В клипе пропагандируются: алкоголь, аморальное поведение, безрассудство и потребительство. Культивируется эгоизм, неуважение к окружающим. А также эстетизируется суицид.
Для начала предлагаю оценить посыл непосредственно видео. В нём мы видим поющего на сцене бара мужчину, чьё лицо заметно изменено пластическими операциями (певец действительно прибегал к пластической хирургии). Это вызывает некоторое удивление. Однако, побродив немного по гуглу, находим также информацию о том, что Уикнд часто выходил на сцену с бинтами на лице, из-под которых сочилась кровь. Он намеренно уродовал (надеюсь, только косметическими средствами) своё лицо, чтобы показать своим поклонникам, что внешность для него далеко не в приоритете. Возникает вопрос: обязательно ли уродовать себя, чтобы донести такую мысль? Ведь можно выразить это через стиль в одежде, например. Замечу, что от природы певец имел привлекательную и просто приятную внешность. В любом случае, выходить на сцену с избитым, окровавленным лицом, а также помещать его на обложку альбома - это, как минимум, признак некоего психического расстройства (что не исключено, учитывая, что в юности певец употреблял наркотики). И потом, стоило подумать о том, как на это отреагируют наиболее восприимчивые слушатели/зрители.
Здесь стоит также отметить, что Уикнд вдохновлялся творчеством Майкла Джексона, также известного своей любовью к пластическим операциям.
Но вернёмся к клипу. Молодой темнокожий мужчина с африканской причёской в блестящем красном пиджаке, весь образ которого напоминает юного Майкла Джексона, поёт на сцене в баре. Передвигаясь вдоль столиков, он то пьёт алкогольные напитки, то поливает ими присутствующих, то направляет на них пистолет - всё это под бодрую мелодичную музыку. То есть, по сути, он не хочет показаться опасным, он просто играет, ведёт себя, как пьяный любитель развлечений. Конечно же, первый деструктивный посыл, который можно вычленить в этом клипе - пропаганда алкоголя. Далее следуют пропаганда аморального образа жизни, безрассудства и неуважения к окружающим. Относительно последнего ещё добавлю: практически у всех присутствующих в баре - венецианские маски на лице. Они как бы не люди, они безликие, они безмолвные и неподвижные. И лишь одна девушка, кроме самого исполнителя, не носит маску. Значит, она особенная. По сюжету клипа, певец сначала флиртует с этой девушкой, а затем вкладывает ей в руку пистолет, наставляя дуло себе на лоб. Чтобы понять видеоряд, позднее мы рассмотрим непосредственно текст песни.
Клип оканчивается счастливой пародией на суицид главного героя - исполнителя, где он, выйдя на сцену с приставленным к виску пистолетом, с широкой улыбкой на лице стреляет в себя. Но вместо пули из дула выстреливает конфетти. Является ли это пропагандой суицида? Не могу сказать наверняка. Одно могу сказать с уверенностью - не стоило бы использовать оружие в качестве развлечения, а псевдосамоубийство - в качестве шутки. На мой взгляд, не над всем можно шутить. И накладывать позитивный отпечаток на печальные или опасные явления - это нечто шизофреническое.
Теперь рассмотрим смысловую нагрузку текста песни.
Как видно, речь идёт о личной драме героя. Однажды ему разбили сердце, а теперь он делает то же самое по отношению к некоей девушке. Судя по всему, он наврал ей с три короба о любви до гроба, и сбежал. Но потом всё же захотел вернуться, цинично заявив, что она-таки достойна лучшего, но уж лучше пусть утрёт слёзы и примет его, негодника, обратно.
Из этой истории следует, что главный герой – эгоист и инфантил, который плевал на чувства других людей.
Оценим музыкальную составляющую песни. Вопреки всему описанному выше, данная композиция очень мелодична и приятна для слуха. Можно назвать её расслабляющей, благодаря умеренному темпу, ритмичности и мелодичным звукам синтезатора. У исполнителя приятный тембр голоса, а исполнение вокальных партий на высоте. Лично меня подкупает музыкальная начинка этой песни. Но если бы все компоненты творчества Уикнда были одинаково позитивными…
Данный клип продвигает следующие идеи: - пропаганда наркотиков, табака, алкоголя, - пропаганда преступности, - пропаганда безрассудства, - пропаганда суицида, - пропаганда гедонизма, эгоизма. Одним словом, данный клип является экранизацией лозунга «Живи быстро, умри молодым».
Разобравшись в "лирике", понимаем, что песня повествует о наркомане, который находится в состоянии абстинентного синдрома или т.н. ломки. (Отмечу, что сам певец страдает наркотической зависимостью). Он мчится по безлюдному ночному городу на полной скорости и звонит своей бывшей девушке, желая утешиться в её объятьях. А ещё, возможно, он собирается совершить самоубийство («моё время на исходе», «я выезжаю со страшной скоростью», «я тону в ночи»).
Также в тексте присутствует отсылка к фильму Город Грехов (Sin City), который является символом преступности. Именно так герой описывает то место, в котором находится.
Так, посыл текста заключается в следующем: нет ничего страшного в наркотиках, ведь даже если тебе плохо от последствий их употребления, ты всегда можешь найти свою бывшую, чтобы она тебя утешила, или поймать адреналин от езды на опасной скорости. Да и вообще, можно решить эту проблему просто уйдя из жизни, покутив напоследок.
Клип, по сути, вторит идеям текста. Главный герой мчится на кабриолете по ночному городу, ослеплённый огнями фонарей. Он курит за рулём, на его лице написано блаженство наркомана. И кстати, своей мимикой он имитирует употребление наркотиков, хотя и не показывает этого напрямую. Сцены ночной езды время от времени сменяются сценами посещения бара, а также танцами на шоссе. Также отмечу, что клип начинается подчёркнуто длительными кадрами окровавленного лица героя. Затем они вновь появляются в середине клипа, где героя избивают, и в конце, где он, довольный, идёт шатающейся походкой по трассе. За что его избили? То ли за то, что танцевал на проезжей части, то ли он подрался по пьяни, то ли исполнитель таким образом доносит до зрителя свою идею о том, что внешность не важна… Не ясно. В любом случае, наблюдать такое зрелище неприятно. Кроме того, кажется, ему нравится, что его избили. Его это заставляет улыбаться и даже немного гордиться. Вот, мол, глядите, какой я бунтарь.
Что же касается музыкального наполнения данного клипа – оно не просто подкупает вокальными данными исполнителя, оно ещё и гипнотизирует своими звуками вкупе с видеорядом. Надо сказать, танцевальный ритм композиции и звуки синтезатора отсылают слушателя к стилю ретровейв или синтвейв, популярному в 2000-2010-х гг., который имитировал танцевальную музыку 80-х и пытался воссоздать атмосферу тех времён: боевики, фильмы ужасов, гоночные игры… И действительно, благодаря музыке и скоростной езде в клипе создаётся ощущение гоночной игры. И вот именно это движение машины по шоссе и внутри тоннеля погружает в некий транс. Недаром такие эффекты (спирального и тоннельного движения) используются в оптических иллюзиях.
Клип 'Believer' учит зрителя/слушателя, в первую очередь, уверенному противостоянию трудностям, проявлению волевых качеств; в то же время, следуя примеру солиста, слушатель может зациклиться на самом себе, поверить в свою исключительность, возвыситься над остальными. Кроме того, в клипе демонстрируются жестокие сцены, агрессивное поведение. Но также здесь присутствует скрытая, возможно, даже невольная пропаганда безответственности.
Думаю, пояснять, почему данный клип способствует развитию силы воли - не нужно, так как эта идея видна непосредственно через текст песни (герой становится сильным, несмотря на испытанную им боль и т.д.)
Что касается ноток эгоизма в этой песне - герой поёт о том, что он сам "повелитель своего моря", что ему хорошо одному, что он не нуждается ни в чьих советах и мнениях. Он выраженный индивидуалист.
Жестокость в клипе проявлена в сценах боя героя с самим собой (о чём можно догадываться по одинаковым татуировкам на груди). Понятно, что бой - это всего лишь метафора, но он достаточно детализирован (с кровью) и вызывает просто неприятные ощущения при просмотре. А у смотрящего клип ребёнка, например, может вызвать желание подражать. Ребёнок не будет анализировать, с какой целью изобразили ту или иную сцену.
Ну и последний пункт, требующий пояснения - это скрытая безответственность. Этот пункт является только моим видением, не настаиваю на его истинности. Итак, почему же герой клипа безответственен? Потому что он обвиняет во всех своих трудностях и в то же время благодарит за свой опыт БОЛЬ. То есть, некие внешние факторы, а не его собственные решения, сделали его тем, кем он стал.