Коротко
Мультфильм «Тайна Коко» учит:
- преемственности поколений;
- честности;
- дружелюбию;
- ответственности;
- воле.
Вместе с тем, мультфильм направлен на:
- десакрализацию смерти;
- пропаганду бесстыдства и пошлости;
- пропаганду эгоизма;
- пропаганду глупости;
- пропаганду феминизма;
- пропаганду гедонизма и культа денег;
- пропаганду культа внешности;
- пропаганду гомосексуализма;
- пропаганду алкоголя.
Подробно
Мультфильм студии «Пиксар», выпущенный компанией «Дисней», сделан очень качественно, красочно и на протяжении всего своего действия притягивает внимание. Очень цепляет идея преемственности поколений, сохранения памяти о предках, бережного отношения к семейной истории. Очень импонирует идея бороться за реализацию своего предназначения, преодолевая все превратности судьбы.
Но, как всегда, если речь идёт о продукции «Диснея», расслабляться не стоит.
Во-первых, характер основных персонажей показан крайне противоречиво. Изначально мы видим Имельду, которой абсолютно безразлична судьба своего потомка Мигеля, оказавшегося (на минуточку!!!) живым в стране мёртвых. Единственное, что её волнует, это то, что её фотография не стоит на алтаре и она не может попасть к своей родне в гости. Гектор появляется в качестве пройдохи, готового обманывать, нарушать закон и игнорировать интересы Мигеля, лишь бы его фото оказалось на алтаре. Потом они, разумеется, исправляются и становятся любящей семьёй, но что-то подсказывает, что дело не в запутанной драматургии истории и произошедшем внутреннем росте персонажей (потому что так кардинально за короткое время измениться невозможно), а в легализации эгоистической модели поведения.
Во-вторых, несмотря на то, что в финале Гектор получил свою заслуженную славу, а Эрнесто де ла Крус уличён в присвоении чужих песен, жизнь Эрнесто как до, так и после смерти показана настолько красиво и привлекательно, что более успешной выглядит идея «Живи красиво, умри молодым», а не идея о том, что бумеранг обязательно вернётся. В этом же свете выставлен ключевой девиз де ла Круса: «Лови свой миг удачи» (означающий: «бери своё любой ценой, главное, вовремя сориентируйся»). То есть становится руководством к действию. К тому же, всегда находятся люди, которые убеждены в том, что достаточно умны, чтобы избежать заслуженного наказания.
В третьих, в фильме происходит десакрализация смерти. Нам показывают, что «там» - не божественная справедливость и очищение заблудших душ от скверны, нет! Там сотворяют себе кумиров, тусуются в ночных клубах, позируют обнажёнными художникам и поминают алкоголем умерших после смерти повторно, только делают это не люди, покрытые плотью и кожей, а скелеты.
Мультфильм пропагандирует феминизм. В начале повествования Мигель рассказывает, что бабушка в семье главная, как когда-то Имельда. Отец Мигеля вторит бабушке: «раз бабушка сказала нельзя, значит, нельзя!». Бабушка агрессивно нападает на мужчину на площади, который дал Мигелю в руки гитару. В стране мёртвых именно Имельда спасает Мигеля из беды, когда де ла Крус сбросил Мигеля и Гектора в сенот. Единственная надежда на то, что в финале развязки именно отец Мигеля остановил бабушку, когда она попыталась мешать петь песню Коко.
Странно выглядят в продукте мультипликации пошлые шутки, однако, текст песни, который поёт Гектор Ворчуну, достаточно похабного содержания.
В мультфильме также пропагандируется глупость. Единственный лучший друг главного героя – собака-обжора с абсолютно безумными глазами, которая потом становится разноцветной и занимает почётную роль в сюжете фильма, нисколько при этом не изменившись.
Некоторые негативные закладки являются мимолётными и проходят мимо внимания зрителя. Например, Мигель говорит, что Имельда могла бы мастерить не сапоги, а «блестящие трусы для рестлеров» – фиксация внимания на инстинктах. Или музыкант на площади задаёт вопрос о том, добился бы де ла Крус чего-нибудь существенного, если бы не заявлял о себе, и в этот момент показал жест, которым пересчитывают деньги – подмена вопроса профессиональной реализации вопросами финансового благосостояния. И самый вредоносный, на мой взгляд эпизод. Перед самой развязкой истории Мигель после рассвета бежит из мавзолея домой мимо спящих на лавочке двух мужчин, которые обнимаются как возлюбленные – пропаганда гомосексуализма.