Сериал пропагандирует множество различных извращений, маскируя это идеей женской дружбы, солидарности и силы. Хорошие качества, которые демонстрируются зрителю через образы героев: - юмор - способность к раскаянию, совестливость - оптимизм - взаимопомощь, взаимовыручка - уверенность в себе Плохие качества, которые видим в героях сериала: - лживость - распущенность, развращённость - эгоизм - жестокость - иррациональность в поведении - цинизм
Самое неприятное в данном сериале, по моему мнению, - это то, что каждый герой, который вначале был положительным, хорошим, постепенно портится с подачи сценаристов. И зрителю становится не с кем себя отождествлять (конечно, это вовсе не обязательно, но бессознательно это может происходить), некому симпатизировать.
Но в том-то и хитрость авторов. Зритель всё равно находит тех, кто ему импонирует. И в ходе этих сюжетных изменений свыкается с их (героев) новыми образами, постепенно научаясь принимать их недостатки. Таким образом, то, что было сначала неприемлемым для зрителя, становится допустимым, а затем и нормальным (технология "Окно Овертона" в действии).
Чтобы не быть голословной, приведу примеры. Прежде всего, главные героини сериала - 4 домохозяйки:
Линетт Скаво. Мать 4-х детей. Сетует на жизнь домохозяйки и многодетной матери. Жалеет о несостоявшейся карьере в сфере маркетинга. Ответственная, умная, уравновешенная.
Габриель Салис. Экс-модель, неверная жена, капризная и эгоистичная красавица, материалистка. С появлением детей нельзя назвать её образцовой матерью, учит детей своим моделям поведения.
Бри Ван Де Камп. Образцовая домохозяйка, истинная леди. Вдова, мать гея и девушки с пониженной социальной ответственностью (по удивительному стечению обстоятельств). Педантична, мстительна, в то же время религиозна.
Сьюзан Майер. Не образцовая домохозяйка. Изначально разведена и имеет дочь. Эмоциональна, иррациональна, не знает, чего хочет от жизни и от мужчин, с которыми выстраивает отношения. Её жизнь - это драма.
4 разных типажа. Наверняка найдутся те, кто узнает какие-то свои черты в этих личностях.
В сериале неоднократно повторяется идея того, что у ВСЕХ есть свои скелеты в шкафу. Что абсолютно ВСЕ не без изъяна. И эта идея тут же подтверждается разными гротескными ситуациями. Главные герои оказываются вовлечёнными в криминал, в сомнительные связи и т.д. Но дело в том, что во многих случаях это не порицается. Наоборот, зрителю предлагается принять это как данность. Но иногда скелеты всё же выпадают из шкафов, и мы видим раскаяние героев.
Однако вернусь к мысли о том, как хорошие персонажи становятся плохими (впрочем, для этого сериала верно и обратное, но об этом позднее).
Рассмотрим Бри Ван Де Камп, леди до мозга костей. Чопорная и религиозная. В числе её "скелетов" оказываются: алкоголь; преступление, совершённое её сыном и скрытое ею; походы "налево"; готовность пойти на обман и даже подлость ради своей выгоды.
Именно "правильность" этого персонажа использовали для того, чтобы на контрасте транслировать зрителю различные извращения, с которыми она мирится. А именно: сын-гей, которого она не просто приняла таким, какой есть, но и в дальнейшем устроила ему свадьбу с другим мужчиной. Дочь лёгкого поведения, способная не только переспать со своим женатым преподавателем, но и устроить "подлянку" своей матери, а также принести "в подоле". Также крайне глупая особа, неоднократно доказавшая это своими поступками.
Назревает вопрос: как у такой женщины (Бри) могут быть такие дети? А вот так. По сценарию. Чтобы сказать зрителю: "гомосексуализм - это норма, это не зависит от окружения", "даже у хорошей матери могут быть дети-выродки". Но это в корне не так. Саму же Бри Ван Де Камп сделали из образцовой жены и хозяйки довольно разнузданной особой, идущей на поводу у инстинктов, которые (по мнению и утверждению авторов сценария) ею старательно подавлялись.
Следующий пример: Линетт Скаво, многодетная и образцовая мама.
На первый взгляд, это самый адекватный и уравновешенный персонаж. У неё разумный подход к ведению хозяйства, к воспитанию. Она доброжелательна к людям, готова прислушиваться к чужим нуждам, рациональна. Однако в некоторых эпизодах она может предстать в образе распутницы, танцующей на столе в ночном клубе, либо нам вдруг может открыться её прошлое, в котором она была склонна к промискуитету, либо мы повстречаем её мать, склонную выпивать и кутить. Мать, которую, к тому же, определили в дом престарелых трое её дочерей, включая саму Линетт. (К слову, в сериале уделяется особое внимание такому явлению как дом престарелых. К примеру, в пылу спора дети могут пообещать родителям сдать их в стардом).
Что касается Сьюзан Майер, от которой ушёл муж, оставив её с дочерью, и которая тяжело переживала развод, с течением времени она встретила того, в ком признала любовь всей своей жизни. Однако в очередном новом сезоне сериала она благополучно развелась и с ним. Из-за некоей бытовой ссоры. Но её отношения с мужчинами в целом напоминают маятник: туда-сюда, сюда-туда. Пока она в разводе с любовью всей своей жизни, она успешно находит новую любовь, которая, как оказывается позднее, была вовсе не любовью =) Думаю, этим выражается весь воспитательный потенциал этого персонажа.
А про Габриель Салис говорить, в принципе, нечего. Она изначально была капризулей, добивающейся своего чего бы это ни стоило. То есть, на её примере не видно трансформации от хорошего к плохому. Она изначально не была хорошей. Но можно заметить отчасти обратную тенденцию. В чём-то она стала терпимей. Но связано это в большей степени с утратой финансового благополучия на длительное время. Иными словами, когда урезан бюджет, урезаются и амбиции...
Теперь пару слов о том, какие персонажи меняются от минуса к плюсу. Если кратко: в основном, это преступники =) Убийцы, маньяки, наркоманы, встающие на путь исправления. Вот им нам предлагают посочувствовать, "понять-простить".
Собственно, кто сказал, что преступник не может раскаяться и исправиться? В редких случаях может. Но в данном сериале таких персонажей уж очень много на квадратный метр... Точно так же как психически больных людей, а также людей нетрадиционной сексуальной ориентации.
Отмечу ещё одну очень яркую и нехорошую особенность сериала. Пропаганда алкоголя. Да, она сейчас почти везде. Но здесь она ещё и подчёркнута. А именно, устами главных персонажей нам преподносится: "что может быть лучше, чем бокал маргариты?". Естественно, помимо маргариты, мы можем очень часто увидеть в кадре пиво, шардоне и иные спиртные напитки.
За время просмотра сериала (6 сезонов из 8) у меня накопилась масса наблюдений, помимо перечисленных выше. Ввиду нежелания растекаться мыслию по древу и занимать время читателя, не стала описывать ещё больше.
Может сложиться впечатление, что я, как предвзятый критик, нарочно смотрела фильм, подмечая только недостатки, только деструктив. Но это не совсем так. Я бы не стала тратить столько времени на все эти сезоны, если бы в них не было ничего положительного.
Одно из главных достоинств сериала - это его уютная, ламповая и эстетичная атмосфера. Красивые люди, красивые интерьеры.
Кроме того, в сериале отличный юмор, множество фраз, бьющих не в бровь, а в глаз.
Ну и, в конце концов, стоит отметить, что за плохие поступки здесь приходит расплата. Притом, прийти она может не сразу, спустя сезоны. Некое торжество справедливости присутствует в сериале.
Мультфильм учит объединению и устранению разногласий во имя общей цели, а также учит ценить своих близких, дружелюбно относиться к окружающим людям и к природе.
Несмотря на некоторые отрицательные моменты в мультфильме, в целом, на мой взгляд, он всё же довольно добрый.
Начну с положительных сторон.
Мультфильм учит труду, причём совместному: Дядю Фёдора кинулись вызволять из сугробов все, включая довольно вредного почтальона Печкина. Устами же кота Матроскина подтверждается значимость совместных усилий: "А мы с Шариком помирились - ведь совместный труд объединяет" (правда, в этой фразе Матроскин вставил ещё "для МОЕЙ пользы", что отражает его эгоизм).
Следующий немаловажный пункт - это бережное отношение к природе, которое воспитывается в данном мультфильме. Шарик резко негативно относится к идее принести в дом живую ёлку: "А мне жалко ёлки рубить! Если все начнут к новому году ёлки рубить, у нас вместо леса одни пеньки останутся!". В дальнейшем эту его мысль поддерживает и папа Дяди Фёдора, предлагая нарядить живую ель во дворе. Сам же Дядя Фёдор демонстрирует нам равнодушие к ёлочным "цацкам" и решает нарядить ёлку с помощью старых предметов с чердака. И это вполне экологичная идея - не плодить новый пластиковый или стеклянный мусор в доме...
Ну и, конечно же, весьма положительный момент в мультфильме - это возвращение мамы Дяди Фёдора в Простоквашино, несмотря на её изначальное недовольство и сопротивление. Она пришла в деревню на лыжах, чем, так или иначе, вызывает интерес к спорту и здоровому образу жизни. Кроме того, сама она признала, что просто не может жить без Простоквашино и без своей семьи, которую она поддерживает несмотря ни на что.
Отмечу ещё пару позитивных сторон мультфильма: юмор и музыка.
Юмор в мультфильме добрый, местами ироничный, но не переходящий в сарказм.
Музыка, по моим субъективным впечатлениям, тёплая, добрая и светлая. Кстати, основной "саундтрэк" наполнен приятными смыслами:
"Кабы не было зимы в гоpодах и сёлах
Никогда б не знали мы этих дней весёлых...
...
Кабы не было зимы, а всё время лето
Мы б не знали кутерьмы новогодней этой
Не спешил бы Дед Мороз к нам через ухабы
Лёд на речке б не замёрз, кабы, кабы, кабы".
На первый взгляд, песня о прелестях новогодних развлечений. Но я думаю, кроме того, она отражает и русский менталитет, который и в трудностях способен найти пользу, который с любовью относится к природе во всех её проявлениях. И от этого вдвойне трепетно слышать эту песню в мультфильме.
Теперь хотелось бы пояснить некоторые отрицательные моменты мультфильма.
Прежде всего, бросается в глаза отношение мамы Дяди Фёдора к материнству. Когда муж и сын озвучивают ей своё желание "достать второго ребёнка", она едва не падает в обморок, говоря: "Никогда!".
По её поведению в целом заметно, что она довольно капризна, зачастую недовольна. Да и муж подтверждает это, намекая на "строгую атмосферу в квартире".
Кроме того, через персонаж мамы можно заметить пропаганду культа внешности и вещей. Ведь ей так жалко концертного платья - она никак не может поехать в нём на электричке.
Следующий пункт отрицательного топа - это гедонизм и потребительство, которые выражаются, например, в привязанности Печкина к телевизору. Он этого и не скрывает: "В наше время главное украшение стола - что? Телевизор. А он у вас паутину показывает. Я к себе пойду!". Для него важнее в новогоднюю ночь посидеть перед телевизором, нежели в дружеской компании.
Этой идее косвенно вторит и кот Матроскин в своей знаменитой песне под гитару: "А я всё чаще замечаю, что меня как-будто кто-то подменил. О морях и не мечтаю, телевизер мне природу заменил!".
Ещё один кадр с приставкой "анти" - это сцена курения папы Дяди Фёдора. Она мелькает совсем недолго, но вполне может успеть оказать своё дурное воздействие на маленького зрителя, ведь закладывает подсознательное отношение к курению как к чему-то обыденному и нормальному.
Сериал учит молодое поколение плевать на опыт предков, на голос разума, призывая идти на поводу у своих чувств и сиюминутных желаний. Пропагандирует свободные отношения, измены, вульгарное поведение, употребление алкогольных и табачных изделий. Но в то же время показывает примеры взаимоуважения, взаимопомощи, глубокой веры, привязанности...
Впервые я увидела этот сериал, учась ещё в начальной школе. И конечно же, я не могла понимать всего, что там происходило, я следовала мыслям его создателей, сопереживая главным героям. Изучив комментарии под сериалом, я поняла, что очень многие также изменили своё отношение к нему, когда пересмотрели сериал в осознанном возрасте. Это нормально, ведь взрослый человек может видеть причинно-следственные связи, а ребёнок/подросток закрывает на них глаза, либо вовсе не видит.
Что же, спустя столько лет, подверглось наибольшей критике и переосмыслению в данном сериале? Для меня это две сюжетные линии: центральное повествование истории любви Жади и Лукаса, и история взаимоотношений Иветти с Леонидасом Феррасом.
И начну я с описания последнего.
Иветти - самый неоднозначный персонаж в сериале. Она, с одной стороны, добрая, отзывчивая, непосредственная. А с другой - склонна к измене, инфантильна. Именно она "заваривает кашу" в семье Феррас, вступив в интимную связь с сыном своего возлюбленного. Сама же Иветти в течение всего сериала отстаивает свою невиновность, ведь для неё измена - только на уровне чувств. Кроме того, она ещё и обвиняет своего возлюбленного (отца Дьёгу, с которым она имела связь) в непонимании и т.д.
Иветти готова на всё, чтобы добиться расположения того, кто ей нравится... Даже на интрижку. То есть, в попытках вызвать ревность, она готова сходить налево. Либо утешиться в чужих объятьях.
Чтобы не пускаться в пространные рассуждения, перейду сразу к выводу относительно роли данного персонажа. Иветти - это программа двойных стандартов, пропаганда "свободной любви", измен, наплевательства на законы и нормы. Эффективность влияния её ролевой модели на зрителя вполне очевидна даже в комментариях, где её яростно защищают женщины, считающие легкомысленное поведение героини свободой и "никомуничегонедолжностью".
Теперь рассмотрим линию взаимоотношений Жади и Лукаса.
Оба демонстрируют крайний инфантилизм: Жади влюбляется, что называется, с первого взгляда, не зная личности Лукаса, зная лишь его визуальный облик. Лукас, в свою очередь, менее заинтересован в девушке. Она привлекла его тем, что отличается от бразильянок (она скромная мусульманская девушка). Даже когда зрителю показывают сцены их общения, всё, что мы видим - это поцелуи, объятья и разговоры о побеге. То есть, их влечение друг другу обусловлено гормонами, спонтанной страстью, запретом.
В своей безумной любви к иноверцу, Жади рискует не только своей жизнью, но и жизнями других людей - своей сестры Латиффы, своей няни Зорайде, своего мужа Саида и т.д.
В целом, Жади, как личность, показывает не очень хороший пример для подражания: она много врёт, живёт за чужой счёт, не проявляя благодарности, а наоборот - ставя палки в колёса своим кормильцам. Она склоняет ко лжи и богоотступничеству и других персонажей, упомянутых выше. Таким образом, в грехе здесь участвует сразу много людей.
Личность Лукаса также далека от идеала мужественности и решимости. Как раз последнего в нём очень недостаёт. Многократно он из-за своей нерешительности откладывал побег с Жади...
Лукас ничего не делает, чтобы достигать своих целей. Он только заявляет о том, что мечтает стать музыкантом, а не клерком, как его отец. На деле же, ему приходится заниматься делом отца.
К чему приводит в финале такое дикое инстинктивное стремление быть вместе? К тому, что "вместе" наступило только после 40 лет :) В течение двадцати лет эти персонажи морочили головы своим законным мужу и жене, родили детей, которые не были очень уж счастливы от взаимоотношений внутри семьи...
Если объективно смотреть ситуацию - вероятность того, что такая история в реальной жизни закончится хэппи эндом - очень низка. Да и полноценным хэппи эндом это вряд ли можно назвать. Зато посыл создателя вполне конкретен: действуй вопреки, плюй на законы, "по линованной бумаге пиши напоперёк", если так велит Сердце!
Пара слов о положительных аспектах сериала.
Несмотря на обилие неоднозначных героев, есть в сериале и те, кого можно взять в качестве образца для подражания. Пожалуй, самый честный и мудрый герой сериала - дядя Али, который живёт в соответствии с Кораном и опирается на свой богатый жизненный опыт. Он любит свою семью, забоится о тех, кто от него зависит, он радушно принимает гостей. Он строг и справедлив. В отличие от других персонажей, которые потворствуют своим или чужим слабостям, Али непреклонен. Он всегда действует в соответствии со своими жизненными принципами и с волей Бога. А также он "автор" многочисленных красноречивых и метких цитат :)
В качестве положительного примера я бы также упомянула взаимоотношения супругов - Мохаммеда и Латиффы. Если опустить незначительные, на мой взгляд, недостатки, то в целом можно увидеть такие достоинства их отношений, как: взаимная любовь, взаимное уважение, любовь к детям, стремление к поддержанию традиций.
Таким образом, мусульманский мир в данном сериале - это мир традиционных ценностей, это правильная и богоугодная жизнь, в то время как западный мир - это то место, где Богу бросают вызов, это мир вседозволенности, которую выдают за свободу.
Доктор Альбьери, бразильский учёный и друг Сида Али, в прямом смысле бросил вызов Богу, решившись первым в мире на создание клона человека, отбросив страхи, связанные с неэтичностью такого эксперимента. И хотя клон родился полноценным физически, он не мог найти себе место в мире людей, что, вероятно, заставит доктора раскаяться в своём эгоистичном поступке.
Стоит также упомянуть, что красной нитью через весь сериал проходит идея реинкарнации, перерождения души в новом теле. Авторы всячески подтверждают эту теорию с помощью предзнаменований, эстетично и эффектно показанных сцен...
В сериале также используется мелодичная музыка, создающая атмосферу арабского мира и Бразилии.
В клипе пропагандируются: алкоголь, аморальное поведение, безрассудство и потребительство. Культивируется эгоизм, неуважение к окружающим. А также эстетизируется суицид.
Для начала предлагаю оценить посыл непосредственно видео. В нём мы видим поющего на сцене бара мужчину, чьё лицо заметно изменено пластическими операциями (певец действительно прибегал к пластической хирургии). Это вызывает некоторое удивление. Однако, побродив немного по гуглу, находим также информацию о том, что Уикнд часто выходил на сцену с бинтами на лице, из-под которых сочилась кровь. Он намеренно уродовал (надеюсь, только косметическими средствами) своё лицо, чтобы показать своим поклонникам, что внешность для него далеко не в приоритете. Возникает вопрос: обязательно ли уродовать себя, чтобы донести такую мысль? Ведь можно выразить это через стиль в одежде, например. Замечу, что от природы певец имел привлекательную и просто приятную внешность. В любом случае, выходить на сцену с избитым, окровавленным лицом, а также помещать его на обложку альбома - это, как минимум, признак некоего психического расстройства (что не исключено, учитывая, что в юности певец употреблял наркотики). И потом, стоило подумать о том, как на это отреагируют наиболее восприимчивые слушатели/зрители.
Здесь стоит также отметить, что Уикнд вдохновлялся творчеством Майкла Джексона, также известного своей любовью к пластическим операциям.
Но вернёмся к клипу. Молодой темнокожий мужчина с африканской причёской в блестящем красном пиджаке, весь образ которого напоминает юного Майкла Джексона, поёт на сцене в баре. Передвигаясь вдоль столиков, он то пьёт алкогольные напитки, то поливает ими присутствующих, то направляет на них пистолет - всё это под бодрую мелодичную музыку. То есть, по сути, он не хочет показаться опасным, он просто играет, ведёт себя, как пьяный любитель развлечений. Конечно же, первый деструктивный посыл, который можно вычленить в этом клипе - пропаганда алкоголя. Далее следуют пропаганда аморального образа жизни, безрассудства и неуважения к окружающим. Относительно последнего ещё добавлю: практически у всех присутствующих в баре - венецианские маски на лице. Они как бы не люди, они безликие, они безмолвные и неподвижные. И лишь одна девушка, кроме самого исполнителя, не носит маску. Значит, она особенная. По сюжету клипа, певец сначала флиртует с этой девушкой, а затем вкладывает ей в руку пистолет, наставляя дуло себе на лоб. Чтобы понять видеоряд, позднее мы рассмотрим непосредственно текст песни.
Клип оканчивается счастливой пародией на суицид главного героя - исполнителя, где он, выйдя на сцену с приставленным к виску пистолетом, с широкой улыбкой на лице стреляет в себя. Но вместо пули из дула выстреливает конфетти. Является ли это пропагандой суицида? Не могу сказать наверняка. Одно могу сказать с уверенностью - не стоило бы использовать оружие в качестве развлечения, а псевдосамоубийство - в качестве шутки. На мой взгляд, не над всем можно шутить. И накладывать позитивный отпечаток на печальные или опасные явления - это нечто шизофреническое.
Теперь рассмотрим смысловую нагрузку текста песни.
Как видно, речь идёт о личной драме героя. Однажды ему разбили сердце, а теперь он делает то же самое по отношению к некоей девушке. Судя по всему, он наврал ей с три короба о любви до гроба, и сбежал. Но потом всё же захотел вернуться, цинично заявив, что она-таки достойна лучшего, но уж лучше пусть утрёт слёзы и примет его, негодника, обратно.
Из этой истории следует, что главный герой – эгоист и инфантил, который плевал на чувства других людей.
Оценим музыкальную составляющую песни. Вопреки всему описанному выше, данная композиция очень мелодична и приятна для слуха. Можно назвать её расслабляющей, благодаря умеренному темпу, ритмичности и мелодичным звукам синтезатора. У исполнителя приятный тембр голоса, а исполнение вокальных партий на высоте. Лично меня подкупает музыкальная начинка этой песни. Но если бы все компоненты творчества Уикнда были одинаково позитивными…
Данный клип продвигает следующие идеи: - пропаганда наркотиков, табака, алкоголя, - пропаганда преступности, - пропаганда безрассудства, - пропаганда суицида, - пропаганда гедонизма, эгоизма. Одним словом, данный клип является экранизацией лозунга «Живи быстро, умри молодым».
Разобравшись в "лирике", понимаем, что песня повествует о наркомане, который находится в состоянии абстинентного синдрома или т.н. ломки. (Отмечу, что сам певец страдает наркотической зависимостью). Он мчится по безлюдному ночному городу на полной скорости и звонит своей бывшей девушке, желая утешиться в её объятьях. А ещё, возможно, он собирается совершить самоубийство («моё время на исходе», «я выезжаю со страшной скоростью», «я тону в ночи»).
Также в тексте присутствует отсылка к фильму Город Грехов (Sin City), который является символом преступности. Именно так герой описывает то место, в котором находится.
Так, посыл текста заключается в следующем: нет ничего страшного в наркотиках, ведь даже если тебе плохо от последствий их употребления, ты всегда можешь найти свою бывшую, чтобы она тебя утешила, или поймать адреналин от езды на опасной скорости. Да и вообще, можно решить эту проблему просто уйдя из жизни, покутив напоследок.
Клип, по сути, вторит идеям текста. Главный герой мчится на кабриолете по ночному городу, ослеплённый огнями фонарей. Он курит за рулём, на его лице написано блаженство наркомана. И кстати, своей мимикой он имитирует употребление наркотиков, хотя и не показывает этого напрямую. Сцены ночной езды время от времени сменяются сценами посещения бара, а также танцами на шоссе. Также отмечу, что клип начинается подчёркнуто длительными кадрами окровавленного лица героя. Затем они вновь появляются в середине клипа, где героя избивают, и в конце, где он, довольный, идёт шатающейся походкой по трассе. За что его избили? То ли за то, что танцевал на проезжей части, то ли он подрался по пьяни, то ли исполнитель таким образом доносит до зрителя свою идею о том, что внешность не важна… Не ясно. В любом случае, наблюдать такое зрелище неприятно. Кроме того, кажется, ему нравится, что его избили. Его это заставляет улыбаться и даже немного гордиться. Вот, мол, глядите, какой я бунтарь.
Что же касается музыкального наполнения данного клипа – оно не просто подкупает вокальными данными исполнителя, оно ещё и гипнотизирует своими звуками вкупе с видеорядом. Надо сказать, танцевальный ритм композиции и звуки синтезатора отсылают слушателя к стилю ретровейв или синтвейв, популярному в 2000-2010-х гг., который имитировал танцевальную музыку 80-х и пытался воссоздать атмосферу тех времён: боевики, фильмы ужасов, гоночные игры… И действительно, благодаря музыке и скоростной езде в клипе создаётся ощущение гоночной игры. И вот именно это движение машины по шоссе и внутри тоннеля погружает в некий транс. Недаром такие эффекты (спирального и тоннельного движения) используются в оптических иллюзиях.
Данный сериал пропагандирует употребление алкоголя и табака, учит зрительниц модели поведения инфантильной, безответственной и эгоистичной особы, пропагандирует гомосексуализм, сексуальные отношения до брака и, в том числе, в подростковом возрасте.Также сериал прививает зрителю склонность к вербальной и невербальной агрессии, манипулятивности, лживости. Дискредитирует социально значимые профессии - военных, учителей...
Решила пересмотреть сериал своего детства - но вот незадача: раньше он казался мне безобидным и весёлым, а теперь разочаровывает и вызывает вопросы типа: "Они намеренно вкладывали эти смыслы, или это дань моде?".
Итак, делаю выводы, основываясь на просмотре трёх первых сезонов сериала.
ПРОПАГАНДА АЛКОГОЛЯ.
Присутствует практически в каждой серии. Подаётся, как неотъемлемый атрибут аристократизма, богатства, роскоши и хорошей жизни. В сериале пьют абсолютно все. Семья няни Вики сплошь состоит из людей, страдающих алкогольной зависимостью. Это обсуждается и преподносится под маской юмора. Героями данное явление воспринимается, как норма. А значит, и зрителю предлагают мыслить так же.
Приведу в пример просто чудовищную по своей сути сцену из 12 серии 3 сезона.
Няня Вика, в целях привития отвращения к курению у старшей дочери Шаталина, курит и распивает вино с подругой прямо в доме хозяина, у всех на виду. За это Шаталин делает ей выговор, и она, обидевшись (бедная "невинная" няня!), уходит из дома. Это-так возымело эффект над дочерью босса, и когда сам Максим Викторович осознаёт это, то прилагает все усилия, чтобы вернуть няню. Он даже признаёт свою неправоту и извиняется!
Таким образом, вредные привычки...хотя будем честны - средства геноцида, оправдываются якобы благими намерениями.
ПРОПАГАНДА ИНФАНТИЛИЗМА, ЭГОИЗМА И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Няню Вику, при всей её весёлости и добродушии, не назовёшь ответственным работником. Её в принципе редко можно увидеть за выполнением непосредственных обязанностей. Вместо этого она ходит по магазинам, приглашает в дом хозяина подруг, родственников, отвлекает начальство от дел, вмешивается в них.
Что же касается выполнения работы - она, согласно сценарию, умеет находить уникальный подход к детям. Заключается он в том, что Вика ловко манипулирует детьми, задевая их амбиции и побуждая, таким образом, к нужным действиям. Возможно, в каких-то ситуациях это хорошее решение. Но далеко не всегда Виктория воспитывает своих подопечных правильным образом. К примеру, она совсем не против, чтобы Маша (старшая дочь Шаталина) гуляла с парнем до поздна и посещала тусовки. Даже наоборот, она приветствует это и пытается склонить на свою сторону самого босса.
Зачастую какая-нибудь эгоистическая прихоть Виктории оказывается удовлетворена, а сам начальник почти всегда вынужден идти ей на уступки.
Что же касается инфантилизма в поведении этого персонажа - он проявляется во всём образе, начиная от одежды (несоответствующей возрасту) и заканчивая манерами.
ПРОПАГАНДА ЭРОТИЗМА.
Как уже было сказано выше, няня Вика не осуждает случайные связи своей подопечной Маши - напротив, она считает это опытом и одобряет. И по сценарию, Маша к ней прислушивается, следуя её советам.
Поведение самой Вики наглядно показывает нам, что в поисках наиболее подходящего партнёра она готова перебирать мужчин, вступать с ними в близкие отношения. И разумеется, внешность, одежда, макияж и телодвижения Виктории этому способствуют - она подчёркнуто сексуальна.
ПРОПАГАНДА ГОМОСЕКСУАЛИЗМА.
Присутствует в виде персонажей одного пола с главными героями. И эти люди с нестандартной сексуальной ориентацией испытывают к ним влечение. Главные герои же, хоть и отказываются от подобных отношений, но их не осуждают, а забавляются над ними. Опять же, через призму юмора над предлагают к восприятию ложные идеи.
ВОСПИТАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ.
Сразу отмечу, что агрессивность - не есть жестокость в данном случае. Наиболее часто в сериале можно встретить вербальную агрессию. Например, дворецкий Константин и Жанна Аркадьевна то и дело осыпают друг друга завуалированными оскорблениями, колкостями. Из Жанны в каждой серии делают мужика, недоженщину, уродину и т.д. А та, в свою очередь, высмеивает внешность Константина, унижая его. Также она высмеивает недостаток образования Виктории, намекая на её глупость (даже если она права, это не делает ей чести).
Сама главная героиня то и дело намекает на интимные проблемы хозяина, подшучивает над ним. Её мама и вовсе позволяет себе рукоприкладство в отношении Максима Шаталина.
Таким образом, через подобные сцены проносится идея нормальности неуважительного и агрессивного поведения.
ВОСПИТАНИЕ ЛЖИВОСТИ.
Выше упоминалось, что для нахождения общего языка с детьми Вика зачастую врёт, манипулирует. Врёт она и относительно своего возраста, а также по мелочам. Лгут и другие персонажи сериала. К примеру, в одной из серий 3-го сезона сын Шаталина, Денис, убедил Вику притвориться его мамой для встречи с учителем, а та убедила Константина сыграть роль Максима Шаталина в школе Дениса.
ДИСКРЕДИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОФЕССИЙ.
В одной из серий 3-го сезона появляется бывший сослуживец Максима Шаталина, генерал-майор Удальцов. Выставив офицера пошлым и глуповатым, высмеяли в целом образ военного человека.
Также в 3-м сезоне встречаем учительницу Дениса Шаталина, которая, по сценарию, предвзято ставила оценки, рассчитывая на личную встречу с известным родителем. Она же настойчиво к нему приставала, неприкрыто говоря о постели. И в целом, вела себя глупо, инфантильно и безответственно, что формирует у зрителя (а особенно, если это ребёнок) негативное и неуважительное отношение к учителям.
Уверена, если смотреть все сезоны с карандашом и блокнотом в руках, можно выявить ещё больше вредных смыслов. Я перечислила лишь наиболее часто встречающиеся и вопиющие...
Хочу отметить, что оживлённое музыкальное сопровождение и изобилие шуток всё же располагает к этому сериалу. Но именно в таких случаях стоит быть особенно внимательным и не позволять преждевременно усыплять свою бдительность.
Однозначно не позволила бы детям смотреть этот сериал.
В фильме пропагандируется: - употребление алкоголя, - жестокость, агрессия, - подмена понятий добра и зла, - культ внешности, - культ денег, - презрение к материнству, - извращения, пошлость, - безрассудство, глупость, - свободные отношения, - сатанизм, фашизм, - дискредитация образа священнослужителя, - глупость, - бессовестность, бесстыдство. В то же время: - командность, взаимовыручка, - воля, - ответственность, - смелость.
Рассмотрим подробнее, в каких деталях можно заметить всё вышеперечисленное.
АЛКОГОЛЬ.
Сцены распития спиртного мы наблюдаем на протяжении всего фильма, причём, повторяются они довольно часто. К примеру, в первые 22 минуты фильма показано 3 сцены с алкоголем. Кроме того, каждый раз на этом делается акцент - главные герои то и дело отмечают элитность и качество того или иного напитка, упоминают также их марки, что является ни чем иным, как продакт плейсментом - рекламой. Отсюда делаем вывод, кем спонсировался данный фильм.
Ещё одна деталь: алкоголь здесь используется и как средство увеселения, и как обычное питьё за ужином, и как средство утешения. Что как бы указывает зрителю, в каких ситуациях он может пить.
ЖЕСТОКОСТЬ.
Сцен насилия и жестокости в этом фильме ещё больше, чем алкогольных сцен. То и дело зрителю приходится видеть многочисленные убийства из пистолета, изощрённые убийства с помощью потайного оружия - как, например, стреляющая ручка-паркер, лезвие в носке ботинка и т.д. Отдельно отмечу невообразимую сцену убийства методом расчленения вдоль туловища, а также многочисленные отсечения конечностей персонажем по имени Газель, у которой вместо ног - ножи/лезвия.
Здесь необходимо также сказать, что отнюдь не только отрицательные персонажи убивают в этом фильме, но и так называемые положительные. Разница лишь в том, что преступления, совершаемые "добром" преподносятся либо как совершённые во имя добра, либо вынужденные.
Кроме "банальных" сцен убийства (в этом фильме они не вызывают удивления), мы также можем наблюдать драки, стравливание людей между собой, в том числе, мужчин и женщин, матерей и их детей.
ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ.
Этот пункт в последнее время стал типичным для супергеройской тематики. Как известно, в фильмах о супергероях всегда есть протагонист и антагонист, добро и зло. Так вот, в данном фильме добро представлено зачастую аморальным, циничным, жестоким. Ну а зло - оно практически ничем не отличается. Разве что проявляет ещё большую агрессию и ведёт себя, как гопник, тогда как "добро" демонстрирует английские манеры, убивает хладнокровно, сдержанно и без лишней ругани.
Здесь настолько стёрты грани между добром и злом, что зритель едва ли может найти персонажа, которому мог бы сопереживать, с которым мог бы себя идентифицировать.
Наиболее совестливый персонаж фильма - Эггси, сын погибшего тайного агента Ланселота. В нём то и дело пытаются задушить голос совести и сострадание. Показательной в этом смысле является сцена с последним спецзаданием для потенциальных Кингсменов. Глава тайного агентства даёт приказ Эггси и его напарнице Рокси застрелить своих собак. Эггси единственный, кто не решается это сделать, на что босс отвечает саркастичным комментарием: "Хоть у Рокси есть яйца!". Далее, когда выясняется, что патроны в ружье были холостыми, Эггси уже сожалеет о своём "проступке".
КУЛЬТ ВНЕШНОСТИ.
Пропаганда внешнего лоска здесь связана с образом интеллигентной крутости, матёрости. То и дело подчёркивается значимость эксклюзивного джентльменского костюма и различных дорогих аксессуаров для шпиона. Кингсмен обязан обладать джентльменскими манерами, разбираться в элитном алкоголе и выглядеть аристократично.
КУЛЬТ ДЕНЕГ.
Главные действующие лица - непосредственно аристократы, миллиардеры, политики. Соответственно, большую часть времени на экране мы наблюдаем предметы роскоши, богатые интерьеры, недоступные среднестатистическому человеку. Кроме того, главный герой, являясь изначально гопником, постепенно превращается в джентльмена, со всей присущей ему аристократической атрибутикой. Внешний вид и материальное благосостояние здесь неразделимы и весьма важны. Все те, кто не относится к высшему классу, живут, согласно сценарию фильма, как быдло: они либо гопники, либо пьяницы, либо биороботы, лишённые критического мышления, либо продажные учёные...
ПРЕЗРЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ.
Выражается в грубых и пошлых комментариях относительно матери главного героя (который, кстати, позволяет это друзьям). Впрочем, и само поведение, образ жизни, а также отношение к ней мужа подтверждают мысль, что материнство и брак - это, скорее, способ скрасить одиночество, поднять самооценку.
ПРОПАГАНДА ПОШЛОСТИ И ИЗВРАЩЕНИЙ.
В фильме не так уж много пошлых сцен, но, пожалуй, самая яркая из них появляется в конце фильма, как рояль в кустах - уж очень неожиданный был сюжетный поворот (на деле же, как мне кажется, сценаристы решили сдобрить и без того кишащий вредными идеями фильм любовной сценой - в "лучших" традициях Голливуда). Похищенная скандинавская принцесса за своё спасение обещает главному герою столь популяризируемый в современном кинематографе вид сношения. Более того, зрителю показывают обнажённую часть тела принцессы.
Ещё один пошлый момент, отсылающий зрителя к соответствующим реакциям - шутка Мэрлина о "познании" девушки.
БЕЗРАССУДСТВО.
К проявлениям безрассудного поведения отношу угон машины и выполнение трюков на ней назло врагу, намеренное столкновение с полицейской машиной, что привело к заключению главного героя.
СВОБОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Описанная выше сцена с принцессой - не что иное, как пропаганда "свободной любви".
ПРОПАГАНДА САТАНИЗМА И ФАШИЗМА.
Не считая того, что такое количество бессмысленных кровопролитий, как в этом фильме - уже некий гимн сатане, также можно заметить прямую отсылку к дьяволизму. Галахад, который представляется зрителю положительным персонажем, позволяет себе шутить в храме, иронично воспевая всё то, с чем борется религия: содомия, аборты, разводы. И приправляет он свою шутку фразой: "Слава Сатане!".
("Это же просто шутка, сарказм!" - часто можно увидеть подобный комментарий от зрителей. Однако не будем забывать о механизме формирования терпимого отношения к отрицательному явлению посредством юмора. Шутка снимает напряжение, а следом и нивелирует негативное восприятие явления.)
К слову, чуть позже Галахад ввязывается в драку в храме и убивает всех прихожан.
Пропаганда фашизма тоже весьма завуалирована и прикрыта юмором.
Галахад просит главного героя изобразить официальное приветствие немецкого аристократа. Эггси, замешкавшись, "кидает зигу", показывая фашистское приветствие. И хотя Галахад совсем не это имел в виду, предполагалось, что реакция Эггси - смешная. А значит, зритель должен смеяться над совсем не весёлой символикой. Юному же зрителю, ещё не знакомому с ней, представляется возможность
познакомиться и перенять такие манеры. (А среди некоторых школьников, к примеру, уже сейчас распространён обычай в шутку изображать этот жест).
ДИСКРЕДИТАЦИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ.
Образ священнослужителя намеренно, на мой взгляд, искажён - с целью дискредитировать религию и вызвать к ней пренебрежение. Проповедник изображён фанатиком, не вполне адекватным человеком, полубезумцем, как и прихожане. Хотя из уст священнослужителя звучат правильные, по сути, речи: он осуждает людские пороки (содомию, разводы, аборты), которые, по его мнению, и являются причиной бед человечества. Однако, эта речь с амвона звучит слишком фанатично, истерично, и отталкивает. К тому же, сценаристы, дабы сделать проповедника экстремистом, добавили к его пламенной речи пару неприятных слов о евреях и афроамериканцах.
КОМАНДНОСТЬ, ВЗАИМОВЫРУЧКА.
Неожиданно, но сквозь фильм проскальзывает идея значимости коллективных усилий и взаимопомощи. И действительно, мы видим, что, сплотившись, команда потенциальных Кингсменов проходит через многие испытания, которые зачастую смертельно опасны. Также именно благодаря совместным и чётко спланированным усилиям агентам Кингсмен удаётся одолеть главного противника и спасти человечество от гибели.
Отдельно рассмотрим, развитию каких нравственных качеств может способствовать просмотр данного фильма. Некоторые пункты из первого списка будут соответствовать пунктам из второго, поэтому, чтобы не повторяться, укажу лишь связь между ними.
БЕССТЫДСТВО/БЕССОВЕСТНОСТЬ частично описаны в пункте о подмене понятий - сцена с убийством собаки. Также бессовестное поведение наблюдается у Артура, главы Кингсменов, когда он предаёт свою же организацию. На самом деле, бессовестность в этом фильме наблюдается часто - в каждой сцене убийства и прочих жестокостей. Но здесь этот пункт плавно перетекает в АГРЕССИВНОСТЬ. Под бессовестностью же я подразумеваю отсутствие чувства вины за содеянное, отсутствие правильной нравственности.
ЛЖИВОСТЬ и ХИТРОСТЬ не раз проявляются в поведении главного героя, Эггси, который, во-первых, склонен к воровству (угоняет автомобили, пытается украсть ручную гранату), во-вторых, умеет профессионально отвлекать внимание и обводить вокруг пальца (правда, по сюжету, он это осуществляет с пользой для дела - усыпляя бдительность врага). Впрочем, он и сам о себе заявляет, что ловкость рук - его конёк.
Лгут в этом фильме практически все: и аристократичные киллеры, и их антагонист - инфантильный миллиардер. Лгут друг другу, разумеется, потому что они враги. Но враньё присутствует также и внутри одной организации - в Кингсмене наставники обманывают своих учеников, озвучивают им ложные условия для выполнения заданий.
РАСПУЩЕННОСТЬ описана в пункте о пропаганде пошлости. Распущенно ведут себя скандинавская принцесса и сам главный герой (в финале).
ГЛУПОСТЬ. Едва ли не олицетворением глупости является главный злодей Ричмонд Валентайн, который, будучи взрослым мужчиной, одевается, как подросток, шепелявит и говорит при этом с подчёркнуто придурковатой интонацией (конечно, речь идёт об озвучке), сквернословит и отпускает плоские пошлые шутки ("Пойдём оскотиниваться!", "Лок - это как лох позорный?"). А также питается, как американский подросток - фастфудом.
Что же касается положительных черт героев, к таковым я отнесла СИЛУ ВОЛИ, СМЕЛОСТЬ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Главный персонаж - настоящий разведчик. Он умеет держать язык за зубами, не выдаёт своих даже под страхом смерти. Он не пугается трудностей, полон решимости бороться с ними - и он с успехом их преодолевает. Также он несёт ответственность за свою семью: он защищает мать, насколько может, защищает свою младшую сестру и заботится о ней.
Клип 'Believer' учит зрителя/слушателя, в первую очередь, уверенному противостоянию трудностям, проявлению волевых качеств; в то же время, следуя примеру солиста, слушатель может зациклиться на самом себе, поверить в свою исключительность, возвыситься над остальными. Кроме того, в клипе демонстрируются жестокие сцены, агрессивное поведение. Но также здесь присутствует скрытая, возможно, даже невольная пропаганда безответственности.
Думаю, пояснять, почему данный клип способствует развитию силы воли - не нужно, так как эта идея видна непосредственно через текст песни (герой становится сильным, несмотря на испытанную им боль и т.д.)
Что касается ноток эгоизма в этой песне - герой поёт о том, что он сам "повелитель своего моря", что ему хорошо одному, что он не нуждается ни в чьих советах и мнениях. Он выраженный индивидуалист.
Жестокость в клипе проявлена в сценах боя героя с самим собой (о чём можно догадываться по одинаковым татуировкам на груди). Понятно, что бой - это всего лишь метафора, но он достаточно детализирован (с кровью) и вызывает просто неприятные ощущения при просмотре. А у смотрящего клип ребёнка, например, может вызвать желание подражать. Ребёнок не будет анализировать, с какой целью изобразили ту или иную сцену.
Ну и последний пункт, требующий пояснения - это скрытая безответственность. Этот пункт является только моим видением, не настаиваю на его истинности. Итак, почему же герой клипа безответственен? Потому что он обвиняет во всех своих трудностях и в то же время благодарит за свой опыт БОЛЬ. То есть, некие внешние факторы, а не его собственные решения, сделали его тем, кем он стал.
Мультфильм способствует развитию клипового мышления, пропагандирует смену гендерных ролей, завуалированный гомосексуализм; способствует развитию лживой личности, способствует раннему половому воспитанию, пропагандирует культ вещей, внешности, опасное для жизни поведение; пропагандирует глупость, инфантилизм. В то же время он пропагандирует ценность дружбы, взаимовыручки и доброты.
В чём проявляется каждый из пунктов?
Клиповость мышления:
Связана с частотой смены кадров, чрезмерной подвижностью картинки, где зритель просто не способен физически уловить всё происходящее, да даже рассмотреть всю картинку. Темп речи героев очень высокий, и не каждый человек может с такой скоростью воспринимать информацию.
Изменение гендерных ролей:
Здесь мы видим всё ту же старую песню о главном: девушка-спасательница и супергероиня защищает всех, в том числе, мужчин, от зла. Леди Баг буквально поймала на руки Супер-Кота, спасая его.
Смуглокожий одноклассник Леди Баг вообще плакал, потеряв свою кепку. А его девушка утешала его.
Вообще, все девушки здесь как-то брутальнее парней, настойчивее. В частности, главная героиня и антигероиня борются за парня.
Скрытый гомосексуализм:
Проявляется в эпизоде со спящим под действием магии Эдрианом (Супер-Котом). Его маленький кот-помощник почему-то решил разбудить его поцелуем, хотя искренне брезговал и не желал этого делать. Эдриан проснулся до того, как его успел поцеловать его напарник, и с удивлением увидел друга-кота, пытающегося его поцеловать. В результате они вместе посмеялись над этим. Как обычно, под "соусом" юмора зрителю внушается в качестве нормы гомосексуальное поведение.
Лживость:
Во-первых, сама главная героиня, Леди Баг, скрывает, что она супергероиня. Но если это можно как-то оправдать, то оправдать её снисхождение в конце серии к вранью антигероини Лайлы - нельзя. Лайла на протяжении всей серии врёт всем о своих болезнях, пытаясь вызвать к себе особое отношение - и она этого добивается.
Но что самое удивительное - в финале, когда её ложь разоблачают главные супергерои, и спасают её от злых чар главного злодея, она не меняет своего поведения. Леди Баг даёт ей совет: "Врать необязательно, тебя полюбят такой, какая ты есть". Но тут же мы видим, как Лайла собирает вокруг себя толпу одноклассников, рассказывая очередное враньё.
В итоге хороший посыл главной героини о необходимости быть честным игнорируется. Зритель видит неэффективность честности (сама Леди Баг в реальной жизни не окружена таким количеством друзей, как врушка Лайла). Более того, Супер-Кот переубеждает её в необходимости рассказать людям правду. Он заявляет: "Главное, что мы знаем правду". И она с ним соглашается.
Половое воспитание:
Выражается во внешнем облике героев. В частности, девушки изображены в обтягивающих джинсах, с декольте и т.д. Сама трансформация Леди Баг в супергероиню, опять же, демонстрирует её фигуру, подчёркнуто женственный силуэт. Отсылка к Винкс, Сэйлор Мун и проч.
Также мы видим постоянные заигрывания с Эдрианом со стороны девочек (они всё же школьницы-подростки).
Вещизм:
Проявлен в странной сцене с кепкой. Где парень плачет из-за потери своей кепки, а девушка его утешает, мол, он и без неё хорош. Эта же сцена пропагандирует глупость. Впрочем, не только она.
Опасное поведение:
Это всевозможные супергеройские летания по крышам, прыжки длиною в улицу, бросание под автобус с целью спасти прохожих. Всё это потенциально может вызвать желание повторить такие трюки.
Из сколько-нибудь положительного влияния можно отметить добродушие главных героев, их дружелюбие, неагрессивность, способность прощать тех, кто неправильно себя вёл. Также их стремление к правде, справедливости.
Мультфильм учит гуманности, альтруизму, смелости, честности. Также в нём показаны: ценность дружбы, уважительное отношению к друзьям, к людям вообще, ценность волевых качеств, труда, созидания и высокая культура речи.
Первое, что "бросается в глаза" при просмотре мультфильма - уважительное обращение друг к другу Гефеста и Прометея. Они называют друг друга исключительно словом "друг": "друг Прометей", "друг Гефест". Даже если их взгляды во многом расходятся, они не перестают относиться друг к другу с уважением и добротой.
Единственное, что несколько омрачает их дружбу - это вынужденное наказание Прометея Гефестом, который по воле Зевса приковывает друга к скале. Тем не менее, он раскаивается в этом, до последнего желая своему другу добра и облегчённой участи.
Однако основной, по моему мнению, воспитательный посыл фильма, заключается в гуманности. И её воплощением здесь является Прометей, защитник людей. Прометей ослушивается Отца богов - Зевса, и дарит людям Священный огонь, чтобы они могли согреться, выживать в тяжёлых условиях и т.д. Ранее Прометей упоминал также, что научил людей высекать камнем лодки из дерева, боронить землю, обороняться от зверей, в конце концов.
Поступки Прометея совершенно непонятны окружающим - ни его другу Гефесту, ни Орлу, стражнику Олимпа, ни, тем более, Зевсу. У них просто нет такой ценности, как бескорыстная помощь. Это подтверждается финальной сценой, где прикованного к скале Прометея допрашивает Орёл. Несколько раз он задавал один и тот же вопрос - зачем Прометей совершил такой поступок? И получал один и тот же ответ - чтобы помочь людям. Но Орёл искренне не понимал такой мотивации и даже не верил в неё, продолжая настаивать на "правильном" ответе. А правильный ответ, по его мнению, таков: "Скажи - виноват, хотел власти, силы, могущества - каждый тебя поймёт!". Но Прометей в ответ на это лишь повторил: "Я хотел помочь людям, это же так просто - неужели вы не понимаете?!" и громко рассмеялся, чем привёл в гнев Орла и самого Зевса.
Зевс подвергает Прометея страшнейшему наказанию - забвению. Он насылает на землю сильный ветер, чтобы затушить последние лепестки пламени Священного огня, которые Прометей отдал последним спасшимся после наводнения (насланного Зевсом) людям.
Люди стали спасаться бегством, забыв об огне, но вдруг услышали голос Прометея, исходивший от пламени: "Не покидайте меня, сохраните меня". Люди вернулись к огню, схватили пламя и укрылись в пещере. "Мы сберегли твой дар, Прометей" - говорят они, держа пламя в руках, чем и завершается повествование.
Таким образом, совершенно очевидно, что подвиг Прометея, его самопожертвование, вовсе не были забыты. Он поступил по совести, пойдя против воли эгоистичного Зевса, и этот поступок был оправдан - люди будут помнить его.
Другие воспитательные моменты мультфильма отражаются, например, в диалогах Прометея и Гефеста. Когда речь идёт об их достижениях, Прометей рассказывает о том, чему он научил людей, какую пользу принёс для них (он приспособил их к труду, дал возможность жить лучше, эффективнее). Тогда как кузнец Гефест, с его недюжинным талантом, работал над созданием бронзовой статуи-охранника Священного огня, по капризу Зевса. "На что ты тратишь свой талант!" - говорит ему Прометей, намекая на то, что тот мог бы обратить свои навыки на что-то полезное, созидательное. Эта мысль подтверждается тем, что Гефест не в силах контролировать собственное же творение - оно сжало его в тиски при попытке приблизиться к Священному огню. У робота нет души, разума, он запрограммирован на насилие.
Думаю, что ценность смелости демонстрируется через каждый поступок и реплику Прометея. Здесь всё довольно прозрачно.
Что же касается культуры речи - в этом мультфильме она на высоте. Все герои говорят размеренно, грамотно, без каких-либо грубостей и колкостей.
Ещё одна важная, на мой взгляд, деталь: сцены наказания Прометея здесь не подчёркнуто жестоки. Нет той устрашающей детализации выклёвывания печени орлом, как в мифе.
Данный сериал пропагандирует насилие, жестокость, немотивированную агрессию; дискредитирует сотрудников правоохранительных органов; формирует лояльное отношение к преступности, психическим отклонениям; формирует депрессивные настроения; дискредитирует русский народ; пропагандирует алкоголь и табак; пропагандирует эгоизм.
На конкретных примерах поясню каждый из пунктов.
Жестокость.
1-я серия начинается, продолжается и заканчивается сценами жестоких избиений.
Главный герой - Станислав Карпов - показан вначале молодым, только поступившим на службу в правоохранительные органы. Здесь его неласково встречают будущие коллеги, которые, кроме всего прочего, показаны пьющими, бескультурными, не вполне адекватными людьми. Между Карповым и одним из присутствующих на пьянке развязывается кровавая драка, притом без всякого повода, просто из-за необоснованной агрессии сотрудника полиции. По окончании мордобития мужчины жмут друг другу руки и представляются. Из разговора следует, что полицейский намеренно затеял драку, чтобы испытать новоприбывшего на прочность.
После этого эпизода Карпов показан уже взрослым мужчиной, неопрятным на вид, с потухшим взглядом, он едва передвигается. По сюжету он только что освободился из-под надзора психиатрической клиники, но по-прежнему принимает психотропные препараты, вследствие чего выглядит и ведёт себя, как "овощ". В психиатрической лечебнице он оказался за то, что застрелил несколько человек, находясь при исполнении служебных обязанностей. Среди них были и его коллеги. Вместо пожизненного заключения, он был признан невменяемым и отправлен на лечение.
Дискредитация полиции.
Во-первых, полицейские в первом же эпизоде показаны пьяницами, дебоширами, неадекватными и агрессивными людьми. Во-вторых, они регулярно превышают свои полномочия: бывшая сотрудница Карпова - Зимина - помогает ему устроиться на работу, хотя это противозаконно. Сам Карпов, будучи ещё сотрудником полиции, помог своему знакомому избежать уголовной ответственности за избиение отца. Кроме того, его лучший друг - вор.
Капитан Зотов - также далёк от образа благородного полицейского. Он показан жестоким, властным ревнителем и собственником. На его участке был пойман преступник... но не им самим, а Карповым. А Зотов показан нетерпимым к конкуренции. Для него главное - его успех и карьера, власть и авторитет, а не справедливость. "Это моя земля, и я здесь хозяин" - заявляет он Карпову после того, как избивает его.
Единственный сколько-нибудь положительный полицейский (бывший) и персонаж - это охранник Борис Иващук, который был отстранён от должности майора, так и не дождавшись повышения до должности подполковника. Из его слов понятно, что он был честным "ментом", а такие долго в полиции не задерживаются. Эта идея также порочит образ полицейских. Кроме того, Иващук так и не смог сообщить семье об отставке и лжёт на протяжении долгого времени.
Лояльность к отклонениям.
Главный герой - преступник и психбольной. При этом, сценаристы то и дело вызывают к нему зрительскую жалость. Он показан (и он сам об этом говорит) никому не нужным, одиноким, бедным, голодным, слабым. Поначалу его новый коллега, охранник Иващук, узнав о прошлом Карпова, чурается его. Но слова Карпова о том, что "такое соседство на ножах никому из них не в тему" и готовность уйти убеждают Иващука в относительной адекватности Карпова.
Терпимость к недостаткам главного героя показана также в его ситуативно благородных поступках. К примеру, в электричке Карпов замечает, как молодой человек лезет в карман к уснувшему дедушке, и подходит к нему, чтобы прогнать карманника. Но сидящий рядом друг парня избивает Карпова, после чего убегает вместе с воришкой. Проснувшийся дедушка замечает, что у Карпова из носа идёт кровь. Карпов же, по воле сценаристов, предстаёт скромным и благородным - ссылается на повышенное давление, умалчивая о произошедшем.
Ещё одна интересная и довольно противоречивая сцена: Карпов, разговорившись с Иващуком, говорит, что находится как бы на автономном питании, он никому не нужен (этим вызывает сочувствие зрителя). Иващук настроен более оптимистично и философски - он утверждает, что всё неслучайно, и тот факт, что Карпов остался жив после попытки суицида, говорит о том, что он зачем-то нужен в этом мире. Карпов же заявляет, что ни во что не верит - ни в Бога, ни в судьбу, и опровергает слова коллеги примером из своего опыта (он помог избежать наказания знакомому наркоману, а тот благодарил его, говоря, что он обязательно принесёт какую-то пользу миру, но вскоре убивает свою мать).
Формирование депрессивных настроений.
Проявляется как в самом сюжете (безвыходное положение главного героя, всё вокруг плохо, Бога нет, веры нет, правды нет, справедливости нет...), так и аудиовизуально: на протяжении всей серии мы видим апатичное лицо Карпова, безрадостные угрюмые лица окружающих, всё это сопровождается полумраком, холодными тонами и мрачным музыкальным сопровождением. Уже после 10 минут просмотра (из 50-ти) становится некомфортно, душевно неуютно.
Даже новости, которые Карпов смотрит по телевизору, показывают жалобы людей (на неблагоприятные жилищные условия).
Дискредитация русских.
Не просто русские, а русские полицейские показаны чудовищно пьяными в самом начале фильма.
Также стоит обратить внимание на информацию, которая транслируется фоново - в телевизоре героев. На экране телевизора, который смотрел Карпов, надпись: "Россия без русских?". Из обрывков данной телепередачи слышно, что русские не знают своей истории, славянской ведической философии, что русские - понятие интернациональное.
Пропаганда отравляющих веществ.
С застолья начинается сериал. Кроме того, каждый раз, когда герои посещают магазин, на первом плане видны полки со спиртным и с табаком. Да и сам главный герой на них недвусмысленно засматривался.
Пропаганда эгоизма, индивидуализма.
Прямым текстом доносится до зрителя через песню-заставку к сериалу:
"Этот мир сделал из меня эгоиста,
Здесь не дают парить, следят что б ты летал низко,
Меня ведь всё равно нет в списках
На проход в Эдем,
Так почему же мне нельзя грешить, как и всем.
Сделайте мне анестезию, с меня хватит боли,
С меня хватит роли палача в естественном отборе,
Я перешёл дорогу многим, да и чёрт с ними,
Все дороги ведут в Рим, встретимся в Риме.
Враги хотят моей смерти, но я ещё живой,
Удача стала навсегда моей второй женой.
Но каждый день за спиной я ощущаю злобу,
И каждый день это драка за последнее слово.
Кто эти люди, что так сильно ненавидят меня,
Я вижу небо, но оно, увы, не видит меня.
Бог занят, и я устал звонить его секретарю,
Если это рай, тогда я заживо горю в раю".
Здесь также повторяется нигилизм главного героя и оправдываются его поступки.
Отдельно хочется добавить несколько слов о создателе этого сериала - Илье Куликове.
Он является также автором не менее известных кинокартин: Глухарь, Закон каменных джунглей, Полицейский с Рублёвки...
Из обзора на "ЗКД" знаю о деструктивных идеях в этом сериале. Глухарь также попал в список фильмов, которые учат отнюдь не доброму-разумному-вечному.
Любопытно то, что автор этих работ окончил Московский педагогический! государственный университет. То есть, об образовательной функции своих кинокартин он знает.
- храбрости - взаимовыручке - помощи слабым, их защите - уважению к материнству - самоотверженности - честности - любви к искусству - любви к природе
Несмотря на название сказки, главным её героем является, на мой взгляд, отнюдь не Марья. Но обо всём по порядку...
Начну с описания действующих лиц, как в пьесе:
- Русский солдат - олицетворение русской души и совести, мужества, альтруизма;
- Иван, сын Марьи - храбрый мальчик, готовый столкнуться с любыми трудностями, чтобы отыскать мать;
- Марья-искусница - похищенная Водяным молодая рукодельница, олицетворение материнства и женственности;
- Водокрут - Водяной, владыка подводного царства, главный антигерой, олицетворение эгоизма, жадности, коварства;
- Алёнушка - внучка Водокрута, стремится к справедливости, правде;
- Придворные и слуги Водокрута, и другие второстепенные персонажи.
Первым в списке я поставила Солдата. Именно его первым видит зритель - он возвращается домой со службы, напевая песню о том, как он дорожит своей честью, ставит её выше жизни; о том, что не нужно бояться сильных, а слабым, напротив, нужно помогать. Животные и природа в лесу ему как бы вторят, понимают его и относятся к нему с уважением, как и он к ним. Зайцы повторяют его движения, эхо повторяет его слова, белок он приглашает разделить с ним трапезу. Можно с уверенностью сказать, что Солдат живёт в ладу с природой.
Далее Солдат встречает медвежат, которые приводят его к медведю, застрявшему в капкане. От них он узнаёт о зверствах, причиняемых Водокрутом, подводным царём. Затем Солдат встречает в лесу мальчика Ваню, который в одиночестве отправился искать свою матушку, похищенную Водокрутом. Мальчик обнаруживает такие черты характера, как храбрость, смелость, самостоятельность, ответственность - ведь поначалу он отказывается от помощи Солдата, утверждая, что "не в росте сила, а в храбрости", что ему вовсе неважно, что он маленький мальчик. Он "один у матери защитник". Солдат всё же убеждает его в своём желании помогать товарищам, и они вдвоём отправляются на поиски.
Третьим на "сцене" появляется Водокрут, принявший вид великана. Встретив Солдата с Иваном, он пытается их запугать силой, ведь у него огромное преимущество в росте и весе. Но слова, сказанные ранее Ванечкой, подтверждаются: "Не в росте сила". Солдат бьёт в свой барабан, и на этот стук отзывается барабанная дробь откуда-то издалека. Это его друзья - солдаты, готовые в любую минуту прийти ему на помощь, даже если они далеко. Это останавливает Водокрута, к тому же он не переносит шума. Поэтому он решается на "мирные переговоры", приняв человеческий рост.
Мужество Солдата, сила русской души и совести отчётливо отражаются в следующем диалоге:
- А ты ей (Марье) кто?
- Да я её и не видал!
- А чего ж тогда не в своё дело лезешь?!
- Я, ваше болотное величество, русский солдат! Нельзя мне спокойно жить, ежели дети тоскуют, а матери в неволе томятся.
Водокрут же наслаждается страданиями других - ему нравится, когда дети плачут, ведь от этого становится больше сырости, как он шуточно (или не шуточно) выразился.
Водокрут соглашается вернуть Марью в обмен на барабан Солдата, и уводит героев в своё подводное царство. Здесь он всячески пытается соблазнить Солдата роскошью, драгоценными камнями, слугами, ведь его собственное мерило богатства - это материальные блага и власть. Но Солдат равнодушен к такому богатству. Его богатство - это Правда:
- А это зачем? - спросил Солдат, глядя на драгоценные камни.
- Да как же, ведь ты небогат!
- Это как сказать, Величество! Русский солдат правдой богат.
Единственное, что привлекло внимание Солдата - гусли:
- Это наша вещичка, русская!
- Гусли-то отсырели, не играют.
- Ничего, для доброго дела заиграют, оживут.
Действительно, когда гусли попадают в руки Солдата, мы видим на них подвижные глаза, и рот-резонатор.
Живые гусли - это живая русская культура, которая способна действовать только во благо, и которая имеет огромное влияние над человеком. Именно поэтому Солдат сумел подчинить Водокрута и его свиту гуслям, заставившим тех плясать без остановки. Волшебные гусли заставили даже заговорить так называемого мудреца-молчуна, который молчал на протяжении всей сказки, набрав в рот воды, дабы не сболтнуть лишнего (чего такого лишнего он мог сболтнуть?)
Марью-искусницу зрителю показывают эпизодически. Сначала мы видим её страдания о сыне, то, как она искусно вышивала его портрет и плакала. На мгновенье ей почудилось, будто портрет ожил - не было ли это предзнаменованием скорой встречи с сыном?
Но к матери приставлена надсмотрщица - Тётушка-Непогодушка, которая то и дело насылает на Марью чары, погружает её в сон и забытьё, внушает ей: "Что воля, что неволя - всё равно".
Непогода в дальнейшем натравливает стихию на главных героев - вызывает грозу, ливень.
Ещё один интересный персонаж - Алёнушка, внучка Водокрута. Данная героиня демонстрирует зрителю удивительную тягу к справедливости и честности, в противоположность своему деду. Она помогает Ване отыскать мать среди созданных ею по указу деда клонов: от настоящей Марьи исходит живоё тепло.
Ваня находит свою мать, используя эту подсказку. Материнский инстинкт невозможно затмить никакими чарами, поэтому Марья реагирует на зов сына. То же самое случается и позднее, когда Водокрут пытается утащить Ивана через колодец. Всё ещё находясь под влиянием чар, Марья бросается на помощь сыну, с силой вытягивая его из колодца:
- Откуда силища такая у тебя?!
- За сына борюсь!
Примечательно в этом эпизоде то, что когда все вслед за матерью бросаются на помощь Ванечке, Солдат силой вытаскивает из колодца Водокрута - для него недостаточно спасения невинных, он хочет положить проблеме конец, а не спрятать её поглубже.
В этот момент чары Тётушки-Непогодушки рассеиваются - ливень прекращается, а солнышко выходит из-за туч. Сама Непогода превращается в ворону и оказывается съеденной котом.
С древних времён в русской культуре существует особое отношение к животным - с ними сравнивают князей в летописях, красных девиц и добрых молодцев - в сказках. К примеру, галками называли враждебных Руси половцев.
Так и здесь - кот, символ ловкости, ума, поедает ворону, символ гибели, беды.
Водокрут же под действием солнечного света тает, и от него буквально остаётся "одно мокрое место".
Солнце выступает здесь, разумеется, символом избавления, наступления новой счастливой поры.
Заканчивается эта победа над злом пиром, на который Солдат, с позволения Марьи, приглашает всех желающих. Завершается сказка также Русским Солдатом, к которому слетаются голуби (символ искренности, чистоты, любви, один из символов самой Руси). Солдат обращается с приглашением к зрителям, указывая, что для того, чтобы присоединиться к празднику, нужно лишь идти прямо.
Есть ли в этом "прямо" какой-то символизм? Может, он имел в виду, что нужно лишь быть честным и искренним, не сворачивать с истинного пути?
- пропагандирует алкоголь - пропагандирует оккультизм, сатанизм - пропагандирует свободные отношения - пропагандирует беспорядочные половые связи - пропагандирует пошлость - дискредитирует образ семьи и материнства - способствует расчеловечиванию - пропагандирует чайлдфри - пропагандирует жестокость, насилие, убийство
Этот сериал оставил яркий след в моей памяти, ведь его транслировали по телевидению, когда я была ребёнком. Зрелищность, эстетизм, эмоции актёров, их внешняя привлекательность, спецэффекты - всё это естественно завораживает зрителя, особенно, если это ребёнок, и у него пока нет навыка критической оценки информации.
Но спустя годы, пересматривая данный сериал, я обнаружила в нём массу деструктивных посылов, которые смогла выявить, в том числе, благодаря проектам "Научи Хорошему" и "Киноцензор".
Вся сюжетная линия вращается вокруг оккультизма и мистики. Главные героини - три ведьмы, раскрывшие в себе сверхспособности, которые им достались по наследству. Их миссия состоит в том, чтобы с помощью этих способностей противостоять силам зла. Вселенная "Зачарованных" состоит из Тёмных сил (Дьявол и его приспешники), Светлых (Старейшины, хранители/ангелы, ведьмы) и простых смертных. Последние в сериале появляются эпизодически и обычно служат неким "пушечным мясом", которое либо убивают силы зла, либо нуждается в помощи ведьм. То есть, человек здесь показан абсолютно слабым и беспомощным.
Помимо основной сюжетной линии с борьбой добра и зла, мы наблюдаем линию взаимоотношений главных героев. И здесь подчёркивается неустроенная личная жизнь героинь: либо невозможность выстраивать отношения с противоположным полом, либо нежелание вступать в длительные серьёзные отношения, недоверие к мужчинам. При этом, они согласны на поверхностные, ни к чему не обязывающие отношения, не брезгуют "интрижками". В дальнейшем, даже когда главным героиням удаётся встретить "любовь всей жизни", под воздействием чёрной магии и чар они вполне могут вести себя развратно, забывая о любви и верности.
Отдельно хочется отметить такое явление в фильме, когда под действием магии персонаж становится своей полной противоположностью - из положительного превращается в отрицательный, из сдержанного в неконтролируемый, из верного в распутный. Это вызывает некий когнитивный диссонанс у зрителя и заставляет сомневаться в свободе воли человека, да и в самом себе. Это вызывает мысли типа: "А что, если...?", "А вдруг...?"
К слову, такой сюжетный поворот встречается во многих фантастических американских фильмах. Что же касается конкретно "Зачарованных", множество серий построены именно на таком сюжете.
Практически каждая серия данного сериала (как и многих других сериалов этого жанра) начинается с убийства, жестокости, насилия. Тем самым, зритель привыкает к тому, что постоянно случается что-то плохое, постоянно есть повод чего-то бояться и ждать откуда-то защиты и помощи. Ведь здесь именно ведьмы, а не полиция, в силах помочь смертным.
Также отдельно упомяну тему оккультизма в данном фильме. Поскольку эта тема - центральная, то оккультную атрибутику и ритуальные действия мы видим почти постоянно. Относиться к этому можно по-разному, но есть некоторые нюансы, вызывающие сомнения. Прежде всего, эффект волшебной палочки, который заключается в том, что персонаж либо читает заклинание, либо выполняет ритуал, делает взмах рукой, и тут же добивается желаемого эффекта. Если зритель на протяжении долгого времени наблюдает такие сцены, то он привыкает к мысли о том, что можно легко и просто добиться своего, а столкнувшись с реальностью, разочаровывается.
Кроме этого, часто можно увидеть ритуальные действия, связанные с дьяволопоклонством. А это непременно вызывает интерес зрителя, особенно юного и неосознанного, к данной теме.
Что касается пропаганды алкоголя, как и во множестве других фильмов, здесь она по умолчанию присутствует и проявляется в регулярном посещении клуба главными героями и совместном распитии пива, алкогольных коктейлей по случаю победы над очередным врагом или налаживания личной жизни.
- пропаганда культа денег - пропаганда чрезмерного потребления - пропаганда алкоголя - восхваление всего заграничного - "хорошо там, где нас нет" - пропаганда пошлости, глупости при помощи юмора
Выскажу мнение о конкретном эпизоде телешоу: "Чудеса Света: Французская Ривьера"
Начинается он с рекламы безлимитной банковской карты, которой в дальнейшем будет пользоваться один из ведущих, и на этом будет акцентироваться внимание зрителя.
В первые 20 минут программы можно неоднократно услышать такие слова, как: "богачи", "миллионеры", "роскошный", "изысканный". Это сопровождается, конечно, панорамами Французской Ривьеры, пляжами, ресторанами, отелями.
Во всём описываемом прослеживается культ золотого тельца, пропаганда культа денег. А далее мы видим пропаганду сверхпотребления.
Ведущий бронирует "самый дорогой номер" в люксовом отеле, стоимостью 42 000 евро за ночь. Номер очевидно велик для одного человека, трата денег необоснованна. Но внимание зрителя акцентируется на том, насколько он роскошен и как много знаменитостей в нём проживало.
Параллельно с этим, ведущая, у которой ограничен бюджет, путешествует по не самым благополучным районам Марселя, обращая внимание на бедность, на невоспитанность вытеснивших коренных французов эмигрантов из Африки. В противоположность своему напарнику, она экономит свой бюджет, торгуется. При этом, в целом, она довольна своим положением, радуясь красоте пейзажей, о чём она скажет и в конце передачи: "Главное в Ривьере - это не изысканные рестораны и отели, а природа".