Мультфильм учит почитанию старших, послушанию, доброму отношению к людям, умению посмеяться над собой, когда это уместно, и прививает любовь к Родине. При этом проводится мысль о том, что никогда не поздно измениться и стать добрым, если до этого делал что-то злое. Задаются правильные модели поведения для мужчин и женщин: мужчины - мужественны, а женщины - женственны.
Вольга и султанова жена (2010) – мультипликационная версия старинной русской былины «Вольга», очень красочная, веселая, несколько расширенная и переосмысленная авторами, несущая в себе позитивные нравственные установки и прививающая соответствующие модели поведения.
Сначала отмечу следующее: общая сюжетная линия соответствует тому, что написано в оригинальном тексте былины. Не буду делать пересказа, укажу лишь на то, что было добавлено и видоизменено создателями мультика: во-первых, добавлен образ мудреца-наставника Вольги (в былине ничего не говорится об этом человеке, мы только знаем, что Вольга у кого-то учился разным премудростям, в том числе и перевоплощению в животных); во-вторых, добавлены два комических образа животных-помощников (горностай Тай и барсук Бук); в-третьих, султанова жена в былине не была чародейкой-полоненной в детстве русской княжной, имя у нее другое, но вещий сон победы Вольги над султаном она видела, стала ли она женой Вольге, в былине не указано; в-четвертых, не было в былине образов двух султановых слуг, пытавшихся погубить Вольгу, также ничего не сказано о препятствиях на пути дружины к Золотой Орде в виде огромного камня, волка-оборотня и чудесного коня; и последнее, в былине сказано о полонении Золотой Орды, что в мультике не показано, зато есть сцена убийства (выбрасывания из окна) султана, а этого уже нет в былине. Таким образом, искажения некоторые есть, но они незначительны и не умаляют идейной составляющей былинного повествования.
Теперь перейду к нравственной составляющей. Как в любой сказке, есть силы Добра (мудрец, его зверьки, Вольга, его родители, дружина) и силы Зла (султан, его жена Айсуна, султановы слуги). Добро и Зло показано так, как оно и должно быть показано. Силы Добра вызывают симпатию, а силы Зла – неприятие. Зло побеждено Добром (султан погиб, его слуги оставлены в лесу на потеху «лешим бабкам», а Айсуна раскаялась в своих поступках и стала доброй). Мы видим глупых султановых слуг, которые всегда сами страдают от своих злодеяний, и в этом, на мой взгляд, есть своя идея. Мы видим горделивого и самонадеянного султана, который погибает из-за этих своих недостатков. Мы видим Айсуну, терзающуюся в муках совести, когда она варит отравляющее зелье, и ее исправление. Мы видим Вольгу – сильного, мудрого, доброго богатыря с хорошим чувством юмора, самодостаточного, но в то же время стремящегося всегда посоветоваться со своим наставником. Мы видим мудреца – всевидящего, направляющего, помогающего Добру, обладающего чудодейственной силой, и этим он похож на Бога.
Нет в этом мультфильме сцен с алкоголем, эротических сцен, смакования насилия (последнее либо понятно из контекста, но прямо не показывается, либо без излишней жестокости и крови).
Мультик смешной, и юмор в нем хороший, добрый. Смеются в основном над собственной или чужой глупостью или нелепым положением. При этом осмеивание себя происходит для разрядки обстановки: перехода от негатива, к позитиву. Единственное, что не понравилось: немного туалетного юмора, когда зверьки сидят друг на друге по заданию мудреца (подсматривают за родителями Вольги) и ссорятся, а также когда султановы слуги, прибирая за лошадьми дружинников, дерутся и вымазывают друг друга лошадиным пометом.
Еще одно наблюдение: очень много песен, большинство из которых хороши в содержательном плане и красиво исполнены.
Итог: мультфильм учит почитанию старших, послушанию, доброму отношению к людям, умению посмеяться над собой, когда это уместно, и прививает любовь к Родине. При этом проводится мысль о том, что никогда не поздно измениться и стать добрым, если до этого делал что-то злое. Задаются правильные модели поведения для мужчин и женщин: мужчины мужественны, а женщины женственны.
Любви к своей Родине (образ Владимира); любви к ближнему (образы Владимира, Ярополка, Деда-Бояна, Алекши); смелости и храбрости (образы Владимира, Ярополка, Деда-Бояна, Алекши); мужественности и женственности применительно к своему полу (неважно, что ты еще мал, если ты мужчина, то ты защитник, если ты женщина, то из преданности к дорогому тебе человеку должна помочь – об Алекше, и Оле); милосердию (образ Анастасии); преданности (образ Добрыни).
Мультфильм «Князь Владимир» - художественное произведение, рассказывающее о жизни славян во времена правления Святославичей: братьев Олега, Ярополка и Владимира. Главным героем выступает именно Владимир, позже получивший прозвище «Красное Солнышко». В «Князе Владимире» мы видим многие языческие обряды (принесение жертв, праздник Масленицы, гадание по венку) и параллельное принятие христианских мировоззрений некоторыми из представителей нашего народа (образы княгини Ольги и князя Ярополка, мальчик Алекша с Евангелием, обряд крещения Алекши Алексием, принятие веры в Бога-любовь князем Владимиром).
Также нам показывают торговые дружественные отношения Руси и Византии и вражду с печенегами. При этом Византия – государство, заинтересованное в целостности и процветании Руси как приграничного государства, стоящего на пути печенегов, а печенеги – кочевники, для которых богатство представляет собой самую главную ценность в жизни, и для его получения они готовы использовать даже самые мерзкие, бесчестные методы. В процессе разворачивания сюжета активно действуют силы Добра и Зла, которые олицетворены персонажами Деда-Бояна (Добро) и Кривжи (Зло), именно они через других людей приводят к тем или иным событиям. Очень много мудрых мыслей мы слышим от героев этого мультфильма. Приведем примеры.
1. Волхв: «Добро и Зло разными дорогами ходят, выберешь Добро – будешь Правжей, выберешь Зло – будешь Кривжей» (налицо соотнесение Добра с Правдой и Зла с Ложью – христианский мотив служения Богу или Дьяволу, которого называют Князем Лжи).
2. Анастасий-грек: «Евангелие спасет тебя: в огне не сгоришь и в воде не утонешь».
3. Дед-Боян: «Умереть сегодня рано, а когда-нибудь надо»; «Сила Бога – нам подмога»; «Любовь – это, прежде всего, внимание и забота»; «Он свою хворь сам перебороть должен. Он сейчас у черты: выбрать нужно, во тьме оставаться или на свет идти. А ты книгу свою читай» (христианский взгляд на источник болезни, болезнь от Зла, переборешь в себе Зло - поправишься).
4. Бояре: «Любовь человека держит».
5. Алекша и Владимир вместе (на основе Евангелия): «Тьма приходит и уходит», «Тьма приходит и уже истинный свет светит. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме. От Него заповедь, чтоб любили Бога, любили и Брата своего. В любви нет страха. Пребывающий в любви, пребывает в Боге и Бог в нем. И Бог есть любовь».
Отдельно хочется сказать об изумительной красоты песнях, сопровождающих сюжет мультфильма. Прекрасна музыка и прекрасны слова, наполненные глубокими мыслями о чувствах человека, Любви (как явлении Божественного происхождения) и природными фольклорными образами. Все это как нельзя кстати вливается в историю о Древней языческой Руси.
Пару минусов: есть сцена употребления вина князем и его гостями на празднике Масленицы и есть эпизоды насилия: 2 похода князя Владимира, но подробности не смакуются, либо это быстро сменяющиеся эпизоды, либо фрагмент, из которого становится понятно, что человек убит.
После общего обзора перейдем к рассмотрению образов действующих лиц.
Князь Владимир – правитель Новгорода. Византийский император говорит про него: «Умен, молод и горяч». Держит в качестве своих приближенных своего дядьку Добрыню и некого викинга-варяга (имя его не звучит). В начале мультфильма Владимир – это бравый молодец, который не прочь поразбойничать. Нам показывают поход Владимира на некий город, который ему удается завоевать и присвоить себе его богатство.
При этом показательны 3 эпизода: сначала птичье гнездо на крепостной стене с яйцами, потом убийство князем некой женщины, заслонившей собой стариков, женщин и детей (возможно, местной княгини), затем задумчивое лицо князя при виде пустого гнезда в реке.
Все это, с одной стороны, демонстрирует нам все ужасы несправедливой войны, в результате которой разрушаются семьи и погибают невинные люди, с другой стороны, гнездо – символический образ, заставивший Владимира почувствовать себя сиротой и поскорей вернуться домой. Из всего этого следует, что он не дает пощады чужим, но проникнут чувством любви к родному. Он любит и своих братьев, и до последнего отказывается верить в их предательство, но все-таки Кривже удается его убедить идти в поход на Киев. Он храбр, смел, но жесток и своенравен. У него есть своеобразное чувство справедливости: в поединке с Ярополком он отказывается от предложенного братом кулона, знаменующего власть над Киевом, ведь он пришел не за этим, а чтобы покарать за измену, которой, как оказалось, не было. В целом князь показан как лицо, которое творило Зло в большей степени не по своей воле, а по наущению Кривжи (то есть воплощения Зла).
Экскурс в историю: на самом деле все было не совсем так. Учебник по истории академика Сахарова рассказывает о том, что между братьями шла междуусобная война, что Владимир хотел быть единым правителем, и братья были убиты по его приказанию. В мультфильме же Владимир – более положительный образ, чем был в жизни. Но если «копнуть глубже», он действительно был движим Злом, когда творил свои страшные дела. Жажда богатства и безграничной власти – это внутреннее Зло. А мультик – это же сказка для детей, пусть и основанная на реальных событиях. Как ребенку метафорически показать, что Зло губит человека и заставляет его совершать ужасные поступки? Я думаю, что образ Кривжи для этого подошел идеально, и что в этом случае художественный вымысел оправдан.
Кривжа – недостойный ученик Волхва, из жажды власти присвоивший себе посох учителя и ставший воплощением Зла. Кривжа – жрец Перуна (бога молнии), оборотень, проявляющий свою силу только во тьме. Для достижения своих целей он использует обман и темные магические умения, и это неудивительно для человека, который носит имя, обозначающее Ложь; он говорит, что служит богам, но, на самом деле, любит только себя и служит только себе, что доказывает эпизод, когда во время жертвоприношения молния рассекла идола Перуна надвое. Кривжа кровожаден, в течение всего мультфильма он преследует Алекшу – единственного свидетеля его заговора с Кирей, вождем печенегов. Как и положено по всем канонам, эта история заканчивается победой Добра над Злом, то есть над Кривжей.
Дед-Боян – добродушный дедушка, живущий в лесу, выращивающий овощи, ухаживающий за пчелами и другими животными. Можно сказать, что он обладает какой-то магической силой, но эта сила строится на любви ко всему живому. Хоть он и верит бога по имени Род, но такое чувство, что по сути он верит в Бога-любовь, т.е. в Христа. Поэтому и неудивительно, что он с таким интересом слушает рассказы Алекши о Евангелии. Боян – воплощение Добра в мультфильме, которое и побеждает Зло. Он говорит мудрые вещи, он по-своему строг и в то же время добр, гостеприимен. Боян приютил Алекшу, а Алекша во всем помогал своему новому опекуну.
Князь Ярополк – правитель Киева, главный князь на Руси. В детстве у них с Владимиром были разногласия, он не считал его за своего брата, потому что мама у них была разная. Бабушка княгиня Ольга примирила их, но Ярополк всю жизнь носил в себе эти противоречивые чувства, хотя и поборол в себе пренебрежение и принял брата. И поэтому в поединке с ним он, пусть и не сразу, но готов не проливая крови, отдать ему власть. Когда варяг убивает Ярополка, тот кается, что много согрешил, и вы видим крупным планом крестик в его руке.
Добрыня – воевода, дядька Владимира, его активный помощник и советчик. Он очень мудрый, справедливый и строгий. Во всех делах сопровождает своего племянника.
Викинг-варяг – сотник Владимира. По своей сути он разбойник: он любит убивать и грабить. Богатство для него – самое важное в жизни. Именно от его руки погибает князь Ярополк. И именно он затевает смуту, когда Владимир попал в беду на охоте.
Два брата-толстяка – комические персонажи, олицетворяющие собой такие пороки как, обжорство и глупость. Из-за наличия у них грубой силы и бездумного подчинения их берут в дружину. Во время своей службы они сознательно не приносят никакой пользы князю: все, что их заботит – наполнение собственного желудка. В этом случае показателен эпизод, когда они раскидали отряд печенегов в отместку за то, что те попали стрелой в их рыбу. Есть у них интерес и к женщинам. Нам показывают, как они пытаются ухаживать за одной девушкой: один угощает ее ягодами, а другой – яблоками. Но девушка не проявляет к ним особого интереса.
Анастасий – грек-торговец, он же византийский посол на Руси. Он выкупает Алекшу из печенегжского рабства, крестит его, рассказывает ему о Боге, дарит ему Евангелие. Некоторое время Алекша сопровождал в плаваниях своего наставника, с ним же он побывал в Константинополе, где видел самого императора и играл на жилейке для императорской сестры Анны.
Алекша – замечательный мужской персонаж – ребенок. Ему на вид около 10-11 лет. Алекша очень смелый и великодушный. Замечательны эпизоды, в которых Алекша сначала вытаскивает из речки тонущего врага – Гияра, сына вождя печенегов, а потом уводит от деревни в лес отряд печенегов, которые отправились на поиски Гияра. Поражает и эпизод его бегства от оборотня-Кривжи и прыжок с обрыва в реку с безграничной верой в то, что Евангелие спасет. В заключительной битве Добра и Зла Алекша принимает самое активное участие: сбивает Кривжу с ног бочкой с медом, бросается на того, чтобы спасти Бояна.
Оля – не самый лучший детский персонаж мультфильма «Князь Владимир». Эта девочка – кажется, племянника Добрыни. Она непослушна, своенравна, грубо обходится со своими няньками. Без разрешения Добрыни пробралась к нему на корабль и отправилась с ним в поход. Но! спасла Алекшу от смерти (по-женски спасла: принесла сумку с Евангелием и отвязала Алекшу от дерева) в лесу, когда его хотел убить Кривжа. Есть в ней и некоторая женственность: он краснеет и прихорашивается, когда обнаруживает, что Алекша нашел ее венок (это значило, что он ее будущий жених).
Итог: мультфильм хороший, рекомендуется к просмотру подрастающему поколению.