Фильм учит быть настоящим мужчиной и настоящей женщиной. Формирует чувство гордости за своих сограждан и желание им подражать. Фраза из фильма, которая должна стать афоризмом: "Русский - значит трезвый".
17 апреля - День Советской пожарной охраны. В этот день я очень символично посмотрела фильм "Огонь" (2020) и получила весь спектр удовольствия, который можно получить от просмотра отличного произведения киноискусства!
Смотришь этот фильм и понимаешь: вот он, образ настоящего мужчины!
Настоящий мужчина в этом фильме:
- это герой;
- это защитник женщин, детей и стариков, готовый пожертвовать своей жизнью ради других;
- это человек находчивый, способный нестандартно действовать в сложных ситуациях;
- это человек добрый, любящий и ценящий свою семью;
- это человек, ведущий здоровый образ жизни.
Если это начальник, то это настоящий лидер, достойный пример для подражания, который готов понести даже самую суровую ответственность за свои решения.
Приятно видеть в этом фильмы личностный рост одного из героев: сначала типичный паренек "на понтах", "гаджетоман", модник, а потом настоящий герой. Образы любящих женщин так же достойны уважения: они ждут терпеливо, а некоторые (особенно дочь одного из главных героев) ради спасения отца и любимого совершила смелый поступок, за который могла, вероятно, не просто потерять работу.
Очень порадовало раскрытие темы употребления алкоголя: один из пожарных сказал изумительную фразу, достойную стать афоризмом: "Русский - значит трезвый!". А один из простых жителей деревни, возле которой происходит часть действия, на своем опыте четко осознал смысл этой фразы и начал бороться с бичом современной деревни - алкоголизмом.
Еще одна мысль, которая приходит в голову при просмотре: "Вот живешь в смоем мирке, все у тебя хорошо, а где-то, может быть в 1000 км от тебя есть люди, которые находятся в зоне повышенной опасности и каждый день рискуют своей жизнью". Вывод: нужно ценить, что живешь мирно и спокойно, что вообще живешь!
Мультфильм учит почитанию старших, послушанию, доброму отношению к людям, умению посмеяться над собой, когда это уместно, и прививает любовь к Родине. При этом проводится мысль о том, что никогда не поздно измениться и стать добрым, если до этого делал что-то злое. Задаются правильные модели поведения для мужчин и женщин: мужчины - мужественны, а женщины - женственны.
Вольга и султанова жена (2010) – мультипликационная версия старинной русской былины «Вольга», очень красочная, веселая, несколько расширенная и переосмысленная авторами, несущая в себе позитивные нравственные установки и прививающая соответствующие модели поведения.
Сначала отмечу следующее: общая сюжетная линия соответствует тому, что написано в оригинальном тексте былины. Не буду делать пересказа, укажу лишь на то, что было добавлено и видоизменено создателями мультика: во-первых, добавлен образ мудреца-наставника Вольги (в былине ничего не говорится об этом человеке, мы только знаем, что Вольга у кого-то учился разным премудростям, в том числе и перевоплощению в животных); во-вторых, добавлены два комических образа животных-помощников (горностай Тай и барсук Бук); в-третьих, султанова жена в былине не была чародейкой-полоненной в детстве русской княжной, имя у нее другое, но вещий сон победы Вольги над султаном она видела, стала ли она женой Вольге, в былине не указано; в-четвертых, не было в былине образов двух султановых слуг, пытавшихся погубить Вольгу, также ничего не сказано о препятствиях на пути дружины к Золотой Орде в виде огромного камня, волка-оборотня и чудесного коня; и последнее, в былине сказано о полонении Золотой Орды, что в мультике не показано, зато есть сцена убийства (выбрасывания из окна) султана, а этого уже нет в былине. Таким образом, искажения некоторые есть, но они незначительны и не умаляют идейной составляющей былинного повествования.
Теперь перейду к нравственной составляющей. Как в любой сказке, есть силы Добра (мудрец, его зверьки, Вольга, его родители, дружина) и силы Зла (султан, его жена Айсуна, султановы слуги). Добро и Зло показано так, как оно и должно быть показано. Силы Добра вызывают симпатию, а силы Зла – неприятие. Зло побеждено Добром (султан погиб, его слуги оставлены в лесу на потеху «лешим бабкам», а Айсуна раскаялась в своих поступках и стала доброй). Мы видим глупых султановых слуг, которые всегда сами страдают от своих злодеяний, и в этом, на мой взгляд, есть своя идея. Мы видим горделивого и самонадеянного султана, который погибает из-за этих своих недостатков. Мы видим Айсуну, терзающуюся в муках совести, когда она варит отравляющее зелье, и ее исправление. Мы видим Вольгу – сильного, мудрого, доброго богатыря с хорошим чувством юмора, самодостаточного, но в то же время стремящегося всегда посоветоваться со своим наставником. Мы видим мудреца – всевидящего, направляющего, помогающего Добру, обладающего чудодейственной силой, и этим он похож на Бога.
Нет в этом мультфильме сцен с алкоголем, эротических сцен, смакования насилия (последнее либо понятно из контекста, но прямо не показывается, либо без излишней жестокости и крови).
Мультик смешной, и юмор в нем хороший, добрый. Смеются в основном над собственной или чужой глупостью или нелепым положением. При этом осмеивание себя происходит для разрядки обстановки: перехода от негатива, к позитиву. Единственное, что не понравилось: немного туалетного юмора, когда зверьки сидят друг на друге по заданию мудреца (подсматривают за родителями Вольги) и ссорятся, а также когда султановы слуги, прибирая за лошадьми дружинников, дерутся и вымазывают друг друга лошадиным пометом.
Еще одно наблюдение: очень много песен, большинство из которых хороши в содержательном плане и красиво исполнены.
Итог: мультфильм учит почитанию старших, послушанию, доброму отношению к людям, умению посмеяться над собой, когда это уместно, и прививает любовь к Родине. При этом проводится мысль о том, что никогда не поздно измениться и стать добрым, если до этого делал что-то злое. Задаются правильные модели поведения для мужчин и женщин: мужчины мужественны, а женщины женственны.
Любви к своей Родине (образ Владимира); любви к ближнему (образы Владимира, Ярополка, Деда-Бояна, Алекши); смелости и храбрости (образы Владимира, Ярополка, Деда-Бояна, Алекши); мужественности и женственности применительно к своему полу (неважно, что ты еще мал, если ты мужчина, то ты защитник, если ты женщина, то из преданности к дорогому тебе человеку должна помочь – об Алекше, и Оле); милосердию (образ Анастасии); преданности (образ Добрыни).
Мультфильм «Князь Владимир» - художественное произведение, рассказывающее о жизни славян во времена правления Святославичей: братьев Олега, Ярополка и Владимира. Главным героем выступает именно Владимир, позже получивший прозвище «Красное Солнышко». В «Князе Владимире» мы видим многие языческие обряды (принесение жертв, праздник Масленицы, гадание по венку) и параллельное принятие христианских мировоззрений некоторыми из представителей нашего народа (образы княгини Ольги и князя Ярополка, мальчик Алекша с Евангелием, обряд крещения Алекши Алексием, принятие веры в Бога-любовь князем Владимиром).
Также нам показывают торговые дружественные отношения Руси и Византии и вражду с печенегами. При этом Византия – государство, заинтересованное в целостности и процветании Руси как приграничного государства, стоящего на пути печенегов, а печенеги – кочевники, для которых богатство представляет собой самую главную ценность в жизни, и для его получения они готовы использовать даже самые мерзкие, бесчестные методы. В процессе разворачивания сюжета активно действуют силы Добра и Зла, которые олицетворены персонажами Деда-Бояна (Добро) и Кривжи (Зло), именно они через других людей приводят к тем или иным событиям. Очень много мудрых мыслей мы слышим от героев этого мультфильма. Приведем примеры.
1. Волхв: «Добро и Зло разными дорогами ходят, выберешь Добро – будешь Правжей, выберешь Зло – будешь Кривжей» (налицо соотнесение Добра с Правдой и Зла с Ложью – христианский мотив служения Богу или Дьяволу, которого называют Князем Лжи).
2. Анастасий-грек: «Евангелие спасет тебя: в огне не сгоришь и в воде не утонешь».
3. Дед-Боян: «Умереть сегодня рано, а когда-нибудь надо»; «Сила Бога – нам подмога»; «Любовь – это, прежде всего, внимание и забота»; «Он свою хворь сам перебороть должен. Он сейчас у черты: выбрать нужно, во тьме оставаться или на свет идти. А ты книгу свою читай» (христианский взгляд на источник болезни, болезнь от Зла, переборешь в себе Зло - поправишься).
4. Бояре: «Любовь человека держит».
5. Алекша и Владимир вместе (на основе Евангелия): «Тьма приходит и уходит», «Тьма приходит и уже истинный свет светит. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме. От Него заповедь, чтоб любили Бога, любили и Брата своего. В любви нет страха. Пребывающий в любви, пребывает в Боге и Бог в нем. И Бог есть любовь».
Отдельно хочется сказать об изумительной красоты песнях, сопровождающих сюжет мультфильма. Прекрасна музыка и прекрасны слова, наполненные глубокими мыслями о чувствах человека, Любви (как явлении Божественного происхождения) и природными фольклорными образами. Все это как нельзя кстати вливается в историю о Древней языческой Руси.
Пару минусов: есть сцена употребления вина князем и его гостями на празднике Масленицы и есть эпизоды насилия: 2 похода князя Владимира, но подробности не смакуются, либо это быстро сменяющиеся эпизоды, либо фрагмент, из которого становится понятно, что человек убит.
После общего обзора перейдем к рассмотрению образов действующих лиц.
Князь Владимир – правитель Новгорода. Византийский император говорит про него: «Умен, молод и горяч». Держит в качестве своих приближенных своего дядьку Добрыню и некого викинга-варяга (имя его не звучит). В начале мультфильма Владимир – это бравый молодец, который не прочь поразбойничать. Нам показывают поход Владимира на некий город, который ему удается завоевать и присвоить себе его богатство.
При этом показательны 3 эпизода: сначала птичье гнездо на крепостной стене с яйцами, потом убийство князем некой женщины, заслонившей собой стариков, женщин и детей (возможно, местной княгини), затем задумчивое лицо князя при виде пустого гнезда в реке.
Все это, с одной стороны, демонстрирует нам все ужасы несправедливой войны, в результате которой разрушаются семьи и погибают невинные люди, с другой стороны, гнездо – символический образ, заставивший Владимира почувствовать себя сиротой и поскорей вернуться домой. Из всего этого следует, что он не дает пощады чужим, но проникнут чувством любви к родному. Он любит и своих братьев, и до последнего отказывается верить в их предательство, но все-таки Кривже удается его убедить идти в поход на Киев. Он храбр, смел, но жесток и своенравен. У него есть своеобразное чувство справедливости: в поединке с Ярополком он отказывается от предложенного братом кулона, знаменующего власть над Киевом, ведь он пришел не за этим, а чтобы покарать за измену, которой, как оказалось, не было. В целом князь показан как лицо, которое творило Зло в большей степени не по своей воле, а по наущению Кривжи (то есть воплощения Зла).
Экскурс в историю: на самом деле все было не совсем так. Учебник по истории академика Сахарова рассказывает о том, что между братьями шла междуусобная война, что Владимир хотел быть единым правителем, и братья были убиты по его приказанию. В мультфильме же Владимир – более положительный образ, чем был в жизни. Но если «копнуть глубже», он действительно был движим Злом, когда творил свои страшные дела. Жажда богатства и безграничной власти – это внутреннее Зло. А мультик – это же сказка для детей, пусть и основанная на реальных событиях. Как ребенку метафорически показать, что Зло губит человека и заставляет его совершать ужасные поступки? Я думаю, что образ Кривжи для этого подошел идеально, и что в этом случае художественный вымысел оправдан.
Кривжа – недостойный ученик Волхва, из жажды власти присвоивший себе посох учителя и ставший воплощением Зла. Кривжа – жрец Перуна (бога молнии), оборотень, проявляющий свою силу только во тьме. Для достижения своих целей он использует обман и темные магические умения, и это неудивительно для человека, который носит имя, обозначающее Ложь; он говорит, что служит богам, но, на самом деле, любит только себя и служит только себе, что доказывает эпизод, когда во время жертвоприношения молния рассекла идола Перуна надвое. Кривжа кровожаден, в течение всего мультфильма он преследует Алекшу – единственного свидетеля его заговора с Кирей, вождем печенегов. Как и положено по всем канонам, эта история заканчивается победой Добра над Злом, то есть над Кривжей.
Дед-Боян – добродушный дедушка, живущий в лесу, выращивающий овощи, ухаживающий за пчелами и другими животными. Можно сказать, что он обладает какой-то магической силой, но эта сила строится на любви ко всему живому. Хоть он и верит бога по имени Род, но такое чувство, что по сути он верит в Бога-любовь, т.е. в Христа. Поэтому и неудивительно, что он с таким интересом слушает рассказы Алекши о Евангелии. Боян – воплощение Добра в мультфильме, которое и побеждает Зло. Он говорит мудрые вещи, он по-своему строг и в то же время добр, гостеприимен. Боян приютил Алекшу, а Алекша во всем помогал своему новому опекуну.
Князь Ярополк – правитель Киева, главный князь на Руси. В детстве у них с Владимиром были разногласия, он не считал его за своего брата, потому что мама у них была разная. Бабушка княгиня Ольга примирила их, но Ярополк всю жизнь носил в себе эти противоречивые чувства, хотя и поборол в себе пренебрежение и принял брата. И поэтому в поединке с ним он, пусть и не сразу, но готов не проливая крови, отдать ему власть. Когда варяг убивает Ярополка, тот кается, что много согрешил, и вы видим крупным планом крестик в его руке.
Добрыня – воевода, дядька Владимира, его активный помощник и советчик. Он очень мудрый, справедливый и строгий. Во всех делах сопровождает своего племянника.
Викинг-варяг – сотник Владимира. По своей сути он разбойник: он любит убивать и грабить. Богатство для него – самое важное в жизни. Именно от его руки погибает князь Ярополк. И именно он затевает смуту, когда Владимир попал в беду на охоте.
Два брата-толстяка – комические персонажи, олицетворяющие собой такие пороки как, обжорство и глупость. Из-за наличия у них грубой силы и бездумного подчинения их берут в дружину. Во время своей службы они сознательно не приносят никакой пользы князю: все, что их заботит – наполнение собственного желудка. В этом случае показателен эпизод, когда они раскидали отряд печенегов в отместку за то, что те попали стрелой в их рыбу. Есть у них интерес и к женщинам. Нам показывают, как они пытаются ухаживать за одной девушкой: один угощает ее ягодами, а другой – яблоками. Но девушка не проявляет к ним особого интереса.
Анастасий – грек-торговец, он же византийский посол на Руси. Он выкупает Алекшу из печенегжского рабства, крестит его, рассказывает ему о Боге, дарит ему Евангелие. Некоторое время Алекша сопровождал в плаваниях своего наставника, с ним же он побывал в Константинополе, где видел самого императора и играл на жилейке для императорской сестры Анны.
Алекша – замечательный мужской персонаж – ребенок. Ему на вид около 10-11 лет. Алекша очень смелый и великодушный. Замечательны эпизоды, в которых Алекша сначала вытаскивает из речки тонущего врага – Гияра, сына вождя печенегов, а потом уводит от деревни в лес отряд печенегов, которые отправились на поиски Гияра. Поражает и эпизод его бегства от оборотня-Кривжи и прыжок с обрыва в реку с безграничной верой в то, что Евангелие спасет. В заключительной битве Добра и Зла Алекша принимает самое активное участие: сбивает Кривжу с ног бочкой с медом, бросается на того, чтобы спасти Бояна.
Оля – не самый лучший детский персонаж мультфильма «Князь Владимир». Эта девочка – кажется, племянника Добрыни. Она непослушна, своенравна, грубо обходится со своими няньками. Без разрешения Добрыни пробралась к нему на корабль и отправилась с ним в поход. Но! спасла Алекшу от смерти (по-женски спасла: принесла сумку с Евангелием и отвязала Алекшу от дерева) в лесу, когда его хотел убить Кривжа. Есть в ней и некоторая женственность: он краснеет и прихорашивается, когда обнаруживает, что Алекша нашел ее венок (это значило, что он ее будущий жених).
Итог: мультфильм хороший, рекомендуется к просмотру подрастающему поколению.
Фильм показывает, как важно быть сильным духом. Он учит терпению, коллективизму, верности своей любимой, героизму (на примере персонажа Владимира Воробьева).
Фильм «9 рота» посвящен войне в Афганистане. Действие разворачивается в 1988-1989 годах. Произведение начинается с трогательной сцены прощания призывников с близкими.
Первым нам показывают Владимира Воробьева, его провожает любимая девушка Оля. Уже с самого начала по его поведению становится понятно, что он скромный, неконфликтный, хорошо воспитанный парень, а также, что он будет одним из главных героев этого фильма. Подробно показаны сцены образования и становления «афганской команды», под предводительством Олега Лютаева (он же «Лютый»). Воробьев (которому «Лютый» дает кличку «Воробей») также входит в ее состав. А, кроме него, Чугун, Ряба, Джаконда, Стас, Серый и Пиночет. Все вместе они проходят трехмесячное обучение в учебной части в Узбекистане, которое дается особенно некоторым из них с большим трудом, после чего попадают в Афганистан, где большинство становятся солдатами 9 роты. Половину фильма занимают боевые действия, которые никого из зрителей не смогут оставить равнодушными, настолько они держат в напряжении и показывают все ужасы той войны. В конце фильма мы узнаем, что Советская армия победила, войска возвращаются на Родину, в том числе и 9 рота, от которой остался один человек – Олег Лютаев.
Изначально прошу прощения у всех читателей этой рецензии за спойлеры, но без знания сюжета невозможно объективно оценить героев «9 роты».
Каждый герой этого фильма, так или иначе связанный с 9 ротой, заслуживает нашего пристального внимания.
Мне хочется особенно остановиться на Владимире Воробьеве. У меня этот герой вызывает большую симпатию. По профессии он учитель русского языка и литературы, что, конечно, связано с его характером. Для него характерны терпение, неконфликтность, миролюбие, человечность. Хотя и есть некоторая конформность (делает то же, что и другие, например, на посиделках пьет вместе со всеми, а, иногда, и курит, соглашается воспользоваться Белоснежкой (местной шлюхой, через которую прошли все призывы). Все поступки Воробья в целом вызывают уважение: он борется с малодушием и побеждает его (вспомним эпизод с проезжающим над ним танком); он дает по морде своему обидчику Чугуну, который завидует чужому счастью; он соглашается воспользоваться Белоснежкой, но в последний момент передумывает и до конца остается верным своей любимой; при встрече с врагом Ахметом, он до последнего не хочет его убивать, но все-таки это случается из-за неосторожности последнего; и, в конце концов, он жертвует своей жизнью (подрывает себя и врагов), что способствует подъему боевого духа его товарищей. В течение фильма персонаж развивается: он крепнет духом и становится настоящим мужчиной, которого уважают товарищи.
Приведем обличительную цитату Воробья из фильма (эпизод с Белоснежкой), после которой все его товарищи загрустили и призадумались:
- Скоты вы все, поняли? Скоты! Это вы, как животные, с кем угодно, когда угодно, все равно! Я так не могу! Не могу. Скоты! (плюет).
По-своему интересен образ Джаконды – художника Руслана Петрова. У него очень странные взгляды на жизнь. Он считает, что война – это красиво, потому что в ней нет ничего лишнего: только жизнь и смерть. А он как художник любит красоту, поэтому к ней стремится. А еще он разделяет взгляды Фрейда на то, что любое творчество выражает подсознательное, в том числе и стремление к насилию. Тем самым он дает понять, что его душа стремится к насилию. У него очень противоречивая натура: то он говорит, что Белоснежка – это «обмылок», что «лучше сдохнуть с голоду, чем с помойки поесть»; а потом сам же пользуется ей, называет ее красивой и «богиней Гибридой, выходящей из моря», «вечно непорочной блудницей», кланяется ей в ноги. Вполне логично для этого образа заканчивается его жизнь: он садится рано утром на край горы, чтобы рисовать, и его убивают «духи». Другие герои постоянно ставят Джаконду на место: прапорщик Дыгало (командир из учебки) использует для этого силу и оскорбления; Лютый осуждает взгляды Джаконды на войну и прямо ему об этом говорит в самых резких выражениях.
Чугун – мерзкий персонаж. Он женился перед самой свадьбой, но отказал жене в брачной ночи, чтобы через 2 года убедиться в ее верности. Он хвастается этим перед товарищами, и при этом постоянно задирает Воробья на тему его девушки, видимо, потому что завидует его счастью. Воробья провожала девушка, Чугуна никто не провожал. Воробью пришло письмо от Оли, а Чугуну не пришло ни одного письма. Он ненавидит Воробья, смеется над ним и радуется его промахам. Но так происходит, пока они находятся в учебке, на войне вся команда становится дружным коллективом.
Ряба – не самый приятный персонаж. В принципе он не делает ничего плохого, но показателен эпизод, где он рассказывает, как попал в армию: по- пьяни переспал с несовершеннолетней девушкой и сбежал от ответственности в армию. По всем повадкам, гуляка и гопник.
Лютый – самый неоднозначный персонаж из этой компании. Судя по его же рассказам, этот парень – сирота, воспитанник детского дома (хотя об этом прямо не говорится). Он видел всю изнанку жизни, ведет себя как блатной, матерится, но уверен в себе, не дает себя в обиду, и очевидный общепризнанный лидер. В сложной ситуации готов взять на себя ответственность за коллектив, принять решение. Соображает за всю команду наперед. Ведет себя храбро. Это единственный солдат из 9 роты, вернувшийся с войны.
Стас (он же Стасенко) - недостаточно раскрытый персонаж, на мой взгляд. Его ждет семья (то ли мать и сестра, то ли жена и дочь, непонятно). Он не лезет на рожон, ни лучше и не хуже всех по боевым показателям. Близкий товарищ Воробья, очень показательна их драка по приказанию прапорщика Дыгало в учебке: в конце Стас просит прощения у поверженного друга. Однажды заснул на посту, за это получил от командира. Погибает от руки местного подростка, который стреляет ему в спину. Важная деталь: Стас видел этого подростка, но у него не поднимается на ребенка рука.
Серый и Пиночет практически нераскрытые персонажи.
Подробно рассмотрим образы командиров: прапорщиков Дыгало и Погребняка (он же «Хохол»).
Прапорщик Дыгало – командир 2 взвода (куда относятся наши герои) в учебной части. Персонаж неоднозначный, но в целом положительный. Психует, орет, оскорбляет, поднимает руку, но делает из парней мужчин, тренируя в них выносливость, воспитывая из них десантников, которые своих не бросают, помогают слабому и не смеются над чужими промахами. Агрессия командира объясняется контузией, а также тем, что его не пускают в Афган, отомстить за своих товарищей.
Очень выразительны, по-моему, некоторые эпизоды с участием этого героя.
1 эпизод: Над Воробьем проезжает танк, он потом встает и бросает в танк гранату. Все видят, что Воробей обмочился со страху, и начинают смеяться. Дыгало заступился за Воробья, сказал, что тот молодец, что тот выполнил поставленную задачу, а как, это уже неважно.
2 эпизод: Эпизод, где Дыгало узнает, что его ребят забирают в Афган, а самого Дыгало оставляют в учебке. Он сидит на поле красных маков и плачет. Очень символичная сцена, предсказывающая последующую кровь и смерть главных героев.
3 эпизод: Эпизод прощания Дыгало и его воспитанников. Видно, что командир как от сердца отрывает этих ребят.
Прапорщик Погребняк («Хохол») – тоже неоднозначный, но в общем положительный герой. Матерый вояка, умный и внимательный командир, на одной языке общающийся с солдатами 9 роты. Но курильщик и любитель выпить. Его пагубная привычка доводит до того, что он решает рискнуть жизнью бойца (Джаконды), тот должен был где угодно достать спички (а дело было в горах). К счастью, эта вылазка окончилась благополучно. На вопрос товарищей, чем он будет заниматься, когда вернется домой, Хохол 3 раза отвечает: «Пить», «До тех пор буду пить, пока не забуду все это».
И, наконец, пару слов о женских образах. Есть явно положительный образ – преданная любимому девушка Воробья Оля. И один неоднозначный образ – Белоснежка. Если сказать без прикрас, то она шлюха, но ее оправдывает то, что она это делает из-за какой-то своей болезни, а не «из любви к искусству».
Подведем итоги:
1. Фильм по-своему хороший, настоящий фильм об Афганской войне без всех прикрас. Он прославляет Советскую Армию, которая делала из парней настоящих мужчин. Да, методы там применялись суровые, но они были эффективны. Командиры неоднозначны, но вызывают уважение, поскольку они были справедливы к своим подчиненным и вступались за слабых.
2. Герои показаны в развитии. Все по-настоящему негативные персонажи на войне стали людьми, как это не странно (например, Чугун). Персонаж, прославляющий насилие, он насилия и погиб (Джаконда). А положительный изначально персонаж укрепился духом и стал настоящим героем (Воробей).
3. «9 рота» не рекомендуется к просмотру детям, так как в нем очень много:
- насилия;
- мата и оскорблений;
- похабных образов, эротических намеков (есть даже откровенная постельная сцена);
- сцен с употреблением алкоголя и курением.
Фильм учит честности, справедливости, любви к Родине и к Человеку, прививает ценность труда и учения.
Фильм «Педагогическая поэма» - экранизация одноименного романа великого советского педагога А.С. Макаренко, повествующая о его инновационных для того времени педагогических взглядах и о его титаническом труде, направленном на воспитание из несчастных беспризорников сильных духом, честных и трудолюбивых граждан своей страны.
Действие произведения разворачивается в 1920-е годы. Страна ослаблена многочисленными войнами, разрушены многие семьи, везде царит разгул малолетней преступности. Наркомпросс поручает взяться А.С. Макаренко за организацию трудовой колонии для беспризорников, педагог берется за дело. Ему помогают две женщины-педагога Екатерина Григорьевна и Лидочка, а также завхоз Калина Иванович. Трудами этих четырех человек удается немного восстановить одно из полуразрушенных зданий бывшей при Николае II колонии. Зимой появляются первые воспитанники – 6 молодых людей: 4 юношей и 2 подростков. Ведут они себя, как и подобает преступникам, вызывающе, дерзят Антону Семеновичу, самовольно уходят в город, отказываются работать. Ситуация дошла до критической точки, когда на заявление Макаренко о том, что завтрака не будет, потому что нет дров, «главарь» стаи, Саша Задоров отвечает ему: «Сам наколи дров». В гневе Антон Семенович зарядил Задорову оплеуху и сказал, что либо они наколят дров, либо пусть уходят из колонии. После этого все начинает меняться, Александр проявляет уважение по отношению к Антону Семеновичу, а за ним и все остальные воспитанники; все вместе они идут в лес и добывают дрова.
Не будем пересказывать весь сюжет, отметим особую воспитательную значимость главного героя произведения. Антон Семенович Макаренко – мудрый, смелый, сильный духом человек, настоящий мужчина, принимающий решения. Его душа требует постоянного движения. Он любит учение, труд, свою Родину и, конечно, самое главное, Человека, что постоянно проявляется в его поступках. Об этом он постоянно говорит своим воспитанникам и подкрепляет свои слова действиями. Он знает, что многие его подопечные имеют уголовное прошлое, но он видит в каждом из них доброе зерно и делает все, чтобы ребенок исправился и стал честным человеком. Как настоящий педагог Макаренко всем сердцем переживает за каждого своего «горьковца», но при этом он строг и требователен, использует разумные наказания. Кроме того, у него хорошее чувство юмора, что располагает к нему всех ребят.
Его педагогические принципы входили вразрез с принципами других педагогов. Хотя можно ли назвать «педагогом» г-на Шарина? Очень показательна их словесная дуэль на тему воспитания (ее содержание в настоящее время особенно актуально!) и последующее бегство Шарина из колонии от вступившихся за своего наставника ребят.
Макаренко: «В условиях, когда нет четкого, слаженного коллектива, воспитатель не имеет права отказываться от принуждений, наказаний»!
Шарин: «Но наказание и принуждение воспитывает раба! Необходимо дать свободно развиваться интересам ребят».
Макаренко: «А я утверждаю, что нельзя воспитывать только на интересе! Я хочу воспитать здорового, крепкого Человека, а не слепого эгоиста»!
После этой беседы Шарин пытается арестовать Макаренко и отстранить его от должности заведующего, но это ему не удается. Шарин бежит из колонии, испугавшись колонистов, чем окончательно доказывает свою профессиональную непригодность.
В фильме очень много сильных сцен. Это сцена с изгнанием неисправимого Митягина и уходом за ним из чувства солидарности Семена Карабанова, который потом все-таки возвращается в колонию. Это и сцена с самосудом колонистов над Буруном, утащивщим у своих же деньги и конфеты (Ребята стыдят парня и решают, что Антон Семенович должен его наказать). Это и сцена с переездом колонии Горького в другую колонию для того, чтобы «вытащить других ребят из грязи». Это и сцена с проводами первых выпускников и их последующим возвращением, чтобы помочь своему наставнику и товарищам навести порядок в новой колонии. Это и сцена с заступничеством горьковцев в новой колонии за младших детей, которых обижают старшие. Это и сцена с приездом М. Горького и его участие в Празднике Первого снопа, где писатель сам косит созревшие колосья. И многие другие сцены. Большое уважение к Макаренко вызывают эпизоды, где он общается с дерзкими юношами-преступниками, когда они еще не стали его уважать и признавать в качестве авторитета. Например,
Коротков: «А, может, вы его в карцер?»
Макаренко: «У меня нет карцера».
Коротков: «А, говорят, все-таки есть. Вы же сажаете под арест».
Макаренко: «Лично ты можешь не беспокоиться. Арест существует только для моих друзей, к которым ты не принадлежишь. А жаль».
Образы колонистов показаны в развитии. Очень интересно наблюдать, как они меняются и превращаются из преступников, «отрицающих всю человеческую культуру», в трудолюбивых, умных, добрых граждан своей страны. Что они говорят в начале фильма, а что говорят в конце! Самые яркие из них этих героев: Саша Задоров, Гриша Бурун и Семен Карабанов.
Очень замечательна, на мой взгляд, песня-гимн «горьковцев». Чего стоит только один припев! Вот строчка: «Только тот хозяин жизни, кто живет трудом своим»!
Вообще весь фильм направлен на пропаганду:
- честности;
- учения;
- труда;
- любви к Человеку;
- любви к Родине.
К сожалению, есть один минус: главный герой – курильщик, что демонстрируется в течение всего фильма. Но нет сцен с насилием (оплеуха Задорову не считается, после нее Макаренко искренне раскаивается), нет никаких эротических даже намеков.
Итог: фильм рекомендуется к просмотру детям и их родителям.
Рецензию хочется закончить заключительными словами из фильма, сказанными А.С. Макаренко: «ВОСПИТЫВАЯ ДЕТЕЙ, ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО ОНИ ВОСПИТЫВАЮТ ИСТОРИЮ НАШЕЙ СТРАНЫ»!
Сериал учит бескорыстному служению на пользу своему Отечеству, верности своей стране, преданности начальнику, послушанию низшего высшему, жены мужу, милосердию и справедливости по отношению к людям
Действие сериала разворачивается в 16 веке в Московском царстве. Правящая династия Рюриковичей еще не пресеклась, на троне сидит грозный царь Иоанн IV, вокруг атмосфера страха в связи с разгулом опричнины. Молодой Бориска Годунов приходит в дом начальника опричнины Малюты Скуратова и поступает к нему на службу оруженосцем. Во время бойни в Торжке Годунов спасает Малюту от смерти, за что получает его особое расположение и вход во дворец. С этого момента начинается «карьерный рост» главного героя, в результате которого он становится сначала «правой рукой» царя Федора Иоанновича, а затем, после его смерти, первым выборным царем. Параллельно мы узнаем о взаимоотношениях «безродного» Бориса с «природными князьями», боярами, об образовании его семьи и о семейной жизни.
Дадим краткую характеристику всем значимым фигурам этого сериала.
Борис Годунов. Как видно из названия, это ключевая фигура сериала, и, очевидно, неспроста. В первой серии мы видим простого парня из осиротевшей семьи, поступившего на государственную службу. И уже на самой простой службе оруженосцем он проявляет себя как преданный товарищ, надежный и смелый воин, готовый стать горой за своего предводителя. Далее его приближает к себе царь Иоанн Грозный. Молодой Борис располагает к себе гневливого властителя своим выдающимся умом, соображением и смекалкой в государственных делах, развитыми коммуникативными качествами. Очень показателен его поступок, когда царь в припадке гнева избивает своего старшего сына, а Борис бросается на царя, чтобы заградить собой избиваемого. При правлении Федора Иоанновича Годунов во всем помогает советом неопытному в государственных делах царю, помогает усмирить начинающийся стрелецкий бунт, наказывает воров-чиновников-бояр из самых высших кругов, тех самых, что заведуют казной, чем, естественно, наживает себе врагов. Главный герой смел, потому что он борется за справедливость, за процветание своей страны и делает это бескорыстно, что не так часто можно встретить во властных структурах. Примером этого является и «сражение» с крымским ханом, которое благодаря хитрости Бориса не состоялось. С помощью дезинформации и выстрела из пушек хана напугали, и он отступил от Москвы. Но чего это стоило Борису? Он ослушался приказа начальника войск, Федора Мстиславского, и если бы хитрость не удалась, то отвечал бы по всей строгости закона.
Вывод: такого Бориса Годунова знали, разве что, историки; ценность сериала состоит в том, что нам показали настоящий образец для подражания, истинного слугу народа.
Царь Иоанн Грозный. Данное историческое лицо показано в общих чертах: подозрительность, гневливость, жажда крови, набожность в сочетании с суеверием, властность. Но есть и одно положительное качество: умение ценить в людях, в первую очередь, талант, ум и преданность, а не ставить в приоритет знатность.
Царь Федор Иоаннович. На мой взгляд, еще одно открытие данного сериала, - это фигура царя Федора. Милосердный, богомольный, добрый, доверчивый царь не показан податливой игрушкой в чужих руках. Да, он лишен таланта к управлению, но, не лишен здравого смысла и ума. И, конечно, не зря жизнь расставила все так, чтобы возле Федора оказался именно Борис Годунов, преданный и бескорыстный слуга своего Отечества. Именно при царе Федоре с помощью Бориса в Москве появился свой патриарший престол и были наказаны коррупционеры и интриганы типа Мстиславских и Шуйских. Особого внимания заслуживает эпизод, когда царь узнал о том, что бояре Мстиславские составляют челобитную о постижении в монахини якобы бесплодной царицы Ирины, жены Федора. Царь встал горой за свою любимую жену, наказав опалой бунтовщиков Мстиславских. Вот, где, на мой взгляд, проявилась настоящая любовь и мужские качества якобы слабого и безвольного царя Федора!
Бояре, в подавляющем большинстве, в данном сериале показаны в основном с отрицательной стороны. Василий Шуйский и Федор Мстиславский – невероятно горделивы, самонадеянны и корыстны. Жажда власти и обогащения, осознание своего «первородства», а потому пренебрежение ко всем, кто ниже по происхождению отталкивает зрителя от этих персонажей. Каждый из них ведет свою игру, но цель одна – добиться власти, проучить «выскочку Годунова». Для этого Шуйский целует крест перед всем московским людом, что царевич Дмитрий сам зарезался ножиком, хотя в ходе следствия он выяснил, что царевича убили. Он использует эту тайну для того, чтобы манипулировать Годуновым (по версии сериала, жена Бориса подговорила одного из верных слуг убить царевича). Манипуляция удается: Годунов отдает свой голос за Шуйского, когда идет совет о том, кому быть следующим царем после Федора Иоанновича. Мстиславский же, чтобы избавиться от Годунова, подговаривает своих родственников написать челобитную о пострижении царицы Ирины (сестры Бориса Годунова) в монахини. К счастью, эта авантюра не удалась.
Из всей этой плеяды бояр-гордецов выделяется Федор Романов. Этот честный, смелый, преданный своему царю, смиривший свою гордость и поверивший в бескорыстие Бориса Годунова, человек участвует в самых опасных мероприятиях, чтобы защитить правое дело. Он отправляется в Архангельск, где под видом контрабандиста разоблачает воеводу-изменника, продавшегося английским купцам. Он же попадает в стан крымского хана, стоявшего под Москвой, и запугивает того великой подмогой с севера, в результате чего хитрость Годунова удается, и хан без боя отступает от Москвы. Кроме всего этого, он послушный сын, и готов послушать умирающего отца, которые не одобряет его брак с девушкой из менее знатной семьи. На радость Федора, отец передумал, и все-таки благословил брак.
Конечно, это не все мужские образы, но наиболее значимые. Теперь стоит обратить внимание на женские образы. Их не так много, как мужских, но они тоже очень ярки и их жизнь поучительна.
Мария Годунова, жена Бориса Годунова. Горделивая, своенравная, упрямая, но целомудренная и послушная воле отца женщина. Ее отец Малюта Скуратов против ее воли отдает замуж за Годунова, хотя планировалось, что она будет женой Василия Шуйского. Мария считает, что Борис ее недостоин, так как он низкородный, и некоторое время отвергает своего мужа. Впоследствии же по мере продвижения Годунова по карьерной лестнице она видит, что муж ее – выдающийся человек и начинает его уважать. И даже более того: защищать его перед своими сестрами, которые его ругают. Мария – неоднозначный персонаж, у нее сильный характер, который идет на пользу их семье, и в то же время действует во вред (по версии сериала, именно она «заказала» царевича Димитрия).
Ирина Годунова, сестра Бориса Годунова. Ирина – очень мягкая, добрая, женственная, послушная, целомудренная, богомольная. На мой взгляд, это истинный образец настоящей женщины. Она любит своего мужа царя Федора и своего брата Бориса, поддерживает их во всем. Как любая нормальная женщина, мечтает стать матерью, и огорчается, что «Господь детей не дает». Из-за этого она даже готова пожертвовать своей в целом счастливой семейной жизнью: уйти в монастырь, уступив место другой женщине. Федор не дает ей этого сделать. Они активно молятся и, в конце концов, вымаливают дитя.
Итак, сериал «Годунов» - качественный исторический сериал, заряжающий зрителя патриотическим настроем, вызывающий у него чувство уважения к своим славным, но таким неоднозначным, на первый взгляд, предкам. В сериале поддерживаются традиционные ценности русского народа: православная вера, справедливость, милосердие, бескорыстие, семья и дети. Отсутствуют откровенные постельные сцены. На основании всего этого, сериал рекомендуется к просмотру подрастающему поколению (в частности, подросткам).
Необходимо побороть, в первую очередь зло в себе, после этого получится победить зло в мире (или хотя бы восстановить баланс); ценность дружбы; ценность семьи и родительского инстинкта; ценность самопожертвования; надежда и вера может творить чудеса.
Фильм очень понравился. Я получила практически все ответы на свои вопросы. Что касается идейной составляющей, фильм пропагандирует важные, правильные ценности: саморазвитие, сила воли, бесстрашие, дружба; ответственность каждого человека за то, что он делает, в масштабах мира; любовь к людям, семья, самопожертвование.
Расскажу подробнее, в чем это проявляется. Главная героиня Рэй на протяжении всего фильма работает над собой, над своей душой. Она чувствует в себе непомерную внутреннюю силу, которая ее пугает. Принять себя очень важно, об этом Рэй говорят и генерал Лея и Кай Лорен, правда, каждый из них намекает на светлую или темную сторону в зависимости от того, к чему они склоняются. И когда Рэй принимает свою двоякую сущность, сочетание зла и добра в себе, она становится сильнее и увереннее. Думаю, что в Рэй еще нужно обратить внимание на огромную силу воли, бесстрашие, сострадание, которое проявляется и к животным, и к людям (даже к врагу!; вспомним Кай Лорена - Бена Соло, которого она исцелила от раны, которую сама же нанесла). Огромного уважения заслуживает то усилие, которое она предприняла, чтобы побороть в себе гнев и жажду мести. Она не стала убивать Палпатина, хотя могла это сделать. Она выбрала светлую сторону и одержала победу, но не одна. Если бы не усилия ее друзей, Рэй не справилась. Из ее слов и поступков видно, что она чувствует свою ответственность за жизнь и благополучие друзей.
Отдельно следует поговорить про Лею, которая отдала свои последние силы, чтобы вытащить сына из той тьмы, в которую он окунулся с головой. Она погибла ради Бэна, а он пожертвовал собой ради Рэй. Родители Рэй в свое время также пожертвовали своими жизнями ради дочери. Три выразительных примера самопожертвования за весь фильм! По моему, это очень поучительно!
Возьмем других героев для анализа, менее важных. Друзей Рэй, повстанцев, они так же, как Рэй бросаются навстречу опасностям лишь бы защитить или спасти друга. И сторонники зла, солдаты, выполняющие поручения Кай Лорена и Палпатина, кровожадные, безжалостные, классические черты, характерные для зла. Таким образом, можно сказать, что Зло и Добро в данном фильме описано правильно, Зло черное, а Добро белое, и, как в любой сказке, Добро побеждает Зло. Победа Добра есть олицетворение справедливости.
Также хотелось бы сказать о надежде и вере. Маленький отряд, вдохновленный желанием победить Зло, своей верой, надеждой и личным примером могут вдохновить всех сомневающихся. Так случилось в финальной битве. И так бывает в реальной жизни. Немало примеров можно взять и Великой Отечественной Войны.
Итог: фильм отличный, профессионально снятый, поучительный. Считаю, что смотреть стоит!
Учит бороться со злом в себе (пример доктора Каллена и всей его семьи), прививает ценность семьи (моя семья - это ценность, и ее членов я буду защищать до последней капли кров), учит отодвигать свои интересы в пользу близких людей (переезд Беллы к отцу, чтобы позволить матери устроить личную жизнь, поспешный отъезд из дома отца, чтобы уберечь его от преследования враждебно настроенных вампиров), учит докапываться до правды, чего бы это не стоило.
Мне нравится этот фильм. В целом, он учит хорошему. Главные идейные составляющие: даже если ты не такой, как все, борись со злом в себе, воспитывай в себе силу воли, верх совершенства - стать врачом, помогать людям; главная героиня фильма - простая девчонка, с обычными потребностями и способностями, нормально учится в школе, читает книги, хозяйственная (умеет готовить, кормит отца вкусной едой), с интересом относится к классической музыке (вспомним знакомство с семьей Калленов у них дома), жертвенная (готова принести себя в жертву ради отца и Эдварда) - по-моему, хороший образ.
Единственно, что мне не нравится, это ее неуклюжесть и отсутствие целомудрия, в отличие от Эдварда, который не позволяет себе лишнего (хотя, возможно, это объясняется, скорее, не воспитанием Эдварда, а его вампирской сущностью - боится нечаянно съесть в процессе сближения). Избранник главной героини красив, умен, образован, у него возвышенные вкусы (интерес к классике), огромная сила воли, в придачу он богат - тоже, на мой взгляд, хороший образ, но богатство, тут не главный критерий выбора. Вероятнее всего, дело в его красоте и необычности на фоне других парней. Отдельно хочется сказать о других вампирах - Виктории, Джеймсе, Лоране. Когда на них смотришь во время охоты, возникают ассоциации с развратными людьми, которые упиваются удовольствием. Им противопоставлены уравновешенные и невозмутимые Каллены. Все это яркая картинка жизни - люди, которые со своими пороками, и люди, которые им потакают, даже считают за добродетель.