Коротко
Учит тому, что власть – это не право распоряжаться и командовать, а бремя ответственности и умение принимать тяжелые решения и находить консенсус между разными группами населения (или целыми народами). Учит верности делу и вождю своему, отваге, тому, что за всё в этой жизни нужно платить. Показывает малоизвестную сейчас, но правдивую сторону Русской Ортодоксальной церкви.
Подробно
Начну с того, что сразу скажу, что я не считаю и не призываю называть данную картину идеальной и даже замечательной, но эта картина неплоха, так как хорошего в ней, больше, чем плохого. Итак, поехали!
Во-первых, следует сказать, что данная картина хороша тем, что в ней элита народов, населяющих земли Перми Великой в большинстве своём показана не как бездельники и паразиты, которые могут только, извините, прожирать то, чем их обеспечивают поданные. Они показаны как те, кто пекутся о благе своих людей, трудятся, только по-своему, и это в фильме хорошо показано. Ведь помимо общего управления подвластных им земель князья (вожди) сражаются и проливают кровь, а также выполняют дипломатическую работу, что наглядно показано в действиях князя Михаила Ермолаевича в фильме. И я считаю, что в фильме хорошо показано, что в те времена правители ради защиты интересов своих, своего народа и своего государства могли быть жестоки и безжалостны к другим народам (как князь вогулов Касыка к русам, а великий князь Иван III к пермякам).
Во-вторых, сразу разъясню про Русскую Ортодоксальную церковь (именно так я её буду называть, на то у меня есть причины). Многие люди не знают, а я скажу о том, что церковь и религия – это важный инструмент управления обществом, а не только институт, несущий духовность в массы. И наша церковь не является исключением. Вы вспомните, что говорит князь вогулов Асыка: «Русы несут нам не мечи, а своего Бога, мечи мы могли бы отбить, но с Богом нам не справиться». Касыка имел ввиду, что религия – это тоже оружие в борьбе между народами, и я с этим абсолютно согласен. Кому интересно, изучите историю древних религий – культов Адониса, Озириса, Дионисия и пр. Ведь это факт, что князь Владимир стал навязывать нашим предкам новую веру, так как с её помощью проще контролировать людей и управлять ими (об этом в школе рассказывали). И то, что в фильме показали русских священников, в частности епископа Иону, с неприглядной стороны – это тоже правильно. Ведь, когда нам говорят, что Русская христианская церковь была неагрессивной в отличие от западной Католической - это наглая ложь! Кому интересно, покопайте, про то, как Новгород крестили огнём и мечом, сколько вообще людей убили при крещении Руси, да вспомните те же гонения на старообрядцев, Протопопа Аввакума сожги живьём, если что!
В-третьих, насчёт Москвы. Я благодарен фильму за то, что в нём показали другую историческую точку зрения, согласно которой объединение русских земель вокруг Москвы - это не благо для Русского народа. Московское княжество натурально захватывало, а не присоединяла русские территории, вовсе не считаясь с мнением и интересами людей, её населяющих. Кто-то скажет: «Так ведь Русь только единая могла отстоять своё существование в борьбе с внешними врагами», я отвечу: «Скажите, а разве не было других вариантов объединения Руси». Были, послушайте лекции нашего современного историка Дмитрия Белоусова, почитайте, хотя бы исторический труд Н. И. Костомарова «Русская республика» про Новгородскую республику. Есть факты, согласно которым наша страна могла начать создаваться как единое государство по принципу федерации, а не абсолютной монархии. Так что правильно в фильме князь Михаил ответил Ивану III об его словах о важности объединения Руси под ЕГО рукой: «Помыслы твои светлые, а руки: одна в крови другая в чужом кармане». Кстати, для сравнения, почитайте статьи (например, журналистки Дарьи Асламовой) о том, что считают жители бывшей ГДР о последствиях объединения Германии, почитайте, много интересного узнаете, хотя вроде один народ, объединение должно было быть благом!
В-четвертых, я считаю важным, что в фильме показали людей, которые готовы погибнуть за свою правду, своих убеждения, своих людей. Ведь князь Пермский понимал, что у Москвы сил больше, и они, скорее всего, победят, но сказал «Всё равно меня победят, но должен драться за свою глупую правду». И его поддержали ряд местных вождей и близкие соратники (Полюд, Васька Калина). И фильм такую позицию поднимает на знамя, а также показывает, что если ты решил отсидеться в стороне – не поможет. Вот князь города Уроса решил отсидеться, в результате: его город сожгли, часть поданных убили и его жену в придачу. А конфликт между Пермью и Москвой начался с того, что Москва потребовала от князя Михаила идти на Казань, а его вообще не спросила, как он после этого будет налаживать отношения с татарами, какие силы у него останутся после этого похода, какие последствия в целом будут у Перми Великой после этого похода. Московитов это не интересовало.
В-пятых, насчет жены князя. То, что она, как выражались, «прыгала» от Михаила к Касыке мне тоже не понравилось, но это объяснено в ходе фильма. Она обещала принадлежать Касыке, если она не сможет убедить князя пермского не воевать с вогулами в обмен на то, что он не пойдёт войной на князя Михаила. Она не смогла сдержать князя от похода на вогулов (Великий князь московский потребовал от князя пермского данного похода), поэтому ушла к Касыке, и поэтому просила Михаила не ходить за «Камень».
В заключении хочу сказать, что в фильме есть ряд неприятных вещей (кровавые сцены, сцены неприкрытой интимной близости, голливудские сцены истерии героев и т. п.), я также в недоумении от сцен, где князь отказывается от власти и идёт пахать землю. Но моё мнение - фильм достойный. А, если кто-то начнёт на меня бочку катить за Веру Православную или «Вы что сепаратизм поддерживаете?», в ответ процитирую современного историка, публициста Андрея Фурсова: «Если вы посмотрите, например, американские учебники истории, то там всё прошлое со знаком плюс, заретуширован весь негатив, и поддаётся такая сладкая патока». И задам вопрос: «Вы хотите, чтобы у нас было как в Америке?». Если хотите, это ваша позиция, я не хочу. И этот фильм поднимает важные проблемы и вопросы истории нашей родины. Я за то, что наши современники и наши дети знали и неприятные страницы нашей истории, и скажу сразу, при этом я против того, чтобы какие-то другие государства говорили нам какие вы плохие и отсталые, поучали нас, или чтобы такие люди, например, как Солженицын нас учили истории. И уж тем более я никого не призываю отделяться от «разжиревшей» Москвы, и разбежаться кто куда! Фильм рекомендую к просмотру.