Калинина Татьяна


Последний визит: 3 года назад
ID: #3969

Уровень 1: Новичок
Уникальные просмотры профиля: 9
Зарегистрирован: 9 мар. 2021 г.

Показано 1-3. Всего: 3

Босс-молокосос

Мультфильм, 2017
+0.0 -0.2
+4
-0.3
+0.3
-0.3
-0.30
-0.2
3
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Отсутствие этической системы координат. Подмена привычного материнства фантастической версией мира, где детей производит секретная корпорация.

Подробно

Мультфильм «Босс молокосос», 2017 года, производства США. Обозначается знаком информационной продукции 6 + и (или) текстовым предупреждением в виде словосочетания "для детей старше шести лет".

Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ. Однако закон затрагивает далеко не все важные аспекты «информационной продукции».

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ - первое на что стоит обратить внимание. Мультфильм «Босс молокосос» длится 97 минут. Больше, чем полтора часа! На мой взгляд, столь долгое просиживание маленьких детей перед экраном может быть очень удобно их родителям/воспитателям, но никак не полезно самим детям.

СТИЛЬ ПОДАЧИ - мельтешение, резкие смены кадров, скорость, не позволяющая что-либо осмыслять. Однозначный минус мультфильму. В какой-то момент я перестала понимать, почему герои поступают так, как показано, в чем логика?

СОДЕРЖАНИЕ. УСТРОЙСТВО МИРА
В мультике рисуется мир, отличный от настоящего. ДЕТИ не рождаются, а ПРОИЗВОДЯТСЯ НА КОНВЕЙЕРЕ некой корпорацией, которой управляет совет директоров, остающийся безымянной и неопределенной инстанцией. Женщина ходит с животиком (отчего и зачем в логике мультфильма не понятно), но не рожает ребенка, а получает его не показанным способом.

Часть младенцев сразу рождается взрослыми. Они выглядят детьми, но обладают взрослыми характеристиками, как физическими, так и интеллектуальными. Второй главный герой, безымянный бэби-босс, из таких. Он ходит в деловом костюме, разговаривает хриплым баритоном, перемещается как взрослый, работает, проводит совещания, пишет докладные. Бэби-босс попадает в семью, где уже есть ребенок, мальчик Том.

Счастливые «родители», в семью к которым попал бэби-босс ничего не замечают, потому что при них он притворяется обычным ребенком. Но Том узнает тайну бэби-босса и мечтает избавиться от противного «младенца», которого воспринимает как конкурента за родительскую любовь.

Подумалось, не является ли такое устройство мира фантазией Тома, голос которого за кадром как бы повествует историю, пересмотрела даже начало, вдруг что-то упустила, но указаний на «воображаемость» не обнаружила.

Наступает интересный момент, когда по сюжету бэби-босс должен покинуть семью. Что же происходит в этом случае, смерть ребенка… Что придумают сценаристы?
Нет, никто не умирает. Корпорации устраивает так, как будто ребенка и не было. Специальная бригада служащих одуряет родителей, то ли звуком, то ли веществом каким-то, и РОДИТЕЛИ ЗАБЫВАЮТ О СУЩЕСТВОВАНИИ СЫНА. Вещественные свидетельства присутствия в доме ребенка уничтожаются.

Все взрослые младенцы ПОСТОЯННО ПЬЮТ СПЕЦИАЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО - «молочко», производящееся корпорацией, которое не позволяет им стареть. Живут значит бэби-взрослые всю жизнь на веществах. Главное для них – служба корпорации, вершина счастья – золотой персональный горшок.

Но! Бэби-босс в финале сознательно отказывается от карьерной вершины, уже достигнутой, и отправляется по конвейеру в семью, становясь обычным младенцем. Ведь после всех испытаний и приключений, он уже не такой циничный карьерист, привязался к Тому и тоскует по счастью в семье.

Так что на поверхности этой яркой, но мутной водицы плавает красивая мораль – любви хватит на всех. Любовь родителей, детей, сестер и братьев дороже золотых горшков. Эти установки прямо проговариваются в мультфильме, в отличие от вышеперечисленных законов мироустройства.

Странная логика мультфильма.
1. Второй главный герой – мальчик Том. Он любит родителей, и они его тоже. Правда любовь эта основана на том, что родители развлекают мальчика и потакают его желаниям. Следуя логике мультфильма, мальчик тоже продукт корпорации и случайным образом попал в эту семью. Это естественное умозаключение никак не рассматривается, но напрашивается само собой. Получается, что и Тома можно изъять, одурманив... как их назвать… приемных родителей?
Но мире мультфильма слово «родители» вообще не уместно. Ведь люди – производятся на фабрике.

2. Не понятно, что случилось с директором корпорации пёсиков, оказавшимся уволенным перебежчиком из BabyCorp. Похоже, что в конце мультфильма он трансформировался в младенца. Однако по сюжету на него перестало действовать молочная смесь, он начал стареть, за что и был уволен из BabyCorp.

ДОБРО И ЗЛО
Две главные противоборствующие силы в мультфильме – корпорации. Одна производит детей, другая производит собак. Якобы люди, во-вот, начнут собак любить больше, чем детей - у собачьей фирмы дела идут все лучше и лучше. Отличий по принципу добра и зла между ними нет. Что люди, что собаки – это примерно одинаково. Просто бэби-босс работает в BabyCorp и старается для нее, но не потому, что любит людей, а из-за повышения по службе, кабинета, власти и персонального золотого горшка. Том соглашается помочь ему, потому что надеется, что бэби-босс – конкурент за родительскую любовь - покинет семью.

А родители Тома работают на корпорацию, производящую собачек. Благодаря усилиям Тома и бэби-босса, пёсья корпорация терпит крупную неудачу, теряет часть рынка. Пострадали ли при этом родители Тома (их взрослый босс превратился в младенца) никак не оговаривается. Стал ли Том предателем по отношению к родителям, действующим в интересах корпорации своего работодателя - не понятно.

Если собачья корпорация вся на виду, о ней знают люди, то корпорация по производству людей находится в каком-то недоступном для восприятия месте. Том попадает туда на экскурсию, насосавшись волшебной что ли соски. Сцена, где босс и Том усасываются (как это действо назвать?) на мой взгляд отсылает к фильму «Матрица», где Нео, с той же целью попасть в запредельное для ограниченных людей пространство реальности кушает таблетку (не помню какого цвета).

Ни одна из корпораций не соотносится понятиями хорошо и плохо. Герои мультфильма играют на стороне одной или другой из них, исходя не из этических мотивов, а руководствуясь личными, эгоистическими, ситуативными интересами.

На что еще стоит обратить внимание.
• В мультфильме полно всевозможных падений, скачков, ударов и прочего, никак не соответствующего законам физики и физиологии человека. Все уже привыкли к такому в мультиках? Но ведь кто-то когда-то придумал этот условно жестокий мир, как бы без боли и смерти.
• Часть действий выглядит неоправданно жестокими. Например, яростное избиение Томом медведя - всем телом об землю. Бах! Бах! Бах!
Ах… это, оказывается, было понарошку, всего лишь в его богатом воображении. Правда, медведя в этой игре играл папа Тома. Том его на самом деле не бил. Или бил? Мы не поняли.
• Голенькие младенцы. Не нужно этого вообще в продукции 6+
• Пошлый юмор – имеется. Немного, но есть. От описания воздержусь – противно.
• Босс не настоящий ребенок, но имитирует настоящего. Похоже. Пародия получается смешная и злая. Глядя на повадки и ужимки бэби-босса следует сделать вывод - да, младенцы далеко не всегда приятные существа, они мерзко орут, плюются кашей, пускают слюни…

Отдельно хочу остановиться на сцене с ягняшкой (так в русском переводе звучит ягненок) – любимой игрушкой Тома.

Авторы мультфильма показывают садистское издевательство над любимой игрушкой детям, для которых похожие игрушки – друзья. С которыми они спят, разговаривают, доверяют свои секреты. Да, Том негодует. Ну и что? С точки зрения закона, надо полагать это эпизодическое насилие, оправданное сюжетом, не обосновывается и не оправдывается его допустимость. Но разве для ребенка эта сцена не настоящее надругательство над другом, которого подвергли экзекуции? И что с того, что в конце мультфильма голову пришили, а глаз поменяли?

Помнится, в рассказе В. Крапивина Дениска наотрез отказался использовать любимую игрушку в качестве боксерской груши. Отчего-то даже в рассказе жанра реализм, где игрушка – это игрушка, выросший уже Дениска понимал, что нельзя так поступать со старыми друзьями, даже если они не настоящие. На этой нравственной позиции автор строит рассказ.
И не только он.

Автор Винни Пуха заканчивает сказочную повесть трогательнейшим расставанием с воображаемым другом, Кристофера Робена с медвежонком. Как и автор «Сипсика», другой ожившей игрушки из одноименной произведения Эно Рауда. Ожившей, конечно, только в воображении ребенка, но разве это меняет что-то по большому счету? Винни Пуху и Сипсику никто не прокалывает металлическими скобами щеки, никто не отрывает головы!

ВЫВОД – оставьте, господа, себе свой мультик!


Босс-молокосос: Снова в деле

Мультфильм, 2018
+0.0 -0.1
+4
-0.3
+0.3
-0.3
-0.30
-0.15
3.15
Оценка

Гуси-лебеди

Мультфильм, 1949
+0.9 -0.0
+7.1
+0.3
+0.3
+0.3
+0.5
+0.5
9.9
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Добру, ответственности, взаимопомощи, послушанию детей родителям, преодолению испытаний, душевной щедрости, смелости, семейной любви. Дает представление о тайне, сложности и радости жизни.

Подробно

Мультфильм 1949 года «Гуси-Лебеди», созданный на киностудии «Союзмультфильм», воспроизводит сюжет одной из любимых русских народных сказок. Мультфильм без каких-либо опасений можно показать маленькому ребенку.

Подходящая для возраста 4-5 лет длительность 18 минут. Комфортный темп, без мелькающих кадров. Значит, есть время осмыслить происходящее! Люди-персонажи имеют естественный, человеческий вид, их пропорции тела и черты лиц гармоничны. И хорошо! Оставим изыски техники и изображения на потом, в сказке и без того хватает пищи для размышлений.

Мультфильм, снятый больше, чем семьдесят лет назад, насыщен цветом и достаточно динамичен. Особенно, если не развращать ребенка с ранних лет клиповым форматом - быстрой сменой ярких кадров, гипнотически расслабляющих волю и не оставляющих время на собственные мысли.

Сюжет сказки, думаю, всем известен, поэтому остановлюсь на нюансах.

У меня дома есть три варианта «Гусей-лебедей», в обработке А. Н. Афанасьева, М. А. Булатова и А. Н. Толстого.

Мультфильм наиболее соответствует варианту М. А. Булатова. Там есть ежик, приводящий героиню к избушке Бабы-яги (как и у Афанасьева) и нет мышки, прядущей кудель и откликающейся вовремя на контрольные вопросы, пока девочка с братцем убегают.
А еще у М. А. Булатова отличаются от прочих версий диалоги между девочкой/Машенькой и тремя волшебными помощниками: печкой, яблоней и рекой.

Отлично помню, как мама читала мне «Гусей-лебедей». В изложении А. Н. Толстого, как я сейчас понимаю. На просьбу девочки указать, куда полетели гуси-лебеди, похитившие братца, и печка, и яблоня, и река соглашаются помочь только при условии: съешь, отведай, испей. Условие будоражило меня своей странностью, было как бы моментом внутреннего спотыкания, сбоя. Отчего все встреченные персонажи просят не дать им что-то за услугу (заплати – покажу), а наоборот – взять у них? Неправильно же! Разве не лучше все добро оставить себе?

Сказка ответ не дает и даже не задается таким вопросом, все происходящее в ней законно и естественно, но ребенок (на собственном примере, возраста 4-5 лет) вполне способен считать, что логика: «Заплати – покажу, дай – скажу» здесь не работает. В чем же смысл?

Здесь можно надумать многое…
Бессмысленна печка, бесконечно пекущая никому не нужные пирожки; яблоня, вечно роняющая яблоки; река, несущая в никуда свои молочно-кисельные потоки. Не проходи мимо - заметь, разгляди, распробуй! Придай смысл существованию, старанию, труду! Узнаешь нас, приобщишься, и мы одарим тебя сполна, щедро - подскажем, спасем, укроем. Не денег заплати, а покажи, что не зря все.

Так, в конце концов, я себе это объяснила.

Если кто-то заинтересуется вопросом и поищет объяснения в трудах отечественных фольклористов (В. Я. Пропп «Исторические корни волшебной сказки», 1946 год и другие), то прочитает об испытаниях героя, покинувшего родной дом, о его пути, об инициации – древнем обряде, иносказательно отображенном в сказке.

Внимание исследователей акцентируется на том, что пирожки ржаные, яблоки кислые, лесные, а молоко – не сливочки. И на отказе девочки. На поверхностном уровне – девочка сыта, дома хорошо кормят, и она просто привередничает, как капризный, избалованный ребенок. Символически девочка по пути туда – не готова к испытаниям большой жизни, отказывается вкусить ее горькой правды.

Интересная версия!

Не так ли по детски не разумно поступаем и мы, когда отворачиваемся и бежим подальше от того, что разрушает привычные и удобные иллюзии? Но чтобы спасти братца, надо набраться мужества, преодолеть детские страхи, принять суровое настоящее и преодолеть его действием.
Никто не запрещает нам искать и находить новые смыслы в старых историях, благо, если они обладают таким потенциалом.

В любом случае, сказанное означает, что помимо явных посылов, даже прямо проговоренных, как мультфильме:

«Сама виновата, сама и выручать должна»
«Видно, пожалеть тебя надо»
«Долг платежом красен».

Сказка отражает символическое мышление наших предков и несет в себе скрытые смыслы, зачастую ускользающие от прямого прочтения, но все же ощущаемые, угадываемые, смутно тревожащие.

Сказка «Гуси-лебеди» в обработке А. Н. Толстого осталась для меня наиболее любимой. И мне не хватает каждой из упущенных фраз и словосочетаний:
«заигралась, загулялась», «…давно шла дурная слава — что они пошаливали..».
И кудели с веретеном, и мышки не хватает, которая: «Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу» не хватает!
И вот этого:
«— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка…»
И того, как страшно кричит Баба-яга, обнаружившая пропажу:
«— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..»

Вернусь к мультфильму.

Весь мир в нем до краев полон добра. Это мир, в котором хочется жить! В котором зло преодолимо.

Ласковы родители, благожелательны и бескорыстны встреченные помощники - их четверо, включая ежика. Вежлива, добра и жалостлива Машенька. Здесь ей не предлагают угощения, и она не привередничает. Изначально вежливо отказывая в помощи, потому что торопится к братцу (сама виновата – сама и выручать должна), она уступает просьбам - вытащить пирожки, стрясти яблочки, отодвинуть камень - услышав тяжелые вздохи, пожалев.

Как красиво, ласково называют друг друга персонажи: братец, водица, яблонька, Машенька-голубушка!

Зло олицетворяет только Баба-яга, да ее слуги гуси-лебеди. Гуси-лебеди – странные существа, давшие название сказки, сочетают в себе двух разных птиц: приземленных, неказистых гусей и прекрасных лебедей. В мультике они налетают белой зловещей стаей, сопровождаемые черными, мечущимися по земле тенями.

Родительский дом в мультфильме – место безопасное, уютное, светлое. Родители – надежная защита. Пока они дома ничего плохого не может случиться. Какое важное для ребенка ощущение!

Образы печки, яблони, реки – женские.
Печка для наших предков – предмет сакральный, она и греет, и кормит, и убаюкивает. Каждый, кто после мороза тянулся к собственноручно растопленной печке, вполне может почувствовать материнскую теплоту образа. Жаль, что далеко не все современные дети видели хоть раз в жизни печку, тем более русскую – большую, с лежанкой.

В мультфильме печка кажется грузной, одышливой, уставшей от трудов кухаркой или поварихой, у нее и голос не молодой уже женщины. Яблонька, чуть приоткрывшись, показывает стройный силуэт девушки, утомленной непосильной тяжестью слишком изобильных плодов. Оба этих персонажа скованны неподвижностью, привязаны к месту. В этом я усматриваю не высказанную, но видимую жутковатость, потусторонность чересчур оживших предметов, наделенных создателями глазами, ртами, лицами.
И только река, благодаря девочке, вырывается на простор. В движении настоящая жизнь!

Все положительные персонажи помогают друг другу, и благодаря общим усилиям Машеньке удается вернуть братца. Девочка - молодец, исправила свою оплошность: легкомысленное нарушение наказа родителей.
Гуси-лебеди, теперь уже явно черные, испачкавшиеся в саже, улетают восвояси. Отмечу, что зло в сказке не уничтожается, а просто прогоняется, исчезает из поля зрения, возвращается на свое злое место.

Машенька с братцем дома, родители вернулись, и ничего плохого уже не может случиться.

Рассмотренный мультфильм, без сомнения, несет в себе глубокие нравственные посылы, однако не должен заменять текстовый формат сказки. Показывайте хорошие мультфильмы детям и обязательно читайте им сказки!