Чему учит (коротко)
По идее этот фильм является сиквелом классической сказки Гофмана, где дело почему-то вдруг безвременно скончавшейся Мари продолжает её не менее очаровательная и храбрая дочь Клара. Основной костяк сценария частично взят от «Алисы в стране чудес» Тима Бертона, поскольку рассказанная в фильме история является вольным сиквелом к работе Гофмана.
Мнение цензора (подробно)
Щелкунчик и русское королевство
«Я видел тысячи версий этого спектакля, иногда такие чудовищные, что я вам даже описать не могу. На сцене происходил такой абсурд, но музыка Чайковского спасает все!»
(с) Николай Цискаридзе
Сходили мы с женой в Комфорт-зал на фильм в жанре фэнтези «Щелкунчик и четыре королевства» в 3D-варианте режиссёров Лассе Халльстрёма и Джо Джонстона, теоретически основанный на сказке Э.Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816) и балете П.И. Чайковского «Щелкунчик» (1892).
В главной роли принцессы Клары снялась очаровательная девушка в моём вкусе Маккензи Фой, известная мне по фильмам «Сумерки. Сага: Рассвет» и «Интерстеллар», а в роли Сахарной Сливы (Драже) – наша американская Анна Каренина, бесподобная Кира Найтли, прославленная пиратами Карибского моря.
Вообще-то, мы с Аней всегда перед Новым годом стараемся посмотреть и послушать балет «Щелкунчик», чтобы до краёв наполниться новогодним настроением в предвкушении волшебной сказки – в любом возрасте мы в чём-то остаёмся детьми. Иногда получается сходить в Оперный театр, но чаще приходится слушать чудесную музыку Петра Ильича по телевизору или ноутбуку.
Есть несколько музыкально-сценических произведений, которые воспринимаются во всём мире как рождественские или новогодние. В Германии такова опера «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка (хотя её сюжет не имеет отношения к Рождеству), в Австрии — оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, в США и России — балет «Щелкунчик». Американская традиция давать «Щелкунчика» к Рождеству обязана своим возникновением Баланчину. «Щелкунчик» в США — это синоним Рождества и зимних детских каникул. В советское время «Щелкунчик» по понятным причинам считался новогодним балетом. Многие культурные феномены, хоть сколько-нибудь связанные с праздником Рождества, в те годы привязывались к новогодней теме. После 1990-х, когда Рождество вновь стало официальным праздником, балет «Щелкунчик» мгновенно обрёл статус главного рождественского балета. И пусть его содержание выходит далеко за рамки религиозного праздника — «Щелкунчик» всегда дарит зрителям и слушателям самое настоящее рождественское чудо!
Зачастую в классических операх или балетах есть один или несколько известных номеров, которые становятся знаковыми для произведения и горячо любимыми публикой. О «Щелкунчике» этого не скажешь, потому что весь балет состоит из таких «хитов»! Пожалуй, это самое узнаваемое произведение во всем мире. Чего только стоит завораживающий Танец феи Драже, нежнейший Вальс Цветов, череда танцев: Шоколад, Кофе, Чай и многие другие. Да и кто из детей, в конце концов, не мечтал оказаться на месте Мари и Щелкунчика в этом сказочном месте из шоколада, карамели, зефира и прочих вкусностей?!
В основу музыки двухактного балета-феерии «Щелкунчик» легла подробнейшим образом разработанная программа Мариуса Петипа, созданная по сюжету сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», написанная в 1816 году, и А. Дюма-отца – именно этот пересказ и лег в основу либретто балета.
Балет полон волшебства, праздничного настроения, детских сказок, ярких персонажей и все это под аккомпанемент гениальной музыки Чайковского. Вместо избитых декораций сцены Рождества и привычных историй о волхвах и яркой звезде зритель окунается в мир детских фантазий, где есть место всему – детям, родителям, игрушкам, сладостям, снежинкам, новогодним елкам, подаркам и, самое главное, мечтам, которые сбываются! Балет попадает в самое сердце рождественского духа – того, что объединяет людей всего мира, независимо от вероисповедания, гражданства, политических взглядов и культурного воспитания.
В сказке Гофмана имя главной героини — Мари, а одну из её кукол зовут Кларой. Петипа назвал Кларой саму девочку. На этом сложности с именем не закончились: в советские времена возникла традиция звать главную героиню русифицированным именем Маша. Потом героиню стали называть и по-гофмановски — Мари. Аутентичным следует считать имя Клара, которое фигурирует в сценарии Петипа и в партитуре Чайковского.
По идее этот фильм является сиквелом классической сказки Гофмана, где дело почему-то вдруг безвременно скончавшейся Мари продолжает её не менее очаровательная и храбрая дочь Клара. Но дело обстоит немного иначе. Для студии Walt Disney уже начинает входить в привычку экранизировать классические сказки именитых авторов на современный лад. «Щелкунчик и четыре королевства» представляет из себя совокупность всех достижений Disney за последние десять лет. Основной костяк сценария частично взят от «Алисы в стране чудес» Тима Бертона, поскольку рассказанная в фильме история является вольным сиквелом к работе Гофмана, частично это «Малефисента», из-за сильного переосмысления многих персонажей и событий, дабы подогнать картину под современные тренды, а от прошлогодней «Красавицы и чудовища» картина берет внушительные, но очень картонные декорации и целый шкаф прекрасных костюмов.
Работавшие в дуэте режиссеры Лассе Халльстрем («Что гложет Гилберта Грейпа?») и Джо Джонсон («Октябрьское небо», «Джуманджи») давно зарекомендовали себя, как очень хорошие постановщики, способные грамотно выстроить историю и наполнить её львиной долей смысла. Однако сценарий написала Эшли Пауэлл, решившая помимо своих продюсерских обязанностей еще и дебютировать в качестве сценариста, а про то, что продюсер и сценарист — это полярные по своим умениям и обязанностям профессии, ей, видимо, никто не сказал.
В современном мире всем настолько легко оскорбиться, что крупные голливудские студии уже идут на все, чтобы все остались максимально довольны. Фильм «Щелкунчик и четыре королевства» исключением не стал, демонстрируя всю абсурдность современных трендов, возводя их в абсолютный апофеоз. Нет ничего плохого в том, что центральную мужскую роль занимает темнокожий актер, но нет ничего хорошего, когда афроамериканцу дают возможность воплотить образ Щелкунчика, несмотря на то, что действия картины происходят в викторианскую эпоху, когда в Англии чернокожих не было и не могло быть, особенно среди балерин!
Как апогей толерантности – старый негр Фриман, крёстный Клары, почему-то к тому же ещё и одноглазый! Это что должно означать – толерантность к инвалидам по зрению? (Мне даже интересно, успею ли я увидеть фильм «Три мушкетера» с чернокожими актерами, один из которых будет влюблённым в де Артаньяна геем, другой транс, а третий – ещё не определившимся в смысле своего пола солдатом королевской гвардии?).
А так классическая голливудская схема – «Знаешь, кто твоя мама? То-то же. Ты исключительная! Давай, всех спасай!». Если закрыть на это глаза, то фильм радует причудливыми нарядами и графикой, музыкальным сопровождением и семейными ценностями. Всё как положено.
Замечательно в этой экранизации то, что в этом фильме отдали дань музыке Чайковского, и она звучит в фильме без всяких современных обработок. Восхитительно! Хрустальная чистая изысканная музыка Петра Ильича, впервые вставившего в классическое произведение звуки челесты, впитывается радостной душой как ангельские звуки вечной любви и спокойного счастья! Вставлена и часть самого балета, что мне очень импонирует, если не считать балерины-сарацинки.
Так чей же это фильм? Студия Дисней опять на всякий случай прикрылась гением Чайковского.
Самый харизматичный персонаж фильма – мышь. Шедевральная очаровашка!
Ну и, разумеется, Маккензи Фой в русской парадной гусарской форме с расшитыми золотыми нитями петлями доломана, яркими эполетами и высоким кивером – просто загляденье как прелестна!
Я только не понял нетривиальной задумки сценаристки, а именно – почему главный волшебный замок четырёх королевств выстроен в странном лубочном русском стиле как причудливое смешение московского Кремля, храма Спаса-на-Крови в Петербурге и храма Василия Блаженного на Красной площади Москвы?
P.S. А когда из ворот стилизованного московского Кремля выходила бесконечная армия тупых бесчувственных солдат с намерением покорить все оставшиеся сказочные земли по приказу своей неадекватной правительницы, меня просто до костей пробрала дрожь и по телу пробежали холодные мурашки – как же всё-таки страшна и до чего уже достала эта агрессивная и непонятная Россия!
P.P.S. В целом, фильм мне весьма понравился своей красочностью и ощущением чуда, и я очень рекомендую его романтичным девочкам возраста от 3 до 17 лет, а также впавшим в детство романтичным старикам вроде меня.
19 апр. 2020 г., 15:16:44
Щелкунчик - смазливый негр, фильм бездарный, хотя трейлер кажется красивым. Все оболгали, это совсем не щелкунчик, а больше Алиса в стране чудес. Одна толерастия и пропаганда трансгендеров.