Если массовая культура пропагандирует сепаратизм и межнациональную рознь, значит, будут разрушать государства, и в первую очередь крупные государства.
Если внимательно проследить новинки в разных странах, то можно заметить, что чаще стала подниматься тема межнациональной вражды, как, например, в фильме «День Австралии» (2017) и в российском сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023).
В США пошли ещё дальше и сняли фильм «Падение империи» (2024), в котором страна погружена в гражданскую войну на фоне борьбы Техаса и Калифорнии за выход из состава США. А заканчивается фильм убийством американского президента, но почему-то не показано, что было после свержения правительства.
Вообще подобные фильмы — это своего рода бомба замедленного действия. Не верите? Посмотрите на фильмы позднего СССР, там часто образ страны показан в тоскливых тонах, например «Авария — дочь мента» (1989), «Запомните меня такой» (1987). Конечно, утверждать, что Советский Союз распался исключительно из-за фильмов, нельзя, потому что распад СССР был многопричинным: влияние США (ОСВ-1, ОСВ-2, СНВ-1), политика гласности, парад суверенитетов, товарный дефицит, августовский путч, создание Содружества Независимых Государств 8 декабря 1991 года и, наконец, окончательный распад страны 26 декабря 1991 года. Однако через кинематограф происходила психологическая подготовка к распаду Союза.
Вернёмся к оценке фильма «День Австралии». Всё начинается с того, как происходит погоня мигрантов за гражданами и погоня граждан за мигрантами, а заканчиваются эти погони убийством, передозировкой наркотиком или избиением и взятием неугодного человека в заложники.
Согласитесь, странный сюжет для фильма с таким патриотическим названием, как «День Австралии».
Данный кинопродукт продвигает такие идеи как:
(-) Дискредитация австралийского патриотизма.
Была показана сцена как парни европеоидной расы с австралийскими флагами вышли из машины и стали преследовать девушку-мигрантку.
(-) Дискредитация образа правоохранительных органов.
Полиция хоть и расследует преступления, но их деятельность показана слабой для решения проблемы. В западном кино последних лет образ полиции действительно испортился. В дальнейшей перспективе это ставит цель окончательное разрушение всех государств. Почитайте книгу Макса Барри «Правительство Дженнифер», которая показывает мир, где корпорации более могущественны, чем государства, а государства представлены в роли наблюдателей. Книга на английском языке, но её можно прочесть на русском, попеременно вставляя куски текста в онлайн-переводчик или нейросеть.
(-) Вражда между жертвой и спасителем.
Безусловно, в фильме есть и понимающие люди, которые помогают тем, кто попал в беду, но только пострадавшие не хотят оставаться под опекой спасителя и сбегают.
Модель мышления: человек человеку волк.
(+) Помощь людям и самопожертвование.
Один мужчина, решивший помочь китаянке, смог выполнить её просьбу и приехать в подпольный бордель, забрать девочку, которую держат в заложниках. Если до входа в помещение мужчина думал, что ему придётся забрать взрослую «девочку», то когда не нашёл девушку в среде взрослых проституток, его отвели в отдельную комнату, где была настоящая девочка — около девяти лет на вид. Мужчина был в ужасе и не стал забирать девочку, чтобы отдать её китаянке, из-за опасения сесть в тюрьму за торговлю детьми или, что ещё хуже, за домогательство, которого не было.
Благо потом мужчина вернулся и убил владельца подпольного борделя, но погиб сам. Правда, как сценарист, я бы не стал показывать ту сцену с 9-летней девочкой. Это немного шокирует и похоже на окно Овертона.
Вывод:
И хотя некоторые истории, такие как спасение девочки Эприл, которая искала свою маму и бегала от хулиганов, заканчиваются хорошо, но послевкусие не очень, так как весь фильм посвящён насилию, преследованию и травле. Не рекомендую.