСЕХ есть свои скелеты в шкафу. Что абсолютно ВСЕ не без изъяна. И эта идея тут же подтверждается разными гротескными ситуациями. Главные герои оказываются вовлечёнными в криминал, в сомнительные связи и т.д. Но дело в том, что во многих случаях это не порицается. Наоборот, зрителю предлагается принять это как данность. Но иногда скелеты всё же выпадают из шкафов, и мы видим раскаяние героев.
Однако вернусь к мысли о том, как хорошие персонажи становятся плохими (впрочем, для этого сериала верно и обратное, но об этом позднее).
Рассмотрим Бри Ван Де Камп, леди до мозга костей. Чопорная и религиозная. В числе её "скелетов" оказываются: алкоголь; преступление, совершённое её сыном и скрытое ею; походы "налево"; готовность пойти на обман и даже подлость ради своей выгоды.
Именно "правильность" этого персонажа использовали для того, чтобы на контрасте транслировать зрителю различные извращения, с которыми она мирится. А именно: сын-гей, которого она не просто приняла таким, какой есть, но и в дальнейшем устроила ему свадьбу с другим мужчиной. Дочь лёгкого поведения, способная не только переспать со своим женатым преподавателем, но и устроить "подлянку" своей матери, а также принести "в подоле". Также крайне глупая особа, неоднократно доказавшая это своими поступками.
Назревает вопрос: как у такой женщины (Бри) могут быть такие дети? А вот так. По сценарию. Чтобы сказать зрителю: "гомосексуализм - это норма, это не зависит от окружения", "даже у хорошей матери могут быть дети-выродки". Но это в корне не так. Саму же Бри Ван Де Камп сделали из образцовой жены и хозяйки довольно разнузданной особой, идущей на поводу у инстинктов, которые (по мнению и утверждению авторов сценария) ею старательно подавлялись.
Следующий пример: Линетт Скаво, многодетная и образцовая мама.
На первый взгляд, это самый адекватный и уравновешенный персонаж. У неё разумный подход к ведению хозяйства, к воспитанию. Она доброжелательна к людям, готова прислушиваться к чужим нуждам, рациональна. Однако в некоторых эпизодах она может предстать в образе распутницы, танцующей на столе в ночном клубе, либо нам вдруг может открыться её прошлое, в котором она была склонна к промискуитету, либо мы повстречаем её мать, склонную выпивать и кутить. Мать, которую, к тому же, определили в дом престарелых трое её дочерей, включая саму Линетт. (К слову, в сериале уделяется особое внимание такому явлению как дом престарелых. К примеру, в пылу спора дети могут пообещать родителям сдать их в стардом).
Что касается Сьюзан Майер, от которой ушёл муж, оставив её с дочерью, и которая тяжело переживала развод, с течением времени она встретила того, в ком признала любовь всей своей жизни. Однако в очередном новом сезоне сериала она благополучно развелась и с ним. Из-за некоей бытовой ссоры. Но её отношения с мужчинами в целом напоминают маятник: туда-сюда, сюда-туда. Пока она в разводе с любовью всей своей жизни, она успешно находит новую любовь, которая, как оказывается позднее, была вовсе не любовью =) Думаю, этим выражается весь воспитательный потенциал этого персонажа.
А про Габриель Салис говорить, в принципе, нечего. Она изначально была капризулей, добивающейся своего чего бы это ни стоило. То есть, на её примере не видно трансформации от хорошего к плохому. Она изначально не была хорошей. Но можно заметить отчасти обратную тенденцию. В чём-то она стала терпимей. Но связано это в большей степени с утратой финансового благополучия на длительное время. Иными словами, когда урезан бюджет, урезаются и амбиции...
Теперь пару слов о том, какие персонажи меняются от минуса к плюсу. Если кратко: в основном, это преступники =) Убийцы, маньяки, наркоманы, встающие на путь исправления. Вот им нам предлагают посочувствовать, "понять-простить".
Собственно, кто сказал, что преступник не может раскаяться и исправиться? В редких случаях может. Но в данном сериале таких персонажей уж очень много на квадратный метр... Точно так же как психически больных людей, а также людей нетрадиционной сексуальной ориентации.
Отмечу ещё одну очень яркую и нехорошую особенность сериала. Пропаганда алкоголя. Да, она сейчас почти везде. Но здесь она ещё и подчёркнута. А именно, устами главных персонажей нам преподносится: "что может быть лучше, чем бокал маргариты?". Естественно, помимо маргариты, мы можем очень часто увидеть в кадре пиво, шардоне и иные спиртные напитки.
За время просмотра сериала (6 сезонов из 8) у меня накопилась масса наблюдений, помимо перечисленных выше. Ввиду нежелания растекаться мыслию по древу и занимать время читателя, не стала описывать ещё больше.
Может сложиться впечатление, что я, как предвзятый критик, нарочно смотрела фильм, подмечая только недостатки, только деструктив. Но это не совсем так. Я бы не стала тратить столько времени на все эти сезоны, если бы в них не было ничего положительного.
Одно из главных достоинств сериала - это его уютная, ламповая и эстетичная атмосфера. Красивые люди, красивые интерьеры.
Кроме того, в сериале отличный юмор, множество фраз, бьющих не в бровь, а в глаз.
Ну и, в конце концов, стоит отметить, что за плохие поступки здесь приходит расплата. Притом, прийти она может не сразу, спустя сезоны. Некое торжество справедливости присутствует в сериале.
Сериал учит молодое поколение плевать на опыт предков, на голос разума, призывая идти на поводу у своих чувств и сиюминутных желаний. Пропагандирует свободные отношения, измены, вульгарное поведение, употребление алкогольных и табачных изделий. Но в то же время показывает примеры взаимоуважения, взаимопомощи, глубокой веры, привязанности...
Впервые я увидела этот сериал, учась ещё в начальной школе. И конечно же, я не могла понимать всего, что там происходило, я следовала мыслям его создателей, сопереживая главным героям. Изучив комментарии под сериалом, я поняла, что очень многие также изменили своё отношение к нему, когда пересмотрели сериал в осознанном возрасте. Это нормально, ведь взрослый человек может видеть причинно-следственные связи, а ребёнок/подросток закрывает на них глаза, либо вовсе не видит.
Что же, спустя столько лет, подверглось наибольшей критике и переосмыслению в данном сериале? Для меня это две сюжетные линии: центральное повествование истории любви Жади и Лукаса, и история взаимоотношений Иветти с Леонидасом Феррасом.
И начну я с описания последнего.
Иветти - самый неоднозначный персонаж в сериале. Она, с одной стороны, добрая, отзывчивая, непосредственная. А с другой - склонна к измене, инфантильна. Именно она "заваривает кашу" в семье Феррас, вступив в интимную связь с сыном своего возлюбленного. Сама же Иветти в течение всего сериала отстаивает свою невиновность, ведь для неё измена - только на уровне чувств. Кроме того, она ещё и обвиняет своего возлюбленного (отца Дьёгу, с которым она имела связь) в непонимании и т.д.
Иветти готова на всё, чтобы добиться расположения того, кто ей нравится... Даже на интрижку. То есть, в попытках вызвать ревность, она готова сходить налево. Либо утешиться в чужих объятьях.
Чтобы не пускаться в пространные рассуждения, перейду сразу к выводу относительно роли данного персонажа. Иветти - это программа двойных стандартов, пропаганда "свободной любви", измен, наплевательства на законы и нормы. Эффективность влияния её ролевой модели на зрителя вполне очевидна даже в комментариях, где её яростно защищают женщины, считающие легкомысленное поведение героини свободой и "никомуничегонедолжностью".
Теперь рассмотрим линию взаимоотношений Жади и Лукаса.
Оба демонстрируют крайний инфантилизм: Жади влюбляется, что называется, с первого взгляда, не зная личности Лукаса, зная лишь его визуальный облик. Лукас, в свою очередь, менее заинтересован в девушке. Она привлекла его тем, что отличается от бразильянок (она скромная мусульманская девушка). Даже когда зрителю показывают сцены их общения, всё, что мы видим - это поцелуи, объятья и разговоры о побеге. То есть, их влечение друг другу обусловлено гормонами, спонтанной страстью, запретом.
В своей безумной любви к иноверцу, Жади рискует не только своей жизнью, но и жизнями других людей - своей сестры Латиффы, своей няни Зорайде, своего мужа Саида и т.д.
В целом, Жади, как личность, показывает не очень хороший пример для подражания: она много врёт, живёт за чужой счёт, не проявляя благодарности, а наоборот - ставя палки в колёса своим кормильцам. Она склоняет ко лжи и богоотступничеству и других персонажей, упомянутых выше. Таким образом, в грехе здесь участвует сразу много людей.
Личность Лукаса также далека от идеала мужественности и решимости. Как раз последнего в нём очень недостаёт. Многократно он из-за своей нерешительности откладывал побег с Жади...
Лукас ничего не делает, чтобы достигать своих целей. Он только заявляет о том, что мечтает стать музыкантом, а не клерком, как его отец. На деле же, ему приходится заниматься делом отца.
К чему приводит в финале такое дикое инстинктивное стремление быть вместе? К тому, что "вместе" наступило только после 40 лет :) В течение двадцати лет эти персонажи морочили головы своим законным мужу и жене, родили детей, которые не были очень уж счастливы от взаимоотношений внутри семьи...
Если объективно смотреть ситуацию - вероятность того, что такая история в реальной жизни закончится хэппи эндом - очень низка. Да и полноценным хэппи эндом это вряд ли можно назвать. Зато посыл создателя вполне конкретен: действуй вопреки, плюй на законы, "по линованной бумаге пиши напоперёк", если так велит Сердце!
Пара слов о положительных аспектах сериала.
Несмотря на обилие неоднозначных героев, есть в сериале и те, кого можно взять в качестве образца для подражания. Пожалуй, самый честный и мудрый герой сериала - дядя Али, который живёт в соответствии с Кораном и опирается на свой богатый жизненный опыт. Он любит свою семью, забоится о тех, кто от него зависит, он радушно принимает гостей. Он строг и справедлив. В отличие от других персонажей, которые потворствуют своим или чужим слабостям, Али непреклонен. Он всегда действует в соответствии со своими жизненными принципами и с волей Бога. А также он "автор" многочисленных красноречивых и метких цитат :)
В качестве положительного примера я бы также упомянула взаимоотношения супругов - Мохаммеда и Латиффы. Если опустить незначительные, на мой взгляд, недостатки, то в целом можно увидеть такие достоинства их отношений, как: взаимная любовь, взаимное уважение, любовь к детям, стремление к поддержанию традиций.
Таким образом, мусульманский мир в данном сериале - это мир традиционных ценностей, это правильная и богоугодная жизнь, в то время как западный мир - это то место, где Богу бросают вызов, это мир вседозволенности, которую выдают за свободу.
Доктор Альбьери, бразильский учёный и друг Сида Али, в прямом смысле бросил вызов Богу, решившись первым в мире на создание клона человека, отбросив страхи, связанные с неэтичностью такого эксперимента. И хотя клон родился полноценным физически, он не мог найти себе место в мире людей, что, вероятно, заставит доктора раскаяться в своём эгоистичном поступке.
Стоит также упомянуть, что красной нитью через весь сериал проходит идея реинкарнации, перерождения души в новом теле. Авторы всячески подтверждают эту теорию с помощью предзнаменований, эстетично и эффектно показанных сцен...
В сериале также используется мелодичная музыка, создающая атмосферу арабского мира и Бразилии.
Данный сериал пропагандирует употребление алкоголя и табака, учит зрительниц модели поведения инфантильной, безответственной и эгоистичной особы, пропагандирует гомосексуализм, сексуальные отношения до брака и, в том числе, в подростковом возрасте.Также сериал прививает зрителю склонность к вербальной и невербальной агрессии, манипулятивности, лживости. Дискредитирует социально значимые профессии - военных, учителей...
Решила пересмотреть сериал своего детства - но вот незадача: раньше он казался мне безобидным и весёлым, а теперь разочаровывает и вызывает вопросы типа: "Они намеренно вкладывали эти смыслы, или это дань моде?".
Итак, делаю выводы, основываясь на просмотре трёх первых сезонов сериала.
ПРОПАГАНДА АЛКОГОЛЯ.
Присутствует практически в каждой серии. Подаётся, как неотъемлемый атрибут аристократизма, богатства, роскоши и хорошей жизни. В сериале пьют абсолютно все. Семья няни Вики сплошь состоит из людей, страдающих алкогольной зависимостью. Это обсуждается и преподносится под маской юмора. Героями данное явление воспринимается, как норма. А значит, и зрителю предлагают мыслить так же.
Приведу в пример просто чудовищную по своей сути сцену из 12 серии 3 сезона.
Няня Вика, в целях привития отвращения к курению у старшей дочери Шаталина, курит и распивает вино с подругой прямо в доме хозяина, у всех на виду. За это Шаталин делает ей выговор, и она, обидевшись (бедная "невинная" няня!), уходит из дома. Это-так возымело эффект над дочерью босса, и когда сам Максим Викторович осознаёт это, то прилагает все усилия, чтобы вернуть няню. Он даже признаёт свою неправоту и извиняется!
Таким образом, вредные привычки...хотя будем честны - средства геноцида, оправдываются якобы благими намерениями.
ПРОПАГАНДА ИНФАНТИЛИЗМА, ЭГОИЗМА И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Няню Вику, при всей её весёлости и добродушии, не назовёшь ответственным работником. Её в принципе редко можно увидеть за выполнением непосредственных обязанностей. Вместо этого она ходит по магазинам, приглашает в дом хозяина подруг, родственников, отвлекает начальство от дел, вмешивается в них.
Что же касается выполнения работы - она, согласно сценарию, умеет находить уникальный подход к детям. Заключается он в том, что Вика ловко манипулирует детьми, задевая их амбиции и побуждая, таким образом, к нужным действиям. Возможно, в каких-то ситуациях это хорошее решение. Но далеко не всегда Виктория воспитывает своих подопечных правильным образом. К примеру, она совсем не против, чтобы Маша (старшая дочь Шаталина) гуляла с парнем до поздна и посещала тусовки. Даже наоборот, она приветствует это и пытается склонить на свою сторону самого босса.
Зачастую какая-нибудь эгоистическая прихоть Виктории оказывается удовлетворена, а сам начальник почти всегда вынужден идти ей на уступки.
Что же касается инфантилизма в поведении этого персонажа - он проявляется во всём образе, начиная от одежды (несоответствующей возрасту) и заканчивая манерами.
ПРОПАГАНДА ЭРОТИЗМА.
Как уже было сказано выше, няня Вика не осуждает случайные связи своей подопечной Маши - напротив, она считает это опытом и одобряет. И по сценарию, Маша к ней прислушивается, следуя её советам.
Поведение самой Вики наглядно показывает нам, что в поисках наиболее подходящего партнёра она готова перебирать мужчин, вступать с ними в близкие отношения. И разумеется, внешность, одежда, макияж и телодвижения Виктории этому способствуют - она подчёркнуто сексуальна.
ПРОПАГАНДА ГОМОСЕКСУАЛИЗМА.
Присутствует в виде персонажей одного пола с главными героями. И эти люди с нестандартной сексуальной ориентацией испытывают к ним влечение. Главные герои же, хоть и отказываются от подобных отношений, но их не осуждают, а забавляются над ними. Опять же, через призму юмора над предлагают к восприятию ложные идеи.
ВОСПИТАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ.
Сразу отмечу, что агрессивность - не есть жестокость в данном случае. Наиболее часто в сериале можно встретить вербальную агрессию. Например, дворецкий Константин и Жанна Аркадьевна то и дело осыпают друг друга завуалированными оскорблениями, колкостями. Из Жанны в каждой серии делают мужика, недоженщину, уродину и т.д. А та, в свою очередь, высмеивает внешность Константина, унижая его. Также она высмеивает недостаток образования Виктории, намекая на её глупость (даже если она права, это не делает ей чести).
Сама главная героиня то и дело намекает на интимные проблемы хозяина, подшучивает над ним. Её мама и вовсе позволяет себе рукоприкладство в отношении Максима Шаталина.
Таким образом, через подобные сцены проносится идея нормальности неуважительного и агрессивного поведения.
ВОСПИТАНИЕ ЛЖИВОСТИ.
Выше упоминалось, что для нахождения общего языка с детьми Вика зачастую врёт, манипулирует. Врёт она и относительно своего возраста, а также по мелочам. Лгут и другие персонажи сериала. К примеру, в одной из серий 3-го сезона сын Шаталина, Денис, убедил Вику притвориться его мамой для встречи с учителем, а та убедила Константина сыграть роль Максима Шаталина в школе Дениса.
ДИСКРЕДИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОФЕССИЙ.
В одной из серий 3-го сезона появляется бывший сослуживец Максима Шаталина, генерал-майор Удальцов. Выставив офицера пошлым и глуповатым, высмеяли в целом образ военного человека.
Также в 3-м сезоне встречаем учительницу Дениса Шаталина, которая, по сценарию, предвзято ставила оценки, рассчитывая на личную встречу с известным родителем. Она же настойчиво к нему приставала, неприкрыто говоря о постели. И в целом, вела себя глупо, инфантильно и безответственно, что формирует у зрителя (а особенно, если это ребёнок) негативное и неуважительное отношение к учителям.
Уверена, если смотреть все сезоны с карандашом и блокнотом в руках, можно выявить ещё больше вредных смыслов. Я перечислила лишь наиболее часто встречающиеся и вопиющие...
Хочу отметить, что оживлённое музыкальное сопровождение и изобилие шуток всё же располагает к этому сериалу. Но именно в таких случаях стоит быть особенно внимательным и не позволять преждевременно усыплять свою бдительность.
Однозначно не позволила бы детям смотреть этот сериал.
Данный сериал пропагандирует насилие, жестокость, немотивированную агрессию; дискредитирует сотрудников правоохранительных органов; формирует лояльное отношение к преступности, психическим отклонениям; формирует депрессивные настроения; дискредитирует русский народ; пропагандирует алкоголь и табак; пропагандирует эгоизм.
На конкретных примерах поясню каждый из пунктов.
Жестокость.
1-я серия начинается, продолжается и заканчивается сценами жестоких избиений.
Главный герой - Станислав Карпов - показан вначале молодым, только поступившим на службу в правоохранительные органы. Здесь его неласково встречают будущие коллеги, которые, кроме всего прочего, показаны пьющими, бескультурными, не вполне адекватными людьми. Между Карповым и одним из присутствующих на пьянке развязывается кровавая драка, притом без всякого повода, просто из-за необоснованной агрессии сотрудника полиции. По окончании мордобития мужчины жмут друг другу руки и представляются. Из разговора следует, что полицейский намеренно затеял драку, чтобы испытать новоприбывшего на прочность.
После этого эпизода Карпов показан уже взрослым мужчиной, неопрятным на вид, с потухшим взглядом, он едва передвигается. По сюжету он только что освободился из-под надзора психиатрической клиники, но по-прежнему принимает психотропные препараты, вследствие чего выглядит и ведёт себя, как "овощ". В психиатрической лечебнице он оказался за то, что застрелил несколько человек, находясь при исполнении служебных обязанностей. Среди них были и его коллеги. Вместо пожизненного заключения, он был признан невменяемым и отправлен на лечение.
Дискредитация полиции.
Во-первых, полицейские в первом же эпизоде показаны пьяницами, дебоширами, неадекватными и агрессивными людьми. Во-вторых, они регулярно превышают свои полномочия: бывшая сотрудница Карпова - Зимина - помогает ему устроиться на работу, хотя это противозаконно. Сам Карпов, будучи ещё сотрудником полиции, помог своему знакомому избежать уголовной ответственности за избиение отца. Кроме того, его лучший друг - вор.
Капитан Зотов - также далёк от образа благородного полицейского. Он показан жестоким, властным ревнителем и собственником. На его участке был пойман преступник... но не им самим, а Карповым. А Зотов показан нетерпимым к конкуренции. Для него главное - его успех и карьера, власть и авторитет, а не справедливость. "Это моя земля, и я здесь хозяин" - заявляет он Карпову после того, как избивает его.
Единственный сколько-нибудь положительный полицейский (бывший) и персонаж - это охранник Борис Иващук, который был отстранён от должности майора, так и не дождавшись повышения до должности подполковника. Из его слов понятно, что он был честным "ментом", а такие долго в полиции не задерживаются. Эта идея также порочит образ полицейских. Кроме того, Иващук так и не смог сообщить семье об отставке и лжёт на протяжении долгого времени.
Лояльность к отклонениям.
Главный герой - преступник и психбольной. При этом, сценаристы то и дело вызывают к нему зрительскую жалость. Он показан (и он сам об этом говорит) никому не нужным, одиноким, бедным, голодным, слабым. Поначалу его новый коллега, охранник Иващук, узнав о прошлом Карпова, чурается его. Но слова Карпова о том, что "такое соседство на ножах никому из них не в тему" и готовность уйти убеждают Иващука в относительной адекватности Карпова.
Терпимость к недостаткам главного героя показана также в его ситуативно благородных поступках. К примеру, в электричке Карпов замечает, как молодой человек лезет в карман к уснувшему дедушке, и подходит к нему, чтобы прогнать карманника. Но сидящий рядом друг парня избивает Карпова, после чего убегает вместе с воришкой. Проснувшийся дедушка замечает, что у Карпова из носа идёт кровь. Карпов же, по воле сценаристов, предстаёт скромным и благородным - ссылается на повышенное давление, умалчивая о произошедшем.
Ещё одна интересная и довольно противоречивая сцена: Карпов, разговорившись с Иващуком, говорит, что находится как бы на автономном питании, он никому не нужен (этим вызывает сочувствие зрителя). Иващук настроен более оптимистично и философски - он утверждает, что всё неслучайно, и тот факт, что Карпов остался жив после попытки суицида, говорит о том, что он зачем-то нужен в этом мире. Карпов же заявляет, что ни во что не верит - ни в Бога, ни в судьбу, и опровергает слова коллеги примером из своего опыта (он помог избежать наказания знакомому наркоману, а тот благодарил его, говоря, что он обязательно принесёт какую-то пользу миру, но вскоре убивает свою мать).
Формирование депрессивных настроений.
Проявляется как в самом сюжете (безвыходное положение главного героя, всё вокруг плохо, Бога нет, веры нет, правды нет, справедливости нет...), так и аудиовизуально: на протяжении всей серии мы видим апатичное лицо Карпова, безрадостные угрюмые лица окружающих, всё это сопровождается полумраком, холодными тонами и мрачным музыкальным сопровождением. Уже после 10 минут просмотра (из 50-ти) становится некомфортно, душевно неуютно.
Даже новости, которые Карпов смотрит по телевизору, показывают жалобы людей (на неблагоприятные жилищные условия).
Дискредитация русских.
Не просто русские, а русские полицейские показаны чудовищно пьяными в самом начале фильма.
Также стоит обратить внимание на информацию, которая транслируется фоново - в телевизоре героев. На экране телевизора, который смотрел Карпов, надпись: "Россия без русских?". Из обрывков данной телепередачи слышно, что русские не знают своей истории, славянской ведической философии, что русские - понятие интернациональное.
Пропаганда отравляющих веществ.
С застолья начинается сериал. Кроме того, каждый раз, когда герои посещают магазин, на первом плане видны полки со спиртным и с табаком. Да и сам главный герой на них недвусмысленно засматривался.
Пропаганда эгоизма, индивидуализма.
Прямым текстом доносится до зрителя через песню-заставку к сериалу:
"Этот мир сделал из меня эгоиста,
Здесь не дают парить, следят что б ты летал низко,
Меня ведь всё равно нет в списках
На проход в Эдем,
Так почему же мне нельзя грешить, как и всем.
Сделайте мне анестезию, с меня хватит боли,
С меня хватит роли палача в естественном отборе,
Я перешёл дорогу многим, да и чёрт с ними,
Все дороги ведут в Рим, встретимся в Риме.
Враги хотят моей смерти, но я ещё живой,
Удача стала навсегда моей второй женой.
Но каждый день за спиной я ощущаю злобу,
И каждый день это драка за последнее слово.
Кто эти люди, что так сильно ненавидят меня,
Я вижу небо, но оно, увы, не видит меня.
Бог занят, и я устал звонить его секретарю,
Если это рай, тогда я заживо горю в раю".
Здесь также повторяется нигилизм главного героя и оправдываются его поступки.
Отдельно хочется добавить несколько слов о создателе этого сериала - Илье Куликове.
Он является также автором не менее известных кинокартин: Глухарь, Закон каменных джунглей, Полицейский с Рублёвки...
Из обзора на "ЗКД" знаю о деструктивных идеях в этом сериале. Глухарь также попал в список фильмов, которые учат отнюдь не доброму-разумному-вечному.
Любопытно то, что автор этих работ окончил Московский педагогический! государственный университет. То есть, об образовательной функции своих кинокартин он знает.
- пропагандирует алкоголь - пропагандирует оккультизм, сатанизм - пропагандирует свободные отношения - пропагандирует беспорядочные половые связи - пропагандирует пошлость - дискредитирует образ семьи и материнства - способствует расчеловечиванию - пропагандирует чайлдфри - пропагандирует жестокость, насилие, убийство
Этот сериал оставил яркий след в моей памяти, ведь его транслировали по телевидению, когда я была ребёнком. Зрелищность, эстетизм, эмоции актёров, их внешняя привлекательность, спецэффекты - всё это естественно завораживает зрителя, особенно, если это ребёнок, и у него пока нет навыка критической оценки информации.
Но спустя годы, пересматривая данный сериал, я обнаружила в нём массу деструктивных посылов, которые смогла выявить, в том числе, благодаря проектам "Научи Хорошему" и "Киноцензор".
Вся сюжетная линия вращается вокруг оккультизма и мистики. Главные героини - три ведьмы, раскрывшие в себе сверхспособности, которые им достались по наследству. Их миссия состоит в том, чтобы с помощью этих способностей противостоять силам зла. Вселенная "Зачарованных" состоит из Тёмных сил (Дьявол и его приспешники), Светлых (Старейшины, хранители/ангелы, ведьмы) и простых смертных. Последние в сериале появляются эпизодически и обычно служат неким "пушечным мясом", которое либо убивают силы зла, либо нуждается в помощи ведьм. То есть, человек здесь показан абсолютно слабым и беспомощным.
Помимо основной сюжетной линии с борьбой добра и зла, мы наблюдаем линию взаимоотношений главных героев. И здесь подчёркивается неустроенная личная жизнь героинь: либо невозможность выстраивать отношения с противоположным полом, либо нежелание вступать в длительные серьёзные отношения, недоверие к мужчинам. При этом, они согласны на поверхностные, ни к чему не обязывающие отношения, не брезгуют "интрижками". В дальнейшем, даже когда главным героиням удаётся встретить "любовь всей жизни", под воздействием чёрной магии и чар они вполне могут вести себя развратно, забывая о любви и верности.
Отдельно хочется отметить такое явление в фильме, когда под действием магии персонаж становится своей полной противоположностью - из положительного превращается в отрицательный, из сдержанного в неконтролируемый, из верного в распутный. Это вызывает некий когнитивный диссонанс у зрителя и заставляет сомневаться в свободе воли человека, да и в самом себе. Это вызывает мысли типа: "А что, если...?", "А вдруг...?"
К слову, такой сюжетный поворот встречается во многих фантастических американских фильмах. Что же касается конкретно "Зачарованных", множество серий построены именно на таком сюжете.
Практически каждая серия данного сериала (как и многих других сериалов этого жанра) начинается с убийства, жестокости, насилия. Тем самым, зритель привыкает к тому, что постоянно случается что-то плохое, постоянно есть повод чего-то бояться и ждать откуда-то защиты и помощи. Ведь здесь именно ведьмы, а не полиция, в силах помочь смертным.
Также отдельно упомяну тему оккультизма в данном фильме. Поскольку эта тема - центральная, то оккультную атрибутику и ритуальные действия мы видим почти постоянно. Относиться к этому можно по-разному, но есть некоторые нюансы, вызывающие сомнения. Прежде всего, эффект волшебной палочки, который заключается в том, что персонаж либо читает заклинание, либо выполняет ритуал, делает взмах рукой, и тут же добивается желаемого эффекта. Если зритель на протяжении долгого времени наблюдает такие сцены, то он привыкает к мысли о том, что можно легко и просто добиться своего, а столкнувшись с реальностью, разочаровывается.
Кроме этого, часто можно увидеть ритуальные действия, связанные с дьяволопоклонством. А это непременно вызывает интерес зрителя, особенно юного и неосознанного, к данной теме.
Что касается пропаганды алкоголя, как и во множестве других фильмов, здесь она по умолчанию присутствует и проявляется в регулярном посещении клуба главными героями и совместном распитии пива, алкогольных коктейлей по случаю победы над очередным врагом или налаживания личной жизни.