Добру, ответственности, взаимопомощи, послушанию детей родителям, преодолению испытаний, душевной щедрости, смелости, семейной любви. Дает представление о тайне, сложности и радости жизни.
Мультфильм 1949 года «Гуси-Лебеди», созданный на киностудии «Союзмультфильм», воспроизводит сюжет одной из любимых русских народных сказок. Мультфильм без каких-либо опасений можно показать маленькому ребенку.
Подходящая для возраста 4-5 лет длительность 18 минут. Комфортный темп, без мелькающих кадров. Значит, есть время осмыслить происходящее! Люди-персонажи имеют естественный, человеческий вид, их пропорции тела и черты лиц гармоничны. И хорошо! Оставим изыски техники и изображения на потом, в сказке и без того хватает пищи для размышлений.
Мультфильм, снятый больше, чем семьдесят лет назад, насыщен цветом и достаточно динамичен. Особенно, если не развращать ребенка с ранних лет клиповым форматом - быстрой сменой ярких кадров, гипнотически расслабляющих волю и не оставляющих время на собственные мысли.
Сюжет сказки, думаю, всем известен, поэтому остановлюсь на нюансах.
У меня дома есть три варианта «Гусей-лебедей», в обработке А. Н. Афанасьева, М. А. Булатова и А. Н. Толстого.
Мультфильм наиболее соответствует варианту М. А. Булатова. Там есть ежик, приводящий героиню к избушке Бабы-яги (как и у Афанасьева) и нет мышки, прядущей кудель и откликающейся вовремя на контрольные вопросы, пока девочка с братцем убегают.
А еще у М. А. Булатова отличаются от прочих версий диалоги между девочкой/Машенькой и тремя волшебными помощниками: печкой, яблоней и рекой.
Отлично помню, как мама читала мне «Гусей-лебедей». В изложении А. Н. Толстого, как я сейчас понимаю. На просьбу девочки указать, куда полетели гуси-лебеди, похитившие братца, и печка, и яблоня, и река соглашаются помочь только при условии: съешь, отведай, испей. Условие будоражило меня своей странностью, было как бы моментом внутреннего спотыкания, сбоя. Отчего все встреченные персонажи просят не дать им что-то за услугу (заплати – покажу), а наоборот – взять у них? Неправильно же! Разве не лучше все добро оставить себе?
Сказка ответ не дает и даже не задается таким вопросом, все происходящее в ней законно и естественно, но ребенок (на собственном примере, возраста 4-5 лет) вполне способен считать, что логика: «Заплати – покажу, дай – скажу» здесь не работает. В чем же смысл?
Здесь можно надумать многое…
Бессмысленна печка, бесконечно пекущая никому не нужные пирожки; яблоня, вечно роняющая яблоки; река, несущая в никуда свои молочно-кисельные потоки. Не проходи мимо - заметь, разгляди, распробуй! Придай смысл существованию, старанию, труду! Узнаешь нас, приобщишься, и мы одарим тебя сполна, щедро - подскажем, спасем, укроем. Не денег заплати, а покажи, что не зря все.
Так, в конце концов, я себе это объяснила.
Если кто-то заинтересуется вопросом и поищет объяснения в трудах отечественных фольклористов (В. Я. Пропп «Исторические корни волшебной сказки», 1946 год и другие), то прочитает об испытаниях героя, покинувшего родной дом, о его пути, об инициации – древнем обряде, иносказательно отображенном в сказке.
Внимание исследователей акцентируется на том, что пирожки ржаные, яблоки кислые, лесные, а молоко – не сливочки. И на отказе девочки. На поверхностном уровне – девочка сыта, дома хорошо кормят, и она просто привередничает, как капризный, избалованный ребенок. Символически девочка по пути туда – не готова к испытаниям большой жизни, отказывается вкусить ее горькой правды.
Интересная версия!
Не так ли по детски не разумно поступаем и мы, когда отворачиваемся и бежим подальше от того, что разрушает привычные и удобные иллюзии? Но чтобы спасти братца, надо набраться мужества, преодолеть детские страхи, принять суровое настоящее и преодолеть его действием.
Никто не запрещает нам искать и находить новые смыслы в старых историях, благо, если они обладают таким потенциалом.
В любом случае, сказанное означает, что помимо явных посылов, даже прямо проговоренных, как мультфильме:
«Сама виновата, сама и выручать должна»
«Видно, пожалеть тебя надо»
«Долг платежом красен».
Сказка отражает символическое мышление наших предков и несет в себе скрытые смыслы, зачастую ускользающие от прямого прочтения, но все же ощущаемые, угадываемые, смутно тревожащие.
Сказка «Гуси-лебеди» в обработке А. Н. Толстого осталась для меня наиболее любимой. И мне не хватает каждой из упущенных фраз и словосочетаний:
«заигралась, загулялась», «…давно шла дурная слава — что они пошаливали..».
И кудели с веретеном, и мышки не хватает, которая: «Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу» не хватает!
И вот этого:
«— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка…»
И того, как страшно кричит Баба-яга, обнаружившая пропажу:
«— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..»
Вернусь к мультфильму.
Весь мир в нем до краев полон добра. Это мир, в котором хочется жить! В котором зло преодолимо.
Ласковы родители, благожелательны и бескорыстны встреченные помощники - их четверо, включая ежика. Вежлива, добра и жалостлива Машенька. Здесь ей не предлагают угощения, и она не привередничает. Изначально вежливо отказывая в помощи, потому что торопится к братцу (сама виновата – сама и выручать должна), она уступает просьбам - вытащить пирожки, стрясти яблочки, отодвинуть камень - услышав тяжелые вздохи, пожалев.
Как красиво, ласково называют друг друга персонажи: братец, водица, яблонька, Машенька-голубушка!
Зло олицетворяет только Баба-яга, да ее слуги гуси-лебеди. Гуси-лебеди – странные существа, давшие название сказки, сочетают в себе двух разных птиц: приземленных, неказистых гусей и прекрасных лебедей. В мультике они налетают белой зловещей стаей, сопровождаемые черными, мечущимися по земле тенями.
Родительский дом в мультфильме – место безопасное, уютное, светлое. Родители – надежная защита. Пока они дома ничего плохого не может случиться. Какое важное для ребенка ощущение!
Образы печки, яблони, реки – женские.
Печка для наших предков – предмет сакральный, она и греет, и кормит, и убаюкивает. Каждый, кто после мороза тянулся к собственноручно растопленной печке, вполне может почувствовать материнскую теплоту образа. Жаль, что далеко не все современные дети видели хоть раз в жизни печку, тем более русскую – большую, с лежанкой.
В мультфильме печка кажется грузной, одышливой, уставшей от трудов кухаркой или поварихой, у нее и голос не молодой уже женщины. Яблонька, чуть приоткрывшись, показывает стройный силуэт девушки, утомленной непосильной тяжестью слишком изобильных плодов. Оба этих персонажа скованны неподвижностью, привязаны к месту. В этом я усматриваю не высказанную, но видимую жутковатость, потусторонность чересчур оживших предметов, наделенных создателями глазами, ртами, лицами.
И только река, благодаря девочке, вырывается на простор. В движении настоящая жизнь!
Все положительные персонажи помогают друг другу, и благодаря общим усилиям Машеньке удается вернуть братца. Девочка - молодец, исправила свою оплошность: легкомысленное нарушение наказа родителей.
Гуси-лебеди, теперь уже явно черные, испачкавшиеся в саже, улетают восвояси. Отмечу, что зло в сказке не уничтожается, а просто прогоняется, исчезает из поля зрения, возвращается на свое злое место.
Машенька с братцем дома, родители вернулись, и ничего плохого уже не может случиться.
Рассмотренный мультфильм, без сомнения, несет в себе глубокие нравственные посылы, однако не должен заменять текстовый формат сказки. Показывайте хорошие мультфильмы детям и обязательно читайте им сказки!