Страсти по Матвею


3 2   4   16  

Оценка: 6.30 (4)

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Фильм
Год:
2023
Страна:
Россия
Возраст:
12+
Жанр:
Комедия, Мелодрама
Режиссёр:
Сергей Ильин
Сценарий:
Сергей Ильин, Игорь Рыбин
Премьера (РФ):
19.10.2023
Время:
115 мин
Телеканал:
СТС Start
Добавил:

Трейлер

Не работает?


Поделиться


Описание

Матвей — молодой прилежный алтарник, который мечтает стать священником. Агата — спонтанная дерзкая художница, которая не привыкла ничего планировать наперёд.

После знакомства Матвей и Агата понимают, что их разные на первый взгляд миры объединяют одни и те же проблемы и ценности. Но смогут ли они это по-настоящему осознать?

Оценка

Чему учит

Воспитательно-нравственный
посыл фильма
Воспитательно-нравственный посыл фильма
Об оценке
Доброта
3
Трудолюбие
0
Совестливость
4
Честность
3
Скромность
0
Дружелюбие
2
Ответственность
1
Воля
1
Щедрость
0
Мудрость
2
Эгоизм
0
Лень
0
Бесстыдство
0
Лживость
1
Распущенность
2
Агрессивность
0
Безответственность
0
Безволие
0
Алчность
0
Глупость
1
Усреднённые результаты общей оценки
7.5
Да
Да
Нет
0.8
1.3


ЧЕМУ УЧИТ

16
4
80%
20%

Оценка зрительских
симпатий

Общая оценка зрелищности фильма, сюжета, игры актёров, работы операторов и сценаристов, музыкального оформления.
Базовая оценка
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Средний балл общей оценки
75%
25%
7.5 из 10
Количество 4

Комментарии   2 
Максим Игоревич    21 янв. 2024 г., 16:13:19
Противоречивый сюжет и нераскрытые персонажи, затянут, но картинка хорошая.
Иван Однодворцев    29 янв. 2024 г., 16:44:23
Очень качественно снято. Актёры хорошо играют. Сюжет - в полноте наверное будет понятен тем, кто ходит в Церковь. Те, кто играет священников - кажется не очень хорошо справляются. Клубная жизнь показана гораздо живее, натуральнее. Актёры и киношники у нас в основном не церковные, потому передать атмосферу храма не умеют. Главный герой на мой взгляд очень удался.

Сцены с алкоголем,
табаком и другими наркотиками

«Есть» - если употребление алкоголя, табака и других наркотиков показаны в качестве нормы или в положительном контексте. «Нет» - если сцены с употреблением наркотических средств отсутствуют или носят отрицательный характер.
Об оценке
Средний балл общей оценки
100%
0%
Есть 4 | 100%
Нет 0 | 0%

Комментарии   3 
Илья Золотов    31 дек. 2023 г., 18:34:23
Пьют на протяжении всего фильма, показано как норма
Максим Игоревич    21 янв. 2024 г., 16:13:19
Пьёт молодёжь, пьют взрослые. Алкоголь показан как неотъемлемая часть не только досуга, но и "лекарства" от печали.
Иван Однодворцев    29 янв. 2024 г., 16:44:23
Фильм про столкновение церковного молодого человека с разгульной жизнью. Сцены с алкоголем показаны красиво. Это позволяет увидеть опасность, как легко человеку впасть в грех.

Наличие эротических
сцен

«Есть» - если в фильме присутствуют кадры эротического характера, интимная близость героев демонстрируется в избыточной мере с подчёркнуто неприкрытой детализацией.
Об оценке
Средний балл общей оценки
75%
25%
Есть 3 | 75%
Нет 1 | 25%

Комментарии   3 
Илья Золотов    31 дек. 2023 г., 18:34:23
Есть 1 пограничная сцена
Максим Игоревич    21 янв. 2024 г., 16:13:19
Агата не раз на людях вызывающе целуется со своим любовником. Позже показана сцена как в порыве страсти на неё бросается доведённый до крайности и возбуждённый алтарник.
Иван Однодворцев    29 янв. 2024 г., 16:44:23
Сцена, когда герой фильма уже почти заступил через грань прелюбодеяния - думаю показана излишне сочно. В голивудских фильмах конечно показывают больше. Хотелось бы чтобы эта сцена была как-то еще скромнее снята.

Пошлый юмор или
обсуждение пошлых тем героями

«Есть» - если присутствует вульгарный и пошлый юмор, в диалогах героев затрагиваются непристойные темы, отсылающие зрителей к реакциям сексуального типа.
Об оценке
Средний балл общей оценки
0%
100%
Есть 0 | 0%
Нет 4 | 100%

Комментарии   1 
Максим Игоревич    21 янв. 2024 г., 16:13:19
Есть слова типа "Вы тут не шалите", по отношению к оставшимся наедине молодым людям, но в целом ничего больше.

Уровень сцен насилия и жестокости

При выставлении оценки учитывайте, для какой возрастной аудитории предназначена эта картина.
Об оценке
  • Нет
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Средний балл общей оценки
8%
92%
0.8 из 10
Количество 4

Комментарии   1 
Максим Игоревич    21 янв. 2024 г., 16:13:19
Рукоприкладство.

Вредная пропаганда

Деструктивные идеи, внедряемые в сознание зрителя
Об оценке
50%
50%
0%
0%
0%
0%
25%
0%
25%
0%
25%

Комментарии   2 
Максим Игоревич    21 янв. 2024 г., 16:13:19
Не осуждает и культивирует блуд. Пьянство идёт рука об руку с успешным и красивым образом жизни молодёжи столицы. Ведущий персонаж безволен, а его мотивация не раскрыта должным образом. Осуждает Церковь за исполнение ею слов апостола сторониться греха и не принимать грешных в общение (Евр.12, 15-16).
Иван Однодворцев    29 янв. 2024 г., 16:44:23
Вопрос на самом деле - что этот фильм показывает, красоту греха, свободных (прелюбодейных) отношений и разгульного образа жизни, инфантилизма, или все-таки переход через кризис искушения от погибельного поведения к чему-то лучшему. Хэппи энд - на мой взгляд однозначно нравственный и неожиданный. На мой взгляд фильм показывает, что из плохой ситуации, из тяжелого искушения может быть добрый выход.

Рецензии к фильму «Страсти по Матвею» (2)

Рецензии (2)

+0.4 -0.0
+6
-0.3
-0.3
+0.3
-0.05
+0.5
6.55
Оценка
Чему учит (коротко)

Фильм учит тому, что нужно блюсти себя, всегда наблюдать, как опасно мы ходим, как легко от праведности перейти ко греху. Но все-таки потом из греха может найтись добрый выход.


Мнение цензора (подробно)

Фильм показывает столкновение двух миров: мира православного благочестия и мира идеологизированного гедонизма. Мир гедонизма показан ярко и со вкусом.

Главный герой - довольно легкомысленный молодой человек, не готовый к встрече с искушениями мира сего, и искушение его увлекает. Молодому возрасту свойственна неопытность. Тот, кто не искушен, - тот не искусен, и нетрудно представить, что такая ситуация вполне может произойти с молодым человеком самого лучшего воспитания. Воспитание - это лишь теория. Настоящее христианство проявляется на практике, и при недостатке осторожности очень легко перейти границу, и впасть в грех. Этот фильм очень хорошо показывает такую опасность.

На мой взгляд, этот фильм можно посмотреть с подростком 16+, и этот фильм даёт пищу для дискуссии. Фильм очень легкий и веселый, даже несмотря на то, что героиня проходит через драму. Есть в фильме над чем посмеяться.

Главная ценность фильма, на мой взгляд, - это возможность рефлексии: прожить вместе с героем все ситуации и подумать над тем, а какой бы поступок совершил бы я?

Христианство учит людей любви, но молодые гедонисты тоже хотят любви. Любовь - это место, где эти два мира могут найти понимание, место для диалога, возможность открыть для другой стороны свое мировоззрение. Но твердая вера невозможна без ответа на вопрос: в чем ошибка гедонистов? Куда ведёт настоящая любовь, а куда - любовь гедониста?

Мне, как человеку под 40 видно в этом фильме больше, чем может видеть молодой человек без опыта семейной жизни. Опытный человек видит, к чему могут вести ошибки молодости. Отец героя - знает об угрозе, которую несет ему эта его влюбленность, но не может ее объяснить сыну. Опытный человек знает, как чувства застилают ум, и ведут к решениям, последствия которых могут быть трагичны. Посмотрев с молодыми людьми этот фильм, можно попробовать найти слова, чтобы это объяснить. Уж лучше эти объяснения дать по поводу художественной картины, а не по поводу уже разгоревшейся влюбленности ребёнка.

Еще одна тема для обсуждения - как делать добро? Что означает поговорка "добрыми намерениями дорога в ад выстелена"? Мог ли главный герой реально помочь тем молодым людям, войдя в их мир? Ведь он до последнего момента реально старался сделать им добро, но сам чуть не погубил себя.

У меня этот фильм оставил очень положительные впечатления. Особенно порадовал финал фильма.

Из минусов - может быть излишне ярко показанная сцена, когда герой чуть не впал в прелюбодеяние. Думаю можно было бы ее показать чуть скромнее. В остальном - фильм замечательный. Рекомендую к просмотру.


0     0
29 янв. 2024 г., 17:41:51
+0.4 -0.1
+4.8
-0.3
-0.3
+0.3
-0.05
-0.2
4.55
Оценка
Чему учит (коротко)

С одной стороны, подаёт привлекательные и реалистичные образы христианского быта; выступает за семейность, материнство, за искреннюю и честную любовь. Но при внимательной оценке оказывается популистским и антицерковным произведением, подспудно осуждающим христиан и подающим им идеи противоречащие Преданию Церкви.


Мнение цензора (подробно)
Рецензия содержит спойлеры, показать рецензию

«Страсти по Матвею» — это художественный фильм с православным фоном, посвящённый словам апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал, звучащий» (1Кор.13, 1). Фильм снят дружелюбно к православной традиции, но не соответствует заявленному возрастному цензу. Так что мы видим не только забавные реалии церковной жизни, но и картины в красках, показывающие что из себя представляет «совет нечестивых» (Пс. 1, 1). У данной картины я выделяю два смысловых уровня, второй из которых и главный, является неприемлемым для христианина и не более чем популистским вбросом авторов фильма, раскрытию чего и будет посвящена рецензия.

Главные действующие лица:
1) Матвей – поповский сын, семинарист. Основной движитель сюжета и по факту вторичный персонаж, т.к. совершенно безволен, и единственный из четырёх героев, кто не меняется к концу фильма. Матвеем сначала руководит отец, а потом и порочная женщина Агата: она подаёт ему пить, и он пьёт, курить, и он курит, предлагает покрасить волосы, и он подставляет голову, в конце концов обуреваемый блудом он бросается на неё, т.к. и для того ей был дан повод ранее.

2) Отец Феодор – священник храма, где алтарничает Матвей, на начало фильма разводящийся с супругой. Важный, хотя и плохо раскрытый герой, на примере которого зрителю подкидывают мысль о том, что брак ради священства не имеет под собой любви.

3) Агата – выпускница художественного вуза. Выступает как образ «порочной женщины», подобных которой чурается Церковь. Ярко раскрыта: никотин, алкоголь, блуд, андерграундная и нецензурная речь. Большую часть фильма вызывающе одета, выставляя на показ своё тело, сопровождая это вульгарным поведением (напр. сцена в машине, когда ногами машет, будучи в коротенькой юбчонке).

4) Роберт – любовник Агаты, самовлюблённый нарцисс, полностью разделяющий образ жизни своей пассии, которой и манипулирует. Вероятно, главный герой повествования, т.к. не единожды растёт над собой в течении фильма, значительно меняясь к концу, чего не скажешь о других лицах. К сожалению, плохо раскрыт и невыразительно сыгран.

По сюжету отец Матвея ставит сына в неординарную ситуацию – он должен жениться к концу месяца, чтобы продолжить священнический род, а заодно заполучить храм в денежном районе Москвы. Поясню что представители белого/женатого священства чтобы стать священниками должны жениться, что большая забота для учащихся семинарий, т.к. учиться недолго, а жениться лучше на 2-3 курсе, наблюдать за этим забавно и одновременно грустно, ибо поднимается проблема брака по расчёту. С недавнего времени, в связи с участившимися разводами в священнической среде, потенциальным жёнам подаётся присяга, где она расписывается в том, что имеет в виду сложности такового брака. Развод для священника трагедия, т.к. в Восточной Церкви запрещено второбрачие для священства, что иногда становится причиной ухода из сана. «Борьба за храмы» тоже не выдумка – даже во времена советских гонений храмы Москвы всегда были прибыльными, что позволяло комфортно жить священству, соответственно и по сей день некоторые пытаются прорваться или поставить «своих» в Москве. Благо недавно патриархией был поставлен ценз для священства и попасть в клир Москвы могут только окончившие магистратуру семинарий («академию» по старинке), а не удачливые лица в том числе из стран ближнего зарубежья, благодаря чему в Москве теперь действительно хорошие пастыри, а не засилье «чудаков», как говорят в академической среде.

Пытаясь угодить отцу, Матвей подпадает под влияние Агаты – женщины ведущей дурной образ жизни и находящейся в тяжёлой ситуации, – она беременна и боится в том признаться любовнику. Чтобы развеяться она увлекается Матвеем, сначала вовлекая его в свою неприличную жизнь, а потом и соприкасаясь с его.

И так мы подошли к первому, поверхностному смысловому уровню фильма. На этом уровне ключевым разговором является тот, где Матвей цитирует известные слова апостола: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится…», (1Кор.13, 4-8) что вызывает диспут с друзьями Агаты. Они заявляют ему что они-то как-раз живут по этим словам, а он и ему подобные окружили себя «правилами». Церковному человеку здесь очевидно, что на самом деле они понятия не имеют о смысле слов святого апостола и путают труд любви, со вседозволенностью проходящей влюблённости; что же ещё хуже, так это профнепригодность Матвея, который ни коим образом не только им этого не объясняет, но и сам даже не знает о чём речь.

Точка в этом диалоге ставится под конец фильма, когда Матвей кричит в глухие окна абортария, несчастной Агате что он понял о чём те слова, любит её и готов взять с ребёнком от другого мужчины (что станет для него каноническим препятствием ко священству). Исполнить эти слова ему не даётся, ибо его слышал Роберт и в нём происходит финальная перемена. Путь Роберта таков что от эгоиста, наблюдая за простотой Матвея, он больше и больше располагается к Агате. Благодаря алтарнику он видит на деле что значит «не превозноситься и не искать своего» в итоге поднимаясь к Агате и препятствуя совершению преступления по отношению к неродившемуся чаду. Оканчивается всё тем, что Агата с ребёнком на руках приходит в храм к Матвею попрощаться, после чего уезжает с Робертом.

В данной концовке мы видим посыл, что вера «не доказуется, а показуется» – Матвей в порыве сердца, делом показал Роберту, что значит любить, что стало причиной чуда – с одной стороны чуда рождения самого Роберта, как нравственного человека, а с другой рождения ребёнка. Перемены Агаты менее выражены, по сути, все они завязаны на Роберте – она принимает тот вид, который задаёт Роберт (что лежит в православной парадигме, но не светской). Отец Феодор, также будучи в курсе дел Матвея переосмысливает свой брак, это не спасает его от распада, но в финальной проповеди он произносит оду любви, предшествующее осознание которой видимо даёт его душе мир, который мы и видим по его лучистому лицу. Так что коротко эту концовку можно охарактеризовать как «любите друг друга и в вашей жизни будут чудеса».

Но основное послание авторов раскрывает себя в конце картины, в проповеди священника Феодора, когда звучат слова: «В нашей общине есть место для каждого», «Мы привыкли делить мир на своих и чужих». В этом контексте Агата – это не просто персонаж повествования, а образ целого общества людей, стоящих вне церковной ограды. Замечу, что, уже родив, Агата так и не одевает брачного кольца, что говорит либо о том, что она, зарегистрировав брак, частично, но осталась в рамках вне церковного мировоззрения, либо они вообще не в браке с Робертом. Я склоняюсь к последнему и в этом мы видим неприемлемый посыл, что в общину должны быть приняты и блудники. Тот же апостол говорит о том, что с таковыми и общения желательно избегать, а только вразумлять, держа на товарищеском расстоянии. К сожалению, в светском мире к блуду отношение терпимое, так что вынужден обратить внимание что в том же послании, где звучат слова о любви, есть и перечисление грехов к смерти (1Кор. 6, 9-10), где блуд стоит в одном ряду с «хищничеством» - кражами, разбоем. В Древней Церкви известны случаи, когда приход узнав кто пожертвовал им деньги на храм, сложившись по новой возвращал таковым преступникам их ценности, лишь бы не иметь с ними ничего общего.

Замечу, что слова отца Феодора, по моим наблюдениям, «очевидны» внецерковным людям, так что можно заключить, что они обращены к христианам, которые, по мнению первых, недостаточно толерантны. Таковым мало того, что их поминают на каждом вечернем богослужении в словах об оглашенных; им мало что о каждом таком христианин может молиться в вечернем правиле; мало что им не препятствуют во входе в храм и не распространяются долговременные прещения за тяжёлые грехи – они хотят, чтобы в церковное общество они были приняты со всем тем, с чем апостолы призывают бороться, как если бы то было нечто незначительное. Несколькими признаками присутствия человека в Границах Церкви является то, что человек причащается в нераскольничьей Поместной Церкви и находится с ней в единомыслии, очевидно, что ни Роберт, ни Агата в ней не состоят, так что даже под вопросом крещёные ли они. Последние погрелись у её свечи и… уехали, о большем фильм не говорит.

Итого, «Страсти по Матвею» произведение с отталкивающими картинами распутной жизни молодёжи столицы и с безвольным центральным персонажем только своим видом, подталкивающим людей к преображению. Авторы не дают весомых объяснений перемен людей, оставляя всё на откуп нетребовательного зрителя, что может навести его на ошибочную мысль - «главное, чтобы человек был хорошим», в которой не только под вопросом определение понятия «хорошо», но и обесценивается добродетель в принципе, т.к. вес она имеет лишь в том случае если заслуженная, если к ней приложен труд. На первый взгляд фильм показывает исключительность и благость церковных людей; призывает к материнству/отцовству, но при глубоком взгляде раскрывается одобрение антицерковного поведения и до бесконечности толерантного отношения ко греху. Оказывается, что главным героем повествования является зритель-христианин, которого авторы произведения тонко подводят к мысли о принятии беззаконий. Христианина не нужно учить быть доброжелательными с людьми, ибо сказано: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12, 18) и уподобляясь Богу они желают спасения каждому. Но сказано и «Наблюдайте, … чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца» (Евр.12, 15-16), что видимо не по нраву авторам некоторых фильмов. Считаю фильм «Страсти по Матвею» ещё одним бестолковым произведением современного кинематографа, где не только дурные идеи прививают, но так и не научились снимать, подменяя качеством картинки плохой сценарий и непроработанных персонажей.


1     0
21 янв. 2024 г., 20:51:40

Отзывы к фильму «Страсти по Матвею» (3)

Отзывы (3)

Максим Игоревич 22 янв. 2024 г., 12:54:16

Кстати в начальных титрах фильма возраст прописан на "16+", в противовес баннеру и трейлеру.

Показать 2 ответа
Иван Однодворцев 29 янв. 2024 г., 18:26:31

Хорошее замечание. Я тоже оцениваю возрастную категорию 16+.

Вы составили хорошую рецензию, и как православный христианин я во многом согласен с Вами. В Вашем заключении мне понравилось, что главным героем фильма Вы назвали зрителя-христианина. Но я усматриваю такую ошибку: дело в том, что этот фильм - не о том, как вести себя состоявшемуся христианину. Снова я соласен с Вами, что состоявшийся христианин не нуждается в советах, как относиться к людям. Но герой фильма, которого Вы умалили - как раз не подходит под Ваше определение. Он как раз является христианином, но при том не состоявшимся, не опытным. Он старается отстаивать свои убеждения, но не справляется. И таким не опытным, не способным справиться с искушением может оказаться ребёнок каждого из воцерковленных христиан. Он может быть и семинаристом - уж я слышал, как молодая дочь священника выходила замуж за хорошего мальчика-семинариста, а он потом спивался и шел по наклонной. Ярко показанные искушения - можно рассматривать как нравственный тренажер. Когда тебе говорят, что мир это зло, и все в нем отвратительно - легко поддакивать, и говорить: никогда я не буду как они. Но когда молодой человек узнает о том, как может быть сладко, то точно ли удастся устоять? Лучше уж подумать об этом после просмотра фильма, а не после реального искушения.

Отношения между отцом и сыном в этом фильме тоже показывают важный момент: муштра иногда приводит не к тому результату, который ждут. Вместо твердости, сын стал мягким, как Вы заметили. Он не смеет ничего сказать папе, и в итоге идёт на поводу у порочной женщины. Это результат той самой муштры - безволие. Это урок для зрелых зрителей.

Автор фильма - сам православный христианин. Он хороший киношник, он хорошо знает жизнь алтарников, но вот с жизнью батюшек он видимо плохо знаком, потому образы священников у него получились на мой взгляд не очень удачно. Образ о.Феодора - не раскрыт. В этом я с Вами согласен.

Максим Игоревич 29 янв. 2024 г., 20:10:43

Здравствуйте Иван! Благодарю за отзыв.
К сожалению ограничение знаков не позволило мне отобразить, то на что как-раз Вы обратили внимание - мне пришлось удалить целый абзац чтобы уместиться в 10К знаков.

Роль Матвея и правда неоднозначная. Например если следовать моей рецензии, то исповедь мальчика как будто ничего не значила и конечно это не так. Соответственно перемены в нём были и православный человек их уметит, но в своём обращении, как Вы могли заметить, мне пришлось ориентироваться на околоцерковных людей, посему и пришлось пожертвовать абзацем где я также старался описать особенность поповских детей, как и замечено - ещё неопытных.

Приятно читать что Сергей Ильин православный человек, жалко о нём мало написано. Могу надеяться что в будущих его произведениях посылы будут более чёткие.