Фильм только по названию и по восторженным отзывам является хорошим (с точки зрения продвигаемых смыслов), на самом деле плохого в нём несоизмеримо больше, если не сказать, что всё. Продвигаемые смыслы в духе традиционных западных ценностей: феминизм, предательство, удовлетворение животных инстинктов и т.п. Слезливые истории для вызова эмоций сопереживания и дальнейших восторженных отзывов (толпа управляется через эмоции).
После просмотра вышел как будто на меня ушат грязи вылили. А теперь по порядку.
Во всём фильме нет ни одного положительного героя, с которого бы хотелось брать пример. Ни одного, от слова "совсем". Всё человечество показано как общество, воплотившее в себе все негативные черты капиталистического строя. Без феминизма никуда. Нет ни одного мужского персонажа, принимающего решения и берущего ответственность на себя. Все решения принимают женщины, дерутся и побеждают мужчин женщины, зарабатывают женщины, управляют женщины. Мужики тюфяки тюфяками. В эту же копилку и то, что чебурашка мужика называет мамой. Это очень сильный сигнал к смене гендерных ролей.
Один из главных героев - садовник. Обиженный на весь мир (как потом выяснилось от того, что не мог наладить контакт со своей дочерью, которую предал). Кому-то может показаться, что он настоящий человек с большой буквы, так как делает замечания бизнесвумен за то, что она ведёт себя по-свински, делает замечания тем, кто портит деревья. Но на самом деле замечания он делает от того, что обозлён на весь мир, и это видно из общего контекста его поступков и манеры разговаривать. Человечности в нём нет, и растения он не даёт портить, не от того, что это в принципе плохо, а от того, что это плод его труда. Он защищает не природу, а свой личный труд (черта индивидуализма).
Чебурашку он и не думал брать себе и воспитывать, напротив он пытался всеми силами от него избавиться. Использовал его как инструмент, чтобы насолить бизнесвумен. И воспитывать чебурашку стал исключительно для того, чтобы наладить контакт с дочерью, так как проживание у него чебурашки давало гарантию того, что к нему придёт дочь. Связано это с тем, что после встречи с чебурашкой сын дочери садовника заговорил. То есть воспитывая Чебурашку садовник решал сугубо свои интересы. Человечностью опять и не пахнет. А когда встал вопрос выбора между тем, чтобы предать Чебурашку или чтобы его дочь поучаствовала в конкурсе, он сделал выбор в пользу предательства. Участие дочери в конкурсе ему стало дороже того, кого он приручил, а, по сути, взял на воспитание. Поговорка о том, что мы в ответе за тех, кого приручили, - это не про садовника.
В конце фильма якобы происходит личностный рост садовника и он, осознав свою ошибку, идёт её исправлять - вызволять из плена чебурашку. Но здесь есть большое НО. Личностный рост - это когда человек, получив жизненный урок, переосмысливает это и в следующий раз поступает по-другому. Садовник первый раз предал близкого человека (дочь отдал тётке), получил из этого урок (дочь с ним не общалась из-за этого), но выводов из этого не сделал, так как второй раз предал близкого человека (Чебурашку). И он подумал, что поступил абсолютно правильно. А когда услышал от дочери в свой адрес то, что он умеет только предавать, он пошёл вызволять из плена Чебурашку. Исправлять ошибку он пошёл не по тому, что осознал её, а потому, что понял, что дочь от него отвернется окончательно. Только это - боязнь потерять навсегда связь с дочерью, толкает его рисковать. Не долг как человека, а сугубо личный интерес. Единственный плюс этого персонажа в том, что он делает замечания хулиганам издевающимся над чебурашкой, т.е. учит различению, что хорошо, а что плохо.
Данный персонаж однозначно не пример для подражания. Семья дочери садовника - это семья, которых для нормального развития общества должно быть минимальное количество. Ребёнок только один и тот с аутистическими расстройствами, и как неизбежное следствие этого - задержкой развития. Он не говорит. Дочь садовника организует бизнес, её муж двух слов связать не может, никаких вопросов сам не решает, типичный подкаблучник. Классическая деградационная семья. Отдельно и более подробно этих персонажей рассматривать не стоит, т.к. они в фильме фигурируют именно семьёй.
С противоположной стороны им как бы противостоит бизнесвумен - хозяйка крупной фабрики шоколада. Ей подчинены все, в том числе главный её заместитель. Они считают, что за деньги можно купить все, вопрос только цены. Работники этой бизнесвумен - сплошь продажные личности, которые за деньги терпят от неё унижения. И это показывается как норма. Остальные персонажи не более чем эпизодические и не отличаются человечностью и высокими нравственными поступками: все продались бизнесвумен и терпят от неё унижения. Не понятно, по какому принципу они объединились для того, чтобы помочь садовнику. Это ещё один небольшой изумруд в бочке помоев. Работники дендрария объединились для помощи коллеге (друзьями их сложно назвать), но не показаны мотивы объединения, не показана моральная сторона, как герои пришли к этому решению, чем пришлось пожертвовать. Этот нюанс нивелирует весь положительный эффект. Показано как в тупых голливудских фильмах: тупо в стиле "мы команда-а-а". Короче нормальная задумка испорчена дурацким исполнением.
Есть ещё внучка бизнесвумен, которая воспитывается в стиле "тебе всё можно, тебе всё купят". Истеричная избалованная девчонка, золотая молодёжь. Типичный "идеальный потребитель". Есть парень, издевающийся над чебурашкой и ломающий деревья. Тоже плохой пример для подражания. Остальные герои вообще не запомнились ни чем.
Теперь о чебурашке. К слову, по всему фильму он зовётся ушастиком. Это показательно и об этом ниже. Чебурашка ворует чужие плоды, за что его хотят прибить. Лопатой по голове - это стиль Голливуда, как же наши сценаристы могли такое пропустить? Нет конечно, обязательно включили такую сцену! Но, что примечательно? Апельсины растут у него под носом, на деревьях, а он исключительно берёт те, которые уже собрали. И эта манера - присваивать себе результаты чужого труда , просматривается как на плантациях, так и в дендрарии (там апельсины валялись перед его носом повсюду, а он брал собранные другими людьми - из тележки).
Чебурашка искренне хотел стать частью людского общества и усердно учился, осваивал навыки. Но, получив жёсткий урок в виде предательства со стороны садовника, сдался - отрёкся от звания человека. И этот его выбор испортил всё отношение к нему. Речь вот о чем: в конце за столом садовник поздравил чебурашку с днём рождения и сказал, чтобы он оставался таким же хорошим человеком. Но чебурашка сказал, что человеком быть очень трудно и что он лучше будет чебурашкой. То есть он отрёкся от чести зваться человеком! То есть чебурашка - это особый вид зверька, который живёт рядом с людьми! Это не имя, как в Советском мультфильме, это вид живого существа!
Человеческое общество показано, как абсолютно деградировавшие, деградировавшие до такой степени, что и людьми-то лучше не называться, лучше быть чебурашкой, Буратиной или ещё кем-нибудь, но не человеком! И по типажам всех героев это отчётливо видно - нет ни одного нормального. Чебурашка отличается человечностью, но сдача без боя в конце всё впечатление испортила. Можно этот безволевой поступок списать на то, что чебурашка ещё очень молод и не видит поддержки со стороны. Хорошо пусть будет так, тогда это единственный герой фильма, который заслуживает уважения.
Отдельно нужно сказать, что в фильме показана жена садовника. Это небольшая роль заслуживает внимания. Пожалуй, она претендует на статус нормального персонажа , но опять есть НО. Она показана как любящая мать и здесь всё хорошо, но вид спорта у неё не женский, который её и погубил. Единственный нормальный персонаж и тот погибает. Неужели это случайность? Или все-таки умысел режиссёра? Я думаю, что второе.
Пожалуй, это всё что хотел сказать про персонажей. Брать пример не с кого. Сюжет тоже не отличается глубоким нравственным посылом. Если коротко , то предавший раз, предает снова, но ему это сходит с рук и он добивается своего. Хорош ли такой посыл? Каждый решает сам. Чуть не забыл. В конце конечно ритуал распития спиртного, как без этого? Но вот сок ли в стаканах? И там же происходит то, чего не ожидал никто: бизнесвумен пришла на поклон после всех гадостей и садовник её простил и усадил за свой стол. О чем это говорит? Кто то скажет, что нужно уметь прощать и это сильный поступок. А я скажу, что это слабость, а вернее сам садовник не сильно-то уж и отличается от этой бизнесвумен и поэтому-то он её и простил. Судит по себе. В общем и целом негатива гораздо больше, чем позитива.