«Это очень коварное заболевание. Я спиртного уже пятнадцать лет в рот не беру. Да, легко. Но эта болезнь совсем другая. Совершенно. Это всё равно, что бросить ширяться, когда твоё тело подключено к баку с наркотой». Из к/ф «Спасибо за обмен», 2013 год.
Самая важная причина, почему хочется рассказать об этом фильме, - это его полное несоответствие главным трендам в массмедиа. Сейчас большинство проектов утопают в разврате и жестокости. Причём замечена такая «фишка», что очень часто этому каким-то образом находят оправдание, делая это неотъемлемой частью истории.
Возьмём, к примеру, сериал «Мир Дикого Запада». Он буквально кишит голыми телами и кровью. И какое же оправдание находят создатели сериала, чтобы всё это постоянно присутствовало в кадре?
«Ну это же андроиды, а не живые люди, а значит, их можно показывать голыми. Это же мир Дикого Запада, а значит, жестокость здесь в порядке вещей. Мы же хотим, чтобы всё было правдоподобно, не правда ли? И вы этого тоже хотите. Вот, пожалуйста, смотрите».
Ещё один пример: сериал «Дивный новый мир» 2020 года. Сериал очень даже неплох, но всё портит та же самая составляющая. Первые две серии (кстати, самые худшие во всём сезоне) изобилуют подобными сценами. И оправдывается это всё тем, что это новый мир, где построено общество с гедонистическими идеями, где свобода половых отношений, полное отсутствие каких-либо привязанностей и обязательств. Секс – лишь способ получения удовольствия. Потомство выращивается в пробирках, поэтому давайте-ка мы напичкаем сериал всей этой пошлостью.
Следующий сериал «Настоящий детектив». Поговорим о первом сезоне. Двое полицейских расследуют очень запутанное дело об убийствах, носящих ритуальный характер. И неизменным фоном расследования являются всяческие наркопритоны, публичные дома, проститутки, измены и т.д. Вы же хотите полностью погрузиться в атмосферу работы детективов? Именно с этим они сталкиваются каждый день.
Нас так долго убеждают, что секс – это чуть ли не наиглавнейшая составляющая, если не счастья, то, по меньшей мере, нормальной жизни, что как бы без него больше и жить-то особо незачем. Единственный способ безопасно получать удовольствие. Наркотики убивают, алкоголь и сигареты травят, а здесь, казалось бы, сама природа на нашей стороне. Однако не всё так однозначно, как хотелось бы, и в связи с вышеупомянутыми тенденциями было крайне удивительно увидеть фильм, который представляет совершенно иную точку зрения.
Согласитесь, уж больно всё как-то просто. Слишком аппетитным выглядит сыр, несмотря на то, что он вполне может лежать и в мышеловке.
Фильм рассказывает о такого рода зависимости, которая вовсе не на слуху. Все знают о наркотической зависимости, об алкоголизме, даже о страсти к азартным играм, скорее всего, многие слышали, но вот эротомания… Что-то из разряда маргинального: что плохого в том, чтобы подсесть на секс?!
Давайте же разберёмся, к чему приводит эротомания на примере данного фильма. Лучше всего свою болезнь описал Адам – один из главных героев картины. Уж извините, но придётся передать слово в слово:
«Импульсивная мастурбация, заигрывание с каждой девушкой, беспорядочные половые связи, измены, проститутки. Это болезнь. Она заставляет делать то, что идёт против твоей природы».
Об истории Адама мы почти ничего не знаем. Нам известно только, что у него нет семьи и что он воздерживается уже пять лет. Он регулярно молится и посещает общество больных эротоманией. И вот у Адама начинается срыв. Что послужило спусковым крючком? Разрыв с девушкой. Много ли людей готовы броситься во все тяжкие после такого? Думается, что многие. И он не исключение. Но отличие состоит в том, что он понимает, что уже не контролирует себя, не может сказать нет. Он готов пойти буквально на всё, чтобы получить желаемое. Сначала звонит коллеге и просит ноутбук на время, потому покупает ноутбук в магазине. Но и этого ему мало – он вызывает проститутку. Затем звонит старой знакомой из той прошлой жизни. Вот так выглядит зависимость. Болезнь, которая из стадии ремиссии перешла в активную фазу. И ничего хорошего в этом точно нет. Видно, как он страдает, потому что не управляет собой. Ему не хватает силы воли, чтобы это прекратить.
Поговорим о других героях.
Нэйл
Работал врачом. Его выгнали за то, что пытался подсмотреть под юбку своему руководителю-женщине. Когда оказывается в метро, не может сдерживать себя и начинает приставать к представительницам женского пола. Живёт один. Дома хранит огромную коллекцию порнографических фильмов.
Майк
Куратор общества сексуально зависимых. В результате половой распущенности заразил жену гепатитом С. Часто появлялся дома в непотребном виде и избивал сына. В итоге сын сам стал наркоманом. Эпиграф в начале статьи принадлежит именно ему. Представьте, насколько он серьёзно относится к своей болезни, считая, что от алкоголизма проще избавиться, чем от этого.
Диди
Она может общаться с мужчинами только через постель. В четыре годика она уже приставала к своему кузену. Когда ей было двенадцать, она изнасиловала своего соседа. В старших классах соблазнила учителя и сделала так, что его уволили, когда он порвал с ней. В двадцать лет – два аборта. По её же собственным словам: «Прыгала из одной койки в другую». Теперь ей тридцать. Она одинока. Ни мужчины, ни детей. И она только что лишилась своей лучшей подруги, потому что затащила её парня в постель. Речь о себе она заканчивает словами:
«Можно же жить по-другому? Наверняка можно, иначе я просто покончу с собой».
В итоге мы видим в большинстве своём одиноких и крайне несчастных людей, которые не смогли создать нормальные семьи. То, что обещало быть главной радостью в их жизни, приносит одни лишь беды. Их жизнь – это вечная борьба с зависимостью. И даже несколько относительно спокойно прожитых лет не гарантируют ничего: в любой момент можно сорваться, в любой момент можно оказаться в той яме, из которой так долго и мучительно выбирался.
Теперь им приходится постоянно быть настороже. Адам, оказываясь в отеле, просит убрать оттуда телевизор. Он не пользуется интернетом, носит старый мобильный телефон, по которому недоступен просмотр всяческого интернет-контента. Своей новой девушке он сам признаётся, что не может использовать эти «удобства» в своей жизни, понимая, чем это грозит. Нэйл вынужден полностью отказаться от поездок в метро, пересев на велосипед.
Это история о том, как люди преодолевают себя, борются со своими пороками, как они, несмотря на свою болезнь, пытаются выжить в этом странном мире, полном соблазнов. Половая распущенность – вовсе не ценность и никакое не достижение нашего «либерального» мира, как нас пытаются в этом многие убедить. И мы должны обратить внимание на эту проблему, потому что цена в этой игре – чьи-то поломанные жизни…
Алкоколь показан в негативном свете.