Коротко
Сериал «Чёрное зеркало» хоть и подымает некоторые острые вопросы, но не только не даёт на них созидательных ответов, но скорее даже уводит аудиторию в ложном направлении – с одной стороны напрямую пропагандируя всевозможные пороки, а с другой – обманчиво убеждая зрителя, что все беды от «невидимой руки рынка».
Подробно
Посмотрел все 3 серии заключительного 5-го сезона «Чёрного зеркала» - было интересно увидеть, к какому итогу в конце концов пришёл этот нашумевший сериал, и оценить, к каким мыслям подвели его авторы свою аудиторию. Так как три серии абсолютно разные как по форме подаче, так и по посылу зрителю, то напишу про каждую по отдельности.
Первая называется «Бросок гадюки». Абсолютно аморальная история, оставляющая после себя тошнотворный осадок. Два негра, один из которых женат, а второй холост, погружаются в виртуальный мир новой компьютерной игры. Технологии достигли того уровня, когда виртуальный мир не отличить от реальности. Сама компьютерная игра представляет собой примитивную драку в стиле «Mortal Combat», но все ощущения от процесса проектируются напрямую в мозг и потому кажутся игрокам, вживающимся в роли бойцов, очень натуральными.
Вся интрига разворачивается вокруг того, что один из негров предпочитает играть за девушку, и в какой-то момент персонажи (и соответственно их хозяева), решают отложить драку в сторону и заняться виртуальным сексом. Дело это их настолько увлекает, что у них постепенно рушится вся реальная личная жизнь. В общем весь фильм зрителю приходится наблюдать за страданиями этих двух негров, которые вдруг через виртуальную игру поняли, что истинное их счастье в совместных виртуальных интимных утехах. В общем весь выпуск – сплошная пропаганда педерастии, пошлости и вдобавок алкоголя - так как большую часть времени в реальном мире герои проводят с бутылкой или бокалом в руках. В положительном контексте несколько раз также упоминаются и наркотики – в стиле «помнишь, как мы в молодости употребляли экстези, и как это было весело…» Любовь и семья опущены на уровень инстинктов. Особенно мерзко наблюдать за всей этой историей на фоне сцен с детьми – так как один из негров, до того, как «познал свою естественную природу», был примерным отцом, и до последнего он продолжает играть эту роль.
После этой серии сложилось устойчивое впечатление, что создатели сериала свели всю сложность проблематики изменения жизни в условиях новой технологической среды (а именно эта тема проходит красной нитью через весь сериал) к своим примитивным и низменным представлениям. Ведь виртуальные миры можно изображать, например, как прекрасное поле для творчества, для созидательного совместного общения и так далее. А вместо этого – нам демонстрируют страсти двух негров…
Вторая серия называется «Осколки». Сюжет рассказывает о молодом парне Кристофере - он решил похитить одного из топ-менеджеров корпорации «Осколки». Эта корпорация создала популярную соцсеть (аналог Фейсбука), которой пользуются практически все окружающие люди.
По ходу развития событий мы узнаём, что похищение задумано главным героем только с одной целью – связаться с основателем и разработчиком соцсети Билли Бауэром, чтобы рассказать ему свою печальную историю. Будучи за рулём, он отвлёкся на пустяковое уведомление, в результате чего машина попала в аварию, в которой погибла его невеста. Общий контекст таков, что разработчики приложения специально сделали его таким, чтобы оно максимально приковывало внимание пользователей и постоянно поощряло их активность в сети.
В конце истории мы видим достаточно трогательную беседу Кристофера с Билли, в которой глава корпорации, искренне проникнувшись трагедией главного героя, рассказывает, что изначально соцсеть должна была быть совсем другой, но законы бизнеса и условия работы заставили их напичкать приложение всевозможными технологиями удержания внимания. И сейчас он просто уже не имеет возможности влиять на процесс дальнейшей разработки.
Тема актуальная и общий посыл этой серии во многом правильный, к тому же есть несколько второстепенных персонажей, которые в трудной ситуации поступили по-человечески – что служит хорошим примером. Но и в этот выпуск авторы вставили пару закладок из серии «познакомились-переспали», или вопросы в стиле «у тебя есть девушка, ну или парень – партнёр в общем», при том эти сцены никакого отношения к общему сюжету не имеют.
Последний эпизод сериала называется «Рейчел, Джек и Эшли Два». В нём рассказывается о двух сёстрах-подростках. Одной из них очень нравится современная попсовая певица Эшли, тексты песен которой звучат примерно так: «я настоящая проститутка, и мне нравится быть такой, я могу достигнуть всего, удача сопутствует мне…» и т.д. Весьма показательно, как завороженная глянцем, пиаром и кадрами клипов, молодая девчонка Рейчел пытается подражать всей этой пошлости: поёт песни, копирует вульгарные танцы, развешивает плакаты и всячески фанатеет от телезвезды. В общем – не сотвори себе кумира, тем более такого. Кстати, певицу в фильме сыграла реальная западная поп-звезда Майли Сайрус, чьё творчество соответствует экранному образу – на ютубе можно найти обзор «Чему учат песни Майли Сайрус».
Но дальше сюжет делает нестандартный поворот. Рейчел на волне своего фанатизма покупает электронную говорящую куклу-робота «Эшли-Два» и начинает проводить с ней всё свободное время, а тем временем раскрывается история реальной Эшли. Оказывается, что она терпеть не может то, что поёт, но менеджеры пичкают её наркотиками, чтобы героиня всё время была «на позитиве» и поддерживала именно такой свой образ, который, со слов её продюсеров, вроде как очень хорошо продаётся. Когда же Эшли решается окончательно сделать поворот в сторону тяжёлого рока, а заодно и более правдивой музыки о насущном, то ей подсыпают яд, от которого она впадает в кому.
Тем временем Рейчел и её сестра Джек случайно перепрограммируют куклу, в результате чего снимают блок с её программного обеспечения. Оказывается, что всё поведение куклы было основано на результатах сканирования мозга Эшли и, по сути, копирования её сознания. Но для продажи, в рабочем состоянии оставили только ту часть «сознания», которая соответствовала амплуа певицы. Когда же кукла-робот получает доступ ко всей памяти, то начинает вести себя абсолютно по-иному (не остаётся и следа от прошлого гламура), и организует сестёр на совместное спасение реальной Эшли.
В конце нас ждёт «хэппи-энд»: подлые менеджеры наказаны, Эшли вышла из комы и начинает петь то, что ей нравится. Фильм заканчивается в каком-то небольшом баре, где все пьют пиво, трясутся под музыку, а на сцене звучит уже совсем не гламурная песня Эшли с текстом: «Денежный Бог я не отдам тебе всю власть, ты меня не получишь и т.д.» При этом размер аудитории бывшей поп-звезды уменьшился судя по всему в несколько сотен раз, но зато она теперь счастлива.
В целом сюжет, конечно, абсурдный, но некая позитивная мораль в этом эпизоде есть на тему «не сотвори себе кумира» и «не слушай попсу». Правда даже этот посыл получился достаточно слабым, так как не раскрыта деструктивность подобной аморальной музыки, а кроме того не показана роль хозяев крупных СМИ, которые и работают на популяризацию деградационного творчества. Наоборот, подано всё так, что это якобы общество жаждет подобной пошлости, а продюсеры из-за своей тяги к наживе вроде как просто подстраиваются под законы рынка, и готовы даже идти на преступление, лишь бы их исполнители создавали нужный контент.
Итого последний сезон «Чёрного зеркала», хоть и подымает некоторые острые вопросы, но не только не даёт на них созидательных ответов, но скорее даже уводит аудиторию в ложном направлении – с одной стороны напрямую пропагандируя всевозможные пороки, а с другой – обманчиво убеждая зрителя, что все беды от «невидимой руки рынка». Но наше общество, уже прошедшее через лихие 90-е годы и вкусившее все прелести капитализма, прекрасно себе представляет, что за каждой «невидимой рукой рынка» скрывается волосатая лапа конкретного хозяина, преследующая экономические или идеологические цели.
А «невидимая рука рынка» - это просто ширма, скрывающая от глаз массовки реальных управленцев системы и внутренние механизмы контроля процессов.