Чему учит (коротко)
Положительные моменты:
-Доброта и отзывчивость.
Отрицательные моменты:
- Демотивация детей к обучению, творчеству и созидательному труду;
- Пропаганда инфантилизма;
Мнение цензора (подробно)
Провела анализ нескольких эпизодов мультфильма: сезон 1, серии 14 - 26.
Мультфильм рассказывает про пять царевн, которые обучаются в волшебной школе: Аленка, Варя, Соня, Василиса и Даша. Как можно сделать вывод - авторы мультсериала собрали практически всех героинь русских народных сказок. В этой школе директором является не кто-нибудь, а Кощей Кощеич Бессмертный. В русской культуре традиционно считается, что Кощей Бессмертный злой персонаж. Здесь же он является положительным героем. В данном случае мы имеем дело с наделением однозначно отрицательного персонажа положительными качествами. Все царевны его уважают, имеют с ним дружеские отношения и всячески его защищают. Например, они боролись с мифическим параллельным пространством, потому что думали, что Змей Горыныч нанесет вред Кощею Кощеичу. Чтобы спасти яйцо с иглой от Бабы Яги, одна из царевн нырнула в болото, а затем вернула яйцо с иглой Кощею Кощеичу. Сам Кощей имеет сине-фиолетовый цвет лица, носит деловой костюм, у него есть свой кабинет, где он занимается делами. Если у царевн возникают сложности, они без проблем могут о помощи попросить директора. В данном сериале - зло перестало быть злом и изображено так, что зритель его воспринимает положительно.
Так же в волшебной школе есть профессор - кот Баюн, который ведет несколько волшебных предметов.
Есть учитель – Марлен, помогает Кощею вести дела и преподает у царевн. Симпатичный персонаж, имеет привлекательный внешний вид (что несомненно является плюсом в побуждении юных зрительниц к учебе). Пользуется уважением у девочек.
Есть также Баба Яга, авторы мультика не стали приписывать ей хорошие качества, здесь она однозначно отрицательный персонаж.
Сами царевны являются весьма положительными героинями. Они изображены девочками - подростками, имеют приличный, аккуратный, красивый внешний вид. Они очень дружны, помогают друг другу, доверяют. Очень отзывчивы. Было бы рациональным разобрать характер каждой героини в отдельности, однако, для просмотра были выбраны несколько серий, по которым сложно составить подробную характеристику. Но в одной из героинь заметна следующая особенность: Аленка - очень добрая и отзывчивая. Но ее доброта всегда выходит героям сериала боком: например, ей дали волшебную улыбку, которую можно было потратить на помощь одному из персонажей, она не смогла в какой-то момент сдержать умиления и помощь провалилась. Или в другой сцене: Баба Яга хотела проникнуть в пещеру, где хранится кащеева жизнь, ее не пропустил камень, сказав, что в пещеру может войти искренне добрый человек. Баба Яга перевоплотилась в Дашу и заманила Аленку с Василисой в пещеру, чтобы украсть яйцо с иглой.
Самый негативный, вредоносный момент, который содержит в себе мультик - волшебство. Все берется из ниоткуда, никаких усилий не надо прикладывать, чтобы освоить какие-либо знания, создать нечто прекрасное или постоянным самоотверженным трудом делать какое-либо дело, полезное людям. Нет! Есть школа волшебства, на доске все появляется само самой, персонаж, ничего не делая усиленно изображает бессмысленное напряжение или активную умственную деятельность и вуаля! Просыпаются невиданные магические способности, с помощью которых можно решить любую проблему, чтобы приобрести знания и навыки - совершенно необязательно читать книги и изучать какие-то ремесла. Самый важный предмет - волшебная палочка!
Каждая из героинь обладает каким-то даром. Показательна сцена, в которой на уроке изучались магические таланты каждой царевны. И у Василисы не оказалось таланта: она не умеет раздваивать предметы, поливать водой, морозить. Ведь это так важно! И это становится ее комплексом неполноценности - она сидит и страдает, что она такая никчемная. Т.е. в таком случае пойти и учиться чему-либо - это нет. Она просто занимается самобичеванием, потому что в ней нет врожденных (!) способностей к магии. А потом в какой-то момент она обнаруживает, что может становится лягушкой, и, о счастье, у нее теперь есть талант!!!
В просмотренных сериях есть еще один «несправедливо обделенный» персонаж - сова. Сова тайно колдовала, пытаясь найти ингредиенты, чтобы оживить увядшую розу. У совы ничего не получается, и она восклицает: «Я тут только борщи варю! Оживлю розу и стану волшебницей! Не получилось??? Неужели только кухня - мой удел??» Т.е. поварское дело считается чем-то постыдным и не заслуживающим уважения, что мультперсонаж рвется от этой участи. Главное - научиться колдовать. Как только совершенно случайным образом обнаруживается ингредиент для эликсира, который все таки оживил розу - Кощей восхищается способностью совы и делает ее главной в волшебной оранжерее. Теперь-то она заняла достойное место в обществе волшебников.
В мультфильме очень дружелюбная атмосфера, персонажи тепло относятся друг к другу, есть место человеческой доброте и прощению, но нет места созидательному труду. Трудится совсем не нужно, ведь есть волшебные способности!!! Детям с малых лет в подсознание закладывают информацию о том, что что-то уметь делать совершенно не нужно, учиться не нужно, все появляется само собой. К сожалению, тема волшебства и суперспособностей появляется не только в мультфильме "Царевны". Продвигают тему магии, а равно ленности и безделья и такие мультики, как "Сказочный патруль", "София Прекрасная", "Снежная королева: хранители чудес", "Фееринки". При желании этот ряд можно еще продолжить.
Если уж ребенку попался на глаза какой-то из подобных мультсериалов, ответственному родителю, на мой взгляд, стоит сесть рядом за просмотр мультика, объяснить ребенку и обсудить с ним вопросы волшебства и его значения в мультике. А также донести до малыша то, что магии в жизни не бывает, что есть серьезный и кропотливый труд, который приносит свои плоды!