«Я заплатил детством за все ваши грехи», «Вспомнишь маму – сядешь в тюрьму», «Вы плохой отец…» Поговорим о символах и смыслах.
Скрытые символы и смыслы. Разбор фильма.
Профессиональный драматургический и режиссёрский разбор и анализ фильма "Бременские музыканты" от драматурга и режиссёра Ханзиной Л.А.
Вначале попытаемся разобраться с драматургией фильма и смыслами заложенными авторами – простым языком это: с характером главного героя - Трубадура, его конфликтом, строением сюжета и персонажами.
Исходное событие – смерть матери, да еще и на глазах ребенка. Жестко, да? Ничего, потерпите, «это для детей».
Мы знаем русские сказки про Бабу Ягу и Василису, там тоже мать умирает, но это основная линия произведения, которая тянется весь сюжет. Вспомним и Гарри Поттера – красная нить – любовь матери, которая и спасла Гарри и дала ему силу, свет и т.д. Тоже самое применяется и в новом фильме «Вилли Вонка». Вилли создавал шоколад, чтобы вернуть маму. Это фабула и красная линия фильма. Поэтому авторам в начале сюжета необходима смерть матери. А в Бременских что? До боли затёртый ход, который дальше никак не отыгрывается в сюжете, а говориться лишь «Мама стала песней». Это как? Это мама поёт? Все просто, чтобы с первых кадров вы плакали, испытывали эмпатию и жалость к Трубадуру (манипуляция эмоциями, чтобы подсадить зрителя на крючок).
Завязка фильма - мальчик пытается спеть песню и попадает в тюрьму, его предают взрослые – Разбойница и гениальный Сыщик. И все детство ребенок проводит в ТЮРЬМЕ…. А дальше идет диалог, где Трубадур говорит: «Я заплатил детством за все ваши грехи». А если мама – это песня, нельзя петь, вспомнишь маму – сядешь в тюрьму…Так?
Мы видим и отца короля - которого не во что не ставит дочь, да переходный возраст, но смысл понятен, он озвучивается дальше в диалоге Сыщика и Короля: «Вы плохой отец…»
Мне вот хочется спросить, авторы писали этот сценарий, чтобы сказать родителям вы плохие и ваши дети страдают из-за вас? Попытка привить родителям чувство вины или что? По-моему, давно знакомая западная схема обучения детей деструкции и настройка против старших, мы это видели во множестве фильмов, к примеру Голодные игры. А сейчас это звучит в новогоднем фильме, в России, в год семьи. Как-то так, да… Едем дальше. Надеюсь вы не устали читать разбор.
Что у нас по сюжету и поворотным пунктам?
Трубадур выходит из тюрьмы уже взрослым, т.е. детство – это не любовь, радость, забота, счастье, а тюрьма из-за взрослых. И встречается он не с романтиками музыкантами, а неудачниками, страшными непонятными животными. Меня вот очень испугали: плоскомордый осел, собака, чьи уши сливаются с шапкой, а больше всего петух, считающий себя драконом.
Давайте мы пройдемся по символам того же петуха?
Петух считается символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества. Часто петух служит флюгером на церквах, что символизирует бдительность по отношению ко всякого рода злу. Славяне издавна считали, что петух – вещая птица. Он имеет отношение к солнцу, является символом зари, вестником восхода светила. И какой тут дракон? Притянули за уши к 2024 году… Или не образованные авторы? Все проще, подмена смыслов.
Я думаю дальше вас грузить не стоит символами, а вернемся к развитию сюжета: Трубадур спел песню – волшебный пендель – попал на балкон к принцессе – знакомство – танец – побег – погоня разбойников– выступление –возвращение принцессы отцу, ну и т.д.
А законы волшебной сказки как жанра? Где вода, огонь и медные трубы? А самое главное - это ЧУДО.
Ну если поискать, то МЕДНЫЕ ТРУБЫ наверно встреча с Разбойницей второй раз, ну и типа происходит искушение героя… Под лупой поискать…
А вот ОГОНЬ – самая яркая "детская сцена" в фильме - это сжигание Трубадура и персонажей в телеге, классический элемент хоррора - замкнутое пространство. Как вам? Прямо в лоб, но в сказках огонь - это символ ОЧИЩЕНИЯ героя и не всегда это пламя.
Данный сюжет конечно больше похож на драму с элементами мелодрамы, ЧУДА нет... Но вы можете поспорить. Не забудьте аргументировать ваши доводы.
А какой характер у нашего Трубадура? Остальных персонажей? Я вот с профессиональными коллегами драматургами затрудняюсь ответить, потому что характеров нет и основного конфликта произведения тоже нет… Так вилами по воде поводили. Всё, заканчиваю про драматургию, точнее ее отсутствие.
Переходим к режиссуре и актерской игре.
А она как раз возникает из разработки персонажей. Вот Разбойница какой классный персонаж и актриса, масштаб, а внутреннего конфликта нет, а ведь можно было на той же любви ставки сделать и детально разработать. Жалко главного героя и всех хороших актеров, которым совершенно нечего проживать и играть…
Про мизансцены, танцы, музыку.
Наверно люди, которые снимают музыкальные клипы улыбнулись…
Чтобы удивить новым звуком зрителя, примочили гитарку, поставили прямую бочку и почитали репоЧёк. Тексты трогать не стали, оставили слова Юрия Энтина и либретто Василия Ливанова, ну и мелодии Геннадия Гладкова. Для взрослых ностальгия, пусть ещё поплачут и вспомнят детство.
Основное цветовое решение - серые холодные депрессивные тона. Вообще фильм ассоциируется со средневековой грязью.
Великие и могучие вы серьезно?
В зале где я смотрела фильм было около 100 посадочных мест. Зал был полным детей и взрослых. Вы пытались шутить, но никто не смеялся, да плакали, а дети боялись страшных животных и держались за родителей, не досмотрев до конца выходили из зала.
Конечно фильм без сомнения соберет несколько миллиардов, ведь он поставлен в самые «золотые» праздничные дни и «для детей…»
У меня уже много лет вопрос: Зачем делать ремейки на гениальную советскую классику? Вы действительно уверены, что сможете лучше? Нет, тупо капуста… как в одном из кадров фильма, и конечно переформатированные смыслы, эмоции. Какой - то прошлый курс на уныние, а не на созидание. Это ваша попытка удержаться в строю?
Про плюсы нужно сказать… Понравилась работа художников по костюмам и художественного цеха: реквизит и проработка интерьеров, о, да и горы конечно же, но это природа. Ех… жаль конечно, что фильм получился такой и пришлось писать этот пост, вы попросили высказать мое профессиональное мнение и я пишу, потому что очень люблю сказки и качественное детское кино.