Коротко
Фильм показывает, что гениальность – это не индульгенция от всех грехов. Мир рушится вокруг, если внутри нет меры и Бога. И если ты служишь недостойному человеку, совершаешь подлые поступки, то наказание не заставит себя ждать. Зло несет только зло, предателей предают.
Подробно
Фильм производит сильное впечатление. Он захватывает с первых же минут, хотя автор сознательно отказывается от динамично разворачивающегося сюжета. Кончаловский создает фильм – размышление, фильм –притчу, в котором он языком постмодернизма говорит о теме преступления – греха и наказания за него. Все ли позволено гению? Это главный вопрос, над которым размышляет режиссер. Кончаловский, словно продолжает разговор, начатый еще Ф.М. Достоевским.
Фильм показывает фрагмент из жизни великого художника эпохи Ренессанса Микеланджело Буонаротти, когда он создает свои самые известные произведения.
Картина начинается с показа сцены пахоты итальянского крестьянина на фоне кипарисов и светло-голубых гор. Крестьянин с трудом шагает по земле, спотыкаясь, ведет плуг. По дороге идет, спотыкаясь, главный герой и ругает Флоренцию. Он обвиняет ее в том, что она не ценит великих своих сынов. «Мы все любили тебя, а ты предала всех! За что тебя любить?» «Тебе лишь бы было все как прежде! Чтобы бедняки прозябали в голоде и грязи, а богатые чтобы нежились в роскоши и праздности. Чтобы ты оставалась самым прекрасным городом. И горе тем, кто с этим не согласен. Ведь ты ядовита, а яд твой так тонок!» Крестьянин прерывает свой тяжелый труд и смотрит на странного человека. Показан, наполненный светом, статичный тосканский пейзаж. Стоящий крестьянин с волами сливается с землей, ему противостоит темная фигура художника, который по силуэту напоминает одиноко стоящий кипарис.
Так с первых же минут возникает противоречие образа прекрасного Ренессанса, великолепной Флоренции и гения –интеллектуала, созданного в искусстве и грубого, требующего признания и обожания художника, который похож на грязного оборванца, бродягу. Он одинок и проклинает мир. Флоренция и Рим – мрачные города, улицы которых грязны, а герои уворачиваются от помоев, которые льются сверху и с трудом отбиваются от бродячих псов.
Одно из важных составляющих гармонии – это мера. Гармоничный человек знает свою меру во всем. Однако режиссер показывает нам не гармоничного художника, который находится в состоянии внутреннего и внешнего разлада с собой и с миром. Герой понимает, что он не знает меры. «Я не знаю границ. Я не умею себя сдерживать. Я всегда-всегда берусь за большее, чем могу охватить». Герой переоценивает свои возможности и не может завершить начатое. Он боится и ненавидит.
«Ты презираешь людей. Ты не сказал ни о ком доброго слова!» - говорит соперник Микеладнджело архитектор и скульптор Сансовино. И в этом тоже проявляется конфликт и противоречие между жизнью и творчеством мастера, следствием чего становятся многочисленные грехи художника. Микеланджело жаден. Он часто обманывает, предает знакомых и покровителей, завистлив и жесток. «Корысть – это великий грех. Гореть тебе в Аду» - говорит член семейства делла Ровере, раскрыв обман художника, который потратил деньги папы римского на покупку дома и фермы, а, чтобы никто не догадался, записал все на отца.
Микеланджело тратить огромные деньги на свою семью, содержит родственников, но держит в впроголодь своих подмастерьев-учеников, экономит на их одежде. Он стравливает их между собой. В итоге – один из них его несколько раз предает его, даже взял яд и деньги, чтобы отравить мастера.
В фильме показано наказание за грехи художника – одиночество и безумие.
В фильме есть сцены употребления алкоголя – вина. Наглядно показано, что распитие вина – это путь к скотскому состоянию. Пьяные герои не красивы, порой отвратительны.
Режиссер уходит от привычной идеализации богатых аристократов и иерархов церкви. Они вызывают отвращение. За роскошными одеждами скрываются уродливые старики (как внешне, так и внутренне). Микеланджело презирает своих покровителей. Он говорит: «Я творю красоту для развратников, тиранов и убийц. Я – урод не достойный своих творений».
Люди прощают грехи Микеланджело за его талант. «За это тебе многое проститься!», «Микеланджело, запомни, ты – мразь, но божественная мразь. Гений ! И за это мы тебя и терпим!», «А знаешь, что, мастер? Ты может и не красив собой, но ты – гений! Природа дает благородной душе презренное тело». Эти рассуждения красной линией проходят через весь фильм и слова звучат из уст разных героев.
Но другие люди за предательство, вранье и прочее, караются смертью. Предатель, открывший ворота замка– убит, кузнец, сэкономивший на металле, из-за которого погибнет камнетес – убит. Только Микеланджело живет.
Когда в фильме появляются камнетесы Каррары – люди труда, живущие словно большая семья, готовые свою жизнь отдать за друга, кадры становятся светлыми. Эти люди, ежедневно выполняющие тяжелый труд, единственные персонажи фильма, истинно верящие в Бога и сохраняющие человеческое достоинство. Они не боятся никого, так как у них очень рискованная работа. Их показ сопровождается видами величественной природы. Они показаны как противопоставление главному темному, одинокому, мятущемуся, порой отвратительному, герою. Для режиссера они и их поступки наполнены внутренним светом и являются образцом.
Окончание фильма – на рисунки художника льется кровь. Выясняется, что влюбленных молодоженов зарезали, чтобы припугнуть Микеланджело. Юноша был подмастерьем скульптора. Он один из самых близких ему людей, а его красивая молодая жена – вдохновляла художника. К Микеланджело является дух Данте возле тел убитых. Он отказывается с ним говорить. «Я знаю, это моя вина. Я думал, что я иду к Богу как ты, а на самом деле я отдалялся все больше. В своих работах я так хотел выразить Бога, но обрел только красоту человека. Мои творения прекрасны. Ими любуются, но перед ними не молятся. Они внушают греховные мысли. Я понял. Перед ними нельзя молиться. Они не открывают путь к небесам. Я потерялся. Укажи мне выход! Молчание… Слушать !!!». Дух Данте уходит по подземному ходу в мир теней. Микеланджело остается один. Вокруг него вечное небо, горы, труд крестьян и его произведения.
Фильм показывает, что гениальность – это не индульгенция от всех грехов. Мир рушится вокруг, если внутри нет меры и Бога. И если ты служишь недостойному человеку, совершаешь подлые поступки, то наказание не заставит себя ждать. Зло несет только зло, предателей предают.