Коротко
На первый взгляд, чему-то хорошему, а по факту только коптит мозги.
Фильм учит двойным стандартам, запутанности как норме (в духе "Над пропастью во ржи"). Косвенно отсылает к употреблению ЛСД и воспевает психические расстройства как норму.
Подробно
Фильм, от которого снятся кошмары.
Когда я была юной и наивной, мне пришла в голову мысль: почему наш экран занимает в основном не норвежское, не удмуртское, не венгерское, а именно АМЕРИКАНСКОЕ кино? Ну, правда, почему?
Интродукция.
30-е годы. Экономический кризис в разгаре. Тем не менее, фильм начинается очень по-доброму, по-человечески. Даже операторская работа заслуживает отдельного внимания: смена сцен, кадров, композиция… Гармония, красота, величавость. Я искренне приготовилась посмотреть хорошее кино и написать положительную рецензию на классику американского интеллектуального фильма, где главный герой уподобляется в рекламном слогане того времени «победителю *Пулицеровской премии». И здесь, как говорится, что-то пошло не так.
На протяжение первой половины картины меня как зрителя не покидает ощущение безумия. Но безумия не весёлого, а очень даже недоброго. Дети ходят рядом с домом, который их пугает, пытаются подобраться к нему… Ни чернокожая добрая няня, ни родитель №1 этого словно не замечают. Помню, мама моего приятеля увидев рок-музыкантов, в экстазе исполнения песни прыгающих по сцене, неизменно говорила: «Да они наркоманы!»
В ходе просмотра «Убить пересмешника» мысль о режиссёре-наркомане посещала меня не единожды. Связь сюжетов, такое чувство, просто отсутствует. Сцены — кто знает? — могли быть выбраны произвольно для удерживания интереса зрителя.
Начало фильма. Неполная семья. Матери нет. Три ребёнка. Девочка похожая на мальчика по имени Скаут (американский мальчик-пионер) ведёт себя странно, отца дети называют не папа, а Аттикус (известный поэт эротического толка, воспевающий раннюю любовь подростков). Да, в этом странноватом фильме главный герой — папа-интеллигент, юрист, якобы идущий против закостенелых норм Дикого Запада, но при этом он с лёгкой руки, безо всякого повода, убивает мирно гуляющую по улице собаку на глазах у детей. Дети смотрят на это как на повседневность. Ни так же его предки безжалостно убивали несколько сотен лет тому назад мирных и доверчивых коренных американцев? То же в этом фильме говорится и про стрельбу по сойкам, подчёркивая недопустимость убийства пересмешника (порода птиц, имитирующая разные звуки, подобно попугаю). То есть одного убивать можно даже ради забавы, а другого — категорически нет. Двойная мораль.
Не будем забывать, что Пересмешником также называется операция по высмеиванию системы обработки сознания людей через массовое искусство. Кстати, в рамках Пересмешника был придуман знакомый многим ярлык «Теория заговора».
Мы знаем методы манипуляций через кино, но не все знают книгу Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка».
Позволю себе выдержки из этой замечательной книги, которую рекомендую к прочтению всем неравнодушным к кинематографу людям:
«Голливудские крепостные.
Мы сидели с одним американским кинематографистом в маленьком голливудском кафе. Стоял знойный декабрьский вечерок, и входные двери кафе были широко открыты. Сухой ветер стучал листьями уличных пальм.
– Вы хотите знать, – говорил кинематографист, – почему мы, со своей изумительной техникой, со своими прекрасными актерами, с режиссерами, среди которых есть лучшие художники мира, почему мы, делающие иногда, но очень редко, превосходные фильмы, почему мы день и ночь изготовляем наши возмутительные, идиотские картины, от которых зритель мало-помалу тупеет? Вы хотите это знать? Извольте, я вам расскажу.
Культурный американец не признает за отечественной кинематографией права называться искусством. Больше того: он скажет вам, что американская кинематография – это моральная эпидемия, не менее вредная и опасная, чем скарлатина или чума. Все превосходные достижения американской культуры – школы, университеты, литература, театр – все это пришиблено, оглушено кинематографией. Можно быть милым и умным мальчиком, прекрасно учиться в школе, отлично пройти курс университетских наук – и после нескольких лет исправного посещения кинематографа превратиться в идиота.
Надо вспомнить, кто был отрицательной фигурой в старой американской кинематографической драме. Это почти всегда был банкир. В тогдашних кинопьесах он был подлецом. Теперь просмотрите тысячи фильмов, сделанных в Голливуде за последние годы, – и вы увидите, что банкир как отрицательный персонаж исчез. Он даже превратился в тип положительный. Теперь это – добрый, симпатичный деляга, помогающий бедным или влюбленным. Произошло это потому, что сейчас хозяевами Голливуда стали банкиры, крупные капиталисты. Они-то, понимаете сами, уж не допустят, чтоб их изображали в фильмах мерзавцами. Скажу вам больше. Американская кинематография – это, может быть, единственная промышленность, куда капиталисты пошли не только ради заработка. Это неспроста, что мы делаем идиотские фильмы. Нам приказывают их делать. Их делают нарочно. Голливуд планомерно забивает головы американцам, одурманивает их своими фильмами. Ни один серьезный жизненный вопрос не будет затронут голливудским фильмом. Я вам ручаюсь за это. Наши хозяева этого не допустят. Эта многолетняя работа уже дала страшные плоды. Американского зрителя совершенно отучили думать. Сейчас рядовой посетитель кино стоит на необыкновенно низком уровне. Посмотреть что-нибудь более содержательное, чем танцевально-чечеточный фильм или псевдоисторическую пьесу, ему очень трудно. Он не станет смотреть умную картину, а подхватит свою девочку и перейдет в соседнее кино. Поэтому европейские фильмы, где все-таки больше содержания, чем в американских, имеют у нас весьма жалкий сбыт. Я вам рассказываю ужасы, но таково действительное положение вещей.
Наш собеседник говорил очень искренне. Как видно, эта тема мучила его постоянно.
– Может быть, вы думаете, что нами управляют какие-нибудь просвещенные капиталисты? К сожалению, это самые обыкновенные туповатые делатели долларов.
Ночь была черна. В тишине и мраке мы действительно отдохнули, пришли в себя от страшных голливудских рассказов.
Вернувшись к себе в «Голливуд-отель», мы заснули чугунным сном, лишенным видений, отдыха и спокойствия, ну, словом, всего, чем так чудесен сон».
Видимо, здесь работа проведена более тонко, если сравнивать с современными топорными поделками, потому что мне снился ужасный негр, пытавшийся меня раздавить. В жизни не видела ничего подобного. Откуда такой образ, если не из фильма?
У меня есть подруга, не понимающая как искусство ничего русского, но восхваляющая всё американское (музыку, кино, американскую свободу) и поклонница американской киноклассики. У нас с ней при этом очень тёплые отношения, поэтому она поделилась со мной тем, что с ней происходит ночью. Ей постоянно снятся кошмары. Да такие, что мало кто такое даже видел на экране. Кровь в жилах стынет от её рассказов. Ни медики, ни экстрасенсы, ни какие-то особые таблетки, ни, естественно, алкоголь не помогли. Ещё более странно, что её муж (спокойнейший и милейший человек), стал видеть кошмары вскоре после того, как они поженились.
Так вот, на половине этого фильма я уснула, и что вы думаете? Начали сниться ужасы, которые в последний раз снились очень давно. Тот случай, когда радуешься пробуждению как новому рождению.
Нет сомнений, что МК-Ультра поработала здесь на славу. Что они там сделали, сказать с точностью не могу, но то что фильм оставляет гнетущее и хаотичное впечатление в силу отсутствия логики сюжета и общей фантасмагоричности происходящего, это факт.
Лишь для того, чтобы дописать рецензию, я начала досматривать вторую часть фильма. На первый взгляд, часть судебного процесса совершенно позитивна: защита прав человека, справедливость суда, трагедия невинно осуждённого, уважительное отношение к душевнобольным людям. Но тут же фантасмагоричное начало вернулось на экран: все словно забыли про ни за что убитого негра (как про застреленную ранее собаку), и девочка-мальчик Скаут выходит на прогулку в наряде бутылки с надписью «Хам». Оказывается, у них Halloween (праздник нечистой силы). Нечисть важнее жизни человека. Вот и весь рассказ.
Перечитала рецензию и поняла, что она получилась такой же хаотичной, как и сам шедевр мирового кинематографа. Осталось только очиститься от нанесённых «Пересмешником» впечатлений.
* Пу́лицеровская пре́мия (англ. Pulitzer Prize) — одна из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра. В октябре 1911 года скончался газетный магнат еврейского происхождения Джозеф Пулитцер (1847—1911). Согласно завещанию, был основан фонд его имени на оставленные с этой целью два миллиона долларов. 17 августа 1903 года считается датой учреждения Пулитцеровской премии.