Фильм закладывает правильное, не искажённое понимание морали, справедливости, щедрости, милосердия, сострадания, показывает пример настоящей любви и дружбы, а также учит уважать и любить свою Родину.
Этот фильм (как по мне, его нельзя воспринимать как советский телесериал, поскольку серии по сюжету тесно связаны друг с другом, и растянуть просмотр на несколько дней: по серии в день смотреть, например, нельзя. Все серии следует смотреть разом, за один день. Поэтому, это длинный и весьма содержательный фильм) в своё время помог мне сформировать своё мировоззрение и мироощущение, и очень сильно повлиял на мое личностное становление.
Видя на экране, как главные герои - сотрудники МУРа, борющиеся с преступностью в послевоенное время, жертвуют своими жизнями ради безопасности города, отдают свои талоны на питание женщине - матери нескольких детей, у которой эти талоны украли, всегда готовы подставить плечо товарищу, презирают предательство и жадность на пару с завистью и трусостью, ловишь себя на мысли, что ты целиком и полностью хочешь быть похожим на Глеба Жеглова и Володю Шарапова.
Зло и добро показано очень контрастно: злодеи есть злодеи, а силы добра - однозначно являются силами добра. Ты не хочешь сочувствовать Горбатому и его шайке (хотя в исполнении Армена Джигарханяна Горбатый очень колоритный персонаж, но, смотря на него, ты понимаешь, что он гадкий персонаж в фильме. Не симпатизируешь ему).
Хоть сцены употребления алкоголя и курения присутствуют, я не сказала бы, что это навязчиво преподносится и пропагандируется зрителю. Скорее, зная контекст (время тяжелое для нашей страны - послевоенное, на дворе разгул бандитизма), зная, через что прошли персонажи фильма, воюя в Великой Отечественной войне, как-то к их курению относишься с пониманием, что ли. И те добродетели, которые в главных героях присутствуют, перекрывают их курение и пропускание одной-другой рюмочки. Но лично моё к этому отношение отрицательное.
Фрагмент с подкидыванием Жегловым кошелька преступнику-вору, который этот кошелёк и украл, но он у него выпал, и их последующий диалог с Шараповым заставляет поразмышлять о морали, о принципах, о справедливости…
Фильм транслирует однозначную любовь и уважение героев к их Родине. Даже в период разгула преступности, мародерства и бандитизма после Великой Отечественной войны, ни один из персонажей не жалуется на правительство, на «систему», на «режим», не клянёт свою Родину, а трудится на её благо.
P.S. А что и говорить о том, какая величина в лице В.С. Высоцкого исполняет роль Глеба Жеглова! Он в своей роли очень органичен, будто бы играет самого себя (а, стало быть, так и есть).
Глубина текстов его песен, жизненного пути (противоречивого, тернистого, очень неоднозначного, без которого Высоцкий не был бы Высоцким, которого мы знаем), трогает за душу, что-то внутри переворачивает… формирует характер, делающий человека Личностью.