Коротко
Противник христианства Кэмерон учит зрителей, что счастье - в животных радостях вроде выпивки и секса с кем попало, и ради этого можно изменить жениху и бросить на произвол судьбы престарелую мать. Ах да, в азартных играх, бродяжничестве и воровстве тоже нет ничего предосудительного.
Подробно
Собственно, катастрофа "Титаника" служит только фоном для истории девушки Розы. Была она несчастной, потому что пыталась следовать долгу: ради матери согласилась выйти за человека, который был ей не по душе. Но на "Титанике" Розе встретился бродячий художник Джек, свободный от всего: и от долга перед кем-либо (родители умерли, и он по ним не горюет, а своего друга Фабрицио вообще не считает за человека), и от стыда (воровал, дружил с парижскими проститутками и рисовал их голыми, а потом и Розу голой нарисовал), и от сострадания (плевать он хотел на жениха Розы и ее мать, а также и на тонущих), и от веры (на утреннюю молитву Джек не ходил, а молящегося оборвал грубой шуткой), и от внешних приличий (научить воспитанную барышню плеваться? запросто!).
И так как Джек с первого взгляда жутко захотел красавицу Розу, то быстренько напел ей в уши про то, как можно стать счастливой прямо здесь и сейчас: да просто бросить все, плюнуть на всех, жить сегодняшним днем, при этом за своими желаниями переть, как танк, и "не сдаваться". Заодно показал "настоящее веселье": безумную вечеринку в третьем классе, где люди напивались до свинского состояния, вели себя бесцеремонно и непристойно отплясывали.
Слабовольная девушка, и раньше склонная к порокам, легко поддалась ему, чем он и воспользовался, разумеется, не собираясь жениться (когда Роза предложила ему сбежать вместе, он ужаснулся: мол, ты ума сошла; выходит, не нужна ему была такая обуза, как серьезные отношения). Если бы автором сценария был русский классик 19 века - Островский, например - дальше последовало бы разоблачение гнилой сущности Джека, Роза бы раскаялась и вернулась к своему жениху, человеку пусть вспыльчивому, но в целом порядочному, великодушному и любящему ее. (Когда случилась катастрофа, Кэл, уже извещенный о ее измене крайне циничным образом, уже ею оскорбленный и буквально оплеванный, пытался посадить ее шлюпку). Но так как у нас в режиссерах аморальный Кэмерон, то Джек "героически" погибает (якобы жертвует собой ради Розы, предварительно сделав все, чтобы загнать ее в безвыходную ситуацию, и надеясь, что шлюпки придут).
Конечно, в грехах перед смертью он и не думает каяться: ведь для Кэмерона блуд, прелюбодеяние, воровство, которым Джек тоже не гнушался, видимо, не грехи. Но Роза все равно почитает его, как святого: ведь "благодаря" его влиянию она бросила жениха, а заодно и мать (которой, правда, грозила нищета), и всю жизнь после этого была безумно счастлива, делая, что душе угодно. А после смерти Роза и Джек воссоединяются, хотя у Розы был законный муж.
Более грубой пропаганды эгоизма, разврата и жестокосердия я еще не встречала. Джек вообще уникальный персонаж: если анализировать его поступки и высказывания, получается полное чудовище, но ему дается не наказание, а награда в виде любви Розы и памяти, и вообще он, скопище просто всех пороков, не смягченных ни единым достоинством, подается как положительный герой.
Роза, выбравшая путь эгоизма и грубого гедонизма, подается как "расправившая крылья бабочка", девушка, ставшая сильной. При этом наказаны оказываются мать и жених Розы: одна - вообще не пойми за что, видимо, за то, что рассчитывала на законную благодарность дочери, второй - за то, что не совладал с чувством ревности, наорал на Розу, ударил ее за измену и за подлость Джек ответил тоже подлостью (куда меньшей, заметим).
Фильм антихристианский (Кэмерон в дальнейшем прям показал себя как противник христианства) и антиморальный вообще, потому что показывать как нечто нормальное воровство, разврат и оставление матери даже порядочный атеист вряд ли бы стал, не говоря о представителях любой другой религии. Вдвойне обидно, что в катастрофе "Титаника" были люди, проявившие себя в самом деле высокоморально (тот же радист Филипс, до последнего посылавший сигнал бедствия во имя спасения вообще незнакомых его людей), но его подвиг, пусть и показан, но мельком, почти смазан - в противовес бесстыжему художнику, "спасшему" самочку после недавней случки.
Кэмерон вроде бы осуждает жадность тех, кто спустя века "разоряет гробницы", ищет сокровища на местах катастроф. Устами престарелой розы он утверждает, что "только жизнь имеет ценность". Но не уточняет, какая это жизнь. Видимо, по его мнению - та, что полна преступных, животных удовольствий, та, что проживается исключительно для себя.