Коротко
Фильм учит героизму, мужеству, самоотверженности, бескорыстному служению делу, но кроме того - еще и безответсвенности (смотрим на поведение Ильина и Кати Соколовой). Исподволь проходит идея о том, что цель оправдывает средства, ложь и подлог ради благого дела приемлемы. Замалчиваются причины пожаров, даже напротив - пожары вводятся в режим обычного дела, что явно призвано "успокоить" граждан, обеспокоенных масштабами ежегодных пожаров в Сибири.
Подробно
Действие фильма разворачивается весной, по время ежегодной череды пожаров в таёжных лесах. Группа пожарных из шести человек во главе с Алексеем Соколовым (Константин Хабенский) оказывается в опасной ситуации - огонь подступает со всех сторон, и команда вынуждена окопаться и укрыться огнеупорными одеялами в ожидании спасательного вертолета. Самый молодой член группы под влиянием паники не выдерживает и бросается прочь, в результате чего погибает.
В следующем эпизоде Алексей Соколов отказывается набирать нового шестого члена группы из числа молодых и неопытных юношей - боится подвергать их жизнь опасности. Штаб строго запрещает вылет на задание в неполном составе. В этот момент Соколов узнает, что за его дочерью, которая работает в диспетчерской, ухаживает Ильин Р.Р., один из юнцов, наглый, развязный, легкомысленный тип. В надежде, что юноша в последний момент струсит и откажется, командир берёт его в группу.
Далее происходит неприятная сцена на аэродромной полосе, когда Катя Соколова, узнавшая от подруги, что ее парня отправили на вылет, бросается навстречу набирающему разгон самолету, чтобы любой ценой остановить его и попрощаться с юношей. В этой сцене в первый раз под маской романтических чувств демонстрируется эгоизм и бесстыдство обоих молодых людей - самолет останавливается и влюбленные страстно и долго целуются. Никого из них не смущает тот факт, что они задерживают срочную отправку группы на задание, где-то в это время горит тайга, гибнет лес и его обитатели. При этом Катя Соколова не переживает за жизнь своего отца и не стремится с ним попрощаться, ее интересует исключительно молодой человек, которого она, кстати сказать, практически не знает. Юноша плохо понимает понимает, куда направляется и беспечно убеждает девушку, что все будет хорошо.
Из соображений гордости и упрямства Ильин все-таки совершает прыжок с парашютом и начинает свою деятельность как член команды, проявляя при этом повсеместную глупость и непослушание. Он не знает, что такое выдержка и дисциплина. При попытке поговорить по украденной у командира группы спутниковой рации парень подвергает риску жизнь как своей команды, так и всей близлежащей деревни - по неосторожности он роняет рацию в воду: теперь группа лишена возможности вызвать подкрепление в случае опасности.
Этот момент является ключевым - происходит серьезная, непредвиденная ситуация - огонь надвигается стеной, очень быстро, нужно срочно эвакуировать людей, но Соколов не может вызвать оповестить об этом штаб и вызвать помощь! Я не буду описывать весь сюжет - вы наверняка уже посмотрели этот яркий, красивый фильм. Образ героев в нём вырисовывается очень четко, вызывая восторг, восхищение, уважение поступками мужественных, самоотверженных пожарных. Но есть один, очень серьезный факт, который ни в коем случае не может быть забыт: погибло множество людей, сгорела вся деревня, погибло имущество - дома, животные! И всего этого можно было избежать, если бы группа сумела вовремя подать сигнал бедствия! Тем не менее, в конце фильма Роман Ильин нисколько не терзается муками совести - ведь он спас командира группы, героя России Алексея Ильина. "Тот, кто спас героя России, ещё больший герой" утверждает Ильин, забывая о том, что сам стал непосредственным виновником произошедшей трагедии. Довольный собой, он улыбается и смеется, полностью убежденный в том, что теперь-то уж наверняка достоин стать пожарным.
Не обошлось и без героизма Кати Соколовой: она ни во что не ставит свое начальство, пользуясь приближенностью(через авторитет отца) к руководителю штаба, нагло обманывает его и отправляет на выручку спасательный самолет, мотивируя свой поступок догадками, что ее любимый в беде,и непременно бы позвонил, если бы только мог. Таким образом ложь, нарушение субординации, дисциплины, превышение служебных полномочий оправдывается тем, что через эти действия были спасены люди. Немаловажно обратить внимание на то, что побуждает Катю к действию - беспокойство за судьбу ее молодого человека. Создается ощущение, что судьба деревни, леса и других пожарных, включая ее отца, нисколько ее не интересует - главное спасти возлюбленного. Является ли подобное поведение хорошим примером для поколения ее сверстником? По счастливой, романтической фантазии сценаристов Катя спасает людей от пожара, но что будет, если каждый из нас будет действовать, руководствуясь эгоистическими мотивами? Я считаю, что закладка в сюжет данного поворота событий носит злонамеренный характер, вкладывая в сознание людей право поступаться всем, чем угодно, во имя собственных целей. Катя Соколова и Роман Ильин - положительные герои этого фильма, которым в итоге прощаются все их глупые, безрассудные поступки. Катя в самолете стойко преодолевает свое заболевание, а Ильин в процессе фильма меняется, становясь более серьезной, ответственной личностью и это плюс, однако отсутствие у него угрызений совести и осознания собственной роли в произошедшей трагедии говорит о нём, как о человеке поверхностном, лишенном такого важного человеческого качества, как чуткая совесть.
Следует помнить, что ни одна фраза в фильме не является случайной - все они тщательно выверены и вложены в уста героев создателями фильма. Кинофильм "Огонь" изобилует сильными высказываниями, как хорошего, так и плохого толка. Например, герой-пожарный Петр Величук, спасший роженицу, за свадебным столом отказывается пить со словами "Русский- значит трезвый". Чуть погодя Катя Соколова произносит монолог, где звучит фраза "Ради людей можно и обмануть", а командир группы Алексей Соколов утверждает, что "Леса горели, горят и будут гореть". В этой связи важно заметить не только то, что сказано, но и то, чего сказано не было. Странное дело, но за все время фильма - а картина длится более двух часов - ни разу не были упомянуты причины пожара и роль в этом человека! Давно известно, что основным виновником возникновения лесных пожаров является именно человек - его небрежность при пользовании огнем во время работы и отдыха. Возгорания возникают в результате сельскохозяйственных палов, сжигания мусора, непогашенных после пикника кострищ, непотушенных сигарет и тд. Было бы уместно использовать фильм в целях профилактики лесных пожаров, чтобы привлечь внимание общественности к тому, как важно быть внимательным к природе! Вместо этого самый привлекательный, наделенный харизмой герой, талантливый актер, уверяет зрителя в том, что горение лесов - это обычное дело!
Продолжая цепочку негативных сторон фильма, я опишу образ деревенского жителя в фильме, обрисованного безвкусным, глупым, мстительным, недалеким и агрессивным, при этом ещё и трусливым. Ни один из жителей деревни не был показан с положительной стороны: все пьянствуют, провоцируют конфликты, подвергают жизнь пожарников опасности, удивляя только своей глупостью и эгоизмом - в одном из эпизодов местный житель набивает машину курицами, утверждая, что они ему как родные, в отличие от чужих девушек, которых он мог бы посадить с собой. Как человек, выросший в деревне, я непонаслышке знаю сложившуюся ситуацию, при которой существование деревень обрекается на унылое прозябание. Отражение в кинофильмах подобного образа полностью дискредитирует в обществе роль деревни, вызывая в умах людей презрение по отношению к ней. Да, люди потеряли свои жилища, в которых, может быть, выросли их предки, но что ж тут такого? Таких людей, которыми их представили режиссеры, и не очень-то жаль..
Кинофильм "Огонь" - это очень эффектная картина, которая любого заденет за живое. В ней использованы самые современные спецэффекты. Невозможно равнодушно наблюдать за тем, как пожарные ежеминутно жертвуют своей жизнью, спасая жителей деревни. Однако именно в этом заключена главная опасность данного фильма - через мощные эмоциональные зацепки делается возможным протащить в головы телезрителей идею о том, что победителей не судят, а цель оправдывает средства, и это серьезный недостаток данной картины.
Безусловно, фильм прекрасный и поучительный. Даже неряшливый пилот вертолета, в начале фильма утверждавший, что наряжаться для спасателей нечего, все-таки "не депутатов везём", под конец проникается уважением к пожарным и своей работе - начинает носить чистую белую рубашку. Тем не менее, можно с большой долей вероятности заявить, что мотивы создателей фильма не были стопроцентно чисты. Этические дилеммы, сплошь и рядом встречающиеся в этом фильме, в жизни являются чрезвычайно редкими, в большинстве случаев давая человеку возможность действовать по совести, не поступясь при этом честью и моральными принципами.
Фильм можно смотреть в любом возрасте, не забывая при этом пояснять детям, с чего следует, а с чего не следует брать пример.