Чему учит (коротко)
Фильм порадовал своей атмосферностью, романтическим настроем, красочностью и жизнерадостностью героев. В меру по-детски страшный, по-взрослому глупый. Немного мешают тупые американские шутки с оскорблениями друг друга и гнилостно-навозными темами. На «поттериану», «нарниану» и даже на «Большой и добрый великан» фильм не тянет, но под Хэллоуин вполне сойдёт.
Мнение цензора (подробно)
Тайна дома с часами
(или «Миры победившего фэнтези»)
«Вы думаете, всё так просто?
Да, всё просто. Но совсем не так»
(с) Альберт Эйнштейн
Мы с женой решили побаловать себя какой-нибудь доброй сказочной синематографией и пошли на фантастический фентезийный фильм «Тайна дома с часами» режиссёра Элая Рота, основанный на одноимённом романе Джона Беллэрса.
Сюжет классический: сирота Льюис переезжает жить к своему дяде Джонатану и понимает, что его дядя и их соседка — волшебники. Они ищут тикающие часы в доме Джонатана. Часы отсчитывают время, оставшееся до конца света. Герои после долгих приключений побеждают негодяев-колдунов и спасают всю Вселенную. Хорошую волшебницу играет Кейт Бланшетт, она же очаровательная эльфийка, дочь Логоваза (по версии Гоблина), из многофильмовой саги «Властелин колец».
Фильм порадовал своей атмосферностью, романтическим настроем, красочностью и жизнерадостностью героев. В меру по-детски страшный, по-взрослому глупый. Немного мешают тупые американские шутки с оскорблениями друг друга и гнилостно-навозными темами. На «поттериану», «нарниану» и даже на «Большой и добрый великан» фильм не тянет, но под Хэллоуин вполне сойдёт.
Ещё мне показались интересными и познавательными в плане иллюстративного материала к психологии англосаксов взаимоотношения школьников между собой. Тарби Корриган, одноклассник Льюиса, постоянный выборный «президент школы», перед выборами дружит со всеми и выглядит очень добрым, порядочным, сердобольным и умным мальчиком, а после выборов, как положено, забывает обо всех своих обещаниях и становится отвратительным и гадким подростком, которому ни до кого нет дела. Американская школа прямо с детства воспитывает в людях понимание политической целесообразности и готовит к будущей общественной деятельности. -))
И я задумался – почему в последние 20 лет жанр фэнтези стал настолько популярен в западной литературе и кинематографе? Почему эти волшебные миры так поглощают не только детей и подростков, но и взрослых, и даже зрелых в плане возраста людей? Во времена моего детства и юности никаких фэнтези практически не было – были отдельные книжки, отдельные фильмы, но они вовсе не были культовыми. В наше время была популярна фантастика, приключения и путешествия, а вот фэнтези вздыбилось могучим фонтаном фактически только в 90-е годы, одновременно с Кашпировским и Чумаком, МММ и Лёней Голубковым.
Наверное, можно выделить несколько основных причин огромной популярности фэнтези в современном мире:
1.Достали.
Надоела обыденность, надоела серость и однообразность жизни. Неужели везде – одно и то же?.. А если в жизни не хватает сказки, неужели ее нельзя найти где-нибудь еще?.. Можно. В книгах. Купил, открыл и с головой погрузился в неведомый выдуманный мир, где есть, чего вам не хватало. Стремительный водоворот событий, волшебство, странные создания и, разумеется, настоящая дружба и великая любовь.
2.А что ещё читать?
Классика в данном случае подходит немногим. А современное фэнтези – как нельзя кстати. Легкое чтиво, и, кстати, на фоне проблем главного героя ваши собственные кажутся не такими уж страшными.
3.Ностальгия по детству.
Фэнтези - это, прежде всего, современная мифология, традиционные мифологические сюжеты, пересказанные современным литературным языком. Сказки для взрослых. Мифология устойчиво воспроизводится в обществе на протяжении тысячелетий и, по-видимому, является одним из важнейших способов, с помощью которых человек ориентируется в мире, структурирует мир для себя.
4.Нравственная сложность реального мира.
Современный мир сложен и нравственно неоднозначен, в нем нет четкого разделения на "хороших" и "плохих" (а кого же тогда бомбить бравым американским героям?). Традиционное фэнтези проще с нравственной точки зрения, иначе говоря, оно позволяет человеку убедиться, что добро - это добро, зло - это зло, между ними есть четкая граница, и добро пусть и с трудом, но все-таки побеждает.
5.Простота описания мира.
Остальная литература должна учитывать границы возможного в реальности и стремиться к правдоподобию, а фэнтези - это истории о невозможном, в которых можно вольно обращаться даже с законами природы. Людям, попросту говоря, не всегда хочется "поверять алгеброй гармонию".
6.Утешение для неудачников.
Есть избранный, причем избран он не потому, что он долго и упрямо работал, а потому что родился под седьмой луной в Козероге. Сейчас эта идея очень популярна, ведь внезапно получить признание гораздо приятней, чем целеустремленно добиваться его.
А о том, что последние поколения поголовно считают себя особенными и одаренными (из-за чего впоследствии разочаровываются, комплексуют и депрессуют) написано не одно исследование.
А уж как популярны попаданцы! Это же практически о читателе! Жил-был менеджер по продажам, упал в люк и оказался Верховным магом и Спасителем Королевства. У избранного есть враг и цель в жизни (спасти мир, страну, город, село). Тоже очень заманчиво, согласитесь? Это не постоянные мысли о том, зачем ты вообще сегодня проснулся и вспомнит ли кто-то о тебе через пять лет, если тебя сегодня собьет трамвай? Кроме того, слабая воля не дает слабым натурам действовать в реале.
Жанр фэнтези — это довольно просто построенная проза, которая легко читается, а потому не требует высокого развития и идеальна для эскапизма. Люди уже очень давно сбегают от реальности в литературу низких жанров.
Фентези есть литература отката. Цивилизация подошла к определённым пределам своего развития, чтоб их перейти нужна в том числе и переделка сознания. но проще не переделывать, а откатиться к более привычным форматам и начать заново.
Наконец, last but not least, магия — не просто «работа», но, прежде всего, образ жизни. Маг не похож на обычных людей, он другой, он живет иначе. Для мага не существует различия между officium и otium, официальными обязанностями и частной жизнью. Маг — всегда маг, а не «с девяти до шести».
Вообще, я думаю, что в целом фэнтези – идеальное убежище для обиженок и неудачников, что-то типа песен Стаса Михайлова для разведёнок.
А возможно, показывая и пропагандируя новое нетехнологическое средневековье как мечту маленького одинокого современного человека без любви и дружбы, таким образом Ноосфера нашей планеты (по Вернадскому), Коллективное бессознательное Запада (по Юнгу) отрицают, отторгают и изрыгивают из себя пошлые, набившие оскомину и просто становящиеся уже смертельно опасными для нашей цивилизации либерализм, демократизм, толерантизм, потребительство и бездумное техническое развитие вместо развития духовности.
21 апр. 2020 г., 19:44:02