Здравствуй, племя младое, незнакомое
«Экранные зрелища взяли на себя властную функцию дисциплинарного форматирования общественного сознания, став одним из воплощений мягкой силы»
Сборник «Soft power: теория, ресурсы, дискурс» под ред. О.Ф. Русаковой
«Сто лет тому вперед» — не ремейк «Гостьи из будущего» и даже не экранизация «по мотивам» повести Булычева: общего с произведениями Булычева и Арсенова у фильма только то, что в настоящем живет московский школьник Коля, а в будущем – школьница Алиса и космические пираты, и вся эта компания носится туда-сюда. Миелофон, позволяющий читать мысли, заменён космионом, имплантирующимся в грудную клетку и дающим носителю возможность перемещаться во времени на сто лет вперед и назад, а все главные герои содраны с голливудских блокбастеров: робот Вертер превращён в летающий гаджет типа «электронного друга» из аппликационного фильма «Неисправимый Рон», толстый пират Весельчак У — в стройного психопата в стиле Джека Воробья, хитрый главарь Крыс – в существо Глот из мультфильма «Тайна третьей планеты», только безэмоциональное и с психическими экстрасенсорными способностями, а по сути – в копию Фейд-Раута Харконнена из второй «Дюны» с «силой» Дарта Вейдера, школьник Коля – в этакого Пола Атрейдеса в исполнении «русского Тимоти Шаламе», а Алиса – в новую Лилу из «Пятого элемента» или в подобие боевых девочек с розовыми волосами из японских аниме: короче, авторами сделано всё возможное, чтобы привлечь этой голливудско-японской солянкой современную молодёжь, которая и слыхом не слыхивала про каких-то советских Алис Селезнёвых и Коль Герасимовых. -))
Мне показалось, что в целом авторы картины сознательно или подсознательно ориентировались не столько на «Гостью из будущего» и приключения Алисы из повестей Булычёва, сколько на франшизу Земекиса «Назад в будущее» (1985–1990 гг.) – тут и скачки́ во времени для исправления «неправильного и плохого» будущего («Привет, Бифф!»), и бумажное письмо из прошлого («Привет, док!»), да и в целом похожая эмоциональная атмосфера и голливудская традиция брать на роли 16-17-летних школьников 24-26-летних актёров: понятно, что герой с героиней обязательно должны глядеть друг другу в глаза, вздыхать и вначале робко, а потом и взасос целоваться, а это не каждый школьник сумеет изобразить профессионально. Поэтому и возраст персонажей пришлось передвинуть на 5 лет вперёд. Основную прибыль современного кинематографа составляют зрители 12–17 лет – вот создатели картины и попытались попасть в «молодёжную струю» через детский сленг, рэп и отсылки к нынешней поп-культуре.
Нам с Аней не понравилось слишком большое количество эпизодов с драками. Аня на них дремала, а меня злили даже не сами драки, а то, что бои в XXII веке шли почти исключительно на тесаках! Ну что за голливудский идиотизм – драться ножами, когда уже есть лазеры и энергетические гранаты, одну из которых с успехом применил Колин друг, завалив сразу несколько десятков пиратов! А остальные так и продолжали нудно мочить друг друга тесаками! Уже в кафе после кино, обдумывая своё раздражение, я было подумал, что оно связано с тем, что я просто постарел, и мне уже не нравится такая тупая пустая движуха, которая заходит молодняку «на ура».
Но потом вспомнил десятки молодёжных фантастических фильмов моей собственной юности, включая и фильмы по Булычёву – никогда такого дебилизма не было, всё было чётко и логично: то есть дело всё-таки не во мне, а в режиссёрах и сценаристах! Ну представьте себе, что для нейтрализации преступников наше нынешнее МВД или ФСБ посылает группу захвата из ОМОН или СОБРа без бронежилетов, без шлемов и с саблями в руках вместо автоматов! Эти «мастера культуры» что – готовятся вернуть нас в Средневековье? Или просто подражают Голливуду, который нас тянет туда? Жена высказала мысль, что, может быть, наоборот – режиссёры так показывают в фильмах, что молодым надо накачивать мышцы и тренироваться, чтобы быть боеспособным в рукопашной схватке? Не думаю: в советских картинах тоже пропагандировали спорт и физкультуру («Бровкин» и т.д.), но до такого кретинизма не доходили. По-моему, «элитка» просто воспитывает дебилов. И вообще, все эти рукопашные на ножах и отрезанные кисти рук, с моей точки зрения, слишком жёстко для детей 6 лет: тут по-любому надо ставить плашку «16+»!
Ругать рекламные вставки «Почты России» и Сбера бессмысленно, ибо кто платит, тот и заказывает музыку, а вот стандартная глобальная либеральная повесточка проявлена изрядно – и неполная семья Коли, и воинствующий феминизм: нынешние Алиса с мамой Кирой крутые донельзя, а их мальчик и муж, как и ребята из Колиного класса, либо квёлые ведомые лабухи, как профессор Селезнёв и сам Коля, либо тупые мачо, как его одноклассник Витька, либо очкастые компьютерные задроты, как его друг Фима. А вот наша Алиса из 1985-го была нормальной развитой девочкой, да и парни были вполне обычные и побеждали пиратов не восточными боевыми искусствами и лазерными гранатами, а исключительно силой духа.
Впрочем, я даже готов принять на веру, что авторы фильма вовсе не являются убеждёнными агентами влияния вконец обезумевшего Запада, а просто сами воспитаны в считающейся новой нормой психологии характерных черт полов, поставленной с ног на голову относительно природных биологических и социальных различий в мужских и женских стратегиях выживания, успеха и полового поведения, однако верится в это с трудом – я бы всё-таки поставил на сознательное предательство традиционных ценностей и проплаченную пропаганду.
Современный Коля изображён недалёким проблемным подростком лет 13-ти по своему психологическому развитию, да ещё и с детскими инфантильными взбрыками, который ничем не увлекается, не занимается спортом, плохо учится, зато создает проблемы на ровном месте, требует к себе особого внимания и слишком высокого мнения о себе, любимом. У него нет цели в жизни, нет никаких интересов и стремлений, нет чувства ответственности за свои поступки и понимания, к чему они приведут, нет нормальных друзей и смысла в жизни – он болтается по течению, словно говно в проруби, ни о чем не желая думать и живя даже не сегодняшним днем, а сиюминутным моментом – бессмысленное существование безмозглого индивида. Меня зацепила сцена, когда пришедшая в школу мама, в одиночку воспитывающая сына, сразу после вызова «на ковер» к завучу или директору из-за «шалостей» этого недоросля, собирается «на смену в ночь», чтобы прокормить этого здоровенного обормота, и в сердцах восклицает: «Кем ты вырастешь?!», а Коля искренне удивляется: «Я должен вырасти кем-то другим, кем-то еще?». Нет, мальчик, оставайся таким же незрелым необразованным придурком, который рисует на доске надписи несмываемым маркером и даже не задумывается о том, как учитель или уборщица будут это стирать!
А ещё нас с женой очень резануло высказывание отца Алисы, когда он поучал дочь, что БОЛЬШИНСТВО людей плохие, и поэтому надо быть осторожней. С чего это вдруг режиссёр и сценарист считают, что большинство людей плохие?! Что за сатанизм и скотское упадничество?! Что за паскудное зомбирование молодняка!? Во все времена в любой стране хороших и честных людей, готовых помочь, подавляющее большинство! Просто негодяи, властолюбцы, себялюбцы и сребролюбцы всегда на виду и кучкуются в свои либеральные тусовки для ограбления остальных! А ведь каждый живёт именно в том мире, который себе представляет. Если ты так цинично воспринимаешь окружающий мир враждебным и опасным, то в таком мире и будешь жить, привлекая к себе подобных тебе и встречая в своей жизни сплошь плохих, а не хороших людей! Ибо Сам Господь сказал: «По вере вашей да будет вам» (От Матфея 9:29).
Ну скажите честно – что это, если не пропаганда инфантилизма, комфортно-растительного образа жизни и негативного отношения к людям и окружающему миру?
Есть и положительные моменты: прекрасная операторская работа, неплохой монтаж и замечательные локации «хорошей альтернативы» будущего: Москва, утопающая в зелени, средь которой высится одна из сталинских высоток – лепота! А в «плохой альтернативе» город похож на трущобы из западных блокбастеров. И это правильно, ибо наше будущее гораздо лучше – за это своё видение светлого и доброжелательного к людям будущего мы и воюем сейчас с Западом в Новороссии. Кстати, насчёт альтернативных миров – если принять за основу теорию Хьюго Эверетта, то при встрече одних и тех же людей из разных миров никакого особого ужаса и уничтожения этих людей не произойдёт – миры просто снова распараллелятся: для каждого из них всё останется точно таким же, просто другой исчезнет, и для каждого история пойдёт своим чередом. И такие случаи зафиксированы документально – например, при встрече двух Екатерин Вторых в Тронном зале Зимнего дворца.
Ещё мне понравилось, что здесь показана крепкая традиционная семья Селезнёвых, за которую каждый из её членов готов пожертвовать своей жизнью. И вообще мне очень импонирует, что главные герои мотивированно бьются в основном за спасение конкретных близких людей, а не по-голливудски спасают всю Вселенную. Также очень добрым, мудрым и правильным получился, казалось бы, вовсе не к месту разговор школьников про их благодарность своей учительнице, старающейся передать им свои знания. А в целом, конечно, эти школьники во многом очень непохожи на нас в СССР, но, наверное, они такие сейчас и есть – увешанные гаджетами и ведущие себя демонстративно напоказ, как будто они на сцене: думаю, это от неумения нормально общаться в офлайн.
В общем, «Сто лет тому вперед» — в большей степени аркада, шутер и квест для подростков, выросших на компьютерных играх и комиксах Marvel, чем воспитательное кино. Рекомендую к просмотру фанатам Алисы возраста 50+ и отрокам с родителями для последующего обсуждения.
Прекрасная картинка, замечательная игра актёров, [и] не только (больше - в рецензии).
4 а не 3 только из-за весьма находчивого Весельчака У и отсылки к старинному фильму "брат" с гранатами, у которых осечка 50 на 50. всё прочее как-то сплошной минус.
сюжет средний НО Дизайн, музыка, озвучка и графика отличная ставлю 7/10
Красиво, зрелищно, отлично показано будущее.