Елена Звездная


Последний визит: 4 года назад
ID: #2698

Уровень 1: Новичок
Уникальные просмотры профиля: 2
Зарегистрирован: 19 апр. 2020 г.

Показано 1-1. Всего: 1

Назад в СССР

Сериал, 2010
+0.2 -0.4
+4
-0.3
-0.3
-0.3
-0.25
-0.4
2.25
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Фильм "Назад в СССР" тонко обыгрывая детали, стремится показать зрителю образ страны Советов как отсталого государства. Людям живется якобы непросто: кругом дефицит, алкоголики, отсутствие нормальной работы. Советские женщины - распущенные и легкомысленные. Единственный плюс, о котором говорит героиня Наташа - "в нашем городе нет бомжей", при том, что Антон сам первое время выглядит как бомж.

Подробно

"Назад в СССР" - Машина времени или Машина лжи?

На днях я посмотрела серийный фильм 2010 года "Назад в СССР" и хотела бы написать о нем свой краткий обзор.
«Назад в СССР» (рабочее название — «Рождённый в СССР») — российский 4-серийный фильм 2010 года. Режиссёр — Валерий Рожнов, исполнители главных ролей — Марат Башаров и Карина Андоленко.

Сюжет:
"Успешному 34-летнему бизнесмену Антону Родимову уже всё поднадоело в этой жизни и ничего не интересно. От скуки и отсутствия любви он находит утешение в алкоголе. Его близкий друг Андрей решает спасти его, и в результате Антон попадает на собрание общества анонимных алкоголиков, на котором он знакомится со странным человеком по прозвищу «Сталкер», который предлагает Антону настоящее приключение с ощущениями, которых тот никогда не испытывал.
И после этого Антон чудесным образом из своего 2010 года переносится в прошлое — в 27 апреля 1975 года. Там Антон встречает свою настоящую любовь и впоследствии он даже не захочет возвращаться в своё настоящее время" (википедия).

Итак, сюжет фильма незамысловат и похож на "Холопа". Главный герой Антон запутался в жизни, жалуется другу на отсутствие радости и счастья, и тот, желая помочь, "отправляет" его в прошлое (обращается к человеку, который может организовать этот дивный спектакль).

Попадая в прошлое, Антон сначала, естественно, испытывает шок, затем постепенно примиряется с собственной участью, попадая в разные неурядицы, а под конец даже не прочь остаться здесь навсегда. Он влюбляется, получает хорошую должность и статус, занимается социально-общественной деятельностью, но все же скоро возвращается обратно в "будущее".

На первый взгляд вполне интересно, ничего криминального, но давайте подробнее разберем ключевые посылы фильма (по сферам):

1) Культурный облик людей и страны.

Главный герой с самого начала фильма показан хроническим алкоголиком, который от безысходности и по совету друга вступает в общество анонимных алкоголиков.
Встречая "Сталкера" (он "отправит" героя в прошлое) Антон разговаривает с ним за рюмкой водки.
Попадая в прошлое, в СССР, он в первую очередь встречает уличных хулиганов (в других эпизодах фильма они также показаны алкоголиками, постоянно пьющими в компании), которым он вынужден отдать дорогие часы и одежду.
Когда героя увозят в психиатрическую больницу, то, желая совершить побег, он запросто спаивает врачей и почти осуществляет задуманное, но из-за сильного собственного опьянения уходит не дальше больничного двора, где ночует под деревом.
Когда героя переводят в другую больницу, с более строгим режимом, по пути туда, в машине, он вновь с легкостью обводит врачей вокруг пальца, заманивая их выпивкой в местный магазин, откуда убегает через черный ход.
Стоит отдельно сказать про врачей: они показаны глупыми, наивными людьми с сильной алкогольной зависимостью, которые за бутылку рады согласиться на любую авантюру.
Кроме этого в фильме показано, как пьет после разговора с Антоном первый секретарь партии.

2) Коммунизм.

Люди, верящие в коммунизм (в частности, Наташа и ее жених Виктор) показаны глупыми и наивными. Антон часто подсмеивается над ними, гордясь тем, что уже знает, как развернутся события. Он не раз с высокомерием замечает, что в будущем СССР исчезнет с карты мира.
Не показана глубокая нравственная составляющая советского человека, непонятно, почему люди верят в коммунизм, создается впечатление, что они верят в какую-то детскую сказку.
Антон часто удивляется их положению дел: нет "колы" и "дирола" в магазине, нет рекламы по телевизору, нет мобильного, остальные же герои с рассеянным видом разводят руками, говоря, что у них все как обычно, из-за чего их становится даже жалко. Не раз звучит тема дефицитных продуктов, из-за чего складывается впечатление, что людям живется непросто. Часто затрагивается тема импортных вещей как достойных и красивых в противовес советским.

3) Образ женщины.

Советская женщина показана в фильме с крайне отрицательной стороны. Наташа, девушка, у которой живет Антон, сначала выглядит милой, отзывчивой и порядочной. У нее есть брат, отец и жених Виктор. Но в течение времени она с легкостью утрачивает последнее качество. Наташа запросто целуется с Антоном на улице по его инициативе, даже не дав ему за это пощечину, а приняв такое поведение как должное.

Затем она продолжает уделять ему внимание и это взаимно, в итоге герои не единожды оказываются в постели. Наташа воспринимает все как нормальное положение вещей, она не требует от Антона каких-либо отношений, замужества и прочего, Антон же и сам не заводит такую тему, откровенно признав тот факт, что "в будущем" у него уже есть девушка. Наташа хорошо проводит время с Антоном, при этом одновременно встречаясь и со своим женихом, которого она не отвергла и, который, кажется, не в курсе, что у них с Антоном давно не дружеские отношения. Таким образом она "работает на два фронта", мечась от Виктора к Антону и обратно, и не видит в этом ничего зазорного.

Другая героиня - продавщица Валентина также показана не с лучшей стороны. Она одинокая женщина с явными проблемами в личной жизни. Видя Антона первый раз у себя в магазине, она ведет себя вульгарно и сразу намекает на интимную встречу. Впоследствии она продолжала намекать ему на подобную встречу, говоря о том, как мечтает попасть в рай на земле.

4) Социальная сфера.

В фильме показано, что людям в 1975 году живется туго. Телефон есть только в автомате на улице и в магазине у продавщицы. Многие продукты питания - дефицит.
В магазине у Валентины из персонала она одна. Она делает работу продавщицы, уборщицы и у нее нет даже грузчика, из-за чего она всегда соглашается на помощь Антона.
Грузчик, с которым Антон вместе работает, признается, что он по образованию архитектор, а вынужден батрачить здесь. Он открыто высказывает ненависть к СССР, говоря о том, что в стране "вечный субботник", т.е. все батрачат за копейки, даже имея хорошее образование. Узнав, что Антон хочет уехать, грузчик горит желанием уйти вместе с ним. В этом эпизоде зрителю открыто внушается мысль о том, как тяжело жилось в Советском Союзе образованным людям и как счастливы они были удрать при первой же возможности.

5) Моральный облик главного героя.

Фильм начинается с того, как тяжело живется главному герою Антону. Напомню, что он "новый русский", богатый бизнесмен, без семьи, но с хроническим алкоголизмом. Сталкер, желая встряхнуть героя по просьбе друга Антона, отправляет его в прошлое. По идее, в прошлом, с Антоном должны пройти коренные изменения, он должен поменять взгляд на собственную жизнь, проделать внутреннюю работу по анализу себя как личности. Но что мы видим в итоге?

Попав в прошлое, Антон ведет себя очень агрессивно, постоянно попадает в неприятности, говоря о том, что не боится даже смерти. Действует он грубо и импульсивно. Единственное его желание - поскорее уехать из СССР, вернуться в будущее. Антон не стремится к конструктивной деятельности - он, например, не хочет сразу устраиваться на работу, чтобы как-то отблагодарить людей, которые его приютили. Он живет у них, пользуясь всеми благами, не забывая крутить роман с Наташей, зная, что у нее есть жених. При малейших трудностях в отношениях с Наташей, Антон стремится уйти, убежать (а, например, не сделать шаг навстречу, не определиться как-то в жизни, чтобы создать семью и т.п.). Убегает он к продавщице Валентине, которая помогает ему найти хоть какое-то жилье и работу.

Все это время Антон продолжает периодически выпивать, драться и метаться от неприятности к неприятности. Но, по счастливой случайности он внезапно занимает хорошую должность, становится почетным и уважаемым гражданином города и уже собирает добровольцев ехать на строительство БАМа. Счастливой случайностью оказался тот факт, что отец Наташи выдал Антона за своего сына, и так как отец получил должность второго секретаря, то и в Антону, как сыну достойного человека, прибавилось внимания. Антон ничего не делал для того, чтобы заслужить хорошую должность. Из-за этого складывается впечатление, что тунеядцам везет больше всех и чтобы добиться успеха, достаточно только иметь статусного родственника.

После того, как Антону высказывает уважение первый секретарь партии, он внезапно проникается духом коммунизма и из быдловатого алкоголика мгновенно превращается в предводителя народного движения, занимается социальной деятельностью и даже не хочет никуда уезжать. Правда, длится его счастье недолго и скоро он снова получает в драке удар по голове и возвращается в будущее.

Что полезного вынес для себя Антон из необычного путешествия? Кажется, что практически ничего. Он выпивает вместе со Сталкером, признаваясь, правда, что стал пить немного меньше. Социальный опыт, который он получил в роли предводителя народного движения, никак ему не пригодился (по крайней мере, в фильме это не отражено). Единственное, что обрел Антон, это свою возлюбленную Наташу. Он разыскал ее и в финальной сцене оба героя целуются в сумерках. На этом фильм заканчивается.

Итак, выводы:
Фильм "Назад в СССР", тонко обыгрывая детали, стремится показать зрителю Страну Советов как отсталое государство. Людям живется якобы непросто, кругом дефицит, алкоголики, отсутствие нормально работы. Советские женщины распущенные и легкомысленные.
Единственный плюс, о котором говорит героиня Наташа: "В нашем городе нет бомжей", при том, что Антон сам первое время выглядит как бомж.
В фильме неоднократно показываются сцены с алкоголем, сексом, драками.