Учит, что человек может быть сам себе законом и творить самосуд. Демонстрирует деструктивный и отталкивающий образ женщины-следователя.
«Когда закон перестаёт работать, остаётся только - я»
Фильм «Пчеловод» — это идеологическое произведение, которое на примере США пропагандирует, что справедливость достигается силовыми методами. Если половину фильма мы смотрим как очередной боевик, где Стэтхэм одним только видом своего лица поражает преступников, то вторая половина удивляет размахом произведения и из местечкового конфликта перерастает в дело общенациональное, что сопровождается поучениями и идеологическими размышлениями, что и обсудим далее.
В центре повествования пасечник Адам Клей, которого приютила добродушная женщина Элоиза, пенсионерка и директор детского благотворительного фонда. Элоиза становится жертвой виртуальных мошенников, которые крадут и её сбережения, и деньги фонда, чего она не может пережить и заканчивает жизнь самоубийством. Адам решает отомстить за благотворительницу, но всё усложняется тем, что следы ведут его аж до президента страны.
Рассмотрим образы героев:
1) Адам – суперагент в отставке, стратег, атлет, виртуоз рукопашного боя и стрельбы, человек с обострённым чувством справедливости и, судя по диалогам, аутист. В фильме представляет собой неумолимую силу, которую ничто не может остановить. Если в начале фильма он просто задира, то ближе к концу воспринимается как собирательный образ самой справедливости, которая может проявляться и в коллективной, массовой деятельности.
2) Верона – дочь Элоизы, агент ФБР. Взрослая женщина, которая ведёт себя как мужчина: большую часть фильма в драных джинсах, печаль заливает алкоголем, ведёт себя грубо и вызывающе, подшучивает над многодетным мужчиной-напарником, сама же бездетна, в порыве чувств возглавляет военную операцию аки спартанец. Верона важный герой повествования т.к. на её примере показывают, что, когда «справедливость» в действии, закон не должен ей мешать, ибо порой «закон» оберегает злодеев.
3) Мэтт – напарник Вероны. Введён, чтобы на его фоне раскрывать напарницу. По сравнению с Вероной ведёт себя женственно: отец четырёх детей, не разведён, проявляет эмоциональную связь, нерасторопен, неагрессивен, следит за собой.
Суть фильма раскрывается в нескольких диалогах, когда герои рассуждают о пчёлах. Согласно им, социум - это пчелиный улей, где всё иерархично и хорошо. Пчёлы воины защищают улей от внешней угрозы, но может случиться и так, что Королева начнёт выводить плохих пчёлок, и тогда естественным образом в улье появляется Убийца Королевы, благодаря которому всё в итоге встаёт на круги своя. В начале фильма нам показывают, как Адам помогает Элоизе избавиться от осиного улья, при чём оригинально и жестоко потом расправляясь с насекомыми. Так авторы намекнули на то, что будет происходить дальше – пчела воин (Адам) уничтожит ос, которые убивают честных пчёл. Но в итоге оказывается, что злодеи злодействуют злодейски (Исаия 24, 16), потому что покрываются аж самим президентом США. Так Адам и становится Убийцей Королевы (президент по сюжету женщина).
По большому счёту фильм не говорит ничего нового по части справедливости – это тема об освободительных движениях, как например у нас в Смутное время. Мало того, по фильму мы видим, что Адам сначала действует мирно - он не имеет цели убивать, он приходит к преступникам и до боли наивно говорит как в песне «что ж, разбойнички, идите, людей и Бога не гневите, в делах добрых утверждайтесь, на путь греха не возвращайтесь» (песня «Иван Бородатый) и просто уничтожает орудия их преступлений. Наращивание жестокости каждый раз происходит лишь в силу сопротивления злодеев правде. Проблема же в том, что мерилом истинности у Адама (в его человеческой ипостаси, а не образной «справедливости») является он сам. Нам рисуют идеальную картину: добрая бабушка, невинные детишки и их всех обманули бессовестные людишки, но в мире часто не всё так просто. Фильм в лице Адама обеляет линчевание, когда человек вершит суд, опираясь на свои субъективные представления о добре и зле. Так мы видим, как честный воин отзывается на зов совести и наводит во всём государстве порядок, от его рук страдают только нечестивцы, а честные люди остаются невредимыми, – но так не бывает.
Итого «Пчеловод» — это очередной фильм про Робин Гуда, идеализирующий самосуд. В нём нет высших инстанций, а закон ставится в патовую ситуацию, когда поступить «правильно» значит поступиться своими обязанностями. Фильм показывает отталкивающий и противоестественный образ женщины – грубой, неопрятной и взбалмошной, но при этом аки частный сыщик пьяница из детективов первой пол. XX в. проницательной и решительной. В фильме есть страшные сцены расчленения. Напущенное морализаторство в фильме не решает проблемы того, что действия героя беззаконны, злы. Аналогия с пчёлами хороша, но люди сложнее пчёл – пчёлки ведутся инстинктами, самой природой, для человека же высшая инстанция Бог и вот беда, человек может забыть Бога, а ещё богом для человека может быть он сам.
Снято хорошо, но сюжет раскрывается так будто его переписывали с середины. Не хватает стильности как в "Джон Уик" например.