Мне много лет и сложно меня научить чему-то. Но для молодого поколения поучительно показаны сцены, как живут простые честные люди (Кочегар) и мерзавцы вокруг него. До поры он думает, что они "хорошие", простой человек, бесхитростный. И метод борьбы у него с негодяями тоже простой. Но совершив преступление он сам не смог дальше жить с этим.
Михаил Скрябин, актёр, сыгравший Кочегара, мне очень понравился. Сейчас ведущие актёры "наигрывают", переигрывая, а этот актёр замечателен в своей простоте. Ему веришь.
В целом фильм типично "Балабановский". Здесь нет героя, в советском понимании этого слова. Ну прибил Кочегар парочку мерзавцев, а дальше что? Эта гидра многоголова... Фильм, конечно, не для массового зрителя. Трудно понять этого маленького человечка, что-то печатающего в кочегарке на старенькой машинке. Кстати мне концовка, которая якобы описывает не воспоминания Кочегара, а типа иллюстрации к рассказу Вацлава Серошевского «Хайлах", не понравилась. Примитивно как-то, грубый натурализм. Но, видимо, надо было как-то закончить фильм.
Кстати, я вспомнила фильм Говорухина "Асса", там тоже есть подобный приём (сны Бананана) в черно-белом варианте. Сначала я подумала, что майор Скрябин (Кочегар) печатал рассказ из собственной жизни, оказывается нет. Музыка Дидюли, сопровождающая этот фильм, очень уместна. Фильм мне понравился. И, слава Богу, прошли эти тупые времена безвременья России.