Вывод – чему учит фильм. А тому, чтобы понять истинный смысл любви (в контексте познать истинный смысл Бога и его заповедей), нужно попробовать опуститься на дно страстей, вести себя как животное и в этом животном поведении увидеть, что вот оно, оказывается, что есть выше. Но самое главное, что даже такой дауншифтинг не приводит к счастливому финалу. Хотели показать жизнь церкви изнутри, а вылили ведро помоев.
Хотели как лучше (надеюсь), получилось…
Начнем с кратких характеристик главных персонажей (нет, не Агаты, ей по сюжету такой быть и положено; и не Роберта, хотя к ним тоже есть вопросы).
Отец Матвея, настоятель храма, показан крайне деспотичным и гневливым человеком. Он не терпит ни малейшего возражения, всё решил, в т. ч. и за сына. Кроме того, есть намек на корысть: «многие бы хотели побороться за приход», но он уладил вопрос так, чтобы достался ему. Этот фрагмент показывает, что внутри церкви есть некий конфликт интересов, что у священника есть корыстный интерес «прибрать к рукам» очередной приход.
Спрашивается, зачем? В чем заключается интерес? К слову, в части судьбы сына — Матвей не похоже, что против, чтобы стать священником, чтобы жениться… Т. е. не то, чтобы отец совсем навязал волю. Вопрос рукоположения вполне можно отложить (до момента поиска невесты) или остаться священником в монашестве (это по жизни, по сюжету же почему-то решили, что краеугольный камень).
Возможно, людям бы хотелось, чтобы священнослужители были «без греха», и почему-то особо отчетливо видят соринки в глазах представителей церкви. С одной стороны, справедливо, что люди в массе бы хотели в лице священников видеть некий образец для подражания. С другой стороны, это такие же люди со своими слабостями, и неправильно предъявлять к ним особые требования, а если ожидания не оправдываются, то клеймить всю церковь скопом. И вот так выставить настоятеля с перечисленными качествами как-то нехорошо.
Мать Матвея, матушка, — вполне объяснимо, что при таком характере мужа она выбрала стратегию хитрить, недоговаривать, заговаривать зубы…
Матвей — тоже нет ничего странного, что всё скрывает от отца. Правда, непонятно, почему от матери тоже, ведь всё, что он пытается скрыть, всё равно рано или поздно придется говорить. Матвей же почему-то раскрыл свою тайну иерею из их прихода, а не матери. Довольно странно выглядит он как человек, обученный объяснять людям религиозные вопросы (как-никак семинарию заканчивает), однако в диалоге с Робертом блеет как овечка, а Роберт выглядит очень убедительным. Вроде воспитывался в условиях, способствующих контролировать свои страсти, но с Агатой ведет себя как сорвавшееся с цепи животное, дорвавшееся до искушений… Нерелигиозные люди и те в большинстве имеют представления о границах. Вообще производит впечатление безвольного создания, одним словом — тюфяк.
Лиза, девушка Матвея, тоже довольно странный персонаж. По сюжету они знакомы и симпатизируют друг другу с 8 класса. Т. е. они знакомы не менее 9 лет. Она что, не знала, что Матвей сын священника? Ну ладно, в 8 классе он еще не учился в семинарии. Но когда поступил — она не догадывалась, что если дружит (скажет так) с ним, то ей предстоит стать матушкой. Для чего она водила за нос парня? К чему этот цирк? Зачем нужно было врать? Чтобы перед самым рукоположением сообщить, что матушкой она быть не собирается?
Вообще складывается впечатление, что в этом фильме все врут, во всем, много и изощренно. Причем большинство из них — это люди, имеющие отношение к церкви. Хороший пример, ничего не скажешь.
Иерей, отец Федор, с которым Матвей делится секретами. По сюжету его матушка желает получить развод, а он не дает, и даже использует для этого ребенка. Чем мотивирует — она разведется, а он останется ни с чем. Т. е. она сможет выйти замуж во второй раз (и, возможно, быть счастлива), а он останется один (либо будет вынужден уйти из священников). Т. е. и здесь в мотивации присутствует эгоизм. Бывает ли, что иереи разводятся и лишаются из-за этого сана? Несомненно, да? Часто ли это случается? Скорее редко. Но в фильме у персонажей показаны все возможные пороки и проблемы. Не слишком ли много эгоизма показано в фильме у представителей церкви?
Агата и Роберт, и заодно их тусовка — в общем, ничего особенного, они так и задуманы, но показаны все особенности современного поколения чересчур гротескно.
Инна — пожалуй, единственный здравомыслящий персонаж, которого в общем-то жалко. Кто сказал, чтобы построить крепкую счастливую семью, нужна безумная страсть? Вообще-то любовь и либидо практически не имеют ничего общего. Собственно, это она и предлагает. Попробовать построить отношения (заметьте, она не тащит в постель, а предлагает начать дружить и общаться, а там видно будет). Но Матвей и здесь ведет себя как невоспитанный дебил, обрывает на полуслове, исчезает, не дав ответ на вопрос… Конечно, бывает неприятие с первого взгляда, у каждого есть свой типаж, скорее всего где-то генетически прописанный. Но не вести же из-за этого элементарно невежливо.
Теперь сам сюжет. Фильм начинается с выезда на шикарной машине. Ничего плохого в этом нет, кто сказал, что у священников всё должно быть по остаточному принципу? Конечно нет, но в контексте настоятель-отец легко дарит юному сыну машину. Т. е. машина в глазах его собой ценности не представляет (даже не было разборок за то, что он ее продал за полцены), надо полагать, денег в этой семье куры не клюют. И снова камень в огород церкви, дескать, смотрите, какие они все богатые, на наши с вами подаяния…
Кстати, в связи с чем Агате нужна такая большая сумма? Что там с нее Роберт требует? Чтобы оставить ребенка? Или просто всё по-честному — мы вместе, значит, и одинаковые деньги приносим в дом? Что за такая ситуация странная? Понятно, чтобы она сохранила беременность, можно поддержать материально, и такое случается — есть даже специальные благотворительные организации в стране. Но это никак не эквивалент стоимости элитной машины.
Почему-то в фильме противопоставляются любовь и правила. При этом церковь выставляется как нелепый самодур, требующий безусловного выполнения устаревших правил.
Довольно странно выглядят сцены убеждения Агаты под окном стационара, драки с Робертом…
И вывод — чему учит фильм. А тому, чтобы понять истинный смысл любви (в контексте познать истинный смысл Бога и его заповедей), нужно попробовать опуститься на дно страстей, вести себя как животное и в этом животном поведении увидеть, что вот оно, оказывается, что есть выше. Но самое главное, что даже такой дауншифтинг не приводит к счастливому финалу. Хотели показать жизнь церкви изнутри, а вылили ведро помоев. Единственный положительный момент, что Агата все-таки родила ребенка и даже спустя время принесла его в церковь (видимо, как раз на крещение).
Баллы только ставлю за игру актеров и сам факт поднятия проблемы. Остальное не выдерживает критики.