Чему учит (коротко)
Сериал получился сильным и остроумным, но не без изъяна. Сюжет посвящён женщине Габи Мозли, которая в подростковом возрасте пережила похищение, а когда выбралась на свободу, то стала сама спасать пропавших людей со своей командой. Также сериал раскрывает тёмную сторону главных персонажей, но со временем герои раскаиваются и работают над исправлением своего поведения.
Мнение цензора (подробно)
Для начала подмечу, что это не комедия, но и не жестокий триллер. Сериал держит в напряжении благодаря сюжетным головоломкам по раскрытию преступления и нахождению пропавших людей, поэтому этот сериал не подойдёт тем, кто хочет расслабиться или пощекотать нервишки. Здесь нужно вдуматься в сюжет.
Я не буду делить рецензию сначала на минусы, а потом на плюсы или наоборот. Буду по очереди разбирать то, что меня больше всего впечатлило независимо от того, хорошо или нет.
+ Сочувствие. Этот критерий сразу бросается в глаза. Большинство людей равнодушны к пропаже других людей, если это не их знакомый или родственник. Сценарий показывает, что каждый человек имеет значение и поэтому заслуживает спасения. А вот что касается преступников, то вместо убийства они получают большие тюремные сроки и испорченную репутацию.
+ Признание своих ошибок и готовность к трудностям в отношениях. Из описания сериала известно, что у Габи в подвале её дома есть похититель Сэр, от которого она сбежала и которого она тайно забрала из тюрьмы и поселила в своём подвале, чтобы он помогал раскрывать преступления. После того, как Габи призналась в своём поступке, её отношения с коллегами ухудшились, но Габи не стала себя оправдывать и даже захотела, чтобы её посадили в тюрьму и была очень разочарована, когда полиция отказалась её арестовывать. Ведь Габи хотела таким образом искупить свой грех.
- Дискредитация правоохранительных органов. Габи часто говорит, что её организация спасла больше людей, чем полиция, хоть и признаёт, что полиция помогает в розыске. Однако большая часть сюжета выставляет правительственные структуры в неблагоприятном свете. Бывают моменты, когда полиция помогает в расследовании дела, но по большей части тормозит расследование.
- Расовая и сексуальная толерантность. Мы живём в эпоху посттолерантности, когда сексуальные и расовые меньшинства в массовой культуре не вызывают удивления или скептицизма, но всё же какие-то границы должны быть. Лично меня больше всего раздражает расовая толерантность, потому что она более заметна и чаще неуместна. Главная героиня Гэби негритянка, её подруга Лэйси латиноамериканка, их коллега Зик темнокожий. Остальные главные герои белокожие. Однако случайные персонажи чаще темнокожие и азиаты, чем белокожие. Создаётся впечатление, что сериал снят не в США, а где-нибудь в Бразилии. У Габи есть белокожий друг и коллега Дэн, но он единственный ЛГБТ*-персонаж среди главных героев. Дэн состоит в браке с мужчиной Этаном, но их отношения почти не видны и если смотреть сериал без звука, то можно подумать, что Дэн и Этан просто близкие друзья или братья, так как между ними отсутствуют поцелуи и сексуальный подтекст. Во втором сезоне серий с ЛГБТ*-сюжетами в контексте пропавших людей стало больше, но на первом месте межрасовая толерантность.
+ Скромность поведения. В сериале нет не единого намёка на сексуальные действия или обсуждения таких действий. Обычно любые романтические отношения (чаще всего разнополые) показаны как проявление заботы, объятий и поцелуев.
+ Борьба с психическими травмами. У Маргарет, которая работает в компании Габи, много лет назад случилось несчастье. Она сидела на автовокзале и разгадывала кроссворды в газете, а её маленький сын Джейми отвлекал, когда она закончила с кроссвордами, то поняла, что Джейми пропал. И с того дня она 13 лет по вечерам сидит на автовокзале в надежде найти сына, но как только стала меньше проводить времени на автовокзале, а то и вовсе пропускать некоторые дни, сын находится.
+/- Наполовину положительный образ похитителя Габи. Сэр похитил Габи и заставлял её читать те книги, которые ей были не очень интересны, но именно эти книги помогли Габи лучше понять человеческую психологию. Сразу подчеркну, что похититель никакого физического давления на Габи не оказывал. Только принудительные беседы, а если Габи сопротивлялась, то Сэр лишал её еды. Сэру не удалось создать свою семью из-за бесчувственной матери, которая никак его не ценила и это сформировало в нём садистскую склонность в подчинении. Сэр работал учителем литературы, а Габи его любимая ученица. Он заманил её в библиотеку и запер там, что воспитывать Габи как родную дочь, но без контактов с внешним миром. Также Сэр очень следит за собой, у него всегда ровно подстрижены волосы и борода. Это создаёт привлекательность злодея и это не пустые слова. Научное исследование «Trust in Darkness: Individuals with high dark triad traits gain others' trust through facial attractiveness and other associated facial features» в журнале «Personality and Individual Differences» подтвердило, что внешность может незаметно отключать наши защитные механизмы. Краткую выжимку исследования на русском языке можно прочесть в статье «Психопаты кажутся привлекательнее, подтвердило новое исследование» на сайте телеканала «Наука». Таким образом, создатели сериала хоть показывают, что планы Сэра навредить Габи в большинстве случаев терпят неудачу, но в то же время его внешность, поведение, а также рассуждения о морали как бы незаметно заставляют зрителя сопереживать данному персонажу.
- Пропаганда алкоголя в качестве умеренного питья. В конце каждой серии после очередного спасения герои собираются в офисе и с бокалом шампанского в руке говорят «С возвращением!», как некий ритуал объединения. При этом, бывают случаи, когда спасти кого-то не удалось и человек умер. В таком случае никто не пьёт шампанское. Получается, что алкоголь ассоциируется с победой, счастьем и дружбой. При этом употребление и торговля тяжёлыми наркотиками, такими как героин, а также алкогольное пьянство резко осуждается.
+ Любовь к литературе. Габи обожала литературу задолго до знакомства со своим учителем Сэром, именно этот навык помогает Габи быстрее находить пропавших людей, поняв мотивы как похитителя, так и потерявшегося. Причём в сериале упоминается в основном классическая литература, например, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира и «Сто лет одиночества» от автора Габриэль Гарсиа Маркес. Современное поколение читает не так много, как их предки или вообще не читает, поэтому этот сериал может пробудить не только интерес к чтению классики, но и развивать философское мышление. За это авторам низкий поклон.
Несмотря на все недостатки, сериал посмотреть стоит, даже если он кажется предсказуемым и наивным.
* Международное движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ.
Всё бы неплохо, если бы не излишний акцент на негроидной расе.