Фильм учит дружбе, супружеской любви, необходимости защиты Родины, смелости, ответственности, принципиальности.
Дружба и любовь.
Иван Варавва и Алексей Трофимов — лучшие друзья, их дружба длится с самой молодости (лейтенанты) и до пожилого возраста (генералы). Неоднократно их жизненные пути расходятся и снова пересекаются. Этой дружбе даже не помеха безответная любовь Ивана к жене Алексея Любе. Иван, по всей видимости, влюбился в Любу с самого первого своего знакомства с ней и Алексеем в Туркестане в 1920-е годы и любил её всю свою жизнь.
Современные фильмы полны историй, когда друг влюбляется в жену своего друга или товарища, не может совладать со своей любовью и, в конце концов, отбивает, уводит у друга его жену. То есть в современном кино (российском и зарубежном) показывается, что любовь — это высшее чувство, ради которой можно перечеркнуть все: дружбу, службу, работу (а иногда и Родину, наверняка такие фильмы тоже есть).
В фильме «Офицеры» показано, что есть вещи повыше, чем любовь к женщине. Иван Варавва не делает ни одного намека, ни малейшей попытки увести, отбить Любу у своего друга Алексея. То есть дружба для него и военная служба важнее любви к женщине.
Вот что пишет о любви к женщине великий педагог Антон Семенович Макаренко, также отмечая вещи, которые важнее любви: «...если у вас есть двое ребят и вы разлюбили вашу жену и полюбили другую, потушите ваше новое чувство. Плохо, трудно, но вы обязаны потушить. Останьтесь отцом в вашей семье. Вы это обязаны сделать, потому что в вашем ребенке растет будущий гражданин, и вы обязаны пожертвовать в известной мере своим любовным счастьем».
Воинский долг и защита Родины.
В фильме показано, что защита Родины — это даже не обязанность, а нормальное естественное чувство ЛЮБОГО человека, такое же, как желание есть, радоваться, стремиться к знаниям. Никого не надо заставлять, принуждать защищать Родину, каждый готов это делать, потому что он гражданин и человек. Раненный солдат плачет от того, что его увозят в тыл, а его товарищи отражают нападение фашистов. Жена сына Трофимова Маша уезжает на фронт, отдав ребенка бабушке (Любе Трофимовой), хотя может остаться дома и сидеть с ребенком. Сам сын Трофимова Егор погибает от ран, полученных в бою.
Вопрос об отмазывании от фронта своего сына даже не ставится, это невозможно в принципе. Наоборот, когда генерал Варавва поминает погибшего сына Трофимова: «Светлая память Егору», генерал Трофимов его поправляет: «Светлая память всем, кто погиб за Родину».
Всех полезных вещей, которым учит фильм, невозможно описать, поэтому фильм «Офицеры» обязателен к просмотру всем: военнослужащим, гражданским, врачам, мальчишкам, девчонкам, взрослым и детям.
Учит тому, что из уголовной среды невозможно вырваться и связываться с уголовниками нельзя, только хуже будет.
Если бы не печальный финал фильма, то фильм бы учил честности, ответственности, доброте, любви, дружбе и тому, что даже рецидивист может исправиться. Но финал это все перечеркнул, когда бандиты убили Егора Прокудина, и брат Любы Пётр убил уголовников (сядет за это в тюрьму).
Фильм учит уголовников, что бесполезно пытаться вырваться из преступной среды, все равно найдут и убьют. А законопослушных граждан фильм учит тому, что не надо связываться с уголовниками, пытаться их перевоспитать. Дружки их достанут и попытаются вернуть в преступную среду. А если перевоспитанный откажется, то убьют, да еще и обычным гражданам достанется.
Весь фильм жители села воспринимают в штыки знакомство Любы с уголовником, не доверяют Егору, осуждают Любу. И в итоге оказываются правы именно они. Егора убили, Петр сядет в тюрьму, Люба и ее родители будут опять горевать.
Кроме того в фильме отсутствует полностью опека освободившихся заключенных со стороны государственных органов. Заключенного выпускают из тюрьмы, у него нет ни жилья, ни работы. Вся опека ограничивается вопросом начальника тюрьмы, куда он поедет. На это Егор отвечает, что поедет к заочнице, с которой переписывался. Поедет ли на самом деле Егор Прокудин к этой заочнице, где он будет жить, чем будет зарабатывать на жизнь после освобождения госорганы не интересует вообще от слова совсем.
Так что главные качества, которым учит фильм в итоге: беспросветность, тоска, уныние.