Чему учит (коротко)
Главным положительным фоновым посылом фильма является жизненная справедливость, которая поощряет честные и искренние поступки. Этот посыл закрепляется цитатой перед финальными титрами: «Вы выиграли, играя не в игру Харлана, но в свою. Вы – хороший человек!» Все основные персонажи по сюжету получили то, что заслужили, в первую очередь с точки зрения их нравственного выбора. Это редкость для сегодняшнего кино.
Мнение цензора (подробно)
Детектив в целом можно отнести к жанру интеллектуального кино. Так как в нём логика построения сюжета такова, что зритель должен вдумчиво анализировать события на экране, сопоставлять множество фактов, выдвигать предположения и пытаться вместе с персонажами фильма разгадать тайну. Если кино снято талантливо, то процесс его просмотра для аудитории превращается в достаточно интересную и полезную игру, в ходе которой можно потренировать свою логику и интуицию.
Однако интеллектуальная составляющая – это чаще всего лишь верхняя смысловая матрица детективного жанра, так как пока зритель увлечён запутанным сюжетом, ему в психику через фоновую составляющую можно сгружать множество различных идей и моделей поведения. Самый простой пример как раз из этого жанра – это «традиция» показывать сыщика с сигарой/трубкой/сигаретой. Так как в роли следователя чаще всего выступает самый умный персонаж, то процесс курения у зрителя автоматически начинает ассоциироваться с той самой интеллектуальной деятельностью. Сигара как признак ума, образованности и даже элегантности. Хотя если дать явлению курения оценку по существу – в мире вряд ли есть что-то более глупое, чем вид человека с умным видом засовывающего себе сигарету в рот. Согласитесь, что добровольно травить себя – это очень глупо.
Но это только лишь один пример того самого «фонового посыла», на который большинство не обращает внимания, и ради которого снимается большинство современных фильмов.
После этой вводной части хотелось бы поделиться впечатлениями от нового детектива «Достать ножи». Его интеллектуальная составляющая выполнена на высоком уровне: интрига сохраняется до самого финала; зрителю рассказывается множество взаимосвязанных историй; в сюжете продумана каждая мелочь. Поэтому, если кто-то ценит детективы только за то самое «состояние игры», то можете смело смотреть.
Хотя в действительности гораздо интереснее в подобных жанрах не только искать «злодея» (разгадывать само преступление), но и пытаться понять, какие идеи до вас хотел донести автор произведения и те, кто спонсировал съёмки. Это ещё более увлекательная и полезная «игра». Итак, давайте в неё и сыграем.
Главный детектив в фильме постоянно курит. Этот посыл мы уже разгадали (а значит, и защитили себя от его вредного влияния), подробно на нём останавливаться не будем, также как и на нескольких сценах с алкоголем.
В центре сюжета как обычно убийство. А ведь совсем необязательно закручивать интригу именно вокруг чьей-то насильственной смерти – можно вполне придумывать увлекательные сюжеты без кадров крови, перерезанного горла и так далее.
Все события вращаются вокруг семьи пожилого богатого писателя Харлана Тромби. На протяжении многих лет он помогал финансово своим близким родственникам, однако к старости осознал, что эта помощь испортила их, из-за чего его окружают несамостоятельные и достаточно эгоистичные люди. В целом нам показывают отрицательный образ семьи, но в то же время автор даёт достаточно чёткое понимание того, что стало причиной семейной трагедии. Посыл можно воспринять по-разному: «деньги портят людей», «деньгами надо распоряжаться с умом», «деньги – это большая ответственность», «надо больше времени уделять семье, чтобы в старости не пришлось жалеть» и т.д.
Вопреки традициям жанра в детективе «Достать ножи» главная роль отведена не «великому сыщику» (который, конечно, тоже есть), а простой молодой девушке из небогатой семьи по имени Марта, выполнявшей роль сиделки у хозяина дома. Марта показана трудолюбивым, честным и порядочным человеком, волей случая оказавшимся в самом эпицентре интриг и расследования. И именно её линия поведения служит очень наглядным контрастом со всеми нравами и персонажами богатой семейки, которые пытаются обмануть, подставить и любой ценой выгородить себя.
Нам показывают, как обычный человек, привыкший честно выполнять свои обязанности, вынужден принимать очень непростые решения – иногда спонтанно, а иногда вдумчиво и настойчиво, проявляя смекалку и инициативу. К тому же по ходу развития сюжета Марта несколько раз оказывается в ситуации сложного нравственного выбора: получить богатство или спасти другого человека, потеряв всё; уступить сладким речам якобы «друзей» или одной отстаивать правду; признаться, в преступлении или жить с нечистой совестью; выполнить последнюю волю умершего или проявить слабость и отказаться от этой миссии и т.д.
В каждом случае выбор главной героини и всех других персонажей определяет дальнейшее развитие событий. Оно оказывается достаточно неожиданным, но всегда справедливым: правильные поступки способствуют благоприятным последствиям и наоборот, даже в тех случаях, когда, казалось бы, ситуацию уже ничего не может спасти.
Именно эта жизненная справедливость, на мой взгляд, и является главным положительным фоновым посылом фильма, который закрепляется цитатой перед финальными титрами: «Вы выиграли, играя не в игру Харлана, но в свою. Вы – хороший человек!» Даже смерть Харлана стала отчасти результатом его собственного желания «хоть что-то исправить перед концом», и закономерным итогом писательской деятельности, построенной на придумывании аналогичных историй с преступлениями и расследованиями.
Кто-то скажет, что во всех фильмах «добро побеждает зло», а значит, справедливость везде торжествует. Но это отнюдь не так. В современных фильмах чаще всего нам показывают бесконечные оттенки серого, в которых якобы положительные персонажи позволяют себе настолько аморальные поступки (или глупое поведение), что их приход к «успеху» гораздо в большей степени служит дискредитацией всего созидательного и доброго, чем «торжеством справедливости».
Здесь же все основные персонажи по сюжету получили то, что заслужили, в первую очередь с точки зрения их нравственного выбора. Это редкость для сегодняшнего кино.
снято красиво, много крупных планов, в основном играют хорошо, но кажется, что картина претендует на шедевр, но не получилось, на мой взгляд. может в оригинале интереснее.
Главным положительным фоновым посылом фильма является жизненная справедливость, которая поощряет честные и искренние поступки. Этот посыл закрепляется цитатой перед финальными титрами: «Вы выиграли, играя не в игру Харлана, но в свою. Вы – хороший человек!» Все основные персонажи по сюжету получили то, что заслужили, в первую очередь с точки зрения их нравственного выбора. Это редкость для сегодняшнего кино. Подробнее в рецензии.
Затянуто. После середины фильма ощущение что в одном ангаре снимали.
Отличный детектив с неожиданными поворотами сюжета.