Коротко
Богохульству; пошлости; инфантилизму; супергероизму; эгоизму; феминизму; русофобии; пропаганда ЛГБТ, суицида, деструктивных молодёжных сообществ, сумасшествия, Анти-ЗОЖ; дискредитации науки, теорий заговора, родителей; показ порочной японской культуры, насилия; деструктивному юмору.
Подробно
Врата Штейна (Steins;Gate) – аниме-сериал, созданный студией White Fox в 2011 году. Является аниме-адаптацией одноимённой визуальной новеллы. Сериал состоит из 1 сезона (24 серии).
Сюжет рассказывает о «Лаборатории гаджетов будущего». Столкнувшись с необычным и пугающим явлением, члены лаборатории изобретают машину времени. С помощью этой машины они научились изменять прошлое, настоящее и будущее. Вот только это открытие становиться причиной пугающих событий….
Сериал получи 8,770 из 10 звёзд на сайте «Anime News Network». Рейтинг на «Кинопоиске» – 8.433/10; попадание в топ 250; множество восторженных отзывов. Как мы видим, сериал довольно популярен. Однако «Научи Хорошему» неоднократно показывал, что «популярность» — не значит «полезность». Собственно, случай Врат Штейна не стал исключением из этого правила. В нём больше деструктивных «закладок» чем в песнях Моргенштерна! Более того, из-за красивой обёртки этот сериал значительно опасней для психики чем рэп! Итак, чему же учит данный сериал?
* Богохульство
Сама идея изменения реальности (которая выведена в сериале) является богохульством. Представьте себе, что некий субъект X стал тираном и убил миллионы людей. Вы отправились (с помощью машины времени) в прошлое и помешали X стать во главе страны. После изменения истории он стал примерным семьянином. Возникают вопросы: «Является ли X страшным грешником и душегубцем? За что спросят его во время Страшного Суда?» Появляется нравственная дилемма, единственное решение которой – Бог не позволит изменять историю. То есть, даже отправившись в прошлое, вы не сможете помешать X стать тираном.
* Пропаганда ЛГБТ
Япония задолго до Запада начала продвигать тему ЛГБТ в своих произведениях. Достаточно вспомнить лесбиянок из вышедшего в 1992 году сериала «Красавица-воин Сейлор Мун» и американскую цензуру этого «произведения». Происходит всё это из японского менталитета, в стране восходящего солнца более благосклонно относятся к ЛГБТ-тематике. К сожалению, у японцев не было и нет мощного барьера, защищающего от содомитов – авраамических религий.
Урусибара Рука - парень шестнадцати лет. Он очень чувствителен и эмоционален, может начать плакать или дрожать. Рука любит носить женскую одежду, из-за чего его практически невозможно отличить от девушки. Ринтаро Окабэ даже описал его: “более женственный, чем любая девушка”. Рука испытывает глубокие чувства к Окабэ, но из-за того, что он парень скрывает их. По ходу произведения с помощью машины времени Урусибара два раза меняет пол.
Как мы видим, авторы Врат Штейна продвигают следующие идеи:
1) Из-за гетеросексуальности (т.е. нормального состояния человека) страдают люди.
2) Смена пола не является из ряда вон выходящим грехом.
* Пропаганда пошлости
Подавляющее большинство анимэ не обходится без пошлых сцен, фансервиса т т.д. Собственно, примеры из Врат Штейна:
1) В 9 серии Рука-парень одевается в платье с очень короткой юбкой.
2) В 10 серии Окабэ щупает промежность Руки, чтобы убедиться, что он парень.
3) В 11 серии нам показали двух голых девушек в ванной, одной из которых нет 18!
4) Итару Хасида – типичный анимешник-извращенец. Представитель деструктивной субкультуры «Отаку». Очень часто пошло шутит.
5) Макисе Курису – гениальный учёный, написавшая свою первую статью в 17 лет. Тайная извращенка.
* Пропаганда инфантилизма
Ринтаро Окабэ – 18-летний студент Токийского университета электроники. Страдает «синдромом восьмиклассника». Поражённые этим синдромом верят, что у них есть скрытые способности, делающие их сверхчеловеческими. Поэтому они создают псевдонимы для альтернативных личностей, с которыми чувствуют себя отождествлёнными и которым пытаются подражать. Собственно, Окабэ безосновательно верит, что он является «безумным учёным», за которым следит некая таинственная «Организация». Себя же он называет «Хооин Кёма» (пер. «Тёмный Феникс»). Такое поведение для 18-летнего человека может считаться ненормальным. По ходу произведения Окабэ не исправляется, следовательно это поведение создатели Врат Штейна не считают порочным!
Другие значимые персонажи здравомыслием не блещут:
Акиха Румихо в какой-то степени подобна Окабэ. Постоянно носит костюм горничной и ободок с кошачьими ушками на голове. В качестве имени использует «Фейрис НянНян». При разговоре всегда добавляет «ня» в речи.
Итару Хасида – пожалуй самый неприятный персонаж сериала. Ведёт крайне нездоровый образ жизни, из-за этого страдает ожирением. Имеет «романтические» отношения с виртуальными (!) девушками. Периодически ведёт себя как сексуально озабоченный индивид. Себя называет «джентльменом-извращенцем». И этого персонажа авторы выставляют как положительного!
Шиина Маюри – крайне наивная и инфантильная девушка.
Какую мораль выводят авторы? «Инфантилизм не является пороком»
* Синдром супергероя
В Лаборатории Гаджетов Будущего состоят всего лишь 8 человек. Из них активно работали лишь четверо. По сюжету Окабэ вместе с выступавшим в качестве помощников «кружком по интересам» спас мир от антиутопии и Третьей мировой войны! Более того у главного героя есть сверхспособность «Считывающий Штейнер» - способность сохранять воспоминания после изменения во времени. Типичный супергерой с помощниками!
Судя по всему, публике надоели фильмы о суперменах. Поэтому авторы замаскировали супергероя так, чтобы он походил на среднестатистического зрителя – студента-анимешника. Усыпив этим несложным приёмом критическое мышление зрителей, создатели Врат Штейна смогли продвинуть деструктивную идею супергероизма.
* Пропаганда эгоизма
В 23 серии Амане Сузуха говорит, что в Третьей мировой войне погибнет более 3 миллиардов человек, и просит Окабэ предотвратить эту катастрофу. Знаете, что сказал Окабэ? «Мне нет никакого дела до гибели трёх миллиардов человек.» Он в буквальном смысле поставил жизни двух близких ему людей выше жизней половины населения земного шара!
А знаете, кто тоже готов был пожертвовать миллиардами жизней ради жизни и благополучия близких им людей? Германские нацисты и японские милитаристы! Ради благополучия японцев и немцев они уничтожили миллионы людей в концлагерях, притесняли коренное население других стран, эксплуатировали «остарбайтеров» (т.е. рабов) и т.д.
Кто-то скажет: «Но ведь Окабэ заботится не о себе, он заботиться о других. Какой это эгоизм?» Нет, пренебрежение потребностями человечества в угоду потребностям своих близких – это тоже в какой-то степени эгоизм, только мягкий. Человек меряет значимость других людей исходя не из пользы для общества, а из значимости для себя.
* Пропаганда феминизма
Из 8 главных героев только трое мужчины. Эти трое: сумасшедший инфантил (Окабэ), анимешник-извращенец с лишним весом (Итару) и женоподобный содомит (Рука). Женщины в аниме значительно умнее, храбрее, сильнее и честнее, чем представители мужского пола. В 13 серии Амане Сузуха в два счёта расправляется с пятью вооружёнными мужчинами. По сравнению с Курисой, доктор Накабачи, Окабе и Итару выглядят жалко. Исключения из данного правила либо имеют мало экранного времени (Акиха Юкихата, Куроки, отец Руки), либо вообще являются антагонистами (Тенноджи Юго). Мораль: «Женщины превосходят мужчин во всём, нормальный мужчина – обязательно злодей».
* Продвижение травли (буллинга)
Кирию Моэка - тихая, рассеянная и сдержанная девушка. Она испытывает трудности при общении с людьми и большую часть времени не проявляет никаких эмоций. В 12 серии выясняется, что она работает на террористическую организацию «Раудеры». Именно она убивает 16-летнюю Маюри.
Тем самым авторы Врат Штейна продвигают травлю «тихонь» в школах. Показ нелюдимых персонажей как кровожадных маньяков приводит к страху зрителей (и общества) перед необщительными людьми. «Тихони» начинают восприниматься как угроза, от которой нужно защититься. Взрослые понимают абсурдность этой мнимой угрозы, но дети и подростки (т.е. люди с несформировавшимся критическим мышлением) – нет. Самая лучшая защита – это нападение. Отсюда и происходят травли замкнутых детей в школах.
* Пропаганда суицида
Не справившись со своим заданием, Сузуха повесилась. Все члены организации «Раудеры» после выполнения или провала задания должны убить себя, чтобы сохранить секретность организации. Такое изображение темы суицида следует из японского менталитета, согласно которому самоубийство — это не грех, а достойный финал жизни. Мораль: «Суицид – это нормально».
* Продакт-плейсмент
Окабэ очень часто пьёт газировку Dr. Pepper и считает её «напитком для интеллектуалов». Здесь используется приём «элитарности». Зрителю показывают, что элита (успешные бизнесмены, звёзды, герои фильмов и книг и т.д.) пользуются данным товаром. И зритель тоже начинает использовать этот продукт, стремясь быть как элита, подражать ей.
Эта газировка существует и в реальности. В её состав входят: сахар (в огромной концентрации), красители (Е150d, Е163), ароматизаторы, регуляторы кислотности (Е338, Е295), подсластители (Е950, Е955). Как мы видим, ничего полезного в этом напитке нет. Вот пару-тройку побочных эффектов, возникающих при употреблении газировки: привыкание (т.е. зависимость), резкое повышение уровня сахара, расстройство желудка.
Кроме явного продакт-плейсмента создатели используют «неявный», вставляя название, напоминающее реальный бренд. Примеры (в скобочках – реальное название): MewTube (YouTube), @channel (2channel), IBN 5100 (IBM 5100), Akihabara UPX (Akihabara UDX), Starbecks (Starbucks), LOTO SIX (Loto 6), JuJu’s Bizarre Adventure (JoJo's Bizarre Adventure, есть отрицательная рецензия на Киноцензоре), Mobile Brave Gunbam (Gundam), Spark Wars (Star Wars).
* Дискредитация науки
Основным антагонистом в сериале выступает СЕРН (в оригинале SERN) - глобальная исследовательская организация. С точки зрения общественности, СЕРН занимается различными научными исследованиями. Однако у этой организации есть и «тёмная, секретная сторона». СЕРН участвует в различных тайных операциях, совершает убийства, проводит садистские эксперименты с путешествиями во времени на людях.