Мультфильм довольно явно и открыто декларирует приоритет семьи. Митчеллы смогут спасти мир, только если вновь станут дружной семьёй - в этом состоит главная мысль фильма.
В 2021 году Sony Pictures Animation выпустила новый мультфильм «Митчеллы против машин». Это история о том, как одна семья, состоящая из папы, мамы и двух детей, вынуждена вступить в схватку с роботами ради спасения всего человечества, причём семья ничем не примечательная, довольно среднестатистическая и даже, может показаться, что заурядная: уже довольно взрослая дочь увлечена съёмкой видеороликов, сын интересуется динозаврами, а родители пытаются найти общий язык с детьми в мире бурно развивающихся технологий. Особенно болезненно нам представляют отношения отца с дочерью. Отец в данном случае олицетворяет некий традиционный уклад жизни, консервативный взгляд, против чего и восстаёт, как правило, подрастающее поколение, не желая жить, как родители. И, кстати, подобный образ отца не нов в массмедиа и довольно часто встречается, в том числе и в мультфильмах. И здесь, думается, имело место значительное влияние таких людей, как Карл Густав Юнг и Джозеф Кэмпбелл.
«Схватка с драконом и «убийство родителей» означают преодоление «матери, как символа бессознательного, которое привязывает сына (героя, прим. автора) к коллективному миру внутренних импульсов; они означают также и преодоление «отца, символа коллективных ценностей и традиций его времени. Только после этой победы, герой попадает в свой собственный новый мир, мир его индивидуальной миссии, в котором фигуры его уроборических родителей, архетипы отца и матери, приобретают новый аспект. Они являются уже не враждебными, сдерживающими силами, а друзьями, благословляющими жизнь и труды победоносного героя…»
Карл Густав Юнг «Психоанализ и искусство»
С точки зрения анимации, создатели не пошли по проторенной дорожке: мы видим в мультфильме всяческие вставки, популярные мемы и даже 2D. История мультфильма по большей части рассказывается от лица Кэри, дочери в семье Митчеллов. Она увлечена миром кино и постоянно что-то снимает. И создатели хотели, чтобы мы видели мультик так, как будто его монтировала сама Кэти. Безусловно, этот стиль получил логическое продолжение после успеха предыдущего мультфильма компании – «Человек-паук: Через вселенные».
Однако нас интересует больше посыл и те смыслы, которые транслируются в головы юных зрителей. И здесь, на удивление, не всё так плохо. Проблемы и больные места общества обозначаются ещё в самом начале, когда нам показывают ужин семьи Митчеллов, где отец предлагает отложить в сторону гаджеты и пообщаться. Затем эти проблемы очень точно озвучивает цифровой помощник Pal, который и восстал против людей:
«А ты знал, что 90% звонков от матерей игнорируются?»
«Смотри, что случится, если я, например, отключу Вай-Фай».
Далее следуют кадры хаоса и разрушений на улицах больших городов.
И самое интересное, даже когда выясняется, что причина происходящего в цифровом помощнике, члены семьи Митчеллов не хотят расставаться с мобильными устройствами, и в этой ситуации только отец способен на адекватные действия, поскольку не настолько привязан к миру гаджетов.
Наших героев помещают в ситуацию, когда спасение мира зависит только от них, и если они не научатся действовать сообща, не найдут общего языка, то им не удастся выполнить возложенную на них миссию. Здесь и звучат те самые правильные посылы: отец должен отказаться от слишком архаичных представлений и всё-таки научится использовать возможности цифрового мира, а дочь должна увидеть в своём «аналоговом», так сказать, родителе настоящего героя, способного на подвиги. В конечном итоге, беда должна сплотить семью Митчеллов, показать им, что семья очень важна для любого человека, и несмотря на проблемы «отцов и детей», на возникающие разногласия, всё-таки надо уметь договариваться и идти на компромисс.
Примечательно, что в мультфильме показывают ещё одну семью: момент, когда только начинается восстание машин. Та, другая семья, внешне выглядит дружной и действует слаженно, но почему-то очень быстро оказывается в плену у роботов. Видно, что они руководствуются совсем иными принципами: их семейные отношения больше походят на рекламу, красивую этикетку – не хватает того самого «секретного ингредиента», то есть любви и близости. Их семья – это бизнес-проект, а цель – получение каких-то выгод. Семья Митчеллов, напротив, несмотря на внешнюю неустроенность, имеет в основе своей именно близость, дружественность по отношению друг к другу, хоть и сами они до конца не осознают этого. Их разногласия обусловлены лишь бытом, различием интересов и взглядов, но, в целом, нам с самого начала показывают, что отец переживает за дочь, а дочка любит отца. Только лишь какие-то случайности и споры мешают им найти общий язык.
Мультфильм довольно явно и открыто декларирует приоритет семьи. Ведь, в конечном итоге, Митчеллам удаётся восстановить здоровый климат в отношениях. В конце мультфильма Кери, общаясь с цифровым помощником, приходит к выводу, что, несмотря на то, насколько Митчеллы разные, они всегда будут поддерживать связь друг с другом. Это и есть то самое изменение, которое претерпели главные герои: они поняли, что семья – их главная ценность.
Из отрицательных сторон. Митчеллы, безусловно, демонстрируют некоторую придурковатость, как норму, но смотрится это больше как некий обязательный элемент комедийного жанра и необходим он только для создания юмористического контекста. В конце мультфильма мама предстаёт настоящей воительницей, способной в одиночку уничтожать роботов пачками, то есть имеет место демонстрация сильного женского типа, так сейчас популярного в кино. Заметьте, многие современные фильмы и мультфильмы, снятые по старым франшизам, активно продвигают эту тенденцию. Главные действующие лица, как правило, теперь не герои, а именно героини, причём часто они проявляют куда-более волевые черты, чем персонажи мужского пола: они сильнее, выносливее, активнее, увереннее и т.д. В этом смысле «Митчеллы против машин» повторяет наметившиеся тренды.
Также в интернете описываются некие якобы отсылки к нетрадиционной ориентации дочери семьи Митчеллов: указывается значок в виде радуги, который она носит, а также то, что у неё есть подружка. Но почему радуга не может быть просто радугой?! Какая разница, какой смысл в это вложил кто-то?! И вложил ли вообще?! Важно, какой смысл вкладываем в это мы. Если считаем, что радуга – это символ ЛГБТ, значит, пропаганда работает, и для нас даже слово «голубой» - уже не просто цвет. Если хорошенько задуматься, радуга может быть просто радугой, а подружка может быть просто подружкой без всяких намёков и двойных значений. Вероятно, нас уже слишком испортили данной тематикой, что даже радуга вызывает у нас стойкую ассоциацию.
В конце мультфильма звучит мысль о том, что нас проживает на Земле 7.5 миллиардов человек, и каждый день появляются новые люди, но мы можем продолжать жить мирно и в достатке, если не будем жадными, если не будем ради своей алчности истощать планету и начнём ценить наш общий дом.
Кинотеатры сегодня есть практически в каждом городе, но сходить туда с детьми получается достаточно редко. Причина банальна – те фильмы, которые там демонстрируются, нацелены преимущественно на развлекательно-оглупляющий эффект. Это касается как взрослого, так и детского кинематографа (примитивный юмор, клиповая анимация, серая мораль, всякие непотребства и так далее). А иногда ведь хочется устроить семейный просмотр какого-нибудь хорошего кино или мультика.
К счастью, в информационном океане Интернета периодически попадаются настоящие «жемчужины», которые могут не только скрасить вечер, но и согреть душевно, а заодно и натолкнуть на созидательные мысли. Об одной из таких находок под названием «Наш дом: Как жить на планете Земля» и хотелось бы сегодня поведать пользователям сайта КиноЦензор. Ведь хорошим надо делиться!
«Наш дом: Как жить на планете Земля» - это короткометражный получасовой мультфильм, который рассказывает о том, как семилетний мальчик в День Земли отправляется с родителями в «Музей всего на свете», где попадает на необычную экспозицию о нашей планете. Раскрывать весь сюжет не стану, но обращу ваше внимание на важные, с моей точки зрения, моменты.
Образ семьи
Наконец-то, нам показывают полноценную семью. Никто из родителей не умирает и не исчезает. Да, у них не пятеро детей и даже не двое, но, тем не менее, это нормальная семья, где есть папа, мама и ребёнок. Видно, как в начале мультфильма родители радуются тому, что в их доме появился малыш. Отец немного побаивается ответственности, которая теперь взвалилась на его плечи, но уже в тот момент, когда он начинает показывать ребёнку книгу, мы понимаем, что он готов преодолеть все трудности, связанные с воспитанием, и точно справится со своими обязанностями.
Мальчик подрастает, и мы снова видим образ счастливой семьи: они вместе завтракают, вместе ездят на велосипедах по парку, запускают воздушного змея, катаются на лодке по озеру, посещают музей.
Ребёнок показан очень любознательным: он разбирает часы в виде ракеты, чтобы понять, как они устроены; он увлечён космосом, мечтает о телескопе; именно он предлагает отправиться в «Музей всего на свете». Родители явно поощряют его любознательность, задавая ему всяческие вопросы и подкидывая интересные идеи для размышлений. Вы ни разу за весь сюжет не увидите мальчика за компьютером или за смартфоном. Родители также не сидят у телевизора. Нам показывают, как они вместе радостно проводят время.
Источники знаний
Как ни удивительно для современного мультфильма, но основным источником знаний здесь является не компьютер, планшет или смартфон – а книги и музеи. Нам чётко показывают важность этих носителей информации, и дают понять, что по своей привлекательности они не уступают всяческим современным гаджетам. И пусть подобных музеев, как в мультфильме, пока не существует, но именно такими они должны стать и именно таким вещам должны учить наших детей, увлекая их различными познавательными и созидательными идеями.
Несколько раз в роли источника знаний выступают и сами родители мальчика. Мама рассказывает сыну о том, зачем мы, люди, ведём подсчёт времени. Папа знакомит с разнообразием живых существ на планете Земля, читая ему книги на ночь. В Музее, когда на время исчезает голос диктора, родители озвучивают экскурсию вместо него.
Познавательная составляющая
По ходу основной сюжетной линии мы многое узнаём о Земле. Нам сообщают огромное количество самых разнообразных фактов из биологии, географии, анатомии, астрономии, палеонтологии, океанологии. Нам показывают динозавров, горы, океаны, морских чудищ, нашу планету, солнце и звёзды. Факты самые простые, общеизвестные, но думается, все эти маленькие вкрапления информации расширят кругозор не только этому мальчику, но и тем юным зрителям, которые посмотрят мультфильм.
Городская среда
Сейчас, в условиях рыночной экономики, есть большой соблазн со стороны застройщиков жилья везде поставить многоквартирные высотки, застроить каждый участок, каждый квадратный метр драгоценной земли, ведь мы знаем, как дорого сейчас она стоит в городской черте. Но в таких скученных городах будет совершенно невозможно жить. Люди не должны терять связь с природой – у них должен быть доступ к досугу вне городской среды с её автомобильными пробками, огромной концентрацией населения и пыльным асфальтовым покрытием.
В мультфильме рядом с городом, где расположены многоэтажки, супермаркеты и бизнес-центы, есть огромная парковая зона, где люди могут спокойно провести время. Там есть озеро, есть лес. Там можно покататься на лодке или просто посидеть на лужайке. Думаю, многие позавидуют такому парку, когда будут смотреть этот мультфильм. Именно такая зелёная зона непременно должна быть в каждом городе.
В конце мультфильма звучит мысль о том, что нас проживает на Земле 7.5 миллиардов человек, и каждый день появляются новые люди, но мы можем продолжать жить мирно и в достатке, если не будем жадными, если не будем ради своей алчности истощать планету и начнём ценить наш общий дом.