Фильм учит наслаждаться обилием крови, разрезанием тел, а также приучает к похоти и разврату.
Производит размытие границы между добром и злом.
Троя - культовая картина своего времени. Древняя Греция со своими легендами и мифами. Кладезь актёров. Огрномный бюджет, потраченный на всё это. Да, картина получилась зрелищной, с обилием грандиозных по масштабу сражений.
Но, что можно увидеть, если оставить все эти регалии в стороне вместе с Оскаром и другими наградами? А вот, что. (Я не берусь рассматривать вероятные сюжетные разногласия с источнмками этих мифов)
Практически с первых кадров, когда появляется Ахиллес, можно подумать, что жанр фильма эротика: 2 очень откровенные постельные сцены почти подряд, а рейтинг у фильма всего 16+. На этом его сексуальные похождения не заканчиваются и не только его. Но откровенность в эротике - не единственное, чем картина пестрит.
Также нельзя не заметить море крови, части тел, разлетающиеся по сторонам во время сражений. По этому показателю картина, наверно, уже не рекордсмен, но отстаёт не на много. Сражения на мечах и щитах, даже со скидкой на эпоху, можно было бы сделать полегче. Не каждый взрослый вытянет все бои, не отворачивая взора от экрана.
Отдельно хотелось бы остановиться на самом неоднозначно показанном в фильме герое - Ахилессе.
Один из сильнейших (как минимум) воинов древнегреческих мифов предстаёт перед зрителем, как озорной гуляка, одарённый силами богов, только в результате чего он, проспав сражение в ложе девы, только открыв глаза, безо всякой разминки и дополнительной подготовки, одевшись и прискакав на поле боя, с одного маху сражает воина врагов, который заметно здоровее его.
Ахилес не подчиняется царю, за которого, тем не менее, воюет только по своему желанию и только ради своих каких-то личных интересов, в том числе вечной славы, ради которой он готов погибнуть раньше срока.
К своим врагам он одновременно и безжалостен и честен. Буквально в одной сцене во время осады Трои из двух воинов, оборонявших город, второго он отпустил, оставив в живых, услышав, как тот сказал, что у него сын, после того, как хлоднокровно прирезал первого, потому что тот не успел сказать ему того же самого.
Сначала волочет на двуколке труп царевича Гектора за собой в лагерь, которого он же и убил из мести за брата, но, когда сам царь Трои Приам, приходит ночью к нему в палату за телом своего сына, - Ахилес благородно его отпускает, указывая, что тот лучше, чем царь, за которого он воюет, и даёт слово на время траура о царевиче не нападать (после которого при его участии город сгорел) и даже отпустил его дочь Брисеиду с ним, которую до этого держал похищеной у себя. Которая в свою очередь не очень спешила убегать. Сам Ахиллес её не похищал (её похители для него его воины), но по прежнему оставался её врагом, и вёл себя при этом с ней достаточно учтиво, несколько раз выбил её из рук своих однополченцев, спасши от изнасилования, чем занялся сам с её добровольного на то согласия. Видимо поэтому она не воспользовалась возможностью уйти ночью и даже заколоть его, а отдалась и не раз, что (как сказано выше) показали во всех ракурсах. И даже, когда он убил её брата и принял участие в разрушении её города, она не перестала его "любить".
В его поступках регулярно чередовались такие противоположные качества, как разгильдяйство и сноровка, агрессия и благородство, месть и любовь, похоть и честь, что в них невольно запутаешься, как это и сделала Брисеида, кстати, служительница храма Аполлона, который сам Ахиллес разграбил и осквернил, откуда её, собственно, и взяли в плен, то есть жрица, которая ведёт себя как шлюха, но преподносится это как любовь, любовь к тому, кто должен был её убить.
Таким образом, за огромные деньги нам сообразили ядовитый коктейль из похоти, крови и других пороков, тщательно размешав и приправив их честью, благородством, любовью и состраданьем, чтоб не заметно было и подали в красивой обёртке древнегреческих мифов.
Фильм, считающийся культовым при пересмотре через несколько лет с трезвой головой уже не кажется таким эпичным.