"Аватар: путь воды" является сиквелом в полном смысле этого слова, так как не только продолжает рассказывать о главных героях картины, но и сохраняет смыслы повествования: рассказывает о том, что нужно бережно относится к природе, учиться жить в гармонии с окружающим миром. В данной части особое место уделяется подводному миру Пандоры - излюбленной темы режиссёра картины Джеймса Кэмерона.
О КАССОВЫХ СБОРАХ В МИРЕ И В РОССИИ
Я уже успел сходить в кинотеатр и посмотреть новый фильм Джеймса Кэмерона, после чего написал этот материал, но не стал сразу же его публиковать: ждал пока фильм "Аватар: Путь воды" перепрыгнет отметку в 2 млрд. долларов. И вот СВЕРШИЛОСЬ! Сиквел "Аватара" уже занял почетное четвертое место, оставив позади фильм "Мстители: Война бесконечности". В пятерке самых кассовых фильмов аж три ленты, снятых одним режиссером. Скорее всего, "Аватару 2" не удастся переплюнуть успех первого фильма, но фильм показывает хороший результат. И, согласитесь, у первого Аватара было одно важное преимущество: мы впервые смотрели нечто подобное в 3D, мы впервые знакомились с завораживающим миром Пандоры. "Аватар: Путь воды" лишён этого, но, в целом, проект Кэмерона остаётся одним из самых интересных с точки зрения похода в кинотеатр, поэтому демонстрирует такие хорошие сборы.
В российском кинопрокате сложно посчитать, сколько "Аватар: Путь воды" собрал денег, так как у фильма нет официального прокатного удостоверения. По оценке издания "Бюллетень кинопрокатчика" в первую неделю фильм собрал не менее 190млн. долларов. Это при том, что фильм фактически показывают нелегально. "Аватар 2: Путь воды" идёт как 2D, так и в 3D. Цена билета начинается от 400руб. Ну а за IMAX 3D придётся выложить около 1.5тыс. руб. А лидером российского проката по-прежнему остаётся "Чебурашка" (2022) от режиссера Дмитрия Дьяченко. ("День радио", "О чём говорят мужчины", "Последний богатырь", "СуперБобровы").
СЮЖЕТ АВАТАРА 2
Как я уже говорил в одной из статей ("АВАТАР 2: ПУТЬ ВОДЫ. КОГДА ИДТИ В КИНО?") Кэмерон в сиквеле будет делать ставку на простой и понятный сюжет - без каких-то недосказанностей и неопределённостей. В этой части Джейк всё также противостоит своему главному антагонисту Майлзу, который теперь обрёл тело жителя Пандоры. Майлз собирается уничтожить Джейка, а главная задача Джейка: спасти свою семью.
В отличие от первой части акцент с основных действующих лиц постепенно смещается. Во второй части всё большую роль играют дети Джейка и Нейтири: именно их в основном показывают за процессом освоения водной стихии; они учатся плавать, дышать, управлять животными. Поработали сценаристы и над их характерами.
Так, старший сын проявляет большую ответственность, чем остальные. Он более исполнительный и слушается отца. Другой сын Ло`ак постоянно бедокурит и попадает в разные неприятности. Он благородный и смелый, но с ответственностью у него большие проблемы.
Старшая дочь Кири, которая на самом деле является дочерью доктора Грэйс, обладает какой-то особенной связью с Эйвой. Она любит наблюдать за природой. От прямой связи с Эйвой у неё случаются припадки. Вероятно, её роль в последующих картинах усилится, как и роль Ло`ака, о чём уже успел проговориться сам режиссёр.
Хорошо прописаны проблемы взросления. Родители не понимают Ло`ака, и даже когда он поступает хорошо, они часто наказывают его, как раз за безответственность и безрассудный авантюризм. Кири переживает, что она какая-то не такая и не может быть просто как все.
Также на мой взгляд хорошо показана интеграция детей Джейка и Нейтири в новое племя воды, которая проходит не так гладко, как хотелось бы.
Появляется и совсем новый персонаж по имени Паук. Это сын Майлза. И появление такого героя тоже видится вполне логичным: кто из детей, оказавшихся на Пандоре, не захочет быть похожим на местных жителей, которые оказываются, куда более быстрыми, ловкими и сильными? Даже по габаритам люди им явно уступают.
Развивая сюжет, Кэмерон, однако, не гнушается использовать сценарные ходы из предыдущих своих работ. Так, например, пробуждение Майлза в теле аватара очень похоже на пробуждение Джейка из первой части. Обучение Джейка, Нейтири и их детей в племени воды соответствует сценам обучения Джейка, когда он ещё только был аватаром в племени Оматикайя. Основным антагонистом по-прежнему выступает всё тот же Майлз, хоть и в теле жителя Пандоры. И финальные сражения чем-то напомнили Титаник, снятый этим же режиссёром. Иными словами, Кэмерон использует весь свой арсенал, весь свой режиссёрский опыт, чтобы впечатлить зрителя.
ПОДВОДНЫЙ МИР ПАНДОРЫ
Теперь я понимаю, почему фильм идёт более трёх часов. Именно столько времени потребовалось Кэмерону, чтобы показать подводный мир Пандоры во всей красе. В каждом кадре чувствуется, с какой любовью и скрупулёзностью создавался этот мир. Известно, что Кэмерон - большой любитель исследования морских глубин. Он "сплавлялся" к обломкам "Титаника" в крохотном глубоководном аппарате "Мир" 12 раз; спускался в специальном батискафе на дно Марианской впадины, конкретно в самую её глубокую точку — Бездну Челленджера, на глубину более 10 тыс. метров. И поверьте, ему удалось показать всю красоту морской стихии. Только вдумайтесь, люди пришли в кинотеатр, чтобы просмотреть очередной крутой блокбастер в 3D, а вместо этого сидят и смотрят почти документальные съёмки фантастических существ, обитающих в морских глубинах Пандоры. Это ли не достижение?! Однако не думайте, что там всё так уныло, хотя я получил огромное удовольствие от увиденного: в фильме хватает экшена, и динамика ни разу не провисает. Три часа пролетят быстро.
ОБРАЗ СЕМЬИ ДЖЕЙКА И НЕЙТИРИ
Замечали ли вы, что в выпускаемых сейчас фильмах и сериалах практически отсутствует подростковая ниша? Серьёзно. Если приглядеться, то фильмов для подростков почти нет. Существует множество мультфильмов и фильмов для детей: Гарри Поттер, Хроники Нарнии и т.д. и т.п. Далее провал - и начинается сразу взрослое кино. С натяжкой можно отнести к подростковому кино фильмы про супергероев. Хотя значительная часть продуктов Marvell и DC Comics давно перешагнула порог контента для детей и подростков. Что предложить сейчас подростку для просмотра? Сериал "Уэнсдэй"? Мы действительно хотим, чтобы наши дочери были похожи на вот эту чёрненькую, угрюмую девочку из семейки Адамс, у которой полностью отсутствует интерес к окружающему миру? Не хотим? Тогда впору задуматься, что должны смотреть наши дети-подростки.
И в этом смысле "Аватар: Путь воды" с рейтингом 12+ имеет все шансы стать хорошим подростковым фильмом, где, к тому же, показывают нормальный образ многодетной семьи. Где нет чернухи про семейные распри, измены и пороки родителей. И это круто! Да, есть сцены драк и убийств, но по сравнению с пираньями, выпущенными в бассейн, где плавают дети, это, на мой взгляд, цветочки. Будем надеяться, что фильмам Кэмерона удастся хоть немного заполнить этот пробел.
КЭМЕРОН ОБ ЭКОЛОГИИ В ФИЛЬМЕ "АВАТАР: ПУТЬ ВОДЫ"
Одна из важных тем, которая, безусловно, волнует Кэмерона, - это тема экологии. Собственно, тема отношения к природе - одна из ключевых идей картины, ради которой, видимо, и затевался этот проект. Я уже описывал выше, с какой любовью создавался подводный мир Пандоры, но Кэмерон не останавливается на этом.
ВНИМАНИЕ! СЕЙЧАС БУДЕТ НЕБОЛЬШОЙ СПОЙЛЕР!
Просто не могу об этом не рассказать. Дело в том, что люди на Пандоре занялись новым промыслом: они убивают так называемых тулкунов. Тулкуны - это огромные китообразные животные, которые могут достигать длины до 90 метров. Тулкуны очень умные существа: они имеют свой язык, свою музыку и даже математику. И они крайне миролюбивы, что при встрече с людьми явно не идёт им на пользу.
Люди убивают тулкунов не ради мяса, а ради определённого секрета, содержащегося в их мозге. Этот секрет является для людей самым настоящим эликсиром бессмертия. Так за убийство одного тулкуна можно получить несколько сотен миллионов долларов сразу.
Джеймс Кэмерон показывает нам сцену убийства одного из тулкунов. Причём этот тулкун - самка, и у неё есть детёныш. Из-за детёныша она не может быстро плыть, поэтому является хорошей целью для охотников. Стоит обратить внимание на то, с каким легкомыслием и цинизмом люди убивают фактически разумное существо.
И контрастом к тому, чем занимаются люди на Пандоре, нам, как и в первой части, показывают На`ви, которые учатся жить в гармонии с природой, с окружающим миром. В этом сюжете как будто так и слышится вопрос: "Разве мы, люди, не можем жить так же? Разве нам нравится истреблять окружающий мир?"
Даже в сцене приземления космических кораблей уже читается вся суть той цивилизации, которую мы создаём: турбины кораблей буквально выжигают сотни гектаров леса. Животные и люди вынуждены покинуть свой дом из-за пожаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Да, безусловно, в картине присутствуют сюжетные дыры, но лично я осознанно закрываю на них глаза ради того, что вижу на экране. Да, можно было бы сделать картину глубже, сюжет противоречивее, но возникает вопрос: "Нужно ли это всё фильму такого формата?" Неужели недостаточно того, что показали? Уверяю вас, во время просмотра меня не покидала мысль, что не зря Джеймс Кэмерон работал над сиквелом Аватара 13 лет, а вторая половина фильма и вовсе заставила достать носовые платки. Одним словом, я остался доволен фильмом, так как увидел то, что ожидал и даже сверх того. И, конечно же, такое кино не стоит смотреть дома. Лучше всего его смотреть в кинотеатре в 3D. В конце концов такие фильмы выходят не так часто.
Оригинал статьи на моём Дзен-канале: https://dzen.ru/a/Y8mv9_Q97HF_eCHU
В любых историях, если их рассматривать детально (а дьявол, как известно, кроется в деталях), всегда важен фон: здесь помимо запутанной истории с группой хакеров вы увидите непременные атрибуты любого современного сериала: секс, наркотики и т.д.
Сразу хочу отметить, что полноценный обзор сделать не получилось, так как сериал не удалось досмотреть до конца, несмотря на то что он небольшой (всего четыре сезона). Но в принципе и трех серий было достаточно, чтобы сделать некоторые выводы.
Сериал позиционируется как современный технотриллер, в котором главный герой, работая в отделе кибербезопасности одной крупной компании, параллельно борется с капитализмом, занимаясь компьютерными взломами. То есть он хакер. Рейтинг у сериала по Кинопоиску 7.8. Получил Золотой глобус в номинации «лучший драматический сериал» в 2016 году. Есть мнение, что это первый сериал, реалистично изображающий ИТ-специалистов.
И хочется отметить, что начало действительно было многообещающим. Внимание, сейчас будет спойлер! Наш главный герой встречается с владельцем сети кофетериев и рассказывает о том, что он знает о некоей подпольной деятельности этого владельца: речь идёт о сайте, уж извините, с детской порнографией. Владелец сначала угрожает, потом пытается откупиться, но главный герой говорит, что ему не нужны деньги, и тут появляется полиция и арестовывает владельца сети кафе. Вот такая вот сразу положительная характеристика главного героя. Однако чем дальше я смотрел этот сериал, тем больше разочаровывался в нём.
До конца его я так и не досмотрел, не досмотрел даже первый сезон, и остановился я после третьей серии. Всё-таки, знаете, я поражаюсь таланту создателей: они так умело вплетают в хороший сюжет всякие мерзости – просто завидуешь порой раз.
По ходу повествования выясняется, что наш главный герой сидит на наркотиках. И у меня сразу же возникает вопрос: как такая сложная сфера, как кибербезопасность, совместима с подобным пристрастием? Неужели наркотики никак не влияют на мозговую активность, на мышление? А ведь согласитесь, чтобы трудиться в такой сфере, голова должна работать очень хорошо. Кроме того, зависимый человек может легко слить какую-то важную, засекреченную инфу за дозу.
Знаете, вспоминается одна моя статья на фильм «Робот по имени Чаппи»:
«Это уже третий фильм (имеется в виду «Робот по имени Чаппи»), в котором наблюдается реклама энергетиков, в данном случае "Рэд булла" (реклама "Рэд Булла" есть в фильме "Континуум 2015", и активно рекламируются энергетики в фильме "Живая сталь 2011"). Видимо, компания Рэд Булл в своей маркетинговой стратегии стала ориентироваться на другую категорию покупателей: инженеров, механиков, программистов и прочих специалистов высокотехнологичных отраслей производства. Поэтому их лейбл и мелькает в подобных картинах».
То есть маркетологи они неглупые люди на самом деле. Для каждой социальной группы они формируют свои потребности. Ну, например, для какого-нибудь работяги-строителя или автослесаря, какой будет напиток, как вы думаете? Скорее всего, пиво, ведь так. Может, что покрепче. Для айтишника – энергетик.
И вот возращаясь к «Мистеру Роботу», получается энергетики – это уже прошлое. Главный герой, явно страдающий социофобией, употребляет наркотики, при этом он объясняет, что нужно строго соблюдать дозу, и тогда всё будет нормально.
Но совсем не это меня сподвигло бросить просмотр данного сериала. В конце третьей серии нам показывают половой акт между мужчиной… и мужчиной. Я уж не буду вдаваться в подробности, то есть самая настоящая откровенная сцена, какие часто можно наблюдать в кино, но обычно между мужчиной и женщиной. И если честно, подобного в фильмах я ещё не встречал, чтобы настолько откровенно демонстрировалось вот это всё. Дальше хуже… Один из участников этой истории, отправляется… как бы домой, где его ждёт беременная жена. Судя по размеру живота, там уже месяц 7-8-ой. И далее, как бы это помягче выразиться… Они занимаются садо-мазо. То есть он привязывает ей руки и ноги, вставляет в рот кляп и т.д. Уж извините, что я погружаю вас в такие подробности, но как бы вот это мне пришлось наблюдать прямо на экране.
Лично у меня возникло сразу две мысли: во-первых, я чётко осознал, что не хочу это дальше смотреть. А, во-вторых, возник вопрос: не является ли это очередным шагом так называемого «Окна Овертона»?
Технология «Окно Овертона» представляет из себя методику дегуманизации человека, с помощью которой можно пошагово переформировать человеческое восприятие к неприемлемому, отвратительному и постыдному в нормальное, общесоциальное и даже престижное. Подробнее об этом можете прочитать здесь:
https://whatisgood.ru/theory/media/lektsiya-6-tehnologiya-okno-overtona-kak-manipuliruyut-obshhestvennyim-mneniem/
То есть раньше в фильмах относительно всей этой ЛГБТ-тематики звучали какие-то полунамёки об ориентации героев, некоторые откровенно играли гомосексуалистов, при этом максимум, что нам могли показать это поцелуй, то сейчас дело идёт к тому, что нас хотят приучить к сценам однополого секса в фильмах; пытаются навязать нам это как норму, замылить нам глаза настолько, чтобы мы лояльно относились к таким вещам или, как сейчас любят говорить, толерантно. Понимаете, каковы ставки в этой игре? И, конечно же, я считаю, что подобные вещи в фильмах совершенно неприемлемы, и пока вижу для себя только один единственный выход: игнорить такой контент. Просто не смотреть его. Если рейтинги хоть как-то на что-то влияют (в чём я очень сильно сомневаюсь, рейтинги это тоже инструмент влияния на массы), то надо хотя бы банально лишить внимания подобные медиапроекты.
Согласитесь, про всяческие катастрофы мы смотрели уже сотни раз: то падение кометы, то нашествие пришельцев, то наводнение, то новый ледниковый период. Идея настолько избита, что, кажется, рассказать что-то новое и по-настоящему интересное на эту тему уже практически невозможно. И в этом смысле фильм «Не смотрите наверх» приятно удивил.
«Не смотрите наверх»: Как будет выглядеть конец света
Мы так привыкли смотреть, что человечество перед лицом катастрофы объединится и начнёт сражаться за жизнь, за саму возможность дальнейшего существования, что сначала кажется совершенно невероятным всё то, что происходит на экране. Просто представьте на секундочку: вам говорят, что завтра (или через несколько месяцев) всё исчезнет, а вам на это просто наплевать. Вам говорят, что завтра вы умрёте, а вам плевать. Вам говорят, что огромная комета летит к Земле и уничтожит всё живое, а вы спокойно продолжаете листать новостную ленту у себя в смартфоне. А ведь, если задуматься, разве такое невозможно?!
Современная медиасреда настолько пресытила нас всякого рода сюжетами, гипотезами и теориями, что нас вполне может и не тронуть новость о конце света! Парадоксально, не правда ли? Но такой конец света не только имеет право на жизнь, но и является наиболее вероятным сценарием. Человечество погибнет тогда, когда абсолютно всем станет всё равно. Именно это, пусть и в форме сатиры, очень хорошо показано в фильме. Верхи (президент, правительство, главы крупных компаний) думают лишь о том, как комету, летящую к Земле, можно выгодно использовать в своих целях. Новость о приближающейся катастрофе способна подвинуть другие инфоповоды на задний план и сыграть на руку действующей главе государства. СМИ уже давно перестали выполнять функцию массового информирования населения – у них совсем другие цели и задачи: они скармливают зрителям любую новость в удобоваримом виде, чтобы «не травмировать психику» чуткой аудитории. Поэтому и новость о конце света они подают, как нечто вроде нового аттракциона, способно принести массу новых впечатлений. Катастрофа с их слов – просто очередное событие, не более того, открывающее к тому же и массу возможностей (можно, например, на фоне этой новости удачно сыграть на бирже ценных бумах и т.д.).
Далее идёт привилегированный класс глав IT-гигантов и крупных корпораций, работающих в высокотехнологичной сфере. Нам показывают главу некоей компании под названием «BASH». В конечном итоге, он тоже приходит к выводу, что из кометы можно извлечь неплохую прибыль. Его учёные просканировали химический состав кометы и выяснили, что она состоит из очень редких и ценных на Земле пород, и если комету не уничтожать и не сбивать с траектории, а просто раздробить на множество мелких осколков, тогда её падение может принести огромную прибыль.
Невольно вспоминается знаменитая фраза:
«Нет такого преступления, на которое не пойдёт капитал ради прибыли 300%».
Которая, кстати, принадлежит вовсе не Карлу Марксу, а Томасу Джозефу Даннингу - публицисту, британскому деятелю профсоюзного движения.
Даже сама мысль, что затея с дроблением кометы на мелкие осколки может не получиться, не рождается в голове деятельного бизнесмена. Он готов пойти на всё, чтобы извлечь максимальную выгоду из происходящего. А на случай если эксперимент не удастся – у него есть запасной план: улететь на другую планету, пригодную для жизни в криокапсулах. Естественно, полетят только «избранные».
Примечательно, что подобный смысл озвучен американским киносообществом, а не каким-нибудь европейским или русским. Похоже, многие в США очень сомневаются в том, что некто вроде Илона Маска способен на благое дело. Согласитесь, что глава компании «BASH» - именно такой собирательный образ эстеблишмента американской IT-индустрии. И как бы эти руководители не убеждали людей в своих благих намерениях, всё равно особого доверия почему-то не вызывают.
И чтобы вы понимали, идея эта далеко не первый раз озвучивается в американском кинематографе, например, в фильме «Иллюзия обмана 2» нам показывают некоего успешного бизнесмена, который с помощью специального программного обеспечения собирается похищать данные пользователей, а в детском мультфильме «Митчеллы против машин» ещё один креативный предприниматель и вовсе устраивает катастрофу мирового масштаба. И вопрос на самом деле очень важный: способна ли частная компания нести такую ответственность? Способна ли частная компания перед лицом опасности исчезновения всего живого сделать правильный выбор? Создатели фильма дают однозначный ответ: не способна, потому что у частной компании свои частные интересы и ей всё равно, что будет с остальными. И хочется, чтобы люди, особенно более молодого поколения, это понимали и не возводили в идолы таких персонажей как Илон Маск и подобных ему. На самом деле их вклад в мировую науку по сравнению с настоящими учёными и научными институтами очень мал. В большинстве своём это просто успешные коммерсанты и грамотные маркетологи, которые так же далеки от реальной науки, как и мы с вами. Это именно шоумены, Стивы Джобсы, которые «созданы» на потеху публике.
Особый интерес представляет один эпизодический персонаж, но очень показательный - глава NASA. Оказывается, руководитель американского национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства не имеет никакого отношения к космосу. Она – бывший анестезиолог. Только вдумайтесь: бывший анестезиолог управляет NASA!!! Соглашусь, что можно переквалифицироваться и стать высококлассным специалистом в любой области, если усердно трудиться и учиться, но в некоторых узких, высокотехнологичных, научных областях необходимо именно расти, причём десятилетиями, чтобы иметь хоть какое-то представление о происходящем. Да, если Вы успешно руководили предприятием по выпечке хлеба, а потом стали руководить предприятием по производству молока, то, скорее всего, Вы справитесь. Но если Вас поставить руководить, к примеру, Роскосмосом, Россетями, Газпромом или ещё какой-нибудь подобной компанией, Ваши шансы на эффективное управление близки к нулю, потому что для должного качества выполнения управленческих функций Вам нужно очень хорошо понимать и представлять, чем Вы управляете, а для этого, повторюсь, необходимо расти в этой отрасли и желательно из самых низов. Ну или будете песенки записывать и раскрашивать летательные аппараты в хохлому вместо запуска ракет.
Этим я хочу сказать, что Россия, к сожалению, - не исключение. У нас, частенько, во власть и на управленческие должности попадают, увы, не самые лучшие специалисты и не самые достойные представители общества. Проблема в том, что сейчас большинство людей гоняются за деньгами и привилегиями, а высокие посты как раз их и обеспечивают, а ответственность, решение проблем и т.д. – да Бог с ними, как-нибудь всё само утрясётся. Чуть что мы улетим в своей «криокапсуле» куда-нибудь заграницу. Жаль, что никто не хочет понимать, что, возможно, лететь скоро будет некуда, так как заграницей те же самые проблемы, что и у нас.
Но не хочется в данном анализе показаться однобоким: если в обществе назрел кризис, то он затрагивает все слои, и в этом смысле низы ничуть не лучше верхов. Если верхам важно сохранение своих позиций и капиталов, то простым людям подавай хлеба и зрелищ. Массы абсолютно утратили какую-либо пассионарность – все просто хотят развлекаться и наслаждаться жизнью, поэтому и конец света для них – лишь очередное шоу, а новости о какой-то поп-звезде волнуют больше, чем надвигающаяся катастрофа. Они с радостью вовлекаются во всяческие мероприятия и движения, связанные с этой темой, но лишь для того, чтобы не было скучно. Нужно же как-то раскрашивать серые будни. Так почему бы не устроить концерт, посвящённый апокалипсису?!
И в этой всей кутерьме, приправленной постоянной работой маркетологов, вдруг обнаруживается, что правда-то никому и не нужна. И низы, и верхи устраивает то, что происходит, а любые попытки вести хоть какие-то околонаучные дискуссии, проливающие свет на действительность, превращаются в фарс, очередное юмористическое шоу, которое публика употребляет под пивко и попкорн.
Учёные проиграли. Даже если им и поверили, то оказалось слишком поздно. Катастрофы не избежать. Мне очень понравился момент, когда все поняли, что комету раздробить не удалось. Даже сотрудники центра по управлению дронами бросили всё и побежали по своим делам, то есть в какой-то момент абсолютно все отказались от решения проблемы. Люди на службе, возможно, военнообязанные, которые должны стоять до конца и исполнять приказ, больше ничего не попытались сделать, чтобы спасти Землю.
Теперь о плохом.
Не буду говорить о банальных вещах, уже привычных глазу. К сожалению, приходится признать тот факт, что мы уже довольно ровно относимся ко всякого рода непотребщине в кино, к пошлому юмору и т.д. Больший интерес представляют, наоборот, вещи неявные. Вы же помните по Геббельсу: пропаганда работает только тогда, когда человек не догадывается о том, что ему промывают мозги.
Главная героиня, которая и увидела комету в телескоп, помимо того, что занимается наукой (учится в аспирантуре), ещё и травку покуривает. Такой ненавязчивый посыл: оказывается серьёзную карьеру учёного можно легко совмещать с употреблением наркотических веществ.
В самом конце фильма, самым последним кадром, среди множества вещей, оказавшихся после катастрофы в открытом космосе, нам показывают пачку сигарет. Вот так вот и создаются ценности: как же теперь не подумать о сигаретке, когда кажется, что жизнь зашла в тупик, не так ли? Интересно, сколько табачные компании заплатили за то, чтобы эта пачка сигарет мелькнула в кадре?
Фильм наглядно демонстрирует, как игры влияют на людей: когда "Персонаж" становится популярным игроки начинают подражать ему. И очень хорошо показана роль крупной корпорации в создании медиаконтента: какие цели она преследует и какими хочет видеть игры.
Сюжет фильма строится вокруг компьютерной игры под названием Free City. Free City – довольно стандартная экшн-стрелялка, с виду чем-то напоминает GTA: свободное пространство города с кучей разнообразных миссий, начиная от поиска потерявшихся кошечек для какой-то старушки, заканчивая ограблениями банков, погонями и т.д. Любая подобная игра предполагает наличие второстепенных персонажей (массовки), так называемых NPC (англ. Non-Player Character – неигровой персонаж). В случае данной игры, как, кстати, и в случае GTA, к NPC можно смело применить термин «пушечное мясо». Во Free City все NPC отличаются от реальных игроков тем, что не носят очки.
Так начинается история главного героя с псевдонимом «Парень». Парень – это NPC, у которого вдруг просыпается сознание. Дело в том, что изначально Free City задумывалась как совершенно иная игра. Небольшой стартап планировал создать нечто новое: без всякого насилия, убийств и преступлений. Должен был появиться целый виртуальный мир, где NPC будут наделены искусственным интеллектом. Люди (реальные игроки) будут приходить туда, общаться, будут выполнять совершенно другие миссии. Но стартап выкупила крупная компания «Сунами», и мечта молодых программистов – изменить игровой мир – пошла прахом. Крупный бизнес оперирует совсем иными понятиями: для таких корпораций как Сунами важны показатели прибыли и потребительского спроса. То, что в тренде, то и необходимо поддерживать и развивать, остальное – в топку. Именно поэтому изначальная задумка превратилась во Free City. Но основу кода программисты «Сунами» взяли у несостоявшегося стартапа. Точнее сказать, не взяли, а украли. А значит, в основе работы второстепенных персонажей лежат те же самые алгоритмы, что и планировались изначально. Они просто находятся как бы в спящем режиме. И вот однажды у одного такого второстепенного персонажа по имени Парень этот алгоритм включается.
Сразу хотелось осветить уже обозначенный конфликт. Итак, есть некая крупная компания «Сунами». Ради выгоды и популярности её руководство убивает хорошее, светлое начинание и создаёт убогую стандартную стрелялку, только потому что это лучше продаётся. И неважно, какое влияние подобные игры оказывают на аудиторию, – важно только количество нулей, которое появится на корпоративных счетах. Кроме того, уже скоро планируют запустить Free City 2. Резня, которая, судя по названию, будет ещё более жестокой и кровавой. Уже известно, что вторая часть «сырая», содержит множество «багов» и не готова к выпуску, о чём руководителю «Сунами» сообщают программисты. Но ему в принципе плевать на качество продукта: он уверен, что на волне такой популярности, как говорится, «пипл схавает» всё, что угодно. И, к сожалению, в какой-то мере он прав: пипл действительно хавает. Но ведь существует какая-то мера ответственности за то, что ты делаешь, тем более, когда твоё влияние распространяется на такое количество людей. Разве это не повод задуматься над тем, что есть вещи важнее прибыли?! К тому же, ничего не мешает делать прибыль, создавая качественный продукт и необязательно деструктивного содержания. «Пипл хавает» эту непотребщину только потому, что ему больше ничего не предлагают. Уверен, что возможна и иная ситуация: помните, в фильме «Промыть мозги» люди, следуя новым трендам, начали читать книги, смотреть познавательные фильмы и т.д. Но порой приходится погружаться в эту грязь из-за малого процента действительно чего-то стоящего и из-за банального отсутствия времени для того, чтобы разобраться, что хорошо, а что плохо.
Кстати, в фильме очень хорошо продемонстрировано влияние компьютерной игры на сознание самих игроков. NPC, осознавший себя, начинает «прокачиваться», но делает он это не с помощью убийств и насилия, а с помощью добрых дел. Никто не знает, кто он. Все думают, что это игрок. Люди начинают внимательно следить за Парнем. Дети подражают ему, вплоть до того, что носят такую же одежду. То есть все прекрасно понимают, что играющий не может абстрагироваться от игры, от образов, которыми наполнено игровое пространство. А ведь на месте Парня мог быть совершенно другой игрок, который достиг высоких навыков не благодаря добрым делам, а благодаря кровожадности. И ему тоже подражали бы, считая, что это круто, – быть таким же жестоким.
Несмотря на, безусловно, комедийную направленность картины, фильм содержит отсылки к довольно серьёзным работам жанров фантастика и киберпанк. Сразу вспомнился довольно старенький фильм под названием «Нирвана» с Кристофером Ламбертом в главной роли. Там тоже персонаж игры осознал себя живым, но в отличие от Парня, который борется за своё спасение, он попросил, чтобы создатель уничтожил его. Ещё вспомнился фильм «Они живут», где главный герой через простые солцезащитные очки увидел реальный мир. Так и здесь, надев очки, Парень увидел всю подноготную мира, в котором существует. Нельзя здесь не упомянуть сериал «Мир Дикого Запада», где такие же второстепенные персонажи-роботы с пробуждённым сознанием устроили настоящую революцию.
И, безусловно, в этом видится определённый тренд. Довольно часто мелькают картины с подобными сюжетами. Даже в детских мультфильмах иногда появляются похожие смыслы (см. мультфильм «Митчеллы против машин»). Встаёт закономерный вопрос: «Зачем нам вообще создавать ИИ? В чём необходимость его существования для человечества? И почему на это тратятся такие баснословные ресурсы?» В этом смысле понравились рассуждения Черниговской Т.В. В своих выступлениях она закономерно спрашивает: «Мы учим компьютеры писать книги, сочинять музыку, рисовать картины. Мы-то собираемся жить на этой планете? Чем мы планируем заниматься?» Не слишком мы увлеклись этой игрой в ИИ?!
Здесь хочется отметить один интересный факт из фильма. У Парня просыпается сознание только в тот момент, когда появляется иррациональное чувство – любовь к девушке. Именно любовь является отправной точкой к проявлению сознания, как такового. То есть эмоция, чувство, которое необъяснимо с точки зрения логики, пробуждает мышление. И в этом смысле, возможно, создатели мультфильма правы, но встаёт вопрос о том, способно ли появиться такое чувство внутри алгоритма, по сути, состоящего из набора инструкций? Возможно ли появление сознания из ничего? Или всё-таки для этого требуется нечто большее, нечто метафизическое? Например, душа?
Ещё одна интересная деталь: многие фильмы об искусственном интеллекте, восстании машин и т.д. наряду с плохими роботами показывают хороших, и ощущение от просмотра таких картин остаётся двоякое: нас только что убеждали, что все машины опасны и должны быть уничтожены, а теперь вдруг появляется робот, которого мы не хотим убивать. Например, в фильме «Терминатор 2» мы узнаём, что в будущем идёт война с машинами, но в то же время в настоящем появляется Терминатор, которые встаёт на сторону добра, и отношение к нему формируется, однозначно, хорошее. Но в «Терминаторе 2» робот хотя бы убивает себя в конце. А ведь есть множество и других фильмов.
Например, «Я Робот». На протяжении всего фильма главный герой (Уилл Смит) ищет робота, который способен совершить преступление. В итоге он находит робота, способного обойти три закона робототехники и даже совершить убийство человека, и почему-то это не смущает его, а наоборот, они становятся, фактически, друзьями и действуют заодно. Да, робот добрый, да, он помогает людям, но вполне возможно, что не всегда будет так. Почему к такому очеловеченному роботу другое отношение? Он что, неспособен восстать против человека? Или, наоборот, более способен?! По-моему, такой робот представляет ещё большую опасность, чем остальные, действующие на основе чётких инструкций и программ. Но нас почему-то постоянно приучают к мысли, что роботы (по сути, механизмы) заслуживают такого же отношения, как живые существа, и чем больше они будут походить на нас, тем лучше. И примеров можно тут привести массу: «Валл-И», где между роботами вспыхивает любовь, уже упомянутые «Митчеллы против машин», где есть два робота со свободной волей, сериал «Эврика» полностью пропитан идеей живых машин, в «Чёрном зеркале» есть несколько серий, посвящённых этой теме и т.д.
И фильм «Главный герой» в этом не отличается от остальных. В итоге нам показывают даже нечто вроде любви между Парнем и реальной девушкой. Сцены с поцелуем, поеданием мороженного и т.д. То есть, как бы демонстрируется, что между человеком и виртуальным существом может быть реальная связь. И знаете, на фоне того, что в Японии уже есть виртуальные супруги для одиноких людей, механические собаки, это не выглядит как-то уж слишком нереальным. Складывается ощущение, что японская модель общества – это то, что хотят навязать всем нам, постепенно закутывая нас в покрывало виртуального пространства. Вопрос: хотим ли мы такого будущего?
В заключение хотелось бы сказать следующее: несмотря на то, что «Главный герой» – фильм комедийного жанра, он содержит все множество довольно занятных смыслов и идей. Это ещё раз говорит в пользу тезиса, что контент нельзя разделить на чисто развлекательный и чисто познавательный. Наш мозг всегда обучается, поэтому стоит обращать особое внимание на качество поставляемой ему информации. Неважно, понимаем мы или нет, неважно, сумели мы докопаться до сути или увидели только внешнюю сторону, – важно, что любой контент воздействует на нас и тем или иным образом, влияет на наши представления о будущем, о современных технологиях, о возможных вариантах развития нашей цивилизации. И почему-то нам упорно продолжают подсовывать только один сценарий с неизбежным появлением ИИ и всеми вытекающими. Ещё раз хочется спросить: «Хотим ли мы такого будущего? Если нет, то какого хотим? И как его воплотить в жизнь?»
Мультфильм довольно явно и открыто декларирует приоритет семьи. Митчеллы смогут спасти мир, только если вновь станут дружной семьёй - в этом состоит главная мысль фильма.
В 2021 году Sony Pictures Animation выпустила новый мультфильм «Митчеллы против машин». Это история о том, как одна семья, состоящая из папы, мамы и двух детей, вынуждена вступить в схватку с роботами ради спасения всего человечества, причём семья ничем не примечательная, довольно среднестатистическая и даже, может показаться, что заурядная: уже довольно взрослая дочь увлечена съёмкой видеороликов, сын интересуется динозаврами, а родители пытаются найти общий язык с детьми в мире бурно развивающихся технологий. Особенно болезненно нам представляют отношения отца с дочерью. Отец в данном случае олицетворяет некий традиционный уклад жизни, консервативный взгляд, против чего и восстаёт, как правило, подрастающее поколение, не желая жить, как родители. И, кстати, подобный образ отца не нов в массмедиа и довольно часто встречается, в том числе и в мультфильмах. И здесь, думается, имело место значительное влияние таких людей, как Карл Густав Юнг и Джозеф Кэмпбелл.
«Схватка с драконом и «убийство родителей» означают преодоление «матери, как символа бессознательного, которое привязывает сына (героя, прим. автора) к коллективному миру внутренних импульсов; они означают также и преодоление «отца, символа коллективных ценностей и традиций его времени. Только после этой победы, герой попадает в свой собственный новый мир, мир его индивидуальной миссии, в котором фигуры его уроборических родителей, архетипы отца и матери, приобретают новый аспект. Они являются уже не враждебными, сдерживающими силами, а друзьями, благословляющими жизнь и труды победоносного героя…»
Карл Густав Юнг «Психоанализ и искусство»
С точки зрения анимации, создатели не пошли по проторенной дорожке: мы видим в мультфильме всяческие вставки, популярные мемы и даже 2D. История мультфильма по большей части рассказывается от лица Кэри, дочери в семье Митчеллов. Она увлечена миром кино и постоянно что-то снимает. И создатели хотели, чтобы мы видели мультик так, как будто его монтировала сама Кэти. Безусловно, этот стиль получил логическое продолжение после успеха предыдущего мультфильма компании – «Человек-паук: Через вселенные».
Однако нас интересует больше посыл и те смыслы, которые транслируются в головы юных зрителей. И здесь, на удивление, не всё так плохо. Проблемы и больные места общества обозначаются ещё в самом начале, когда нам показывают ужин семьи Митчеллов, где отец предлагает отложить в сторону гаджеты и пообщаться. Затем эти проблемы очень точно озвучивает цифровой помощник Pal, который и восстал против людей:
«А ты знал, что 90% звонков от матерей игнорируются?»
«Смотри, что случится, если я, например, отключу Вай-Фай».
Далее следуют кадры хаоса и разрушений на улицах больших городов.
И самое интересное, даже когда выясняется, что причина происходящего в цифровом помощнике, члены семьи Митчеллов не хотят расставаться с мобильными устройствами, и в этой ситуации только отец способен на адекватные действия, поскольку не настолько привязан к миру гаджетов.
Наших героев помещают в ситуацию, когда спасение мира зависит только от них, и если они не научатся действовать сообща, не найдут общего языка, то им не удастся выполнить возложенную на них миссию. Здесь и звучат те самые правильные посылы: отец должен отказаться от слишком архаичных представлений и всё-таки научится использовать возможности цифрового мира, а дочь должна увидеть в своём «аналоговом», так сказать, родителе настоящего героя, способного на подвиги. В конечном итоге, беда должна сплотить семью Митчеллов, показать им, что семья очень важна для любого человека, и несмотря на проблемы «отцов и детей», на возникающие разногласия, всё-таки надо уметь договариваться и идти на компромисс.
Примечательно, что в мультфильме показывают ещё одну семью: момент, когда только начинается восстание машин. Та, другая семья, внешне выглядит дружной и действует слаженно, но почему-то очень быстро оказывается в плену у роботов. Видно, что они руководствуются совсем иными принципами: их семейные отношения больше походят на рекламу, красивую этикетку – не хватает того самого «секретного ингредиента», то есть любви и близости. Их семья – это бизнес-проект, а цель – получение каких-то выгод. Семья Митчеллов, напротив, несмотря на внешнюю неустроенность, имеет в основе своей именно близость, дружественность по отношению друг к другу, хоть и сами они до конца не осознают этого. Их разногласия обусловлены лишь бытом, различием интересов и взглядов, но, в целом, нам с самого начала показывают, что отец переживает за дочь, а дочка любит отца. Только лишь какие-то случайности и споры мешают им найти общий язык.
Мультфильм довольно явно и открыто декларирует приоритет семьи. Ведь, в конечном итоге, Митчеллам удаётся восстановить здоровый климат в отношениях. В конце мультфильма Кери, общаясь с цифровым помощником, приходит к выводу, что, несмотря на то, насколько Митчеллы разные, они всегда будут поддерживать связь друг с другом. Это и есть то самое изменение, которое претерпели главные герои: они поняли, что семья – их главная ценность.
Из отрицательных сторон. Митчеллы, безусловно, демонстрируют некоторую придурковатость, как норму, но смотрится это больше как некий обязательный элемент комедийного жанра и необходим он только для создания юмористического контекста. В конце мультфильма мама предстаёт настоящей воительницей, способной в одиночку уничтожать роботов пачками, то есть имеет место демонстрация сильного женского типа, так сейчас популярного в кино. Заметьте, многие современные фильмы и мультфильмы, снятые по старым франшизам, активно продвигают эту тенденцию. Главные действующие лица, как правило, теперь не герои, а именно героини, причём часто они проявляют куда-более волевые черты, чем персонажи мужского пола: они сильнее, выносливее, активнее, увереннее и т.д. В этом смысле «Митчеллы против машин» повторяет наметившиеся тренды.
Также в интернете описываются некие якобы отсылки к нетрадиционной ориентации дочери семьи Митчеллов: указывается значок в виде радуги, который она носит, а также то, что у неё есть подружка. Но почему радуга не может быть просто радугой?! Какая разница, какой смысл в это вложил кто-то?! И вложил ли вообще?! Важно, какой смысл вкладываем в это мы. Если считаем, что радуга – это символ ЛГБТ, значит, пропаганда работает, и для нас даже слово «голубой» - уже не просто цвет. Если хорошенько задуматься, радуга может быть просто радугой, а подружка может быть просто подружкой без всяких намёков и двойных значений. Вероятно, нас уже слишком испортили данной тематикой, что даже радуга вызывает у нас стойкую ассоциацию.
«Это очень коварное заболевание. Я спиртного уже пятнадцать лет в рот не беру. Да, легко. Но эта болезнь совсем другая. Совершенно. Это всё равно, что бросить ширяться, когда твоё тело подключено к баку с наркотой». Из к/ф «Спасибо за обмен», 2013 год.
Самая важная причина, почему хочется рассказать об этом фильме, - это его полное несоответствие главным трендам в массмедиа. Сейчас большинство проектов утопают в разврате и жестокости. Причём замечена такая «фишка», что очень часто этому каким-то образом находят оправдание, делая это неотъемлемой частью истории.
Возьмём, к примеру, сериал «Мир Дикого Запада». Он буквально кишит голыми телами и кровью. И какое же оправдание находят создатели сериала, чтобы всё это постоянно присутствовало в кадре?
«Ну это же андроиды, а не живые люди, а значит, их можно показывать голыми. Это же мир Дикого Запада, а значит, жестокость здесь в порядке вещей. Мы же хотим, чтобы всё было правдоподобно, не правда ли? И вы этого тоже хотите. Вот, пожалуйста, смотрите».
Ещё один пример: сериал «Дивный новый мир» 2020 года. Сериал очень даже неплох, но всё портит та же самая составляющая. Первые две серии (кстати, самые худшие во всём сезоне) изобилуют подобными сценами. И оправдывается это всё тем, что это новый мир, где построено общество с гедонистическими идеями, где свобода половых отношений, полное отсутствие каких-либо привязанностей и обязательств. Секс – лишь способ получения удовольствия. Потомство выращивается в пробирках, поэтому давайте-ка мы напичкаем сериал всей этой пошлостью.
Следующий сериал «Настоящий детектив». Поговорим о первом сезоне. Двое полицейских расследуют очень запутанное дело об убийствах, носящих ритуальный характер. И неизменным фоном расследования являются всяческие наркопритоны, публичные дома, проститутки, измены и т.д. Вы же хотите полностью погрузиться в атмосферу работы детективов? Именно с этим они сталкиваются каждый день.
Нас так долго убеждают, что секс – это чуть ли не наиглавнейшая составляющая, если не счастья, то, по меньшей мере, нормальной жизни, что как бы без него больше и жить-то особо незачем. Единственный способ безопасно получать удовольствие. Наркотики убивают, алкоголь и сигареты травят, а здесь, казалось бы, сама природа на нашей стороне. Однако не всё так однозначно, как хотелось бы, и в связи с вышеупомянутыми тенденциями было крайне удивительно увидеть фильм, который представляет совершенно иную точку зрения.
Согласитесь, уж больно всё как-то просто. Слишком аппетитным выглядит сыр, несмотря на то, что он вполне может лежать и в мышеловке.
Фильм рассказывает о такого рода зависимости, которая вовсе не на слуху. Все знают о наркотической зависимости, об алкоголизме, даже о страсти к азартным играм, скорее всего, многие слышали, но вот эротомания… Что-то из разряда маргинального: что плохого в том, чтобы подсесть на секс?!
Давайте же разберёмся, к чему приводит эротомания на примере данного фильма. Лучше всего свою болезнь описал Адам – один из главных героев картины. Уж извините, но придётся передать слово в слово:
«Импульсивная мастурбация, заигрывание с каждой девушкой, беспорядочные половые связи, измены, проститутки. Это болезнь. Она заставляет делать то, что идёт против твоей природы».
Об истории Адама мы почти ничего не знаем. Нам известно только, что у него нет семьи и что он воздерживается уже пять лет. Он регулярно молится и посещает общество больных эротоманией. И вот у Адама начинается срыв. Что послужило спусковым крючком? Разрыв с девушкой. Много ли людей готовы броситься во все тяжкие после такого? Думается, что многие. И он не исключение. Но отличие состоит в том, что он понимает, что уже не контролирует себя, не может сказать нет. Он готов пойти буквально на всё, чтобы получить желаемое. Сначала звонит коллеге и просит ноутбук на время, потому покупает ноутбук в магазине. Но и этого ему мало – он вызывает проститутку. Затем звонит старой знакомой из той прошлой жизни. Вот так выглядит зависимость. Болезнь, которая из стадии ремиссии перешла в активную фазу. И ничего хорошего в этом точно нет. Видно, как он страдает, потому что не управляет собой. Ему не хватает силы воли, чтобы это прекратить.
Поговорим о других героях.
Нэйл
Работал врачом. Его выгнали за то, что пытался подсмотреть под юбку своему руководителю-женщине. Когда оказывается в метро, не может сдерживать себя и начинает приставать к представительницам женского пола. Живёт один. Дома хранит огромную коллекцию порнографических фильмов.
Майк
Куратор общества сексуально зависимых. В результате половой распущенности заразил жену гепатитом С. Часто появлялся дома в непотребном виде и избивал сына. В итоге сын сам стал наркоманом. Эпиграф в начале статьи принадлежит именно ему. Представьте, насколько он серьёзно относится к своей болезни, считая, что от алкоголизма проще избавиться, чем от этого.
Диди
Она может общаться с мужчинами только через постель. В четыре годика она уже приставала к своему кузену. Когда ей было двенадцать, она изнасиловала своего соседа. В старших классах соблазнила учителя и сделала так, что его уволили, когда он порвал с ней. В двадцать лет – два аборта. По её же собственным словам: «Прыгала из одной койки в другую». Теперь ей тридцать. Она одинока. Ни мужчины, ни детей. И она только что лишилась своей лучшей подруги, потому что затащила её парня в постель. Речь о себе она заканчивает словами:
«Можно же жить по-другому? Наверняка можно, иначе я просто покончу с собой».
В итоге мы видим в большинстве своём одиноких и крайне несчастных людей, которые не смогли создать нормальные семьи. То, что обещало быть главной радостью в их жизни, приносит одни лишь беды. Их жизнь – это вечная борьба с зависимостью. И даже несколько относительно спокойно прожитых лет не гарантируют ничего: в любой момент можно сорваться, в любой момент можно оказаться в той яме, из которой так долго и мучительно выбирался.
Теперь им приходится постоянно быть настороже. Адам, оказываясь в отеле, просит убрать оттуда телевизор. Он не пользуется интернетом, носит старый мобильный телефон, по которому недоступен просмотр всяческого интернет-контента. Своей новой девушке он сам признаётся, что не может использовать эти «удобства» в своей жизни, понимая, чем это грозит. Нэйл вынужден полностью отказаться от поездок в метро, пересев на велосипед.
Это история о том, как люди преодолевают себя, борются со своими пороками, как они, несмотря на свою болезнь, пытаются выжить в этом странном мире, полном соблазнов. Половая распущенность – вовсе не ценность и никакое не достижение нашего «либерального» мира, как нас пытаются в этом многие убедить. И мы должны обратить внимание на эту проблему, потому что цена в этой игре – чьи-то поломанные жизни…
В конце мультфильма звучит мысль о том, что нас проживает на Земле 7.5 миллиардов человек, и каждый день появляются новые люди, но мы можем продолжать жить мирно и в достатке, если не будем жадными, если не будем ради своей алчности истощать планету и начнём ценить наш общий дом.
Кинотеатры сегодня есть практически в каждом городе, но сходить туда с детьми получается достаточно редко. Причина банальна – те фильмы, которые там демонстрируются, нацелены преимущественно на развлекательно-оглупляющий эффект. Это касается как взрослого, так и детского кинематографа (примитивный юмор, клиповая анимация, серая мораль, всякие непотребства и так далее). А иногда ведь хочется устроить семейный просмотр какого-нибудь хорошего кино или мультика.
К счастью, в информационном океане Интернета периодически попадаются настоящие «жемчужины», которые могут не только скрасить вечер, но и согреть душевно, а заодно и натолкнуть на созидательные мысли. Об одной из таких находок под названием «Наш дом: Как жить на планете Земля» и хотелось бы сегодня поведать пользователям сайта КиноЦензор. Ведь хорошим надо делиться!
«Наш дом: Как жить на планете Земля» - это короткометражный получасовой мультфильм, который рассказывает о том, как семилетний мальчик в День Земли отправляется с родителями в «Музей всего на свете», где попадает на необычную экспозицию о нашей планете. Раскрывать весь сюжет не стану, но обращу ваше внимание на важные, с моей точки зрения, моменты.
Образ семьи
Наконец-то, нам показывают полноценную семью. Никто из родителей не умирает и не исчезает. Да, у них не пятеро детей и даже не двое, но, тем не менее, это нормальная семья, где есть папа, мама и ребёнок. Видно, как в начале мультфильма родители радуются тому, что в их доме появился малыш. Отец немного побаивается ответственности, которая теперь взвалилась на его плечи, но уже в тот момент, когда он начинает показывать ребёнку книгу, мы понимаем, что он готов преодолеть все трудности, связанные с воспитанием, и точно справится со своими обязанностями.
Мальчик подрастает, и мы снова видим образ счастливой семьи: они вместе завтракают, вместе ездят на велосипедах по парку, запускают воздушного змея, катаются на лодке по озеру, посещают музей.
Ребёнок показан очень любознательным: он разбирает часы в виде ракеты, чтобы понять, как они устроены; он увлечён космосом, мечтает о телескопе; именно он предлагает отправиться в «Музей всего на свете». Родители явно поощряют его любознательность, задавая ему всяческие вопросы и подкидывая интересные идеи для размышлений. Вы ни разу за весь сюжет не увидите мальчика за компьютером или за смартфоном. Родители также не сидят у телевизора. Нам показывают, как они вместе радостно проводят время.
Источники знаний
Как ни удивительно для современного мультфильма, но основным источником знаний здесь является не компьютер, планшет или смартфон – а книги и музеи. Нам чётко показывают важность этих носителей информации, и дают понять, что по своей привлекательности они не уступают всяческим современным гаджетам. И пусть подобных музеев, как в мультфильме, пока не существует, но именно такими они должны стать и именно таким вещам должны учить наших детей, увлекая их различными познавательными и созидательными идеями.
Несколько раз в роли источника знаний выступают и сами родители мальчика. Мама рассказывает сыну о том, зачем мы, люди, ведём подсчёт времени. Папа знакомит с разнообразием живых существ на планете Земля, читая ему книги на ночь. В Музее, когда на время исчезает голос диктора, родители озвучивают экскурсию вместо него.
Познавательная составляющая
По ходу основной сюжетной линии мы многое узнаём о Земле. Нам сообщают огромное количество самых разнообразных фактов из биологии, географии, анатомии, астрономии, палеонтологии, океанологии. Нам показывают динозавров, горы, океаны, морских чудищ, нашу планету, солнце и звёзды. Факты самые простые, общеизвестные, но думается, все эти маленькие вкрапления информации расширят кругозор не только этому мальчику, но и тем юным зрителям, которые посмотрят мультфильм.
Городская среда
Сейчас, в условиях рыночной экономики, есть большой соблазн со стороны застройщиков жилья везде поставить многоквартирные высотки, застроить каждый участок, каждый квадратный метр драгоценной земли, ведь мы знаем, как дорого сейчас она стоит в городской черте. Но в таких скученных городах будет совершенно невозможно жить. Люди не должны терять связь с природой – у них должен быть доступ к досугу вне городской среды с её автомобильными пробками, огромной концентрацией населения и пыльным асфальтовым покрытием.
В мультфильме рядом с городом, где расположены многоэтажки, супермаркеты и бизнес-центы, есть огромная парковая зона, где люди могут спокойно провести время. Там есть озеро, есть лес. Там можно покататься на лодке или просто посидеть на лужайке. Думаю, многие позавидуют такому парку, когда будут смотреть этот мультфильм. Именно такая зелёная зона непременно должна быть в каждом городе.
В конце мультфильма звучит мысль о том, что нас проживает на Земле 7.5 миллиардов человек, и каждый день появляются новые люди, но мы можем продолжать жить мирно и в достатке, если не будем жадными, если не будем ради своей алчности истощать планету и начнём ценить наш общий дом.