Дмитрий Раевский


Последний визит: 11 часов назад
ID: #68

Уровень 1: Новичок
Россия, Феодосия
Уникальные просмотры профиля: 337
Зарегистрирован: 22 мар. 2019 г.

Показано 1-20. Всего: 37

Головоломка

Мультфильм, 2015
+0.3 -0.2
+5.2
+0.3
+0.3
+0.3
-0.10
-0.1
6
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Мультфильм полезен как пример объяснения того, что такое «эмоциональный интеллект». Но в то же время он транслирует ложную модель психики, в которой отсутствуют базовые элементы субъектности человека: разум, воля, внимание, совесть, нравственность и душа. Без них главная героиня девочка Райли, по факту, изображена «биороботом», не ставящим целей и не управляющим собой и своей жизнью. Возможно, такими авторы хотят видеть и своих зрителей.

Подробно

О мультфильме «Головоломка» и о том, почему нельзя ставить эмоции на первое место

Мультфильм «Головоломка» через образы оживших и даже очеловеченных эмоций показывает влияние эмоциональной сферы на наше поведение. Через отношения героев, олицетворяющих радость, грусть, гнев, страх и брезгливость, их взаимодействие друг с другом доносится в целом правильная мысль, что все эмоции важны. Частью взросления человека показано развитие его эмоциональной сферы, умение понимать и глубже чувствовать не только основные эмоции, но и их оттенки.

Главные герои отправляются в своеобразное путешествие по психике 11-летней школьницы Райли. Они попадают в отдел долгосрочной памяти, в зону фантазии, абстрактных понятий, проносятся на поезде мыслей, погружаются в природу сновидений и даже оказываются заперты в зоне бессознательного. Их путешествие происходит одновременно с событиями, которые происходят в жизни Райли. Зрители могут наглядно видеть, как те или иные впечатления влияют на то, что происходит в психике.

Через яркие образы островов дружбы, семьи, спорта, детства передано значение этих важных понятий и всего, что с ними связано.

В целом мультфильм поднимает очень важную тему – как устроена психика человека. Но вместе с поднятой темой картина транслирует и своё ложное понимание этого базового вопроса. Это ложное понимание или даже «деструктивная закладка» связаны в большей степени не с тем, что показано, а с тем, что не показано в сюжете.

Авторы нарисовали модель психики, в которой отсутствуют такие базовые составляющие, как РАЗУМ, ВОЛЯ, ВНИМАНИЕ, СОВЕСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ДУША. Их просто нет. Во вселенной мультфильма люди живут без них. Но ведь именно эти явления относятся к субъектности человека. Да, эмоции важны и влияют на наше поведение, но человек может управлять своими мыслями и своим поведением, брать под контроль эмоции, опираясь на разум, волю, внимание. Делать выбор, руководствуясь совестью и нравственностью. Человек – это в первую очередь его душа, а не эмоции или тело.

В мультфильме же все перечисленные понятия полностью отсутствуют.

Главная героиня – девочка по имени Райли, показана своеобразным «биороботом», руководимым всплесками различных эмоций, обоснованных в основном внешними факторами её жизни или игрой памяти. В ней нет субъектности, она не размышляет о том, как поступить, она не управляет своим вниманием, она не принимает сознательных решений (собственно, её сознание подменено эмоциональной сферой) и не проявляет волю. В её голове хаотично всплывают различные образы, воспоминания, мысли, и всё это обусловлено лишь краткосрочной и долгосрочной памятью и переменчивыми эмоциями.

При этом каждая эмоция действует по своеобразной «программе», обоснованной её природой. Радость старается радовать. Злость находит повод разозлить и так далее.

Если ребёнку не объяснить, что показанная модель психики ущербна, неполноценна, и в ней отсутствуют очень важные элементы, без которых по сути «нет человека», то в голове ребёнка сформируются ложные представления о первостепенности именно эмоциональной сферы или даже об их единственности. Эмоции, конечно, важны, но нельзя их ставить на первое место. Этим данный мультфильм серьёзно вреден юной аудитории.

Кто-то скажет, что это мелочь, что авторы просто решили раскрыть тему эмоций.

Но в современном мире искусственно создан и поддерживается очень сильный перекос в сторону эмоций, чему лишнее подтверждение данный мультфильм. Многое делается для того, чтобы человек меньше мыслил, думал, оценивал, а больше действовал, опираясь на свои эмоции, импульсивно, бездумно.

Даже ключевые алгоритмы интернет-платформ уже базируются не на логике и размышлениях о пользе, последствиях, а на эмоциях. Вспомните привычные вам лайки и смайлики в соцсетях. Разве это правильные критерии оценки информации? Разве контент, знания, события, новости надо оценивать смайликами? Или это искусственная подмена, которая блокирует мышление и способствует более поверхностному эмоциональному восприятию всего происходящего?

Фильмы, кино, музыка, вся массовая культура построены на воздействии на сферу эмоций, на фоне которых проталкиваются нужные заказчикам смыслы, идеи и модели поведения. Если не научиться распознавать содержательную часть, суть процессов, то вами будут всегда манипулировать. Но чтобы распознавать суть, нужно уметь отодвинуть в сторону эмоции. Вот только сможете ли вы это сделать, если будете уверены, что эмоции – это и есть самое главное в нашей психике.

Именно эта мысль через образы и сюжет доносится мультфильмом «Головоломка» до зрителей. У мультика весьма многозначное и по-своему точное название (во всяком случае в русском переводе), так как в некотором смысле мультфильм «ломает голову» своих зрителей, искажает или формирует ложное понимание одного из самых базовых вопросов.

В современном мире очень важно учить детей не только понимать свои эмоции, но и мыслить, управлять вниманием, думать, анализировать, оценивать, ставить цели и проявлять волю к их достижению. Но по этим темам Голливуд и Дисней продукцию не выпускают.


Урфин Джюс возвращается

Мультфильм, 2019
+0.3 -0.1
+5.2
+0.3
+0.3
+0.3
-0.20
-0.1
6
Оценка

Показать рецензию

Коротко

В фильме есть как положительные моменты, так и отрицательные. Процент негатива достаточно большой, поэтому картину не рекомендую показывать детям. Из хорошего: подвиги и смелость главного героя, образ «розовых очков», интересные способы управления толпой марранов. Из плохого: любовная тематика, кислотные цвета и психоделический стиль рисовки, шлепки и падения, телефон – лучший друг, не соответствие оригинальной истории.

Подробно

Ребёнок прочитал все книги из серии «Волшебник Изумрудного города» и захотел посмотреть фильм или мультфильм, снятый по этому произведению. Выбрали для просмотра картину «Урфин Джюс возвращается». Зная, что от современного кинематографа редко стоит ожидать чего-то созидательного и без деструктивной повестки, решил устроить совместный просмотр и обсуждение мультфильма.

Произведение «Урфин Джюс возвращается» имеет мало общего с оригинальным сюжетом одноимённых книг. Авторы очень вольно переиначили сюжет, сделав его при этом по смыслам заметно хуже оригинала.

Начать следует с того, что Элли и её друг Тим изображены не детьми, как в книге, а юношами, и все события вращаются вокруг их романтических отношений. Тим дарит цветы, смущается, Элли красит ногти, кокетничает, ждёт от Тима подвигов и так далее. Проблемы Волшебной страны присутствуют где-то на втором плане. Учитывая, что возрастное ограничение мультика 6+, то считаю эту сюжетную линию абсолютно неуместной. Конечно, обошлось без откровенных сцен, но зачем в принципе погружать маленьких детей в любовную романтику?

Второй главный негативный момент – это привычка Тима залипать в свой смартфон. В одном из эпизодов он даже называет его «своим лучшим другом», что в принципе соответствует показанному на экране. По сюжету в смартфоне есть приложение, дающее советы на все случаи жизни: от вопросов на тему, как строить отношения с девушкой, и до вопросов о том, как победить злодея. При этом сам Тим, вроде как, и изобрёл это полезное приложение, ставшее его помощником. Но процесс творчества и программирования не показан в мультфильме от слова совсем, а вот процесс общения с телефоном как с живым другом присутствует постоянно и иногда играет даже главную роль в решении возникающих проблем. То есть мультфильм через транслируемые образы способствует залипанию детей в гаджеты.

Также к явному негативу следует отнести кислотно-психоделический стиль анимации (особенно когда персонажи попадают в царство злой книги); доброго злодея-людоеда (это типичная закладка компании Дисней — превращать монстров в положительных персонажей); регулярные шлепки, падения и юмор на эту тему; обилие магии.

Но есть и положительные моменты, которые стоит отметить в произведении.

Хорошо показано, как Урфин Джюс старается с помощью организации шоу и разных манипуляций управлять толпой глуповатых марранов. Получается у него это лишь отчасти, но суть процесса раскрыта достаточно наглядно и поучительно. При этом сам Урфин визуально и по своему характеру изображён целостно: длинный нос, широкие жесты, тяга к власти, жажда лести и похвалы. Показано, к чему приводит такой подход.

Есть в мультфильме хорошая аналогия с «розовыми очками», которые надевают всем, кто попадает в тёмное королевство. Очки погружают их владельца в иллюзии, пребывая в которых он не замечает опасностей. Жизнь в розовых очках изображена очень яркой и радостной, но не соответствующей действительности и потому печальной по своим последствиям.

По ходу сюжета главный герой Тим проявляет свои лучшие качества: смелость, смекалку, самоотверженность. Он не обладает большой физической силой, но при этом добрый и смышлёный парень. Помогают ему в его приключениях разные жители волшебной страны.

Итого. Положительные моменты в картине, конечно, присутствуют. Но список негатива, на мой взгляд, достаточно внушительный, поэтому рекомендовать к просмотру мультфильм не стану.


Стальной гигант

Мультфильм, 1999
+0.3 -0.1
+5.6
-0.3
+0.3
+0.3
-0.15
-0.1
5.85
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Мультфильм сделан на американский манер. Есть глупый юмор, неадекватное поведение, карикатурные и визуально неприятные персонажи. Но вторая половина оказалась достаточно интересной и поучительной. В ней звучат прекрасные мысли о душе, которая бессмертна. О важности выбора и ответственности за свой выбор. Есть хорошие примеры геройских поступков.

Подробно

На КиноЦензоре у мультфильма достаточно высокая оценка, видимо из-за главного посыла, который действительно интересный, актуальный и хорошо доносится до зрителя. Но у картины есть и много серьёзных недостатков, которые портят общее впечатление и требуют как минимум комментария взрослого при просмотре с детьми.

Во-первых, мальчуган по имени Хогарт Хьюз, главный герой фильма, ведёт себя во многих ситуациях неадекватно. В частности, его стремление найти огромного робота, вступить с ним в контакт достаточно странное. Ведь этот робот первоначально уничтожает всё на своём пути, и ничто не сулит того, что с ним можно подружиться.

Эта модель поведения, которую можно условно назвать «дружба с монстром», является типичной для продукции Диснея. В кино, конечно, всё получается прекрасно монстр вдруг оказывается добрым и дружелюбным, но в жизни такая тяга к чему-то внешне явно страшному и опасному в большинстве случаев оборачивается противоположным результатом. У детей должно быть нормальное чувство осторожности, а учиться преодолевать свой страх лучше явно на других примерах, а не на стремлении подружиться с чудовищем.

Во-вторых, свою дружбу со стальным гигантом Хогарт достаточно долго скрывает от взрослых, где-то даже врёт из-за этого, и тем временем устраивает всякие игры и развлечение с роботом. Опять же в кино вроде как всё правильно, так он спасает чудовище от неадекватных военных и хитрых сотрудников спецслужб, желающих сразу уничтожить робота. Но в сухом остатке для юного зрителя остаётся такая мораль: «подружись с монстром, играй с ним, скрывай его от взрослых».

Это, на мой взгляд, главный отрицательный момент картины.

Из более мелких недостатков - есть развязное поведение самого Хогарта и некоторых взрослых, есть сцены с курением, есть чудаковатость старших, есть немного туалетного юмора, упоминается русская угроза, есть неприятная рисовка персонажей, есть отталкивающие образы недружелюбных одноклассников, странная история с ходячей рукой. В общем, эстетичной картину точно не назовёшь.

Вот такой общий фон для главной истории, которая в целом, как я отметил в самом начале рецензии, достаточно положительная. Главный герой ведёт себя смело, у него есть чувство ответственности (сцена с ремонтом рельс), он любит животных, хорошо учится, проявляет смекалку.

Мальчику удаётся перевоспитать робота, убедить его в том, что он хороший и даже может быть настоящим героем, спасающим людей как «супермен». В стальном гиганте идёт внутренняя борьба между его изначальной миссией по уничтожению всего и вся и новыми знаниями, полученными от ребёнка. Добро, конечно, побеждает, концовка очень трогательная.

В одной из бесед юноша произносит такие слова:
«Ты из металла, но у тебя есть чувства. К тому же ты думаешь - значит, у тебя есть душа. А души не умирают. Мама говорит, что душа - это самое лучшее, и что души живут вечно».


Остров сокровищ

Мультфильм, 1988
+0.2 -0.3
+4.8
-0.3
+0.3
+0.3
-0.20
-0.1
4.7
Оценка

Огонек-Огниво

Мультфильм, 2020
+0.1 -0.1
+4.8
+0.3
+0.3
+0.3
-0.10
-0.1
5.5
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Учит тому, что погоня за деньгами и славой не сулит ничего хорошего, что надо зарабатывать своим трудом. В то же время в мультфильме много глупого юмора, непроработанный сюжет с абсурдными или сырыми эпизодами. И явная подмена половых ролей мальчика и девочки. Главная героиня показана с гораздо более мальчишеским характером и поведением, чем её избранник.

Подробно

Тот случай, когда стараешься снять кино с хорошими смыслами, но и либеральную повестку при этом отработать. Получившийся результат положительным назвать трудно, хотя задатки определённо были.

Сначала о хорошем. Через весь мультик проходит чёткая линия о том, что тяга к богатству и славе до добра не доводит. «Надо трудиться, становиться профессионалом своего дела, и будет тебе счастье», - примерно так можно обозначить главный посыл, лежащий на поверхности.

Также в мультфильме представлен достаточно хороший образ дружбы. Герои помогают друг другу, проявляют искреннюю заботу. Жители города противопоставлены королям и богачам, и показаны явно в более положительном свете, хотя и не во всём. А злодеи по сюжету хоть и страшные, но со своими характерами и шансом на исправление.

А теперь о плохом.

В глаза бросается явная подмена ролевых моделей мальчика и девочки, при том в обеих основных парах.

Пара положительных героев - это девушка по имени «Огонёк» и её избранник Гончар.
Вопреки нормальной логике, более мальчишеский характер у Огонька. Она мечтает быть спасателем, смело бросается в любую опасность, проявляет чудеса ловкости и реакции. При этом частенько оказывается «у разбитого корыта», но не унывает и продолжает вести бурную деятельность. В ключевых сценах отношений с Гончаром она первая проявляет инициативу и даже сама приносит ему букет цветов, а он в ответ устраивает истерику.

Гончар с точки зрения характера полная противоположность Огонька. Он ведёт себя гораздо более пассивно. Постоянно страдает из-за творческих неудач, мечется, психует, истерит, он явно более эмоционален, психически слабее и неустойчивее. В общем авторы мультфильма явно поменяли нормальную логику отношений мужчины и женщины и сами характеры героев.

Похожая история и в паре злодеев. Мужской персонаж показан хоть и творческим, но слабовольным слугой, бегающим за своей королевой, а та изображена сильной, волевой и властной женщиной.

Также к негативным моментам можно отнести обилие глупого юмора со всевозможными падениями, разрушениями и шлепками, а также непроработанность сюжета истории Гончара. Его нравственное падение показано ярко и подробно, а исправление происходит в один момент и оставляет ощущение неполноты. В конце истории он не воспринимается, как тот, кто осознал ошибки и исправился. Совершаемый им подвиг выглядит неестественно, как и спасение города от пожара, произошедшее скорее по случайности - хотели спасти котёнка, и случайно спасли город.

В общем, сюжет явно недоработан, а в ряде мест и абсурден. Как верно отметили в отзывах КиноЦензора, фильм представляет собой «занимательную смесь красивого с нелогичным и хорошего с бестолковым, рисовка симпатичная, есть немало правильных идей, но изрядно разит диснеевщиной».


Незнайка на Луне

Мультфильм, 1997
+1.0 -0.0
+7.1
+0.3
+0.3
+0.3
-0.05
+0.5
9.45
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Мультфильм высвечивает неоглашаемые стороны и порядки капиталистического общества. Раскрыта логика и причинно-следственная связь множества типичных манипуляций, которые и сегодня активно используются для управления толпой. Образно показана суть «идеологии развлечения» и последствия для тех, кто попадает в её сети. Образы героев очень точные и многозначные. Мультфильм всем рекомендую, и книгу тоже!

Подробно

В очередной раз посмотрели с детьми мультфильм «Незнайка на луне», до этого вместе прочитали и саму книгу Николая Носова. На Ютубе мультфильм, кстати, можно найти в HD-качестве.

До чего же всё-таки гениальное и даже пророческое произведение. В увлекательной форме показана суть и причинно-следственная связь множества манипуляций, с которыми сталкивается современный человек, живущий в условиях капитализма.

Мультфильм раскрывает то, как СМИ (телевидение и газеты) используются для манипуляции массами; высвечивает типичные финансовые махинации с акциями; логику работы правоохранительной системы в условиях доминирования нравов «купи-продай»; контролируемую преступность; сумасшедшие причуды богатых и бытовые трудности бедных.

Чего стоит хотя бы признание главного редактора лунной газеты Гризля в том, что он всю жизнь «безукоризненно выполнял все поручения начальства». Да и сам его образ - то ли человека, то ли крысы. А истории разборок между олигархами, когда каждый стремится обогатиться за счёт другого. Ну и сам главарь по имени Спрутс, опутавший своей сетью все сферы лунного города.

И фоном для всех событий служит определённая нравственно-этическая составляющая жизни лунатиков, их поведение и повадки, которые и обеспечивают то неправедное состояние общества, в которое попали Незнайка и Пончик. Положительным контрастом всему этому служит пример коротышек из Цветочного города, их искренние отношения и забота друг о друге.

Даже такая сложная тема как «Идеология Развлечения», негласно доминирующая в современной массовой культуре, объясняется в мультфильме доступно и наглядно на примере «Острова дураков», попав на который лунатики начинают постоянно развлекаться до тех пор, пока не превращаются в самых настоящих баранов и овец. По сюжету речь про карусели и аттракционы, но современная «индустрия развлечений» гораздо шире, особенно если взять медиасферу.

Посмотрите короткий видеоотрывок из мультфильма на эту тему:
https://vk.com/video2359567_456247018

А потом прочитайте статью про «Идеологию развлечения», в смысловом плену которой сегодня пребывает огромная часть наших соотечественников: https://whatisgood.ru/theory/analytics/ideologiya-razvlecheniya/

Спасибо авторам мультфильма и Николаю Носову за такой точный, интересный и правдивый образ. Книгу всем рекомендую, и мультфильм тоже!


СКАЗ: Песня Сирин

Мультфильм, 2022
+0.5 -0.0
+6
+0.3
+0.3
+0.3
-0.25
-0.05
7.1
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Мультфильм знакомит зрителя со славянской мифологией. Учит бережно относиться к природе, стремиться к познанию мира, преодолевать страхи, показывает пример героического самопожертвования. В то же время картина формирует у зрителей магическое мышление, поддерживает образ героя-одиночки.

Подробно

Мультфильм показывает историю отшельника Беримира, который замечает, что в лесу появилось некое зло, которое расставляет капканы, охотится на животных и ведёт себя агрессивно. Беримир просит жителей деревни воздержаться от походов в лес, а сам отправляется на поиски заблудившейся девочки.

Главному герою и его юной спутнице предстоит встретиться со многими мифическими существами, как добрыми, так и опасными, и найти способ остановить пробудившееся зло.

Мультфильм сделан на основе славянских мифов, но это не заграничное творение Диснея, с недавних пор подвязавшегося на этой теме (с целью переписывания культурных кодов нашей страны), а творчество отечественных авторов, по всей видимости, погруженных в тему изучения представлений наших предков о мире.

Анимация длится всего 14 минут, но хорошо раскрывает достаточно объёмную и поучительную историю на тему того, что причиной многих человеческих бед является жажда наживы (толкающая на жестокие поступки) и страхи людей, вызванные незнанием окружающего мира. Есть призыв бережно относиться к природе.

Правда, всё это завёрнуто в обёртку мистики и магии. Магическое мышление, вероятно, вполне допустимо и уместно в кинопродукции для маленьких детей (они ещё не способны понимать сложные процессы, поэтому многое вокруг происходит для них неким загадочным волшебным образом), но детям среднего возраста и подросткам уже следует постепенно формировать более научную картину мира. Где есть законы физики, химии, а не взмах условной "волшебной палочки".

На эту тему вспоминается советская сказка "Новогодние приключения Маши и Вити", в которой как раз и показан плавный переход от магии к научному познанию. От сказок, которые в обёртке волшебства в целом несут правильную и важную мораль, к историям, где знания и образование становятся главной действующей силой, позволяющей решать проблемы и также творить добро.

Картина «СКАЗ: Песня Сирин» хотя и названа "сказкой", но она не для маленьких детей. По стилю анимации и из-за наличия элементов триллера, она подойдёт для совместного просмотра и обсуждения с детьми школьного возраста.

После просмотра подумал, что если бы подобный сюжет создавали в сталинские времена и не стремились при этом отразить древние мифы, то Беримир бы, наверное, не был «супермагом-одиночкой», а был бы активистом, организовавшим совместную деятельность жителей деревни по спасению ребёнка и защите леса. Заодно и своими знаниями поделился бы сразу со всеми, а не только с одной девочкой. Может и финал его истории тогда был бы более жизнерадостным.

В конце концов, разница между авторами заграничных «Гарри Поттеров» и отечественных «Беримиров» не такая уж и большая, если и те, и другие заставляют своих героев действовать в отрыве от основного общества, по сути, быть героями-одиночками.


Вверх

Мультфильм, 2009
+0.7 -0.1
+6
-0.3
+0.3
+0.3
-0.20
-0.1
6.6
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Мультфильм оставил неоднозначные впечатления. Есть положительные моменты про дружбу пожилого человека и ребёнка, про преодоление устаревших материальных привязанностей (образ дома) и нахождение нового смысла жизни. Однако и негативных моментов хватает: несчастные семьи без детей и родителей, туалетный и не всегда этичный юмор, внешне несимпатичные персонажи, взрослая философия, которую не поймёт ребёнок, дружба с монстром.

Подробно

Мультфильм не подойдёт детям, тем более для самостоятельного просмотра, но может быть будет интересен кому-то из взрослых (или даже пожилых людей), так как многие сюжетные моменты затрагивают достаточно серьёзные и даже философские вопросы.

Во-первых, с самого начала показывают жизнь семьи, которая не смогла родить ребёнка и все годы прожила без детей. Их история показана от момента знакомство в раннем детстве и до глубокой старости. Мелькают как добрые и душевные эпизоды, так и трагические моменты с потерей ещё неродившегося малыша и смертью уже пожилой женщины, в результате чего главный герой Карл Фредриксен остаётся совсем один в старом доме, из которого его норовят выселить, отправив в дом престарелых.

Не менее трагичная история и второго главного персонажа мультфильма – юного мальчика-скаута по имени Рассел. Он растёт без родителей, и лишь иногда его навещает отец. В конце мультфильма оказывается, что и отца у Рассела нет, зато появляется дедушка.

Таким образом мультфильм «Вверх» продолжает уже ставшую традиционной историю демонстрации разрушенных, неполных и несчастных семей.

В начале также хорошо заметен и перекос в половых моделях поведения. В момент знакомства Карла Фредриксена и его будущей жены, девочка показана гораздо более смелой и активной, а мальчик молчалив и пассивен. Но в целом этот перекос присутствует только в первые минуты фильма, так как дальше женский персонаж из сюжета исчезает, и все события развиваются вокруг Карла и его юного друга, неожиданно оказавшихся на своём летающем доме в удивительном каньоне в Южной Америке.

Большая часть мультфильма посвящена приключениям героев, их столкновению с необычными животными и неожиданными предательствами от тех, кого они считали своими кумирами. Ведут себя главные герои в целом смело, стараются помогать друг другу, заботятся о зверушках.

Странно выглядит идея того, что герои всё время таскают за собой летающий дом. Конечно, можно воспринять это как художественный образ и метафору жизненного багажа, который формируется у пожилого человека к старости – он с одной стороны ценен, а с другой - иногда надо уметь что-то оставить в прошлом, но в целом если воспринимать происходящее буквально (что свойственно юным зрителям, на которых вроде как рассчитан мультик), то это самое происходящее попахивает идиотизмом: два героя шастают по джунглям и таскают за собой летающий на воздушных шариках дом.

К концу сюжета и Рассел, и Фредриксен проходят свой путь развития и в некотором смысле обретают семью (хотя полной её явно не назовёшь). Мальчик преодолевает ряд испытаний и добивается символичного заветного значка, а дедушка обретает новый смысл жизни и развеивает некоторые иллюзии прошлого.

В целом история с положительным примером сотрудничества пожилого человека и ребёнка, на мой взгляд, достаточно редкая по современным меркам и в мультфильме показана неплохо. Но показана она всё же в формате больше для взрослых, чем для детей. Конечно, есть юмор, но есть и трагичные моменты и даже достаточно страшные эпизоды с агрессивными собаками, предательством.

Из негативных моментов, свойственных Диснею, также можно отметить нездоровое питание шоколадками, туалетный юмор и многократные шутки на тему соплей и слюней, эпизоды с высмеиванием старости. Хоть это звучит достаточно странно, но это тоже одна из повесток Диснея, которая встречается регулярно. Также в очередной раз показана тяга детей к монстрам. Ребёнок быстро и легко находит общий язык с весьма недружелюбным по виду созданием (вы удивитесь, но повспоминав, обнаружите, что эта тема тоже систематически встречается в мультфильмах компании).

Такое приучение к несчастным семьям, соплям, фастфуду, неэтичному юмору и монстрам не есть что-то хорошее.

Чтобы замечать такие моменты, рекомендую прочитать брошюру «Дисней: Отравленные сказки» - её легко найти в сети. В ней автор проанализировал несколько десятков мультфильмов Дисней и выявил системно продвигаемые компанией посылы. Как положительные, так и отрицательные.


Буба

Мультфильм, 2014
+0.0 -0.8
+4.8
+0.3
+0.3
-0.3
-0.40
-0.2
3.7
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Мультсериал учит ребёнка глупости, импульсивному поведению, ломать и разбрасывать вещи, засовывать себе в рот всё подряд. Сплошной поток примеров вредного поведения без какой-либо поучительной составляющей. Главный герой вообще ни о чём не думает, а всегда действует по принципу «увидел - хватай» или «испугался - беги». При этом мультфильм сделан ярко, динамично, визуально привлекательно для детей. Эффективный инструмент отупления юных зрителей.

Подробно

Несколько раз попадал у знакомых на этот мультфильм, и каждый раз даже из небольших увиденных отрывков поражался тому, насколько абсурдно происходящее на экране и какие странные действия совершает главный герой – непонятный зверёк по имени Буба. При этом мультсериал достаточно популярный, его показывают даже по телевидению, а игрушки с Бубой продают в магазинах.

Для написания рецензии, и чтобы получить более детальное представление о произведении - посмотрел три первых серии, которые называются «Кухня», «Ванная комната» и «Детская комната». В каждом из эпизодов Буба ведёт себя как импульсивный дикий зверёк: всё вокруг крушит, балуется, издаёт нечленораздельные звуки (в то числе плевки и отрыжки), пугается, мельтешит и дурачится. Чтобы читатель мог понять себе масштабы разрушений, то вот небольшой список того, что Буба успел сделать в кухне за 3 минуты:
• сломал холодильник
• разбросал продукты
• измазался соусом
• разбил 2 вазы
• сжёг плиту
• уничтожил робот-пылесос
• устроил пожар
• затопил кухню
• разбил окно

При этом никто не ставит Бубу на место, не учит, как надо себя вести, не объясняет, что хорошо, а что плохо, не заставляет наводить порядок или нести ответственность за совершённые проступки. Весь мультфильм – это беспрерывный поток глупостей, падений, шлепков, беготни, попыток засунуть в рот что попало, кривляний, испугов и всё это подано вроде как развлечение, которое приносит Бубе удовольствие или как минимум яркие эмоции.

При этом качество компьютерной анимации достаточно высокое, картинка визуально красивая и прорисованная – то есть, финансы в создание мультфильма вкладываются большие. Вот только всё это «высокое качество» по факту нацелено на отупление ребёнка, а точнее – внедрение в его психику вредных моделей поведения, разрушение мыслительной деятельности.

Детям действительно весь этот поток дуракаваляния может показаться смешным, но что в итоге останется у них в голове? Ешь всё подряд? Ломай, круши и развлекайся?

Стоит отметить, что сам главный герой Буба, хотя и имеет округлые и в чём-то милые черты, но визуально больше похож на чертёнка или бесёнка: когтистые лапы, опухшие губы, мешки под глазами, клыки, хвост. Кстати если по кадрам пролистать видеозаставку студии-производителя «3D Sparrow», то и их логотип в виде красного яйца с треугольником на секунду превращается в чертёнка с рогами и бородкой. В титрах мультсериала мелькают русские фамилии, но при этом сайт студии сделан на английском языке, а штабквартира находится в Великобритании.

В общем, держите детей от этого мультфильма подальше, и от телевизионных каналов, которые показывают Бубу в эфире. Более вредный для маленьких детей мультсериал даже трудно себе представить.


ВАЛЛ·И

Мультфильм, 2008
+0.9 -0.0
+6.5
+0.3
+0.3
+0.3
-0.05
+0.5
8.75
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Мультфильм призывает заботиться о планете и природе, полагаясь не столько на современные технологии, сколько на трудолюбие и ответственность. Показывает, что Земля – это наш единственный дом, и если с ним неосторожно обращаться, то можно его загадить и сделать непригодным для жизни.

Подробно

Главный герой мультфильма – это робот-уборщик мусора по имени Валли. Он наделён некоторыми человеческими чертами: испытывает эмоции, ведёт себя разумно, умеет любить и в трудные моменты готов пожертвовать собой ради общего блага. А вот сами люди в начале истории показаны полной противоположностью – обленившиеся, отупевшие, толстые, полностью зависящие от обслуживающих их технологий. Уже много столетий они пребывают в космосе на космической станции, куда пришлось сбежать с родной замусоренной планеты.

Любой хороший сюжет всегда содержит процесс преображения главных героев и условий их жизни, через который и раскрывается правильный путь развития или исправления какой-то проблемы. Благодаря роботу Валли и его подруге Еве людям предстоит получить надежду на возвращение на Землю – вопрос только в том, готовы ли они вернуться и что для этого предстоит сделать.

Не стану раскрывать все подробности сюжета, но отмечу важные идейные посылы мультфильма.

Визуально через образ растолстевших людей, не способных даже ходить, показана тупиковость идеи потребительского рая. Лишаясь необходимости физически или интеллектуально трудиться, люди постепенно утрачивают свой человеческий облик. Лишь вернувшись на Землю и занявшись её благоустройством, они снова обретают нормальный вид (это видно в сценах после финальных титров). Жаль, что эта часть истории раскрыта не такими яркими визуальными образами, как все другие сюжетные линии.

Справедливо, что наводить порядок на планете людям предстоит самостоятельно, а не так, что за них всё сделают роботы, а они прилетят на всё готовое. Фильм продвигает мысль об ответственности за свои поступки.

Хорошо передана идея зависимости от технологий, возможность оказаться в рабстве у неправильно настроенного алгоритма. Это очень актуальное предупреждение для современного мира. В то же время идея очеловечивания роботов весьма спорная.

Ева показана более сильным и резким персонажем, лишь иногда проявляющим женские качества, Валли - более чувствительный, но при этом смелый и инициатива в отношениях явно на его стороне. В любом случае есть некоторых перекос в отношениях. Тем не менее, в мультфильме есть и другие мужественные персонажи (капитан корабля), совершающие мужские поступки, есть достаточно хорошая история зарождения семейной пары.

Картина в негативном свете изображает следование моде, безделье, тунеядство, зависимость от гаджетов; призывает заботиться о планете и природе, полагаясь не столько на современные технологии, сколько на трудолюбие и ответственность.

В мультфильме много милых и душевных эпизодов с заботой о растении, насекомом, ближнем. Но есть и какое-то количество глупого юмора в стиле «упал/ударился/свалился».

Итого, несмотря на некоторые недостатки, мультфильм достойный, стоит смотреть его вместе с детьми, обсудив с ними ключевые идеи сюжета. Видимо угроза уничтожения и загрязнения планеты настолько высокая, что Дисней снял эту историю, почти не испачкав её своей голливудской повесткой.


Песнь моря

Мультфильм, 2014
+1.0 -0.0
+6.5
-0.3
+0.3
+0.3
-0.10
+0.5
8.2
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Визуально красивый и глубокий мультфильм, совсем без юмора, немного мрачноватый, но с доброй философией и важными воспитательными посылами на темы заботы о близких, умения переживать негативные эмоции, преодолевать страхи и препятствия. Интересно и полезно посмотреть, как взрослым, так и детям, способным к вдумчивому просмотру.

Подробно

Сюжет мультфильма основан на ирландском фольклоре, в котором существуют необычные мифические существа: прекрасные девушки-тюлени шелки, обитающие одновременно на суше и в океане; злая сова-колдунья Маха, высасывающая из людей эмоции; духи умерших предков. Визуально и по смыслам картина больше похожа на сказку – в ней совсем нет юмора, но много волшебства (подчас странного и немного пугающего) и есть важная поучительная составляющая.

В центре сюжета двое детей – мальчик Бен и его младшая сестра Сирша. Бен недолюбливает сестру из-за того, что связывает её появление с уходом матери. Он часто обижает её, ведёт себя достаточно грубо, тёплые чувства проявляет только к своей собаке. Но по мере развития истории и прохождения ряда испытаний, связанных с погружением в мир духов и предков, происходит исправление мальчика. Он не только начинает ценить свою семью, но и преодолевает свой личный глубинный страх боязни воды, постепенно вырастает до совершения подвига.

Линия колдуньи-злодейки Махи тоже очень интересна и актуальна. Её главное свойство в том, что она может лишать людей негативных чувств и эмоций, при этом превращая их в камень. Любопытно, что таким образом она вроде как делает своих жертв счастливыми, ведь обещает им избавление от всех страданий (напоминает идеи трансгуманизма или некоторых восточных философий, ставящих перед своими последователями отказ от страданий и негативных эмоций как одну из главных целей). Показана ошибочность этого пути. При этом Маха в конце не погибает, а исправляется и помогает главным героям.

Также по ходу сюжета разрешаются трагедии отца, бабушки и некоторых других персонажей. Многие герои при этом первоначально показаны в достаточно негативном и отталкивающем виде, но к концу мультфильма все они по-своему раскрываются и решают свои жизненных задачи.

Мультфильм не назовёшь лёгким – он достаточно напряжённый и местами даже пугающий, но если посмотреть его до конца и увидеть историю целиком, то картина оставляет добрый и душевный след, а все негативные моменты разрешаются правильным образом. Хороший иностранный пример визуализации народного фольклора.


Суворов: Великое путешествие

Мультфильм, 2021
+0.3 -0.1
+5.2
+0.3
+0.3
+0.3
-0.10
-0.05
6.15
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Когда начинал с детьми просмотр мультфильма «Суворов: Великое путешествие», надеялся увидеть серьёзную историю о доблести и подвигах русских воинов и великого полководца. А по факту сюжет оказался больше посвящён любовной тематике, а военная составляющая показана на уровне детского сада и игры в солдатиков.

Подробно

По сюжету главный герой юных конюх Гриша мечтает жениться на купеческой дочери Соне, также испытывающей к нему явные симпатии. Однако у родителей девушки на неё совсем другие планы – они хотят выдать её за графа, чтобы приобщиться к высокому сословию. В результате, Гриша случайным образом вместо графа отправляется на войну, где помогает Суворову в его Швейцарском походе, но при этом весь мультфильм продолжает грёзить о своей возлюбленной.

В фильме несколько раз звучит достаточно хорошая фраза: «Для героя любовь – это главное. Героем может стать каждый, если им движет любовь». Но наполняется она преимущественно в узком контексте «любви к женщине». По сути, главный герой, с которым будут себя ассоциировать дети при просмотре, гораздо в большей степени сражается за свою Соню, чем за Родину.

Вторая основная сюжетная линия посвящена полководческому гению Суворова и его битвам с французами. Но сделана она откровенно слабо, а точнее по-детски. Батальные сцены и сражения выполнены на уровне детсадовской игры в солдатиков. Главный герой (совсем неопытный в военном деле юноша) каким-то чудом всё время легко справляется с множеством вооружённых воинов, легко меняет ход битвы, фехтует шпагой как опытный воин, хотя этому делу никогда не обучался.

В общем-то, такая подача военных сражений и исторических событий, наверное, допустима для аудитории 5-8 лет, но этой аудитории явно не уместна развёрнутая любовная линия, пусть даже и показанная достаточно одухотворённо. И на фоне таких баталий как-то несерьёзно и карикатурно звучат цитаты Суворова про русского солдата.

Пару слов добавлю и об образе Сони.

Главная героиня показана девушкой доброй, заботливой, любящей, но при этом достаточно строптивой, легко перечащей воле родителей и способной сбежать из дома с конюхом в погоне за счастьем. Конечно, её желание «выйти замуж по любви» правильное, но по факту единственный образ родителей в фильме получился сильно отрицательный, а конфликт отцов и детей раскрывается в ракурсе того, что «родители-эгоисты, их слушать не надо». Это явно не тот посыл, который будет полезен детям. Сценаристы должны были, как минимум, дать и созидательные примеры решения подобных семейных конфликтов, либо хотя бы хороших родителей тоже показать.

Положительного в мультике тоже, конечно, много. Гриша трудолюбивый, искренний, смекалистый, смелый и жизнь ему помогает в его испытаниях. Военачальники русской армии - мудрые, отважные, сильные. Простые воины показаны достойно преодолевающими тяготы и умело сражающимися. Есть хорошие песни в исполнении главных героев. Но атмосфера всего происходящего, как по визуальной форме, так и по смысловому наполнению явно не дотягивает до уровня заявленной истории.

Мне вспоминается российский мультфильм «Крепость: щитом и мечом» 2015 года. На мой взгляд, там авторам гораздо лучше удалось передать тему военных действий и защиты Родины, у них получился серьёзный и глубокий мультфильм. А здесь какая-то пародия, ждал явно большего.


В поисках йети

Мультфильм, 2017
+0.3 -0.2
+4.4
+0.3
+0.3
+0.3
-0.10
-0.15
5.15
Оценка

Энканто

Мультфильм, 2021
+0.6 -0.0
+6.5
+0.3
+0.3
+0.3
-0.05
-0.05
7.9
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Мультфильм оставил хорошие впечатления. Глубоко показана тема отношений в большой семье, состоящей из разных поколений. Основные герои проходят путь преображения, каждый исправляет некоторые недостатки своей личности. Злодеев в сюжете нет, но есть внутренние проблемы, накопившиеся в семье за годы жизни. Их и предстоит найти и исправить героям, чтобы сохранить свой дом и волшебство единения.

Подробно

Сегодня редко можно встретить фильмы, построенные не по принципу «и жили они долго и счастливо…», а дающие ответы на вопросы – как это, жить долго и счастливо? Легко ли создавать и поддерживать уют в семье? По каким причинам семья может разрушиться, и что надо делать каждому, чтобы сохранять и укреплять союз и дружно жить под одной крышей?

Этот мультфильм как раз об этом. При этом, что радует - в центре повествования здесь не столько отношения мужчин и женщин, сколько отношения разных поколений в одной семье. Раскрываются вопросы ответственности каждого за общее благо, учёта индивидуальных особенностей, умения чувствовать и слышать друг друга, понимания своих желаний.

Главная героиня – девушка по имени Мирабель. В отличие от своих братьев и сестёр – у неё нет уникального дара, поэтому весь фильм она пытается понять, какова её роль в этом мире, в чём её предназначение. Дружелюбное отношение к окружающим, весёлый нрав и активная жизненная позиция помогают ей найти свой путь и понять, что волшебный дар – это не главное. Каждый по-своему уникален, и для каждого хорошего человека есть место и в этом мире, и в большой дружной семье.

Особенно трогательна история бабушки, у которой была очень непростая молодость, наложившая отпечаток на формирование её твёрдого и местами жестокого характера. Она искренне стремится к хорошей цели – укреплять дом и благополучие семьи, но зачастую действует неправильными методами. Ей предстоит понять, что любое полезное дело в конечном счёте делается ради людей, а не наоборот.

Есть в сюжете и пара недостатков: отсутствие сильных мужских персонажей и наличие девушки-богатыря. Видимо это отголоски феминистической повестки, продвигаемой Голливудом. Но всё же перед нами история про домашний очаг, поэтому тот факт, что здесь мужчины на вторых ролях – вполне логичен.

Мультфильм яркий, красивый, звучит много добрых песен. Рекомендую к семейному просмотру – будет что обсудить взрослым друг с другом или с детьми.


Кощей. Начало

Мультфильм, 2021
+0.2 -0.2
+4.4
+0.3
+0.3
+0.3
-0.35
-0.15
4.8
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Мультфильм пиарится на традиционных для русского народа сказочных персонажах и образах, при этом по форме и стилю подачи перед нами достаточно слабое подражание Диснеевской анимации с клиповым повествованием. Кроме того, авторы безосновательно сделали главным положительным героем мультфильма классического злого персонажа Кощея. Такие смысловые манипуляции по своей сути являются информационными диверсиями, нацеленными на размытие культурного кода.

Подробно

Мультфильм «Кощей. Начало»: Манипуляция с культурными кодами русского народа

Если для детей сказки – это всегда в первую очередь развлечение, то для взрослых сказки – это инструмент формирования мировоззрения ребёнка. Через истории про смелых богатырей, мудрых принцесс и страшных драконов можно донести до ребёнка представления о том, как надо преодолевать трудности, находить друзей, проявлять смекалку, трудиться, не поддаваться своим страхам и многому другому.

Одной из самых важных задач сказок – является формирование навыка различения добра и зла, понимания того, что в мире есть хорошее и плохое, полезное и вредное. Именно с этой целью злых персонажей по типу Змея Горыныча, Кощея, Водяного, Кикиморы, Лешего – всегда в русском фольклоре наделяли отталкивающей внешностью, чтобы ребёнок сопоставлял образ этих героев с их поведением, внутренними качествами и видел причинно-следственные связи.

Многое, из того, что запоминается нам в детстве, остаётся на всю жизнь и служит своеобразными маяками, которые в дальнейшем помогают ориентироваться в разных жизненных обстоятельствах. Но что будет, если взять и один из маяков подменить, перекрасив его в другой цвет? Например, ребёнку, выросшему на классических сказочных историях, рассказать о том, что Кощей совсем не страшный злодей, похищающий девушек и разоряющий сёла, а вполне себе милый малый – добрый, весёлый, сообразительный, смелый, отважный и так далее. И бессмертным он стал, спасая других и жертвуя собой, а не спрятав свою душу в иглу, которую заточил в сундуке.

Скорее всего, такая подмена вызовет в голове ребёнка нарушение логичности и целостности полученных им представлений, и как следствие - возникновение калейдоскопа и целого вороха неопределённостей и противоречий в психике. Ведь как сопоставить то, что один и тот же герой – одновременно и злой, и добрый, и спасает, и убивает, и помогает, и вредит? Думающий взрослый человек способен критически проанализировать просмотренные произведения и выбрать что-то одно, а другое отринуть или пометить как «сомнительное», «глупое», «вредное». Но ребёнок тем и отличается от взрослого, что он ещё не способен к анализу сложных произведений и сам без помощи взрослых точно этим заниматься не будет. В результате целостность его мировоззрения от рассказа про «доброго Кощея» будет серьёзно нарушена.

После такой вводной части можно перейти к обсуждению мультфильма «Кощей. Начало»

По форме подачи – это классический Голливуд с обилием юмора (где-то хорошего, где-то глупого), мемов, заимствований и отсылок к другим произведениям, постоянным мельканием событий , кислотными цветами оформления, сумбурным повествованием и так далее.

Количество основных действующих лиц здесь приближается к 20, из-за чего успеть понять, как они все между собой взаимосвязаны, достаточно сложно. Тем более, что герои куда чаще скачут, дерутся или куда-то летят, чем разговаривают друг с другом и объясняют свои поступки.

Мне лично такой подход не нравится, так как считаю, что продукция для детей должна быть выполнена в форме достаточно размеренного и спокойного повествования, раскрывающего одну или пару основных идей (что не отменяет юмора, спецэффектов и прочего – просто всё должно быть в меру). Это необходимо для того, чтобы ребёнок мог лучше осознавать то, что происходит на экране, успевал следить за сюжетом, оценивать события и тем самым привыкал вдумчиво взаимодействовать с медиаинформацией. Если же ребёнка «кормить» такими мультфильмами, да ещё и не разъяснять ему, что к чему, то скорее всего у него будет формироваться клиповое мышление. Он будет выхватывать отдельные куски, шутки, события, но целостного понимания не будет.

Тем не менее, если с уровня взрослого разобраться в содержании и посыле произведения, то общий сюжет, на первый взгляд, достаточно поучительный. Есть страшные злодеи – Белый призрак и Ледяной монстр, и они хотят захватить мир Дивноземья, в котором люди обитают совместно со сказочными существами. Есть добрые персонажи – ловкий и смелый юноша Кощей, красивая волшебница Мэй и их сказочные друзья: Меч-кладенец, Ковёр-самолёт, Водяной, Баба Яга, Кот учёный, Василиса Премудрая, ведьмы из Сказочного патруля, князья Белояр и Володар, Лихо и так далее.

Если бы все герои истории были новыми персонажами, выдуманными авторами для своего мультика, то общая логика сюжета, как уже отмечено, была бы вполне созидательной. Но проблема в том, что создатели мультфильма сделали целый винегрет из всем известных сказочных существ, при этом произвольно распределив их по «командам», без учёта прошлого амплуа персонажей (или целенаправленно нарушив логику).

В результате чего архетипичные злодеи - в первую очередь сам Кощей (также Водяной, Лихо) - здесь оказались главными положительными героями. А это приводит к тому, о чём написано в первой части этой рецензии – в глазах юных зрителей, знакомых с классическими сказочными сюжетами, происходит размытие понятий добра и зла, и как следствие они утрачивают различение. При этом надобности называть главного героя Кощеем по сюжету никакой нет – его можно было назвать, как угодно, хоть Вася Пупкин – на сценарии это бы никак не отразилось. Но авторы мультфильма всё же использовали именно этот образ – либо с целью пиара на всем известных персонажах, либо осознанно с целью культурной диверсии, что более вероятно.

Есть в мультике и ещё одна «мина, замедленного действия» - то, как показана романтическая линия Кощея и девушки Мэй, обладающей даром лечения. И речь не столько про присутствующую поцелуйную тему с летающими сердечками (что выглядит примитивно), а о том, что по какой-то причине именно Мэй первая проявляет интерес к развитию отношений. В одном из эпизодов на 46-ой минуте мультфильма она откровенно клеится к Кощею, добиваясь от него взаимности. Он же смущается, теряется и радуется подвернувшейся возможности прекратить этот неловкий момент. В дальнейшем Кощей как положено проявляет свои мужские качества, а Мэй женские, но этот эпизод сильно выбивается из контекста и накладывает нехороший отпечаток на романтическую линию героев.

Также в негативную сторону следует отметить то, что в мультике очень много магии. Герои и злодеи достигают своих целей в основном не за счёт ума, науки, логики, а благодаря своим волшебным способностям. У Кощея из руки выстреливает трос (своеобразный аналог Человека-Паука или Скорпиона из «Смертельной битвы»), Мэй управляет растениями и умеет лечить, её младший брат превращается в боевую панду, Водяной путешествует через лужи, Василиса управляет Змеем-Горынычем, Баба Яга останавливает время и так далее.

Спрашивается – каким образом юным зрителям можно брать пример с таких персонажей? Какие таланты нужно в себе развить, чтобы научиться выпускать цепь из руки, управлять цветами или превращаться в панду? А если убрать эти волшебные качества – останется ли что-то от персонажей, ведь их сюжет и характер в мультфильме раскрыт слабо, да и то во многих случаях с неоднозначной стороны. Тот же Кощей заявляет, что он «работает только на себя» - то есть, перед нами очередной герой-индивидуалист, привыкший противопоставлять себя окружающим. И нарисован он в большей степени как продукт Диснея, также как и девушка Мэй - с огромными глазами на пол-лица.

Тем не менее, есть в произведении и некоторые положительные моменты – например то, как создатели обыграли магические предметы. У Ковра-самолёта появилась приборная панель с навигацией, и он стал аналогом городского такси. Волшебный шар приобрёл черты современных сервисов видеосвязи. Меч-кладенец обзавёлся собственным голосом и характером – это, наверное, единственный персонаж, который проходит по ходу мультфильма заметное развитие, обретая смелость и веру в свои силы. Сам волшебный мир прорисован достаточно масштабно и интересно, правда, увидеть это можно только при замедленном просмотре.

Но вся эта красота, к сожалению, вряд ли будет полезна юному зрителю. Скорее, она поможет удержать его у экрана, в то время, пока в его психику будет сгружаться калейдоскоп всевозможных событий и героев, достаточно сомнительного качества.


Лука

Мультфильм, 2021
+0.2 -0.4
+4
+0.3
+0.3
-0.3
-0.25
-0.2
3.65
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Мультфильм «Лука» рассказывает историю дружбы-любви чувственных мальчиков-монстров, которых должно принять общество. На уровне образов и подтекста идёт пропаганда ЛГБТ среди детей. Также содержится сильный посыл на дискредитацию родителей и отказ от следования голосу совести. Присутствующая позитивная составляющая мультфильма менее значима.

Подробно

Лукавый мультфильм от студии Дисней

О позитивной составляющей мультфильма «Лука» скажу коротко: на примере главных героев кино учит зрителя преодолевать свои страхи, смело идти к своей мечте, поддерживать друзей в трудной ситуации и не бояться учиться новому.

А вот о том, в какой контекст вписана эта позитивная мораль, расскажу подробно.
В центре повествования, на первый взгляд, трое друзей – два мальчика и одна девочка. Но если присмотреться, то становится понятно, что дружба их весьма странная, не совсем чистая, не детская и не невинная. Один из мальчиков по имени Альберто явно испытывает трогательные чувства к другому мальчику по имени Лука. В свою очередь сам Лука лишь к концу мультфильма определяется с тем, что он, несмотря на своё сильное желание уехать в школу учиться вместе с девочкой Джулией, выбирает остаться с Альберто. Ведь именно с ним ему открылся новый мир.

Таким образом этот детский мультфильм Дисней знакомит юных зрителей не просто с любовным треугольником, а с нетрадиционным любовным треугольником.

В предыдущих абзацах описана главная информационная мина этого мультфильма, но она хорошо закамуфлирована (иначе и быть не могло), и её нельзя доказать каким-то одним конкретным фактом или сценой из кино. Ведь главные герои ни разу напрямую не говорят о своих чувствах и уж тем более нет никаких сцен с поцелуями – описанная выше драма разворачивается на уровне взглядов, чувств, образов и общей логики сюжета.

Поэтому ниже приведу те косвенные факторы, по совокупности которых и формируется озвученный вывод.

1.Во-первых, два главных героя-мальчика Лука и Альберто по сюжету являются морскими монстрами в обличье людей. Местные жители небольшой итальянской деревушки, где и развиваются все события, боятся морских чудовищ и мечтают их убить. Как уже мог догадаться опытный читатель, к концу сюжета обществу предстоит осознать, что эти самые монстры совсем не страшные, а добрые и хорошие – просто они другие, не такие как все. Общество должно принять чудовищ, а по совместительству двух мальчиков Луку и Альберто, испытывающих друг к другу уж очень трепетные чувства.

2. Соединение Луки и Альберто происходит через разрыв отношений с родителями и отказ от своего внутреннего голоса.

Про родителей всё просто – Мама Луки запрещает своему сыну выходить в мир людей, так как считает это опасным. Стоит сказать, что мать показана достаточно властной и жестокой женщиной (вспомнить хотя бы эпизод, где она мячом и ударами заталкивает всех городских детей в фонтан), а отец Луки изображён размазнёй и подкаблучником. То есть, образ родителей главного героя – сильно негативный, а общая логика сюжета подводит юных зрителей к выводу, что родителей слушать не надо, потому что они глупы и жестоки. Даже финальная сцена после титров отсылает именно к этой мысли – в ней показывают отвратительный образ сумасшедшего слепого дяди Луки, к которому хотели отправить мальчика на самое дно моря, чтобы уберечь от опасностей внешнего мира.

«Моя семья пыталась отправить меня в ужасное место, лишить всего, что я люблю. Если выиграем гонку – будем свободны!», - одна из фраз главного героя.

С отказом от внутреннего голоса, всё сделано тоже профессионально. Прочитайте этот диалог Альберто и Луки. Он звучит перед тем, как они совершат весьма рискованный поступок.
- Ты не хочешь, потому что у тебя Бруно в голове. Это его голос нам говорит: «Альберто нельзя, Альберто ты погибнешь, не суй в рот всё подряд!» ты просто не слушай этого глупого Бруно.
- Почему он Бруно?
- Это не важно, назови его как хочешь, только заткни!

Далее по сюжету Лука несколько раз громко кричит «Заткнись, Бруно!» и совершает то, чего боялся – после чего ребята скачут на мопеде по кочкам, плотно прижимаясь друг к другу. Затем падают с большой высоты в воду и в состоянии эйфории и блаженства восторженно вспоминают произошедшее. Сцена достаточно двусмысленная, и подана она целенаправленно так.

Далее по фильму будет ещё много эпизодов, когда Лука будет говорить себе «Заткнись, Бруно!» - и этот путь отказа от внутреннего голоса будет вести его к успеху. Кто-то скажет, что таким образом в фильме показано, как побороть свой страх, но в большей степени речь идёт о приучении себя игнорировать голос совести.

3. Первую часть фильма можно думать, что отношения Луки и Альберто развиваются по логике дружбы (хотя их сентиментальность и чересчур романтические моменты уже формируют нехорошее предчувствие) – герои часто представляют себе общее будущее; рисуют картиныс цветочками, где они вместе; засыпают в обнимку под звёздным небом; теряют чувство времени, когда вдвоём. Но когда в их компании появляется девочка Джулия, то довольно скоро исчезают всякие сомнения, что отношения мальчиков выходят за рамки мужской дружбы.

Джулии, Альберто и Луке предстоит выступить одной командой в городских спортивных соревнованиях, из-за чего они много тренируются и общаются друг с другом. В какой-то момент Альберто замечает, что Луке очень нравится проводить время с Джулией – Лука восторгается тем, сколько она всего знает и начинает мечтать уехать с ней в школу.

Несколько раз нам показывают ревнивые и обиженные взгляды Альберто, и это не похоже на дружескую ревность. Затем на фоне развития основных событий начинает разворачиваться драма, в результате которой Луке предстоит сделать выбор – с кем он хочет в итоге остаться - с Джулией или Альберто. Он выбирает Альберто. В финале нам показывают, как Альберто всё же покупает Луке билет на поезд, чтобы тот отправился учиться в школу, но просит писать ему письма и обещает его ждать. Заканчивается всё сценой на перроне. И эта сцена по степени чувственности и эмоций – классический вариант расставания двух влюблённых: со слезами и беготнёй за уходящим поездом.

Многие образы мультфильма, работающие на продвижение названной идеи, сложно описать текстом в рецензии, но при просмотре вы сами сможете их увидеть, если будете знать, на что обращать внимание.

Человек, не понимающий, что кинематограф является мощнейшим инструментом управления массами (с этой точки зрения Дисней – передовой отряд Голливуда, работающий с самой восприимчивой аудиторией) скажет, что всё написанное в рецензии – бред и высосано из пальца. Однако всё написанное – правда, и авторы мультфильма специально заложили указанные двусмысленности и образы в своё произведение. И дети при просмотре будут неосознанно считывать эту алгоритмику, после чего она будет сказываться на их поведении.

Если после прочтения рецензии, вы всё же останетесь при мнении, что в мультфильме «просто изобразили невинную дружбу чувственных мальчиков-монстров, которых должно принять общество», то всё равно не показывайте это произведение детям. Так как посыл на дискредитацию родителей и на отказ от голоса совести присутствует очень явный, и он в любом случае перевесит все те положительные моменты, которые есть в мультике. Вдобавок по сюжету систематически поощряется глупое небезопасное поведение, что в реальной жизни выразится ростом статистики травматизма. Свою смелость действительно надо тренировать (особенно это важно мальчикам), но не тем образом, как это показано в мультфильме, и уж точно не в том направлении.

При выставлении оценки на сайте КиноЦензор в разделе «чему учит?» отметил качества: Доброта, Бесстыдство, Безответственность, Воля, Алчность, Глупость. В разделе «вредная пропаганда» проголосовал за пункты:
- Пропаганда гомосексуализма, ЛГБТ и других извращений
- Пропаганда презрительного отношения к институту семьи, материнству, воспитанию детей
- Пропаганда потребительства, культа денег, гедонизма и индивидуализма
- Пропаганда безрассудства или инфантилизма


Мама для мамонтёнка

Мультфильм, 1981
+0.7 -0.0
+7.1
+0.3
+0.3
+0.3
+0.5
+0.5
9.7
Оценка

Смешарики: Пин-код

Мультфильм, 2012
+0.2 -0.0
+5.2
+0.3
+0.3
+0.3
-0.05
-0.05
6.2
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Образовательная составляющая интересна, но то, как она подана, нивелирует её полезность. У маленьких детей, на которых по заявлениям авторов рассчитан мультфильм, просмотр будет способствовать формированию клипового мышления, так как они не смогут осмыслить показанное на экране. А детям постарше и подросткам, способным понять научно-познавательную часть, образы Смешариков уже не уместны. Для регулярного просмотра не рекомендую.

Подробно

Испортили хорошую идею плохим исполнением.

Посмотрел четыре первых серии мультсериала «Смешарики.Пин-код», которые были посвящены гену Меланину (отвечающему за цвет кожи), Интернету, Нанороботам и Технологии невидимости. Это ответвление Смешариков позиционируется как научно-познавательное, что в принципе и заметно из перечисленных тем мультиков, и предназначено оно, по заявлениям авторов, для детей 4-14 лет.

Впечатления от просмотра остались двоякие.

Начну с заявленных возрастных рекомендаций. Визуальная и поведенческая часть мультфильма больше подойдут детям младшего возраста (стиль рисовки, внешний вид и поведение героев, яркие цвета), а образовательная составляющая явно уместна детям среднего возраста. Из-за чего получается противоречие: младшим детям (4-9 лет) мультфильм не подходит по содержанию, а средним (10-14 лет) - не подходит по формату. Так часто бывает, что когда хочешь угодить всем, то в результате получается ни то ни сё.

Теперь подробнее про образовательную составляющую мультфильма.

С одной стороны темы выбраны достаточно интересные и объясняется всё простыми и наглядными аналогиями – что вроде как хорошо, но динамика передачи информации очень высокая, а качество образовательной анимации низкое. Да к тому же к основной научно-познавательной теме сюжета приплетается много всего второстепенного, в результате получается «тяжеловесный» информационный блок, который сложно воспринять и осмыслить за короткий просмотр даже взрослому. Лучше было сосредоточиться на выбранной теме и объяснить её более спокойно и целостно. Из-за этого общие впечатления от просмотра и полученные знания у ребёнка получаются сумбурными.

Вдобавок, визуальный ряд местами клиповый и кислотный, озвучка писклявая и неестественная, поведение героев чересчур эмоциональное, экспрессивное (мультфильм в целом неэстетичный) – всё это служит явно неподходящим фоном для образовательной составляющей, которая вроде как в Пин-коде главная. В итоге, какие-то знания у ребёнка, конечно, после просмотра остаются, но их качество при более правильном подходе авторов явно могло быть значительно выше, да и побочных негативных эффектов многовато.

Для сравнения можно обратить внимание на мультсериал «Фиксики» (смотрел с ребёнком его первые сезоны). Он тоже имеет ярко выраженную образовательную составляющую, но подача там лучше. Схемы разъясняемых явлений/процессов более простые, аккуратные и понятные, объясняется всё спокойнее и нагляднее, меньше беготни и мельтешения, герои нарисованы человечнее, ведут себя без лишних постоянных придыханий и эмоций, более адекватно.

Пару слов скажу и о воспитательно-нравственной составляющей просмотренных выпусков, так как она тоже присутствует. На мой взгляд, здесь результат тоже противоречивый. Например, в 4-ой серии про технологию невидимости показано, что умом можно зачастую добиться лучших результатов, чем силовыми методами. Это хороший посыл детям, поэтому данный выпуск мне понравился больше других.

А в серии про Интернет сюжет строится вокруг Нюши, которая страдает от того, что её не добиваются принцы (зачем романтическая тематика маленьким детям?). Её проблему удаётся решить с помощью изобретения Интернета и регистрации Нюши на сайте знакомств. Таким образом, мультфильм ориентирует своих юных зрителей на соцсети и сайты знакомств. Не рановато ли для их возраста? На мой взгляд, это явно вредный посыл. В двух других просмотренных сериях есть и полезные, и вредные посылы.

Такое ощущение, что авторы при создании мультсериала не пользовались рекомендациями детских психологов, либо думали в первую очередь об охвате максимально широкой аудитории и её удержании у экранов разными методами, вместо того, чтобы поставить на первое место полезность, безопасность и доступность для ребёнка транслируемой информации.

Итого - для постоянного просмотра сериал не рекомендую. Но знакомить ребёнка с отдельными выпусками по интересующим его темам, думаю, может быть вполне полезно. Правда раньше 9-10 лет при самостоятельном просмотре дети вряд ли смогут сами осмыслить предлагаемые сюжеты, только при помощи разъяснений со стороны взрослого.

Классические Смешарики и спин-офф для самых маленьких под названием «Малышарики» считаю более удачными произведениями этой компании. Про Малышариков тоже публиковал рецензию на сайте КиноЦензор.


Леди Баг и Супер-кот

Мультфильм, 2015
+0.3 -0.2
+4.8
+0.3
-0.3
+0.3
-0.30
-0.1
4.8
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Мультфильм заявлен как 12+, но при этом в нём достаточно сильно акцентирована тема романтических отношений подростков, а визуальная составляющая содержит заметный эротический подтекст (латексные костюмы, облегающие тела героев, и акценты камеры на формах персонажей). Периодически главные герои вынуждены лгать, чтобы сохранить свою тайну - тем самым поощряется так называемая «ложь во благо». Продвигается концепция супергероизма.

Подробно

Главные герои – это ученики средней школы Маринетт/Леди Баг и Адриан/Супер-Кот, которые испытывают друг к другу симпатии. У них есть уникальная способность – они умеют превращаться в супергероев, благодаря чему каждый персонаж ведёт двойную жизнь – обычного подростка и спасителя города от всевозможных опасностей и злодеев.

Их превращение в супергероев происходит в результате воздействия некой магии или чего-то подобного, что явно не служит мотивом для зрителей развивать свои реальные навыки и умения (при этом в многочисленных эпизодах драк девочка сражается не хуже мальчика). Супергеройская тематика, по своей сути, несёт антивоспитательный эффект. Вдобавок, несмотря на то, что значительная часть событий и диалогов происходят в школе, в просмотренных эпизодах ни разу не увидел, чтобы был показан процесс познания или творчества. Школа в мультике – это просто декорации, на фоне которых герои борются со злом, выстраивают отношения в коллективе или витают в своих романтических фантазиях.

При этом тема борьбы со злом и противостояния своим слабостям в мультфильме показана, на мой взгляд, неоднозначно и очень однотипно. Во вселенной мультсериала главным врагом является некий Бражник, который рассылает по городу тёмных бабочек, превращающих обыкновенных жителей в порабощённых злодеев, с которыми и приходится бороться Маринетт и Андриану.

Сюжет каждой серии построен на том, что кто-то из персонажей мультфильма начинает злиться и на фоне негативных эмоций Бражник берёт над ним контроль. Затем происходит несколько драк и финальная битва, в результате которой главные герои изгоняют тёмную бабочку Бражника, и бывший злодей снова становится обычным человеком. Часто звучит мораль о том, как важно быть честным, ответственным, порядочным и так далее. Однако сами главные герои периодически вынуждены лгать, чтобы сохранить свою тайну – тем самым поощряется «ложь во благо».

В целом тема контроля своих эмоций (умение сдерживать свою злость, не поддаваться унынию) – это хорошая составляющая мультфильма, как и призывы вести себя по-человечески. Но при этом борьба со злом и со своими слабостями показана во многом как некая игра, в которой при желании можно выбрать любую сторону. Это так, потому, что не чувствуется глубина исправления героев, нет осознания проступков или отображения последствий совершённых ошибок - а поступки они совершают очень серьёзные: здесь тебе и подлость, и предательство, и манипуляция теми, кто тебе доверяет. За такие мотивы и ответственность должна быть соответствующей. А в мультфильме, в результате опять же магии, всё моментально приходит в порядок, разрушения и обиды исчезают, жизнь налаживается.

Но главный негативный момент, на мой взгляд, всё же в том, что все события мультфильма показаны через призму симпатий главных героев друг к другу и их регулярных мечтаний о том, как они будут парой. Такой перекос внимания зрителей (думаю, что в большинстве своём мультфильм смотрят дети до 12 лет, тем более, что его крутят по ТВ в дневное время) в эту сторону вреден в детском, да и в подростковом возрасте. Детей и подростков надо в первую очередь ориентировать на другие темы: саморазвитие, дружба, учеба, труд, познание мира и общества, физкультура и так далее.


Зебра в клеточку

Мультфильм, 2020
+0.1 -0.5
+3.5
+0.3
+0.3
+0.3
-0.05
-0.2
3.75
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Детей надо учить различать хорошее и плохое, нормальное и ненормальное, полезное и вредное, а не принимать в себя всё подряд, как проповедует данный мультфильм.

Подробно

Мультсериал «Зебра в клеточку»: Взрослых не перепрошить – займёмся детьми…

Посмотрел несколько первых выпусков вышедшего в прошлом году мультсериала «Зебра в Клеточку», который уже крутят на российских детских телеканалах. Сериал выпустила студия Союзмультфильм (уже после покупки студии Сбербанком) в сотрудничестве с Первым каналом и при поддержки Министерства культуры России.

Стоит отдать должное авторам и прокатчикам мультсериала – на первой презентации они открыто рассказали, что мультик нацелен на воспитание в детях толерантности.

«Мы создавали мультфильм для раннего воспитания детей, чтобы рассказать им, что такое толерантность, принятие себя и окружающих, и как относиться к людям, которые не такие как все. Каждый по-своему уникален, и нужно принимать всех, кто вокруг тебя, такими, какие они есть, — это казалось нам очень важной миссией, и мы старались её реализовать», — сказала председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева на презентации мультфильма.

«Я считаю, что в наше время наше современное российское общество очень нетолерантно – речь идет сейчас не только об ориентации, а о большом списке пунктов. Нетолерантность – это значит непринятие чужих мыслей, религии, цвета кожи и так далее. Мне кажется, что одна из главных задач воспитания (например, на канале "О!" это является одним из принципов) – это воспитывать в детях толерантность. Потому что наше общество очень разрозненно и очень враждебно», - не менее откровенно заявляла ранее главный редактор детского федерального телеканала "Карусель", который и запустил мультфильм в прокат.

Итак, по мнению нынешних руководителей ведущих детских киностудий и телеканалов, граждане России крайне нетолерантны, и ситуацию надо срочно исправлять. И понятное дело, что для этого лучше всего начинать вдалбливать детям толерантность с самого юного возраста.
Теперь о самом мультфильме.

Начинается он с песни, в которой звучат такие слова:
«Ну что же тут поделаешь – мы все ужасно разные
Зелёные и белые, и жёлтые и красные.
Кто носит юбку в клеточку, кто маечку в горошек
Но главное всем хочется найти друзей хороших…»

Итак, толерантная повестка задана с первых нот. Мы все очень разные, но должны дружить.

Далее сюжет первой серии строится на том, что в компании зверят, появляется новый персонаж – зебра, у которой вместо полосок клеточки.
Другая зебра, нормальная полосатая по имени Поля, пытается убедить друзей, что так не бывает, и зебры должны быть в полоску, а не в клетку. От себя добавим, что Поля права, так как зебра в клеточку – это что-то абсурдное и противоречащее природе. Но дальнейшее развитие сюжета демонстрирует другим зверятам и юным зрителям, что новая нетрадиционная зебра во всех смыслах замечательная – она и плавать умеет, и лазать по деревьям, и скачет отлично. И поэтому в конце выпуска все принимают эту нетрадиционную зебру в свою компанию, сказав ей, что она при желании может быть хоть крокодилом, хоть обезьяной – да кем угодно, главное чтобы она дружила с ними!

Здесь стоит пару слов сказать об остальных персонажах, каждый из которых несёт в себе те или иные ярко выраженные дефекты. При этом свои недостатки они, судя по просмотренным нескольким выпускам, не только не собираются исправлять, но даже не осознают, принимая друг друга такими, какие есть. Насколько этот посыл противоречит классической советской мультипликации, которая обычно строилось на том, что события мультфильма побуждали главного героя исправить какую-то свою ошибку или слабость, что и служило воспитательным уроком для ребёнка-зрителя. Здесь же ущербные герои постоянно решают какие-то проблемы или развлекаются, но сами становиться лучше даже не собираются.

Теперь об основных героях.

Самый умный персонаж – это слон Родион, он одновременно показан самым занудным и трусливым (мультфильм продолжает традицию телеканала ТНТ, в сериалах которого умные герои всегда показаны самыми неприятными и отталкивающими, чтобы гарантированно отбить у зрителей тягу к развитию интеллекта). Кроме зануды-слона, есть сумасшедший страус и его малолетний ещё не вылупившийся из яйца брат; гламурная зебра Поля, вечно озабоченная своей внешностью и самолюбованием; гиперактивная обезьяна и туповатый крокодил. В общем-то, на фоне такой компании нетрадиционная зебра Клеточка выглядит безальтернативно самым привлекательным персонажем, с которого дети захотят брать пример.

Правда в большинстве эпизодов она ведёт себя достаточно глупо или абсурдно, но, несмотря на это, всегда приходит к успеху. В серии про дождик – Клеточка настойчиво зовёт друзей гулять под дождём и прыгать по лужам; в серии «Банановая диета» - придумывает плавательные жилеты из бананов, чтобы спасти зверят с необитаемого острова. В серии «Фотоаппарат» она убеждает Полю, что главное в творчестве любого художника не натуралистичность изображения, а его способность самовыражаться, и так далее.

Несколько слов стоит сказать об анимации. Картинка хотя и выполнена в мягких и нежных тонах, но плоская, а сами животные изображены неестественно – особенно зебры. Рисовка героев чем-то напоминает британский мультсериал «Свинка Пеппа». Да и озвучка во многом похожа на этот западный продукт: писклявые голоса и частый смех (точнее сказать «ржач») героев. В общем-то, даже чисто внешне эстетическое восприятие у детей такой мультфильм точно развивать не будет.

Подводя итог, приходится сделать вывод, что современному Союзмультфильму, Министерству культуры, Первому каналу и детским телеканалам доверять детей не стоит. Они научат их глупостям и вредностям. Конечно, всё это будет прикрываться красивой риторикой про дружбу и толерантность, отсылками на именитых психологов и прекрасных актёров, озвучивавших персонажей, а по сути – будет одна сплошная информационная диверсия, снятая в том числе за государственный счёт.

К счастью на Ютубе процент дизлайков у выпусков мультфильма очень высокий (от 30%до 50%), что говорит о том, что многие родители негативно восприняли сериал и, скорее всего, не показывают его своим детям. Жаль, что комментарии под роликами закрыты – было бы интересно почитать.

Детей надо учить различать хорошее и плохое, нормальное и ненормальное, полезное и вредное, а не принимать в себя всё подряд, как проповедует данный мультфильм.

PS Если вдруг найдутся такие читатели, которые до сих пор, глядя на современный Запад, так и не поняли, в чём подвох идеологии толерантности, то посмотрите на Ютубе короткий мультик «Нормальные мы все!» (ссылка https://youtu.be/rhuGs8QsUWQ) – в нём песня созвучная мультсериалу про Зебру. Это кстати хороший пример народного творчества, служащего ответом на насаждаемую обществу толерантность, но предназначен он взрослым, а не детям.


Пол: Мужской
Сайт: https://vk.com/raevskydmitry
Вконтакте: https://vk.com/raevskydmitry

: Специалист по медиаграмотности. Соавтор и редактор общественных проектов «Научи хорошему», «КиноЦензор», «Полезный юмор». Постоянный ведущий онлайн-курсов «Осознанное восприятие информации», «Критическое мышление и Медиаграмотность». Регулярный спикер Северного делового форума «Ливадия» и конференций по осознанному воспитанию. Аналитик по разработке интернет-платформ с функциями социальных сетей. 👉По вопросам сотрудничества пишите в личные сообщения: https://vk.com/raevskydmitry



Друзья! Нам нужна ваша помощь (не финансовая). Подробности здесь.


Признаки вредного мультфильма



Признаки вредного фильма



Лекции о влиянии Голливуда



Фильмы о влиянии СМИ