Оцифровка стада
Для меня осталось загадкой, почему российские прокатчики перевели английское название фильма «Свободный парень» (Free Guy) как «Главный герой» – то ли они не любят парней, то ли с предубеждением относятся к слову «свободный», то ли им нравятся главнюки или везде чудятся герои. -)) К тому же, с моей точки зрения, название «свободный парень» лучше отражает суть сюжета.
Удивление вызывают уже анонсы фильма на сайтах кинотеатров, начинающиеся со слов «Молодой парень работает кассиром в банке…» и т.д. Хм-м. «Молодой неженатый бездетный парень» в ожидании своей единственной любви и ещё даже без мыслей о смысле жизни и своём месте в этом мире – в 44 года?! То есть мужик хорошо «за сорок» без какой бы то ни было ответственности (за Родину, за свою работу, за семью, за детей, за собственную жизнь в конце концов!) – молодой парень? И это никому не режет слух?! Сие есть норма?! Позвольте спросить либеральнейших гуру – а в каком же тогда возрасте начинается «мужчина» или «мужчина средних лет» – в 60, в 70, в 80 годиков?! Даже, казалось бы, такая «мелочь», сразу, минуя сознательные фильтры, вбивается в голову зрителей, коими являются в подавляющем большинстве подростки и юноши! Особенно это касается будущих мужчин: «Всё ОК, парень, не думай ни о чём, живи радостно и свободно, как цветок, и не грузи себя семьёй и детьми – ведь тебе еще нет и пятидесяти! Куда спешить – существуй для себя, ведь ты этого достоин, aren’t you?!».
После такой смысловой преамбулы уже совсем не удивляет, что речь в фильме идёт об игре, в которую превращена вся наша жизнь.
Если говорить о сюжете – всё это или примерно то же самое уже было, и не один раз, начиная с «Последнего киногероя» (1993) со Шварценеггером и «Шоу Трумана» (1998) и заканчивая мультом «Ральф против Интернета» (2018). Начало ленты – вообще чистейший «День сурка» (1993) с Биллом Мюрреем. Ну и, конечно, сразу напрашивается сравнение с фильмом «Первому игроку приготовиться» (2018): тот же виртуальный мир, те же геймеры, те же отсылки. Разница лишь в морали – в картине Спилберга она была и заключалась в вопросе о будущем человечества: предпочтёт ли новое поколение виртуальный мир реальному? В «Главном герое» такой проблемы нет – в нём вообще проблем нет, кроме безответной любви или потери многомиллионных доходов владельцами игровых платформ.
Возможно, это попытка перепевки «Матрицы» (1999) на новый, более современный, т.е. упрощённый, лад – этакая специальная адаптация для детского садика, в которой убрана лишняя философия, непосильная для восприятия нынешнего поколения «болонской системы дрессировки» (её по привычке называют «образованием») с ЕГЭ и прочими дебилизаторским инструментарием. Само собой, Нео-Ривз заменён более молодым Парнем-Рейнольдсом, как никак первому уже 56, а второму «лишь» 44 годика, хакерша Тринити переделана в программершу Милли, но базовые элементы те же – приключения и вседозволенность в «Матрице», чёрные очки и борьба «избранных» с владельцами игровых серверов.
Сам «Игровой мир» очень похож на игру GTA, в которой геймерам позволяется делать все что угодно – грабить банки, убивать, гонять на всех видах транспорта, сбивая всех на своём пути: в фильме это показано фоном как обыденная и нормальная реальность.
Фильм достаточно динамичен и красочен, так что скучать не приходится. Ну и Рейнольдс хорош – в своём стиле выдаёт шутки, комично кривляется и этим тащит весь фильм, да и Вайтити замечательно изображает детского буку-бяку – этакого противного жадюгу-капиталиста с повадками малолетнего дебила.
Становится всё очевидней, что США полностью повторяет путь СССР, а их Демократическая партия превращается в КПСС – как в позднесоветский период в любых книгах, научных работах и фильмах необходимо было вставлять обязательные ссылки на цитаты бородатых классиков марксизма-ленинизма, так и сейчас в любой голливудской картине требуется проговорить скороговоркой про необходимость борьбы с патриархатом, а также вставить в сценарий хорошего негра, склонного к педерастии, и мерзкого белого натурала. -)) В какое интересное время мы живём – блеск! Прямо сейчас янки, бросая оружие, драпают из Кабула: значит, Голливуд скоро порадует нас очередным боевиком про тяжёлую службу, невиданный героизм и силу духа американских морпехов – носителей демократии, прав человека и животных, и даже прав и свобод цифровых алгоритмов!
А какие прекрасные отзывы на «Главного героя» сочиняют наши доморощенные либералы, они же неподкупные борцы с «кровавой диктатурой» – просто прелесть в духе подросткового нигилизма и юношеской мятежности, вызванной спермотоксикозом вследствие постоянной праздности, жадности и отсутствия настоящего дела!
Один рецензент пишет про поведение Парня: «Это как выйти за установленные рамки дозволенного государственным строем, в котором живет человек, если, конечно, он живет, а не существует!». Опаньки, вот это сравнение – программный бот, оказывается, революционер и борец с государственным строем! Совсем кукуха поехала у навальнят, прозападных коллаборационистов и прочих борцунов с «режимом», мечтающих о тёпленьких местечках гауляйтеров при оккупационной власти Запада, как в «святые 90-е»! Другой рецензент просто сочится постгуманизмом, индивидуализмом и «всемогуществом» личности: «Через бесконечные яркие экшн-сцены, прерывающиеся душевными диалогами между героями, авторы фильма говорят о том, что только мы являемся кузнецами нашей судьбы». О, йес-йес! Блестяще! Однажды подобную мысль очень убедительно утверждал и объяснял заезжему «магу» Воланду один весьма самоуверенный председатель правления МАССОЛИТа по фамилии Берлиоз, замечательно сковавший своё будущее после того, как Аннушка пролила масло на трамвайные рельсы. Да и судьбы многих миллиардов людей являются для нас примером господства индивида над природой и Богом, не так ли?
Когда же закончится этот гуманистическо-атеистический бред?!
Кстати, насчёт Парня – я много лет был программером уровня локального хакера, писал в т.ч. фреймовые Экспертные интеллектуальные системы, участвовал в разработке игр и имею некоторое представление об алгоритмизации многофакторного поведения сложных систем. Но дело не в этом – здесь вопрос гораздо более глубокий, чем математические решения, чем даже философские вопросы познания и самого существования Реальности. Здесь вопросы причин и смыслов нашего бытия. И я твёрдо убеждён в том, что никакого т.н. «сильного» искусственного интеллекта, равного человеческому, который помимо когнитивных способностей обладает чувствами и эмоциями, сознанием и самоосознанием, быть не может. Любой мощности ИИ, пусть это даже сама Машина Тьюринга с набором всех возможных во Вселенной алгоритмов, есть лишь принципиально ограниченная физикой детерминированная система с хранилищем памяти и всеми возможными функциями, даже и якобы «эвристическими», то есть Сверхинтеллект, при этом не обладающий Сознанием – свободой воли, эмоциями и пониманием смысла своего существования. ИИ любой сложности – лишь имитация сознания, ограниченная физическими законами материальной Вселенной, а человеческое сознание (СОвместное ЗНАНИЕ с Богом) работает на метафизическом, нематериальном, духовном уровне. Жаль, что об этом мало кто из геймеров задумывается по-настоящему. А ведь так просто подумать: «Если ты играешь кем-то – может быть, Кто-то играет тобой?».
Вообще, в фильме есть и некая мировоззренческая, философская составляющая. Хотя неигровые персонажи созданы лишь для фона, в их поведении угадывается размышление о жизни современного человека вообще – о тех, кто попал в определенную колею, выбраться из которой почти невозможно. Так, Парень каждый день надевает голубую рубаху, заказывает один и тот же кофе и топает в тот же банк, где работает кассиром. Его жизнь так уж отлична от жизни многих из нас?
Так что же такое придумал автор? Это фильм-насмешка или фильм-размышление? Мы все в «Матрице»? Мы все в игре? Но ведь всё это явно Кем-то управляется. Модератором? Богом? Создателем? Какие ещё эпитеты употребить, чтобы назвать это Верховное Существо, стоящее над нами и вращающее нас то туда, то сюда. Бегаем, суетимся, полагая, что живём и принимаем «самостоятельные» решения, которые на самом деле – часть Программы. Или Промысел Божий?
Только вот вся эта философия является лишь незапланированным побочным эффектом пропагандистской кинокартины. Фильм пропагандирует уход молодёжи в онлайн и будущую всеобщую цифровизацию. Вместо экономики – цифрономика, вместо образования – накопление скиллов на удалёнке, вместо взгляда в глаза – просмотр нарисованного лица, вместо переплетения душ – переплетение проводов. Картина затягивает молодняк в цифровые иллюзии, призрачные миражи Фата-морганы – даже мне захотелось напялить на себя шлем и перчатки виртуальной реальности и ломануться в онлайн! О работе и учебе, о чтении и саморазвитии, о телесном и душевном здоровье, о раздумьях и сомнениях, о Природе и Боге – речи и вовсе не идет!
Я в свою программерскую и сисадминскую бытность торчал от первых RPG-шуттеров типа Wolfenstein, Duke Nukem и Doom. Часами с друзьями резались по локальной сети (еще на коаксиале, а потом и на витой паре) в Doom II в режиме Deathmatch то каждый за себя, то команда против команды, например, до первых 100 фрагов (frag), домой уходили далеко за полночь. А когда появились первые MUD (Multi User Dimension) – ни о какой работе, ни о какой семье и речи не было – только мысли о своем оставленном на игровом сервере чаре, о раскачке его статсов, о новых игровых зонах и отдельных румах!
Это по-настоящему опасно. Я этим переболел и выжил. Но сейчас цифровое давление на детей стало тотальным. Держитесь, ребята! На самом деле – Мир, Жизнь, Чувства – вокруг вас, а не в опутанных проводами железяках и кремниевых чипах!
Успевайте жить – жизнь так коротка!
В общем, это фильм для торчков-геймеров и создан с целью вовлечения ещё адекватных подростков в бессмысленные иллюзии вплоть до игровой зависимости. Я бы не рекомендовал его к просмотру бездетным и одиноким людям моложе 30 лет.


Достаточно "живой" боевик, который смотрится легко. Но одноразовый
Линия главного героя (сознательный отказ от насилия и конкуренции, желание добиться высоких результатов честно, помогая окружающим), безусловно, несёт сильный положительный воспитательный посыл. Но в то же время для многих зрителей фильм может стать дополнительным стимулом погружения в мир компьютерных игр, что в современных условиях и так уже стало сильным вредоносным фактором.
Да, как и фильме «первому игроку приготовится» сценаристы фильма увы не знают много об игровой индустрии ( в том фильме пасхалки бы нашли за пару месяцев - гонку уж точно прошли за 3 попытки) тут же говорится что игроки начинают осознавать что убийство болванчиков - то же плохо. И это никто не задумывался. Но это чушь! Ведь в интернете есть разделы как проходить игры без убийств! А тут преподносят как нечто новое - что есть бред!