Массовая радость от того, что Дисней согласился экранизировать отечественные сказки, очень напоминает детский восторг общества 1990 года после прихода Макдональдса.
К сожалению, закардонные подарки приносят с красивой обёрткой, манящим запахом, желанным вкусом, но с ядом внутри.
«Последний богатырь: посланник тьмы» представляет собой попытку сплава двух миров: мира современной жизни западными ценностями и мира русских сказок.
А что такое сказка?
Сказка — особый жанр фольклора. Сказка несёт в себе основы мировоззрения, морали, культуры и традиций каждого отдельного народа. И раскрываются они через самобытных персонажей, каждый из которых олицетворяет яркий легко укореняющийся в памяти образ.
Сказка соединяет сознательное с бессознательным, помогает вернуться к своему эмоциональному содержанию, прикоснуться к историческим основам. А ещё у каждого есть любимые с детства сказки.
А что если кардинально перевернуть сказочные образы?
Ответ на этот вопрос и даёт «Последний богатырь: посланник тьмы».
В фильме, особенно в завершающей трилогию части, и правда всё перевёрнуто с ног на голову.
«Маг Светозар» в фильме — это добренький, но туповатенький дедушка, наделённый магическими способностями, которые периодически сбоят. И можно было бы над ним посмеяться, но через героя фактически разрушается образ волхва или жреца, представители которых на Русы были наиболее достойными людьми, наделёнными не только способностью, но и мудростью. Впрочем, высмеивание духовных лиц — уже устойчивая традиция фабрики Голливуд.
Кощей в фильме — мудрый воинственный старик, попадающий в комичные ситуации и бегающий по современной Москве без головы. А ведь Кощей — не просто персонаж сказок. Это отдельная и весьма значимая персона в славянском языческом пантеоне. Поэтому веселиться над такой художественной трансформацией его образа, равносильно, например, богохульным действиям в отношении одного из христианских апостолов.
Есть в фильме и колобок, о котором я уже упомянул, но и здесь привычного нам с детства образа ждать не стоит, его заменяет прожорливое и агрессивное существо с голосом Гарика Харламова.
Как и водится добру молодцу, главный персонаж Иван отправляется за Жар-Птицей. Жар-Птица на Руси олицетворяла образ солнца, огня, света. В фильме же в образе Жар-птицы предстаёт неуклюжая птицеподобная особь головой Ф.Киркорова. Мерзкого смаку добавляет слащавая мимика и манера общения. Особенно ужасен эпизод, где этот мутант вдруг начинает нести яйца. Яйца появляются из того самого места Филипа, куда никуда не проходит свет. Пожалуй, довольно подробностей.
Пододных поворотов в фильме можно найти с избытком. И это было бы смешно, когда бы те было так грустно. Призывая русских людей ржать во всю глотку над исковерканными персонажами сказок их детства, режиссёры тем самым разрушают русский культурный код.
Посмотреть в
фильме
26 мар. 2022 г., 19:39:11
Советская эпоха большая и фильмы с позиции морально-нравственного содержания очень разные.
И.В.Сталин осознавал огромное значение кино как инструмента влияния на идеологию общества, его ценности. Как известно, после смерти Сталина курс был существенно изменён. Поэтому и фильмы сталинской эпохи разительно отличаются от последующего советского кинематографа (чем дальше, тем больше).
Фильм «Адмирал Ушаков» (1953 г.) повествует о создании в 1779 году русского флота на Черном море под руководством великого русского флотоводца и патриота России Федора Федоровича Ушакова - легендарного адмирала, который не проиграл ни одного сражения.
Фильм был снят во времена величия страны, во времена больших и настоящих достижений, во времена победителей мужчин и хранительниц очага женщин. Вместе они уничтожили фашизм, восстанавливали инфраструктуру и промышленность, развивали науку, укрепляли единство и безопасность державы. Через главного героя фильма гармонично раскрываются исконно русские добродетели для мужчины: мужество, смелость, преданность делу, честность, решительность. альтруизм, служение Отечеству. Ушаков нигде не изменяет себе: и перед Императрицей и перед простыми людьми он остаётся человеком.
Большую роль играет идея единства: для великих свершений мало гениального лидера, нужен коллектив единодушных людей, которые в своей синергии творят чудеса.
Стоит отметить, что хотя в фильме достаточно сцен с военными баталиями, жестоких сцен нет от слова совсем.
В фильме можно найти исторические несоответствия (например, Г.А. Потёмкину закрыли не тот глаз, а Ушаков плавал и на другом корабле), но это не мешает силе доброго влияния фильма.
Приятно видеть, что Англия показана настоящей: главной зачинщицей войн, которые ведутся чужими руками для амбиций неугомонной хозяйки.
Такая вот неудобная правда. Возможно, именно поэтому даже в сталинские времена идею ещё пришлось активно лоббировать. С этим прекрасно справился достойный продолжатель дела Ушакова — Герой Советского Союза, вице-адмирал Николай Кузнецов.
Сегодня, когда Россия переживает мощнейший информационно-идеологический прессинг Запада, значение смыслов фильма и возрождение памяти исторической личности Ушакова особенно велико. Неслучайно, именно о нём вспомнил наш Президент, выступая на концерте по случаю воссоединения Крыма с Россией: «Он (Ушаков) как-то сказал, что "грозы сии пойдут во славу России". Так было тогда, так сегодня, и так будет всегда».
Так пусть эти слова в очередной раз станут пророчеством!
P.S. Кстати, неслучайно и то, что именно на этом моменте трансляции были прерваны, но это уже другая история…
Посмотреть в
фильме
22 мар. 2022 г., 19:11:17